Преемственность духовно-нравственных традиций как фактор оздоровления современного этноконфессионального сознания

Краснова О.П.

            Кто знает истинное  слово жизни,
тот должен, обязан сообщить его незнающему,
блуждающему во тьме брату своему.
(Евангелие)                                                    
Слово – та же деятельность, а у нас - более чем где-нибудь.
Слово, сказанное кстати, полезно.
У нас уже давно сказано свое русское  слово.
Блажен тот, кто умеет прочесть его.
(Ф.М.Достоевский)
«…традиции морали совершеннее способностей разума»                                                                                                                                   (Хайек Ф.А.)

На рубеже двух веков XX и XXI, когда современная Россия как правопреемница национальных,  культурно-исторических и духовных традиций пережила геополитическую катастрофу крушения социалистической формации, в отечественной науке все отчетливее  стала подниматься проблема цивилизационной идентичности современного  российского общества.
Пути развития России в современных условиях постиндустриального общества и мирового кризиса, охватившего современную цивилизацию, невозможно не соотнести с необходимостью  духовного обновления мира и современного человека благодаря  феномену отечественной литературы, позволяющему усиливать акцент на проблеме цивилизационной самоидентификации России.
Смена эпох предполагает отстранение от традиционных критериев цивилизации, предположительно становящихся архаическими. Абстрагирование, свойственное интеллектуально-психологическому отстранению во времени, порождает обновленное и обостренное осмысление и  видение прошлого.                                       
Успех социальных преобразований в современной России  невозможен без осуществления духовно-нравственного совершенствования  человека.
Социально-философский контекст раскрывается смысловым значением цивилизационных основ, включающих в себя этноконфессиональные и  этнонациональных традиции повседневной жизни, законы русской этики.
По определению академика В.П.Казначеева, понимание эволюции современной цивилизации сводится к «синтетическому подходу» к культуре, вере, религии и науки, ученый отмечает, что «в России ширится проблема эволюции, интеграции, духовности космогонии» (1; 27).
В.С.Соловьев связывал нормальное функционирование общества с гармоническим соотношением между нравственностью и экономикой, духовной и материальной сферами.
В переписке с В.И.Вернадским П.А.Флоренский приходит к мысли «о существовании в биосфере …особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры или круговорот духа – пневматосферы», что позволяет  связывать высшую стадию космической эволюции с духовным развитием человечества.
Духовность как определенное состояние русской нации и человека определяется русским философом и правоведом  И.А.Ильиным «душевным укладом человека», который является свидетельством «русскости русского духа», воплощенного в душевных состояниях, обращающих человека к Богу в небесах и ко всему божественному на земле –«духовности человека».
Душа, по И.А.Ильину, «священна духом и своею одухотворенностью, освящается бытием – личным и народным. Родина для русского человека - это тот национальный строй, и уклад души, который выстрадался и выносился нашим народом в его бытии и в его быту и который незаметно, но неизменно владеет и моею душою, ее дыханием, и вздохом, и стоном, и жестом, и языком, и пляскою. Родина есть нечто от духа и для духа».
Безродность как состояние обреченности - «без Родины», «без родни» -  свойственно тому, у кого душа закрыта для Божественного. Интернационализм безродных душ коренится прежде всего, в религиозном кризисе нашего времени.
«Творцами духа», по мнению И.А.Ильина, являются «живые очаги Родины»: пророки, гении и герои, перед которыми склоняемся в любви, и, назвав их имена, можно определить «какого ты духа и где твоя Родина». 
Пророки и гении выполняют цивилизационную миссию, «пребывая  во внешней и внутренней  стихии своего народа, ставят себя и в своем лице свой народ перед лицо Божие»; «указывают своему народу верный путь к духу и духовности»; остаются духовным алтарем, вокруг которого собираются и из века в век будут собираться сыны его Родины».
И если осуществляется поиск «путей к России», то следует идти к ее гениям и пророкам: «они показали нам то, чем мы призваны быть; к чему мы способны; как нам восходить на эту высокую и трудную гору» (2; 29-32).
По убеждению Н. В.Гоголя, духовный рост каждого человека и благотворное воздействие его  на окружающих необходимы для прогресса всего общества в целом.
Современному россиянину, вне зависимости  от принадлежности к  той или иной конфессии и этносу, важны морально-этические традиции, выполняющие социальную функцию регулирования  в повседневной жизни человека.
Духовно-нравственная составляющая пронизывает все сферы бытия человека. Сохранение и следование этноконфессиональным традициям является определенным гарантом безопасности России как Евразийской цивилизации.
Обращение к культурному наследию Отечества в современную постиндустриальную эпоху  в условиях мирового кризиса – своего рода прикосновение к живительному источнику энергии Добра, Мудрости и Человеколюбия, обращение к традиционным истокам.
Опыт православного миропонимания, нашедший отражение в русской философии и социально-философской публицистике классиков отечественной литературы, представляет собой  средоточие свидетельств цивилизационной  идентичности.
В настоящее время, осмыслив заново значимость патриотизма в эпоху глобального мирового кризиса, мы, россияне XXI века, не вправе  идентифицировать себя иначе, чем  как  нация, в основе духовности которой лежит великая идея крепкого соединения людей, позволяющая быть сильным, здоровым, достойным и великим народом.
Современная российская эпоха характеризуется ужесточением ритма жизни и отношений между людьми, распадом человеческих общностей, культивированием морали сильных и активных людей.
Диагноз современного общества связан, по мнению современного русского философа А.С. Панарина, со стремлением избежать любого серьезного духовного усилия. Главной чертой формирующегося человека нового типа является стремление взять максимально многое при минимуме личных усилий.
Россия, ее народ выступают сейчас как воплощение нового «изгойства»,  народ характеризуется как носитель не «того» менталитета, веры, традиций, рассматривается как недееспособный владелец  территории с огромными ресурсами.
Выпадение массы населения из социальной страты и общественной иерархии (пауперизация), превращение в изгоев, по мнению Н.А. Нарочнинской, способствует разрушению социальной, а также и цивилизационной, идентификации.
Критериями цивилизационной православной идентификации являются добро, соблазны зла, свобода воли.
Русская культура основывается на четком представлении о добре и зле, нравственном долге человека, поиске смысла жизни на основе духовных начал. (4; 39, 45).
Патриотическая позиция  В.В. Кузнецова сводится к необходимости выработать новую идеологию, фундаментом которой должна стать христианская идея человеческого
достоинства. С этой целью необходимо «выстроить духовную вертикаль», предполагающую на уровне личности приоритет духа над душой и телом; на уровне
общества – приоритет духовной власти над властью государственной, что предполагает отношение                 человека к самому себе и к другому как автономному духу (4; 257, 258).      
А.С. Панарин (1940-2003) в монографии «Русская культура перед вызовом постмодернизма» (2005) отмечает высокую значимость сохранения великой традиции отечественной классики, отраженной в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,     Н.В. Гоголя, сохранение которой, по его мнению, может предотвратить духовный кризис в России.
Нравственность как автономная сфера человеческой субъективности определяется зависимостью познания от этики.
По определению И.В. Киреевского (1806-1856) истина не дается нравственно ущербному человеку. Концепция «интегризма» И.В.Киреевского определяет мышление, одухотворенное верой, как способное соединить в одно целое разные  части души, в которых сосредотачиваются разум и воля, чувство и совесть, прекрасное и истинное.
Обращение к духовным традициям на стыке XX-XXI веков в эпоху кризиса нашего времени позволит правильно  исследовать цивилизационные приоритеты.
Современная российская наука заявляет проблему идентификации России как локальной цивилизации, следствием чего является постановка национальной проблемы – особенностей и специфики исторически сложившихся традиций, устоев и принципов.
Духовно-нравственная составляющая является цивилизационным «ядром», центром, изъятие которого грозит всеобщим обезличиванием, потерей ориентиров между Добром и злом.
Понятие духовности определяется как проявление устремленности к совершенному, идеальному, целостному.
Нравственный закон, столь важный для современной России, сопрягается в русской традиции с категорией «совесть», заключающей в себе, по мнению В.В.Кузнецова, разумение, понимание, знание, внутреннее убеждение в чем-то, что извне задано человеку как закон (4).
В.И. Даль определяет совесть как нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращение ото лжи и зла; невольная любовь к добру и истине; прирожденная правда в различной степени развития.
Обращение к наследию русской философии и отечественной литературы в контексте цивилизационной парадигмы позволит расширить научное пространство герменевтической социологии, придаст   весомую социльно-государственную значимость, будет способствовать самоидентификации российской цивилизации в проблемном поле духовно-нравственных ценностей и достоинства человека – гражданина России, носителя духовных, философских, исторических и культурных традиций своего Отечества.
Духовно-нравственный контекст социальных процессов и человеческого бытия в конкретном социуме всегда вызывал в России определенный резонанс в великой русской философии, в великой русской литературе.
Отстранение во времени обостряет мысль, позволяет по-новому вчитаться, вдуматься и осмыслить Слово, сказанное отечественными гениями,  – «большое» действительно «видится на расстоянии» (С.А.Есенин).
Н.А. Бердяев (1874-1948), характеризуя доктрину славянофилов, подчеркивает   органическое понимание ими народной жизни, органическое понимание отношения между царем и народом: не должно быть ничего формального, юридического, не нужны никакие правовые гарантии. Органические отношения противоположны договорным. Все должно быть основано на доверии, любви и свободе.
Категория  «истина» концептуализирована Н.А.Бердяевым в знаменитом сборнике-юбиляре «Вехи» (1909) в статье «Философская истина и интеллигентская правда», в которой философ выражает понимание истины как научно обоснованной, истинной в научном смысле слова.
По мнению философа «интеллигентское сознание» требует радикальной реформы, в которой только «очистительный огонь философии призван сыграть важную роль; «русская интеллигенция может перейти к новому сознанию лишь на почве синтеза знания и веры, синтеза, удовлетворяющего положительно ценную потребность интеллигенции в органическом соединении теории и практики, «правды-истины, и «правды-справедливости».
Спустя столетие (1909-2009) не теряет своей актуальности гражданственная позиция философа и его синтезирующая мысль о том, что «сейчас мы духовно нуждаемся в признании самоценности истины, в смирении перед истиной и готовности на отречение во имя ее» (5; 29).
Определение значимости философии, философских тенденций отечественной классической литературы, социальное значение которой в современных реалиях России неоспоримо, ибо «философия есть орган самосознания человеческого духа, и орган не индивидуальный, а сверхиндивидуальный и соборный, сверхиндивидуальность и соборность философского сознания осуществляется лишь на почве традиции универсальной и национальной.
Укрепление такой традиции должно способствовать культурному возрождению России». 
Обретение независимости от «застаревшего самовластия», осмысление грехов нашей болезненной истории» позволит обрести внутреннюю свободу, когда не только будут виноваты внешние силы и самооправдание их виной. Освобождение от внешнего гнета произойдет тогда, когда «освободимся  от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы. Тогда народится новая душа интеллигенции» (5; 30).
Тема интеллигенции в России является неизменно ключевой на протяжении последних 100-150 лет. Каждый исторический излом в России сопровождался роковой или значимой ролью русской интеллигенции при очередном крутом историческом повороте. Русской интеллигенции нередко приписывают роль совести нации.
Энциклопедическое толкование определяет интеллигенцию в переводе с латинского как понимающую, мыслящую, разумную. Представляет общественный  слой людей, профессионально занимающихся умственным, особо сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры.
Термин «интеллигенция» введен в употребление писателем П.Д.Боборыкиным и перешел из русского в другие языки. Данное понятие является выражением собственно специфики русского менталитета.
П.В.Струве определяет в сборнике «Вехи» русскую интеллигенцию как особую культурную категорию, порожденную взаимодействием западного социализма с особенными условиями нашего культурного, экономического и политического развития. Представляет собой социальную группу, нацеленную на реформирование общества путем демократизации.
Малый Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона указывает и на то, что интеллигенция  проявляет интерес  к литературе и искусству.
Известный русский языковед и литературовед, почетный член Петербургской Академии наук (1907) Д.Н. Овсянников-Куликовский (1853-1920) в своей книге «Психология русской интеллигенции» определяет значимость интеллигенции  в пассивном или активном участии в умственной жизни страны.
Интеллигенция составляет духовную элиту страны и является передовой группой общества.
Социологические исследования (2001) подтверждают мнение об интеллигенции как носителе высоких моральных устоев и традиций, духовной культуры, порядочности, благородстве и честности (6). 
К числу «грехов» русской интеллигенции Н.А. Бердяев относит особые внутренние противоречия, суть которых сводится к следующему:
-  русская интеллигенция «дорожила свободой – исповедовала философию, в которой нет места для свободы;
- дорожила личностью – исповедовала философию, в которой нет места для личности;
- дорожила смыслом прогресса -  исповедовала философию, в которой нет места для прогресса;
- дорожила соборностью человечества -  исповедовала философию, в которой нет места для соборности человечества;
- дорожила справедливостью - исповедовала философию, в которой нет места для справедливости  (5; 28).  
Определяя цивилизационные критерии идентичности русской интеллигенции, следует отметить, что суть русского интеллигентского сознания и поведения, по мнению В.Г. Короленко, заключается в умении заражаться чужими настроениями, интересами и нуждами.
Для русского интеллигента свойственна неспокойная совесть, обладание способностью «беспроволочной» связью с другими людьми и миром, готовность отозваться на беду другого человека и принять ее как свою.
А.Ф.Лосев характеризует самовыражение русской интеллигентности качествами  совестливости ума, рефлексии, порождающейся чувством живого сострадания к судьбе своего народа и страны, когда интеллигентское сознание не знает покоя из-за того, что кто-то живет плохо, или с кем-то поступили несправедливо.
Классическая метафора А.П.Чехова о «колокольчике», взывающем к совести русского человека, напоминающем о том, что рядом с вами могут жить обездоленные и страдающие, нуждающиеся в защите люди, остается традиционной и для современного русского  интеллигента.
Социологические измерения рейтинга желаемых качеств, свидетельствующих о современной российской идентичности в контексте «взращиваемой интеллигентности» - воспитание востребуемых социумом качеств личности («мнения представителей разных стран о том, что они считают особенно важным воспитать в детях»), распределились в процентной значимости следующим образом: 1. трудолюбие (91.0); 2. чувство ответственности (85,9); 3. решительность и настойчивость (64,8); 4. толерантность (64,4); 5. бережное отношение к деньгам и вещам (63,9); 6. доброжелательность (61,7);                 7. независимость (52,5); 8. религиозность (21,6); 9. смирение (11,7).
В 2007 году не испытывали чувства общности с россиянами 15 % респондентов, с людьми той же национальности - 8%.
«Я-самоиденификация»  россиян, свидетельствует о степени важности определенных социальных ролей: 1. гражданин России (58); 2. житель своей местности (34); 3. представитель своей профессии (31); 4. рабочий (23); 5. представитель своей национальности (21); 6. представитель среднего класса (14); 7. бедный (14);                        8. представитель интеллигенции (12).
Приверженность к мировоззрению традиционалистов отметили 47%  русских респондентов, модернистов – 20 %.
В 2004 году молодежной среде (возраст от 16 до 25 лет) к традиционалистам относили себя 29 %, в 2007 – 27 % (7; 16-28).
Статистические показатели ряда исследуемых социологами локальных проблем в контексте укрепления средствами воспитывающего воздействия на подрастающее поколение современных россиян убеждают в необходимости сохранения цивилизационных традиций.
Изучение отечественной философии и классической литературы играет значимую роль в духовно-нравственном  воспитании российской молодежи.
Современный российский социолог С.И.Григорьев, исследуя феномен творчества советского писателя, киноактера и кинорежиссера В.М.Шукшина в контексте социогуманитарного знания, определяет методологические основы значимости художественного текста для осмысления социальных процессов, происходивших и происходящих в России.
Национальное духовное, государственное и социальное развитие, по мнению С.И.Григорьева, должно основываться на корневых качествах народного характера, проверенных временем.
Писательский талант включает способности художественно-образного восприятия,
помноженные на интеллект мыслителя:
-  писатель интегрирует актуальный и исторический социальный опыт;
- предоставляет уникальный источник знания;
- раскрывает актуальное постижение индивидуального видения происходящего, закономерностей его изменения, специфики прошлого и настоящего, объективных, типичных характеристик социального бытия, тенденций общественного развития, уникальных социокультурных явлений и процессов;
- предстает одаренным экспертом, мыслителем, наделенным природой, социогенетикой и своим трудом огромными возможностями точной оценки характера, закономерностей происходящего, его специфики в конкретных социально-исторических и национально-культурных, социально-территориальных и географических условиях;
- обладает социально-философской и гражданской зоркостью;
- противоречия национального социально-исторического пути, «ошибки» народа;
- собственная жизнь, духовные поиски, устремления, выводы, обретения и потери осознаются  как часть народной мудрости, процесс ее формирования, сохранения и применения;
- художественное слово оживляет и одухотворяет «сухое» теоретизирование и социальную статистику, дает возможность размышлять над непростой  судьбой русского человека и общества (8; 47);
- мастера отечественной литературы концентрировали идеи, разрабатывающиеся во всех формах общественного сознания, в различных гуманитарных и социальных науках    (5; 70).
Сохранение и соблюдение заветов классиков отечественной   литературы - гениев русского народа А.С.Пушкина (1799-1837), Н.В.Гоголя (1809-1852), Ф.М.Достоевского (1821-1881), Л.Н.Толстого (1828-1910), А.П.Чехова (1860-1904) в эпоху глобальных социальных перемен актуализирует исследование феномена русского менталитета, феномена русской этноконфессиональной духовности.
В XXI веке особо значимым для России, пережившей ряд социальных потрясений, именуемых в современной российской науке трансформациями, является возвращение к своим цивилизационным истокам.

Литература
1. Казначеевские чтения №1, 2010. Качество социальной жизни в России: история и современность. Сб. докладов участников  международной научно-практической конференции  /Под общ. ред. академика В.П. Казначеева, - Новосибирск, 2010.
2. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10т. Т.6. Кн. II / Сост. и  коммент. Ю.Т Лисицы – М.,1996.
3. Нарочнинская Н.А. Русский мир.- СПб. – 2008.
4. Кузнецов В.В. Достоинство человека как духовная ценность: русская традиция. – СПБ., 2005.
5. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда. /Вехи. Из глубины. М. – 1991.
6. Петрова А.С. Как русские понимают слово «интеллигенция», отчет по результатам всероссийского опроса городского и сельского населения 4 августа 2001 г. (1500 респондентов).
7. Российская идентичность в социологическом измерении. – М.: Институт социологии РАН, 2008.
8. Григорьев С.И. Творчество В.М. Шукшина в изучении и преподавании социологии (учебное пособие для студентов и преподавателей социологических дисциплин в вузах России начала XXI века). – М.: Изд-во РГСУ, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II. Культурно-исторические традиции в формировании современного человека

Четвёртый международный конкурс классического танца имени Любови Гершуновой

 

В.В. Ромм
Любовь Гершунова родилась в г. Новосибирске. В 1967 году она закончила Новосибирское хореографическое училище по классу А.В. Никифоровой и была принята в Новосибирский государственный академический театр оперы и балета. В то время на сцене сибирского театра блистали выпускники прославленных балетных школ Москвы и Ленинграда. Сибирский театр по праву считался третьим творческим коллективом после Большого театра СССР в Москве и театра им. Кирова в Ленинграде. Казалось, что стать солисткой, а тем более прима-балериной Новосибирского театра вправе только представительница старейших в России столичных школ. Новосибирская школа делала только первые свои выпуски. Любовь Васильевна прежде всех выпускников новосибирской балетной школы стала ведущей артисткой крупнейшего оперно-балетного  театра России, первой получила почётное звание «Заслуженный артист  РСФСР», а затем – «Народный артист России».
Большую роль в становлении молодой выпускницы сыграл Игорь Григорьевич Есаулов, бывший в то время главным балетмейстером Новосибирского театра. Первой главной партией совсем юной балерины в 1968 г. стала роль Сюимбике  в балете Ф.З. Ярулина «Сюимбике – птица Счастья» в постановке И.Г. Есаулова (фото 1 на 2-й стр. обложки). В этой роли уже проявились уникальные сценические качества Л. Гершуновой. Зрители восхищались ее удлинёнными линиями, красивыми арабесками, полётными прыжками. Сразу же после Сюимбике Игорь Григорьевич стал репетировать с Л.Гершуновой Одетту в «Лебедином озере».
Л. Гершунова представляла новое сибирское поколение артистов балета, уверенно заявившее о себе на крупнейших сценах России и ведущих капиталистических стран. Выступления Л. В. Гершуновой во многих ведущих партиях классического и современного репертуара задавали высочайшую планку качества для коллег по цеху, становились значимыми событиями для города. Балетный репертуар Новосибирского театра того времени позволил балерине станцевать огромное количество разнообразных партий, создать множетсво неповторимых образов.  Это Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке»,  Жизель, Сильфида в «Шопениане», Сильфида в «Сильфиде»,  Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Фригия в «Спартаке», Джульетта в «Ромео и Джульетте». Партия Джульетты оказалась для Любови Гершуновой счастливой (фото 2 на последней с. обложки).. Балетмейстеры Наталья Касаткина и Владимир Василёв ставили этот спектакль именно на особенности юной артистки. С Джульетты началось всероссийское, а затем и мировое признание сибирской балерины. Можно долго перечислять и вспоминать лирические, вдохновенные образы созданные ею. Имя Любови Гершуновой более 20 лет являлось визитной карточной Сибирского балета, гордостью и славой не только Сибири, но и всей России.
Готовя эту информацию, я обнаружил в своей давней, 1985 года издания, книге о балерине, несколько зарисовок из жизни :
«Подходил срок сдачи рукописи в издательство, а тре­бовалось еще что-то дописать, исправить. Время летело стремительно, и некоторые вопросы остались без ответа... Я пришел к Любови домой.
– Что там Редакция требует?                                                
– Хотят, чтобы рассказал о твоих увлечениях, о том, что после работы делаешь... 
– Это никому не нужно! – замахала руками Люба.
– А я согласен. Вот что неписано: «Главный недо­статок рукописи в том, что автор заключил балерину в чрезвычайно жесткие рамки: сцена и на ней — актриса в «образе». Следует избегать односторонности изображения героини, полнее рассказать о ее жизни, творчестве, взглядах, убеждениях, раскрыть ее личность».
– Валерочка, ты правильно делал! К тебе придира­ются,— отодвинула   бумаги   Люба. – сам знаешь – не остаётся сил и времени ни на что. Едва хватает на кухню и на сына.
– И неправда! Ты еще любишь петь! — раздался го­лос сына, заглянувшего в дверь.
– Тотошка, делай уроки...
– Неужели ты поешь! Бережешь детскую мечту?
– Нет,  нет! –  замахала  руками  Люба. –  Как   мне петь? Я и разговаривать-то боюсь!
– А вот   и неправда! – снова   высунулась   голова Тотошки. – Папа тебе даже    магнитофон    специально купил!
–  Пытаюсь... немного,— смутилась она. –  Только это так, для себя.
– Кстати, редактор недоволен, что героиня все вре­мя молчит.
– Валерочка, ты лучше других знаешь, что наша профессия заставляет молчать. Помню, когда я только пришла в театр, ты приструнивал меня: «Меньше разго­варивай!»
–  Верно, было такое. Но ты стала совсем уже мол­чальницей...
– Просто я способная ученица! – лукаво ответила Любовь. – А ты был абсолютно прав. Недавно прочла в книге Асафа Мессерера: «Что делать, если наше искус­ство замкнуло нам уста, заставив говорить тело. Все ме­таморфозы человеческого духа — через этот прекрасней­ший материал, через эту «немую глину»...
Собеседница на секунду задумалась.
– Я даже боюсь разговаривать, боюсь, что, выражая мысль словом, предам наше искусство... Оно ведь может отомстить,   отобрав   способность   говорить   пластикой... Хотя это какой-то глупый, суеверный страх. Мы привык­ли думать, мечтать не словами — образами. Что для нас, «балетных», может быть выразительней взгляда, жеста, движения? Для того чтобы объяснить маленький жест, приходится тратить уйму слов, порой исписать страницу. А мы на жест тратим мгновение! И этому мгновению мы посвящаем жизнь...
Трудностей у танцовщиков очень много. У меня, на­пример, одна из них состояла в том, что трактовка той или иной партии какой-нибудь другой балерины пред­ставлялась настолько убедительной, что я не могла «уви­деть» долгое время себя в ней или приспособить ее к сво­ему стилю и интерпретации. Так, «Жизель» означала для меня Уланову и Бессмертнову. «Джульетта» — Уланову... И это продолжалось до тех пор, пока не обнаружила, что каждый образ можно сделать своим. Стать «самой со­бой» не просто. Об этом часто говорят педагоги, но по-настоящему усваивается это предписание лишь через го­ды мучительных сомнений.
—  Классика для всех балерин является самой же­ланной.   В   ней   артист   проверяет   себя,— продолжала Гершунова.— Кстати, к классике я причисляю и поста­новку   «Щелкунчика»   Василием   Вайноненом,   которая сохранилась в нашем театре. Танцевать этот спектакль истинное наслаждение.
—- А что нравится из зарубежных постановок?
—  В Париже в великолепном исполнении артистов «Гранд-Опера»   я видела   балет  Джорджа   Баланчина «Хрустальный дворец» на музыку Ж. Бизе. Вот это — спектакль! И другие постановки Баланчина мне понра­вились музыкальностью,  необычным   хореографическим решением.
Я была бы счастлива танцевать Катарину в веселом представлении-балете немецкого хореографа Крэнко «Укрощение строптивой» на музыку Доменико Скарлатти.
Из хореографов молодого поколения хорошее впе­чатление производят работы советского балетмейстера Бориса Эйфмана, имею в виду нетрадиционный жанр. Его «Новый балет Ленинграда» видела несколько раз. Хотелось бы станцевать «Двухголосие» из их репертуа­ра. Оригинальная, интересная миниатюра.
—  А что в нашем театре хотелось бы исполнить?
—  Опять  редакторские   вопросы  задаешь? — погро­зила Гершунова.
—  Почему   редакторские? — спросил   молчавший до этого Бердышев.
—  Потому что сам он прекрасно знает, как я отве­чу,— повернулась   к мужу   Люба.— Знает, что хочется танцевать все, но... есть много «но»!
—  Какие еще «но»? — не сдавался я.
—  А то, что мечтать надо об осуществимом. Что толку говорить о таком-то балете, такой-то партии, если театр в свой план их не включил? Сейчас есть много талант­ливых молодых балетмейстеров, много прекрасных спек­таклей у  нас в  стране  и в других  социалистических странах. Мечтаю, чтобы театр хотя бы изредка пригла­шал их. Не перестаю мечтать о встрече с нашими заме­чательными   балетмейстерами   Григоровичем,   Гусевым, Сергеевым, Дудинской, Васильевым, Виноградовым, Ка­саткиной, Василёвым. Мне очень повезло, что работала с ними. Но другие танцовщики, молодые, не учились у них, а в ближайших и будущих планах театра не вижу этих желанных встреч. А годы летят!
Гершунова вздохнула, передернула плечами, замол­чала. В это же время смолк убаюкивающий голос Стрейзанд: кончилась пленка.
—  Дай прочитаю, что там еще...
«Довольна ли балерина собой, своим творчеством, судьбой? Где больше выступает: в Сибири или за грани­цей? Приглашали ли ее «поближе к столице»? Получила ли признание, награды, есть опыт, меньше сил тратится на спектакль?..»
Балерина отложила бумаги в сторону и рассмеялась: дотошный.
—  Если бы вопрос прозвучал так: «Бываю ли я до­вольна собой?», ответила  бы  категорически:  «Нет, не бываю!» Я вижу свои недостатки, недоработки, ошибки. И с годами вижу все больше! С другой стороны, я не­сомненно довольна своей судьбой. Она  мне подарила возможность танцевать. Кое-что мне удавалось...
Сегодня сил на спектакль уходит намного больше. Раньше чего мне было бояться, можно было не дотанцевать,  сбиться,  все  простили  бы — за  юность. Теперь же мои героини моложе меня. Теперь надо рассчитывать на технику, на мастерство. Да и ответственность намного выше!   Раньше — никому   не   известная   артисточка. Сегодня — зритель заглядывает в программку и читает: народная артистка, лауреат. И я должна каждый раз подтверждать высокие звания. Требований к себе больше предъявлять, жестче отбирать партии. От каких-то, как ни хочется танцевать, заставляю себя отказаться.
Пересматриваю трактовку других. Вот и волнуюсь, и репетирую бесконечно! Если раньше я могла, редко, но случалось, выскочить на спектакль с двух репетиций, то теперь готовлюсь к каждому семь-десять дней. Исполняю партию в сотый раз, а репетирую все равно каждый день и считаю, что кое-где недоработала...
— Там   насчет патриотизма   к Сибири   написано, вступил в разговор Анатолий.— Приглашали Любу работать в Большой театр. Трижды разговор заводили, – она и слушать не хочет: «Как, я буду жить без Hoвосибирска, без своего репертуара?!» Этот аргумент оказывался каждый раз решающим.
Ну, а где мы больше танцуем: за границей или в Сибири? Конечно, дома. Даже курьезы случаются. Вот в этом году, например, Любе, как депутату областного Совета, нужно было отчитаться перед избирателями. Так вот, с завода, где должна была состояться встреча, позвонили и попросили... станцевать. «С отчетами у нас любой депутат выступит, мы же хотим увидеть своими глазами, как Гершунова танцует, у нас, на заводе!» — сказали избиратели. Пришлось танцевать. И знаешь – понравилось. Повторяли еще почти на десяти предприятиях.
По моей просьбе Толя принес газетные вырезки с рецензиями. Многие были знакомы. Некоторые видел впервые. К ним были приколоты листочки с переводами. Не мог удержаться, чтобы не переписать некоторые.
Никарагуанская газета «Ла Пренса» от 17 сентября 1982 года:
«...Ее техническое совершенство парализовало и оста­вило нам ощущение, что это — лучший «Умирающий лебедь», которого мы когда-либо видели, хотя среди виденных нами великих артистов всех времен такая, как Марго Фонтейн. Возможно, эта смерть, менее показная, более эфирная, пробудила в нашей памяти испанские Стихи: «Люблю утонченные вещи, неосязаемые и благородные,   как   мыльные   пузырьки...» Она   была   менее реальной и тем более очаровательной...»
Латиноамериканский критик Эдуардо Комарасами писал в газете «ИА» о концерте 18 октября 1982 года в столице Доминиканской Республики  Санто-Доминго:
«Любовь Гершунова и Анатолий Бердышев исполни­ли с непогрешимой утонченностью номер (адажио из «Лебединого озера»)... Балерина вместе с Бердышевым во второй части спектакля представила работу, которая покорила публику в «Ромео и Джульетте». Оба танцов­щика добились единения и страстной экспрессивности в этом номере. Но Гершунова еще не сказала своего по­следнего слова, в том, что подразумевается под экспрес­сивностью танца. Она сказала его в финале этого вечера, когда исполнила классический номер «Умирающий лебедь»...
На другой день в газете была помещена еще одна статья, под названием «Умирающий лебедь»: «...Субботним вечером на сцене Национального театра кому можно было бы присвоить категорию первой фи­гуры в дебюте звезд советского балета, так это, несом­ненно, балерине Любови Гершуновой...
Многочисленная публика стоя и с «браво!» аплодиро­вала Гершуновой, которая благодарила за признание нежными и скромными жестами. То было безукоризнен­ное и техничное выступление на сцене, на которой мы аплодировали когда-то гениальным и непревзойденным Алисии Алонсо и Марго Фонтейн.
В Гершуновой прослеживается большая музыкальная чуткость. Ее исполнение восхитительно! Эти качества, которые мы отмечаем, добавляются к ее изящной фи­гуре, ясному лицу в ореоле прекрасных волос. Это то целое, что вызвало живой энтузиазм публики. В «Умирающем лебеде» Гершунова умеет быть одухотворенной однако ее первое качество стиля — это проявление нежности, нежности одновременно ностальгической и сияющей, которая чудесным образом передается на сцене в произведении Сен-Санса...                                                
Гершунова — как бы прототип    русской    балерины! - гладкие волосы, обрамляющие овал лица, черные глаза, великолепные  руки,   восхитительные ноги, прямой тонкий и гибкий корпус благородных линий. В частности, она оставила нам неумирающую память...»
И в заключение выдержка из журнала «Театр», написанная известными советскими балетмейстерами Н. Касаткиной и В. Василёвым: «На первый взгляд она кажется слабым подростком, которого боишься сломать, взвалив на нежные плечи непосильную тяжесть. Но начинается работа, и видишь, какие силы скрыты за эфемерностью, полудетской хруп­костью. И какая органичность заложена в самом ее таланте! Гершунова рождена для танца» .
Последней партией Л. Гершуновой на сцене Новосибирского академического театра оперы и балета была Франческа в балете «Моя Франческа» на музыку увертюры-фантазии «Франческа да Римини» П.И. Чайковского в постановке балетмейстера Н.В. Соковиковой (см. фото 2 на последней странице обложки). Но, наступили времена крушения СССР, развала экономики, культуры. В театр пришло новое руководство и за короткое время сократило балетную труппу почти втрое. В расцвете мировой славы балерина оказалась вне театра.
Л. Гершунова осталась в России, но лишение  возможности работать на сцене любимого Новосибирского театра, явилось для неё страшным ударом. Балерина не представляла себе жизни без балета, без сцены. Какое-то время  многочисленные поклонники могли видеть её в спектаклях Новосибирской труппы «Балет – 100».
Затем Любовь Васильевна работала руководителем студии класс сического танца Детской школы искусств № 23. Её воспитанницы впитывали от педагога фанатическую любовь к балету, успешно выступали на областных и международных хореографических конкурсах, в том числе и на трёх конкурсах классического танца, носящих имя Любови Гершуновой. Эти три конкурса прошли ещё при жизни великой балерины. В 2008 году Любови Гершуновой не стало, однако имя её навечно вписано в историю сибирской культуры, а конкурсы её имени продолжаются.
Международная Славянская академия, совместно с Институтом Человека, Новосибирским государственным хореографическим колледжем организовали Четвёртый международный конкурс классического танца имени Любови Гершуновой. Конкурс получил грант Администрации Новосибирской области.
Первый тур конкурса прошёл в мае 2010 г. в Новосибирске, Омске, Улан-Удэ, Якутске, Бишкеке, Алма-Ате, Сеуле.
Финал прошёл в Новосибирске 18-20 июня 2010 г. На второй тур конкурса было отобрано около 40 солистов из России, Казахстана, Кореи и участники в ансамблевой номинации. Просмотры конкурсных программ проводились в залах Новосибирского государственного хореографического колледжа. Это создавало ответственную атмосферу и некоторые довольно серьёзные трудности для курсантов. Во-первых, жюри сидело прямо перед участниками, совсем близко и видело малейшие недостатки в технике.
Во-вторых, в залах училища имелся покат, принятый как стандарт на сценах больших государственных оперных театров России. Для многих иногородних и иностранных участников такой наклон пола представил возможность выйти на новый уровень качества. В алматинском хореографическом училище в залах поката нет. Не хватало опыта работы на наклонном полу у корейских студентов университета  Чжунг Анг из Сеула, и у омских конкурсантов из муниципального коллектива «Мир танца». Зато на последнем концерте конкурса участники вновь вышли на безпокатный планшет.
Председателем жюри   4-го международного конкурса им. Л. Гершуновой был народный артист России, Президент  Новосибирского отделения Русской Академии Искусствознания и Музыкального Исполнительства Балабанов Александр Петрович.
От республики Корея представителем в жюри был Ким Кынг Су – в недавнем прошлом Художественный руководитель Национального Балета Сеула,  ныне директор Мирового Центра Танца, Профессор Университета Чжунг Анг, города Сеула.
От Казахстана членом жюри была Ашимова Гульзира Акимовна - заведующая профессионально-сценической практикой Алматинского хореографического училища им. А.В.Селезнёва,  Почетный работник образования Республики Казахстан, педагог классического танца, город Алматы, Казахстан.
Россию представлял Колесник Станислав Вениаминович  –  руководитель Муниципального  хореографического коллектива «МИР ТАНЦА» города Омска. С.В. Колесник в своё время был главным балетмейстером Новосибирского государственного театра опетры и балета.
Членом жюри также был Шелемов Александр Николаевич –  художественный руководитель Новосибирского государственного хореографического колледжа.
Такой высокопрофессиональный и требовательный состав жюри достаточно говорил о высочайшей планке качества, поставленной перед участниками конкурса. Конкурс превзошёл ожидания. Уровень исполнения и приятные творческие открытия был выше всяких похвал. В этом могли убедиться и многочисленные зрители заключительного концерта лауреатов конкурса, который прошёл на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета 20 июня 2010 г.
Вот список победителй 4-го международного конкурса классического танца имени Л. Гершуновой.
Лауреатами конкурса по младшей группе стали:
Картамысова Нурия Жанатовна  первое место, Алябьева Ксения Сергеевна второе место, Землянская Любовь Александровна – третье место. Все Новосибирский государственный хореографический колледж.
Среди мальчиков: Изместьев Максим Валерьевич – первое место, Евсюков Александр Евгеньевич – третье место (Новосибирский государственный хореографический колледж).
Средняя группа:
Первое место разделили Султанкожаева Айнур – Алматинское хореографическое училище им. А.В.Селезнёва. Казахстан и Сапогова Екатерина Павловна – Новосибирский государственный хореографический колледж.
Второе место разделили Гудзенко Тамара Владимировна и
Киселева Анастасия Алексеевна. Обе  – Новосибирский государственный хореографический колледж.
Третье место – Изместьева Анастасия – Новосибирский государственный хореографический колледж.
Среди мальчиков по средней группе первое место разделили Недельский Михаил Сергеевич и Басалюк Евгений Сергеевич (Новосибирский государственный хореографический колледж).
Второе место заняли Макышев Ибрагим Ануарханович –  
Алматинское хореографическое училище им. А.В.Селезнёва. Казахстан и
Аракелян Арутюн Жораевич –  Новосибирский государственный хореографический колледж.
Третье место  Долгих Владислав Александрович – Новосибирский государственный хореографический колледж.
Старшая группа:
Среди девушек:
Первое место –  Маляренко Нина Викторовна, Михеева Екатерина Юрьевна (Новосибирский государственный хореографический колледж).
Второе место  Пушкарева Татьяна Александровна (Новосибирский государственный хореографический колледж), Дюнг Бо Рум (Университет Чжунг Анг, Сеул, Корея).
Третье место –  Андропова Валерия Александровна, Николаева Мария Васильевна (Новосибирский государственный хореографический колледж) и Хонг На Рэ (Университет Чжунг Анг, Сеул, Корея).
Среди юношей:
Первое место – Омарбаев Арнай (Алматинское хореографическое училище им. А.В.Селезнёва. Казахстан). 
Второе место – Рахматуллаев Еркин (Алматинское хореографическое училище им. А.В.Селезнёва. Казахстан).
Третье место Дюн Хё Ин (Университет Чжунг Анг, Сеул, Корея)

Гран При конкурса присуждено Солодовой Маргарите Сергеевне -
Новосибирский государственный хореографический колледж.
Четвёртый международный конкурс классического танца имени Любови Гершуновой показал, что классический танец по-прежнему остаётся самым востребованным видом хореографичесакого искусства, что в России и других странах растёт новая талантливая смена балетных артистов, которая уверенно держит высокую планку качества русской балетной школы.

 

Физическая культура в пожилом и старческом возрасте.

                            Казначеев С.В., Пузынин В.А.

     «Если кажется, что впереди ничего нет и никогда не добиться поставленных целей, что бы вы ни делали, - значит, вы неизбежно настраиваете себя на поражение и очень раннюю старость. К счастью, такой образ мыслей можно изменить в любом возрасте: в 40, 50, 60, 70, 80 и даже 90!... Образ мышления может сделать жизнь ничтожной. Освободившись от негативных мыслей, можно взять от жизни всё, получая наслаждение» - Джон Килдал  [1]. Такая стратегия старения сегодня наиболее приемлема для всех тех людей, которые начали испытывать известный педагогический синдром «дедушки» или «бабушки». Выходом из него является возврат себе каждым стареющим человеком чувства гармонии в работе его тела и оптимизма в любой, даже самой рутинной, неприглядной деятельности или социальной жизни. Важным шагом, который надо «спеть гимн» своим физическим возможностям и вновь вернуться к творению собственного тела, которое часто бросается людьми достигшим 45-50 летнего возраста. Тело всегда способно на постоянное обновление, а его мышцы к какой-либо работе. Движение это жизнь и только двигающийся человек может рассчитывать дожить до максимально преклонного возраста, оставаясь нужным и уважаемым в семье и обществе. Любой дефицит движения (это не менее 4-5 часов в день общей двигательной активности) в зрелом, а, тем более, в пожилом возрасте,  крайне нежелателен. Он легко приводит к развитию особого болезненного синдрома – гипокинезии, с возникновением которого получают толчок в своём развитии разнообразные, широко распространённые заболевания человека [2,3].
Известно, что физическая культура укрепляет здоровье человека в старости, повышает сопротивляемость его организма к болезням и усталости, развивает резервы физической силы, выносливости, координации движений, повышает эластичность связок и сухожилий, совершенствует работу нервной системы, эффективно укрепляет работу иммунной и эндокринной систем  человека. Это возможно только тогда, когда физические упражнения в полной мере соответствуют жизненным силам, состоянию здоровья, подготовленности организма стареющего человека к восприятию тех или иных физических нагрузок. Основными критериями правильности подобранных упражнений в пожилом и старом возрасте являются: появление приятного чувства телесной лёгкости, небольшого, но комфортного, утомления, радостного ощущения бодрости, прилива сил, гармонии души и тела. Выбор упражнений и характера физической активности, значимых для улучшения качества здоровья пожилого человека должен основываться на нескольких положениях:
- упражнения должны быть просты и легки в своём выполнении, но в то же время оказывать достаточное влияние не улучшение деятельности различных внутренних органов и тканей тела;
- упражнения не могут быть основным, главным фактором улучшения качества здоровья по причине того, что в социальном заказе на деятельность  лиц старшей возрастной группы со стороны современного общества двигательная активность тела не является ярко востребованным фактором, свойственного детям и «молодым» взрослым людям;
- упражнения, которыми должен заниматься пожилой человек всегда имеют комплексную природу, включая в себя не только общеизвестные физические воздействия на отдельные группы мышц и суставы, но и элементы восточных оздоровительных гимнастик (Тай-дзы-Чуань, Йога, Цыгун), разнообразные приёмы медитации, аутотренинга, массажа и дыхательных гимнастик. Среди известных физических упражнений предполагающих  дозированные, силовые, ритмичные воздействия на отдельные группы мышц, особенно полезными в пожилом возрасте становятся упражнения укрепляющие мышцы туловища, сохраняющие гибкость конечностей и подвижность суставов, позвоночника, различного вида растяжения связок и сухожилий, статические мышечные нагрузки.
Учёт этих положений важен ещё и потому, что современная геронтология пока не располагает единой концепцией по организации системы физического воспитания в среде пожилых и старых людей. Отдельные комплексы физических упражнений, предлагаемые сегодня лицам старшей возрастной группы, часто подобраны эмпирически или на основе средств и методов лечебной физкультуры используемых для коррекции состояния здоровья исключительно больных людей. Некоторый избыток количества подобных комплексов очень затрудняет процесс их индивидуальной подборки для этой категории граждан  России. Это связано с тем, что до настоящего времени нет критериев подбора блоков физических упражнений для 70 -  83% людей старшей возрастной группы имеющих средние или высокие показатели остаточной работоспособности и субъективно считающих себя практически здоровыми, но привыкших жаловаться на свои старческие недуги. Более того, эти люди хорошо и сами, в домашних условиях, справляются с большинством, появляющихся у них начальных признаков заболеваний, редко обращаясь по этому поводу  к врачу.
По данным многолетних наблюдений за деятельность групп «Здоровья» пожилых и старых людей, опубликованных в различных печатных научных и популярных изданиях, выяснилось, что значимость занятий физической культурой для большинства их участников, определяется не только тем, что они хотят иметь внешнюю красоту и привлекательность собственного тела, минимум заболеваний. Посещая секции и тренировки, эти люди с помощью физической культуры активно возвращают себе тот оптимальный двигательный стереотип жизни, который они имели на пике своего зрелого возраста, успешно организуя семейную жизнь и трудовую деятельность. Именно последнее, во многом определяет успех реабилитации стареющих людей, направленной на быстрое усвоение и умелое использование средств и методов сдерживания ими увеличения скорости их биологического старения. Сделанный вывод позволяет говорить о том, что адекватность выбираемой стареющими людьми физической нагрузки должна обязательно не только учитывать, но и ориентироваться в своей реализации на их истинный биологический возраст, а не только на интенсивность, силу, скорость и продолжительность выполнения отдельных физических упражнений. Хорошей иллюстрацией сказанному являются труды мастеров «омоложения» прошлого, традиционных врачевателей, философов Индии и Китая. По данным современной науки  результаты их работ во многом соответствуют наблюдениям и выводам из обследований старых и пожилых людей российских врачей-геронтологов. В частности, известный китайский врачеватель Сун Си Мао, живший в эпоху китайской династии Тан [4] писал: «организм человека стремится к работе, но работа не должна быть изнурительной». Разъясняя суть своих мыслей, он пояснял, что энергия и состояние человека меняются изо дня в день, в зависимости от времени года, возраста индивида и поэтому физические упражнения необходимые ему следует подбирать в соответствии с его настоящим физическим состоянием. Когда человек молод и находится в начале жизненного пути, он может выполнять упражнения, требующие больших физических усилий. Однако, с возрастом он должен подбирать для себя менее тяжёлые упражнения. Если после физических нагрузок кто-либо чувствует себя изнурённым, значит, получаемую им нагрузку следует снизить.
По мнению традиционных и современных врачей в своей жизни человек всегда сталкивается с пятью основными видами физической активности, которые своей совокупностью и формируют стереотип общей двигательной активности индивида в зрелом возрасте. К ним относятся:

  1. Физическая активность, составляющая органическую часть повседневной жизни человека (движения по квартире, городу, посёлку, селу, работа в быту и на огороде, варианты реализации хобби и так далее).
  2. Движения, связанные с выполнением специфических производственных, спортивных и неспецифических (спонтанных) физических нагрузок разной продолжительности, силы, интенсивности.
  3. Движения, преодолевающие какие-либо сопротивления с активным использованием тонической мускулатуры (поднятие тяжестей, перемещение тяжёлых предметов и механизмов, поддержание вертикального положения тела при длительном сидении на одном месте, работа в неудобной позе и так далее).
  4. Растяжение связок, сухожилий и мышц разной природы (доставание различных вещей и предметов при фиксированной позе, движение по наклонной поверхности, длительное ношение тяжестей и так далее).
  5. Дыхательные движения.  Различные виды и типы дыхательных движений при выполнении какой-либо внешней или внутренней работы, а также дыхание во время сна и при эмоциональных напряжениях различной природы.

Полноценная, здоровая, продолжительная жизнь не может проходить без этих двигательных нагрузок, следовательно, стремление человека к их ежедневному выполнению может считаться одним из главных факторов профилактики, коррекции самых разнообразных заболеваний.  Хроническое  отсутствие подобных движений, нагрузок есть физиологическая основа  ускоренного снижения структурной и функциональной надёжности в работе основных органов и систем живого организма, а, значит, и ускорение течения биологических процессов старения.  
Многие элементы, формы, типы, виды перечисленных выше движений  сокрыты в хорошо известных системах восточных оздоровительных гимнастик (Цыгун, Тай-дзы-Чуань, У-Шу, Йога, Пранаяма и так далее). Естественное ограничение разнообразия и количества движений в пожилом возрасте, как прямого следствия течения процесса биологического старения, может быть с успехом компенсировано включением в повседневную жизнь людей старшей возрастной группы обязательных гимнастических упражнений, включающих в себя элементы, названных выше оздоровительных систем. Занятия с использованием подобных упражнений могут проводиться в любой час дня на слегка пустой желудок на фоне предварительного приёма одного стакана тёплой, чистой воды, выпиваемой маленькими глотками в течение 2-3 минут. Примером подобных комплексных гимнастик могут служить известная в научной литературе система физических упражнений для зрелых и состарившихся людей под общим названием «Омолаживающий комплекс наших предков», разработанная биологом-психофизиологом из  Башкирии Путенихиным В.П. [5] и ставшая хорошо известной всему миру система из нескольких упражнений монахов Тибета. Выбор отдельных упражнений для создания индивидуальных оздоровительных комплексов стареющим людям, согласно мнению [5], должен определяться  присутствием в технике выполнения отдельных упражнений приёмов растирания, потягивания, почёсывания, поглаживания, надавливания, выкручивания, растяжения, а также отдельных статических поз, в которых занимающийся остаётся несколько минут. Это связано с тем, что перечисленные виды движений эволюционно вырабатывались у всех видов живых организмов живущих на Земле, включая человека. Именно эти движения являются инструментом гармонизации индивидуального телесного  развития человека и животного, так как, вероятно, всегда предназначались  для того, чтобы своим использованием улучшать качества работы большинства стареющих внутренних органов и систем, чьё присутствие имеется и на кожном покрове человека в виде известных миру зон Захарьина-Геда.
Необходимо отметить, что перечисленные выше виды движений являются составной частью оздоровительных гимнастик, созданных для улучшения качества здоровья детей дошкольного возраста, которые сегодня широко применяются на занятиях по физкультуре практически во всех дошкольных учреждениях России. Наибольшую оздоравливающую силу эти движения имеют тогда, когда они выполняются при соблюдении некоторых условий и в виде определённой последовательности, приведенных ниже.

  1. В начале занятия все виды движений проводятся в условиях тесного контакта рук занимающихся с различными частями тела и в следующем порядке (на каждой части тела): поглаживание, растирание, разминание, удары, вращения, глубокое разминание с надавливанием, растягивание, поглаживание.
  2. На втором этапе занятия в комплексы выполняемых упражнений включаются: свободные движения глаз, мимической мускулатуры, головы, шеи, конечностей, вращение тела, наклоны и сгибания , растяжение позвоночника, общее активное расслабление всей мускулатуры, которые проводятся в представленной выше последовательности.
  3. На третьем этапе характер  выполнения комплекса физических упражнений меняется.  Занимающиеся  начинают принимать отдельные асаны из  йогической гимнастики («рыба», «плуг», «лев», «змея», «дерево», «крокодил», «треугольник», «мёртвая поза» и так далее), делают различные растяжки частей тела (в виде самостоятельных упражнений), с последующим  массажем наиболее уставших от выполненной работы соответствующих группы мышц.
  4. На четвёртом этапе выполнения упражнений индивидуального комплекса занимающиеся переходят к реализации отдельных приёмов звуковой и дыхательной гимнастик («Пранаяма»), выполнению медитативных упражнений, аутотренинга (включая специальный отрезок времени, предназначенный для рассматривания и устного описания различных  произведений искусства).
  5. Завершает выполнение комплекса неспешная прогулка по комнатам помещения, в котором проходило занятие или на свежем воздухе. Общая продолжительность прогулок от 15 до 20 минут.

Ежедневно выполняя упражнения входящие в индивидуальный физкультурный комплекс пожилым людям необходимо помнить слова известного российского хирурга, академика Н.М. Амосова о том, что: «Нужно, чтобы к физическим упражнениям приобщился каждый человек. Без этого немыслимы никакие разговоры о здоровом образе жизни».
По мнению [6] общая продолжительность занятий с упражнениями представленного выше комплекса может составить интервал времени в 1-1,5 часа в день. Но в процессе примерно месячной работы с таким комплексом, каждый участник занятия, постепенно оттачивая технику выполнения упражнений, привыкая к ним, сможет уменьшить общее время занятий физкультурой до 30-45 минут. Это произойдёт за счёт большей лёгкости выполнения каждого упражнения и ограничением их повторов 3-5 подходами.
Как было сказано ранее, физические упражнения в старости не есть панацея в борьбе с любыми болезнями. Здоровый пожилой человек должен видеть в любой физической нагрузке лишь один, хотя и очень важный компонент своего «омоложения». Он должен всегда сочетаться, дополняться: правильно организованным питанием натуральными продуктами, приготовленными с учётом конституциональной организации человека; спокойным и полноценным сном; индивидуально подобранным режимом труда и отдыха; системой природного закаливания; умениями и навыками управления  основными эмоциями; правильно организованным досугом (время, идущее на развития творческого потенциала личности); сбалансированной по физическим затратам трудовой активностью в быту и на производстве; обеспечением материальной достаточности повседневной жизни, гармонией межличностных отношений в семье и среди лиц ближайшего окружения; знанием цели и мотива предстоящей жизни; умениями и навыками эффектной подачи своего образа семье и обществу (красивое тело, макияж, причёска, фигура, стиль одежды и так далее); милосердным отношением к окружающим людям; жизнью в относительно комфортной бытовой и природной обстановке; отказом от разнообразных вредных привычек и, по возможности, правильно организованной сексуально-семейной жизнью.
Необходимо знать, что возраст человека – это, прежде всего, количество цифр, а не состояние души. Время не остановить и с этим лучше смириться, сохраняя оптимизм и убрав из сознания самый глубокий страх человека – страх смерти. Вместо того, чтобы считать годы, нужно сделать всё возможное для поддержания наилучшей психической и физической формы, максимально замедлить скорость течения биологического старения, живя позитивным мышлением и высокой творческой активностью. Тело всегда способно на постоянное обновление. Необязательно быть 25-летним, чтобы чувствовать себя энергичным, привлекательным, умным, социально активным. Более двухсот лет назад великий французкий просветитель Жан-Жак Руссо сказал: «Чем слабее тело, тем больше оно приказывает, чем оно сильнее, тем послушнее», а известный мыслитель Тиссо добавил: «Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действия движения» [6,7].
Список литературы.

  1. Бэтсон С. Как выглядеть и чувствовать себя моложе. - /Сэлли Бэтсон и Хэтти; пер с англ. Ю.Рудаковой – М.: АСТ, Астрель, 2006. -  С. 120.
  2. Коваленко Е.А., Гуровский Н.Н. Гипокинезия. - /Е.А.Коваленко – М.: Медицина, 1980. – 319 с.
  3. Новикова А.А. Сохранение здоровья пожилых людей средствами народной медицины. - /А.А. Новикова – Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 240 с.
  4. Флоуз Боб Секреты долголетия китайских императоров. - /Б.Флоуз – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 128 с.
  5. Путенихин В.П. Природные законы долголетия. Время древних тайн настало. - /В.П. Путенихин – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 256 с.
  6. Сергеев С.А. На пути к долголетию. - /С.А. Сергеев – Донецк: ПКФ «БАО», 1998. – 320 с.
  7. Грегор О. Жить не старея. - / О.Грегор – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 271   

Ромм В.В. Призвание – балерина. Новосибирск: Зап.-Сиб. изд-во, 1986. – С. 69-76.

Ромм В.В. Призвание – балерина. Новосибирск: Зап.-Сиб. изд-во, 1986. – С. 69-76

 

Hosted by uCoz