Здоровьесберегающие образовательные технологии

как основа сохранения и укрепления здоровья общества

Визер Виктор Григорьевич,

директор ГОУ НПО ПУ-4 г. Бийска,

Калинина Галина Максимовна,

зам. директора по УВР

 ГОУ НПО ПУ-4 г. Бийска

         Образование и общество – взаимозависимые системы. Любое изменение социокультурной ситуации отражается на особенностях развития образования, меняет его задачи, приоритеты, требования к педагогическому процессу, структуру и содержание деятельности.

         Начало 90-х годов ХХ века было ознаменовано социальными потрясениями, падением уровня жизни, ухудшением общедоступной медицинской помощи в сочетании с плохим питанием и возрастающими учебными нагрузками обучающихся. Все это не могло не сказаться на состоянии здоровья подрастающего поколения. За эти годы число учащихся с хронической патологией неуклонно возрастает. За время обучения функциональные расстройства детей переходят в стойкую хроническую патологию, растет заболеваемость органов зрения и пищеварения, число нервно-психических расстройств.

         Особенностью последнего десятилетия является рост социально обусловленных болезней (алкоголизм, наркомания, венерические заболевания). Естественно, что и подрастающее поколение подвержено этим недугам. Количество заболевших подростков ежегодно увеличивается. Однако, до сих пор ни дома, ни в школе дети все еще не получают системных знаний о своем здоровье, о том, как его сберечь, не имеют представления о поведенческих рисках, не имеют практических навыков заботы о собственном здоровье.

         Информация, которую получают учащиеся на уроках биологии, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности разрознена, не систематизирована, отсутствуют эффективные методы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, адекватных возрастным особенностям.

 

Приходится констатировать, что и общество, и родители оказались не готовы взять на себя ответственность за здоровье детей. Эта работа перекладывается на образование. С середины 90-ых годов прошлого века стали разрабатываться  концепции здоровьесбережения, реализующие комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Именно в тот момент произошло осознание того, что организация образовательного процесса в России традиционно ориентировалась лишь на получение большого количества информации и обширные теоретические знания разных наук. Постоянная интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными гигиеническими условиями обучения стали причинами болезни детей.

         Исходя из этого, были определены основные компоненты здоровьесберегающей деятельности учреждений образования, включающие не только наблюдение за состоянием здоровья детей, но и здоровьесберегающую ориентацию учебного процесса, здоровьетворческие (соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям) методики  обучения и специальные учебные программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.              

На современном этапе задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения выделены в качестве ведущих в национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования на 2000-2010 годы.

         Коллектив ПУ-4, сознавая, что здоровье растущих людей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей  проблемой и предметом первоочередной важности, определил одним из главных векторов своей деятельности разработку и внедрение комплексной оздоровительно-образовательной программы «Школа Здоровья». Её основным ориентиром стало сохранение и укрепление физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса.

         В рамках «Школы Здоровья» выделяются такие направления, как медико-оздоровительное; закаливание; профилактика алкоголизма, наркомании, заболеваний, передающихся половым путем; пропаганда здорового образа жизни; психолого-педагогическая поддержка; «Здоровье семьи»; реабилитация учащихся с огрдниченными возможностями здоровья.

         Медико-оздоровительная работа включает в себя витаминотерапию, пантотерапию, фитотерапию, грязелечение, парафинолечение, физиолечение, массаж и лечебную физкультуру. Медико-оздоровительная деятельность строится в тесном сотрудничестве с городской больницей №2, городским диагностическим центром «Мать и дитя», где учащиеся ПУ-4 проходят ежегодные профилактические осмотры, на основании которых проводятся профилактика и лечение.

         Закаливание ориентировано на тренировку устойчивых защитных реакций организма против различных болезней. В училище организуется активный отдых (закаливание солнцем, воздухом, землей), работа спортивных секций (лыжи, плавание, футбол, катание  на коньках, дайвинг), водный туризм.

         Профилактика алкоголизма, наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, проводится в форме тематических лекториев для учащихся, родителей и преподавателей, консультаций нарколога, обследований специалистами данного профиля, спецкурсов. Профилактическая работа ведется совместно со специалистами наркологического и кожно-венерологического диспансеров, городского центра «СПИД». В 2003 году училище стало партнером ООН в рамках международного проекта «Комплексные стратегии противодействия распространению  ВИЧ/ИППП среди молодежи РФ».

         Пропаганда здорового образа жизни создает условия для активного усвоения и использования субъектами образовательного процесса знаний о здоровьетворении, формировании соответствующих ценностных ориентаций. Основная деятельность данного направления заключается в организации рационального питания (в рацион учащихся вводятся молочные продукты, соки, фрукты и овощи), устроительстве активного отдыха обучающихся и обучающих (летние полевые сборы и лагеря, водный, этнический туризм, фестивали творчества, мототуризм), привлечение к занятиям в спортивных секциях детей и сотрудников ПУ.

 Психолого-педагогическая поддержка ориентирована на создание благоприятного климата для развития и творческого роста субъектов образовательного процесса. Фасилитирующий педагогический процесс ставит в центр внимания учащегося, сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах его личности, поддерживает его адекватную самооценку, помогает верить в себя и свои возможности. Психологически комфортная атмосфера способствует укреплению как психического, так и физического здоровья.

          Направление “Здоровье семьи” стремится к активизации позиции родителей в воспитательном процессе учащихся и формированию ценности семьи участников образовательной деятельности. С этой целью проводятся родительские лектории, семейные праздники, конкурсы спортивные состязания, в расписание занятий вводится  спецкурс “Этика и психология семейной жизни”.

         Реабилитация учащихся с ограниченными возможностями здоровья включает диагностику возможных причин дезадаптации  данного  контингента детей, формирования индивидуальных маршрутов коррекции, прогнозирования результатов реабилитационной деятельности. Данное направление оказывает детям-инвалидам педагогическую, психологическую, социальную и медицинскую помощь, создавая полноценные условия для поддержания здоровья и адаптации их в ученическом коллективе массового образовательного учреждения.

         Разработанные направления комплексной программы “Школа здоровья” позволяют конкретизировать деятельность училища, ориентированного на решение проблемы охраны здоровья подрастающего поколения. Введение  здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессионального училища создаёт благоприятную для укрепления здоровья окружающую среду, содействует воспитанию у растущих людей чувства неразрывности с природой, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества, обучает навыкам здорового образа жизни и поддержания эффективных межличностных отношений.

Главная цель программы “Школа здоровья” заключается в создании комфортных условий образовательного процесса, направленных на развитие умственных, нравственных, интеллектуальных качеств личности, физического и психического здоровья подрастающего поколения. Всё это особенно необходимо в период интенсивного роста и развития организма, когда наиболее остро ощущается чувствительность к любым неблагоприятным воздействиям. Следовательно, здоровьетворчество  способствует формированию самоактуализирующейся и полноценно функционирующей личности.

 

 

 

 

 

 

        

Hosted by uCoz