как основа сохранения и укрепления
здоровья общества
Визер Виктор Григорьевич,
директор ГОУ НПО ПУ-4 г. Бийска,
Калинина Галина Максимовна,
зам. директора по УВР
ГОУ
НПО ПУ-4 г. Бийска
Образование
и общество – взаимозависимые системы. Любое изменение социокультурной ситуации
отражается на особенностях развития образования, меняет его задачи, приоритеты,
требования к педагогическому процессу, структуру и содержание деятельности.
Начало
90-х годов ХХ века было ознаменовано социальными потрясениями, падением уровня
жизни, ухудшением общедоступной медицинской помощи в сочетании с плохим
питанием и возрастающими учебными нагрузками обучающихся. Все это не могло не
сказаться на состоянии здоровья подрастающего поколения. За эти годы число
учащихся с хронической патологией неуклонно возрастает. За время обучения
функциональные расстройства детей переходят в стойкую хроническую патологию,
растет заболеваемость органов зрения и пищеварения, число нервно-психических
расстройств.
Особенностью
последнего десятилетия является рост социально обусловленных болезней
(алкоголизм, наркомания, венерические заболевания). Естественно, что и подрастающее
поколение подвержено этим недугам. Количество заболевших подростков ежегодно
увеличивается. Однако, до сих пор ни дома, ни в школе дети все еще не получают
системных знаний о своем здоровье, о том, как его сберечь, не имеют
представления о поведенческих рисках, не имеют практических навыков заботы о
собственном здоровье.
Информация,
которую получают учащиеся на уроках биологии, физической культуры, основ
безопасности жизнедеятельности разрознена, не систематизирована, отсутствуют
эффективные методы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни,
адекватных возрастным особенностям.
Приходится констатировать, что
и общество, и родители оказались не готовы взять на себя ответственность за
здоровье детей. Эта работа перекладывается на образование. С середины 90-ых
годов прошлого века стали разрабатываться
концепции здоровьесбережения, реализующие комплексный подход к
сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Именно в тот момент произошло
осознание того, что организация образовательного процесса в России традиционно
ориентировалась лишь на получение большого количества информации и обширные
теоретические знания разных наук. Постоянная интенсификация учебного процесса в
сочетании с неблагоприятными гигиеническими условиями обучения стали причинами
болезни детей.
Исходя из этого, были определены основные компоненты
здоровьесберегающей деятельности учреждений образования, включающие не только
наблюдение за состоянием здоровья детей, но и здоровьесберегающую ориентацию
учебного процесса, здоровьетворческие (соответствующие возрастным и
индивидуальным возможностям) методики
обучения и специальные учебные программы формирования ценности здоровья
и здорового образа жизни.
На современном этапе задачи
сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки
здоровьесберегающих технологий обучения выделены в качестве ведущих в
национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития
образования на 2000-2010 годы.
Коллектив
ПУ-4, сознавая, что здоровье растущих людей в любом обществе и при любых
социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной
важности, определил одним из главных векторов своей деятельности разработку и
внедрение комплексной оздоровительно-образовательной программы «Школа
Здоровья». Её основным ориентиром стало сохранение и укрепление физического и
психического здоровья субъектов образовательного процесса.
В
рамках «Школы Здоровья» выделяются такие направления, как
медико-оздоровительное; закаливание; профилактика алкоголизма, наркомании,
заболеваний, передающихся половым путем; пропаганда здорового образа жизни;
психолого-педагогическая поддержка; «Здоровье семьи»; реабилитация учащихся с
огрдниченными возможностями здоровья.
Медико-оздоровительная
работа включает в себя витаминотерапию, пантотерапию, фитотерапию,
грязелечение, парафинолечение, физиолечение, массаж и лечебную физкультуру.
Медико-оздоровительная деятельность строится в тесном сотрудничестве с
городской больницей №2, городским диагностическим центром «Мать и дитя», где
учащиеся ПУ-4 проходят ежегодные профилактические осмотры, на основании которых
проводятся профилактика и лечение.
Закаливание
ориентировано на тренировку устойчивых защитных реакций организма против
различных болезней. В училище организуется активный отдых (закаливание солнцем,
воздухом, землей), работа спортивных секций (лыжи, плавание, футбол,
катание на коньках, дайвинг), водный
туризм.
Профилактика
алкоголизма, наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, проводится в
форме тематических лекториев для учащихся, родителей и преподавателей,
консультаций нарколога, обследований специалистами данного профиля, спецкурсов.
Профилактическая работа ведется совместно со специалистами наркологического и
кожно-венерологического диспансеров, городского центра «СПИД». В 2003 году
училище стало партнером ООН в рамках международного проекта «Комплексные
стратегии противодействия распространению
ВИЧ/ИППП среди молодежи РФ».
Пропаганда
здорового образа жизни создает условия для активного усвоения и использования
субъектами образовательного процесса знаний о здоровьетворении, формировании
соответствующих ценностных ориентаций. Основная деятельность данного
направления заключается в организации рационального питания (в рацион учащихся
вводятся молочные продукты, соки, фрукты и овощи), устроительстве активного
отдыха обучающихся и обучающих (летние полевые сборы и лагеря, водный,
этнический туризм, фестивали творчества, мототуризм), привлечение к занятиям в
спортивных секциях детей и сотрудников ПУ.
Психолого-педагогическая поддержка ориентирована на создание
благоприятного климата для развития и творческого роста субъектов
образовательного процесса. Фасилитирующий педагогический процесс ставит в центр
внимания учащегося, сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах
его личности, поддерживает его адекватную самооценку, помогает верить в себя и
свои возможности. Психологически комфортная атмосфера способствует укреплению
как психического, так и физического здоровья.
Направление “Здоровье семьи” стремится к
активизации позиции родителей в воспитательном процессе учащихся и формированию
ценности семьи участников образовательной деятельности. С этой целью проводятся
родительские лектории, семейные праздники, конкурсы спортивные состязания, в
расписание занятий вводится спецкурс
“Этика и психология семейной жизни”.
Реабилитация
учащихся с ограниченными возможностями здоровья включает диагностику возможных
причин дезадаптации данного контингента детей, формирования
индивидуальных маршрутов коррекции, прогнозирования результатов
реабилитационной деятельности. Данное направление оказывает детям-инвалидам
педагогическую, психологическую, социальную и медицинскую помощь, создавая
полноценные условия для поддержания здоровья и адаптации их в ученическом
коллективе массового образовательного учреждения.
Разработанные
направления комплексной программы “Школа здоровья” позволяют конкретизировать
деятельность училища, ориентированного на решение проблемы охраны здоровья подрастающего
поколения. Введение здоровьесберегающих
технологий в образовательный процесс профессионального училища создаёт
благоприятную для укрепления здоровья окружающую среду, содействует воспитанию
у растущих людей чувства неразрывности с природой, ответственности за
собственное здоровье, здоровье семьи и общества, обучает навыкам здорового
образа жизни и поддержания эффективных межличностных отношений.
Главная цель программы “Школа
здоровья” заключается в создании комфортных условий образовательного процесса,
направленных на развитие умственных, нравственных, интеллектуальных качеств
личности, физического и психического здоровья подрастающего поколения. Всё это
особенно необходимо в период интенсивного роста и развития организма, когда
наиболее остро ощущается чувствительность к любым неблагоприятным воздействиям.
Следовательно, здоровьетворчество
способствует формированию самоактуализирующейся и полноценно
функционирующей личности.