А.М.
Егорычев , к.п.н., доцент,
зам
директора по научной работе
Человек
как предмет познания
От рождения человеку необходимо время, чтобы осознать окружающий мир, принять его как необходимую данность, сконцентрировать его в своем сознании. Разумеется, конструирование мира человеком было бы просто невозможно, не имей он соответствующую программу – матрицу в своей организации. Допустим следующее предположение: человек изначально предполагался и творился Великим Архитектором как существо сознательное (думается, что не только). Следовательно, можно допустить, что он в своей организации имеет соответствующие программы на развитие социальных феноменов. И. Кон по этому поводу прямо ставит вопрос: «Является ли личность изначальной данностью или возникает на определенной стадии развития общества и индивида?»[7; 7].
В научной литературе существует
множество точек зрения на поставленный вопрос, мы же будем исходить из той,
которая предполагает наличие свернутых программ у человека, заложенных от
рождения и определяющих все его последующее развитие. Здесь уместно вспомнить
шекспировское: «Из ничего и выйдет ничего».
Вопрос состоит в том, что
родившемуся человеку, входящему в мир человеческой культуры, принимающему
всевозможные общественные установки, правила, предписания, запреты, традиции,
целый мир понятий, - не противоречат ли они, а если противоречат, то в какой
мере, его изначальной организации? Соответствуют ли они тем
программам-матрицам, имеющимся у него? И что несет это противоречие для
человека, его развития?
То есть, все общественные
институты, им же создаваемые, не уродуют ли они, не связывают ли они
путами личность человека, тормозят либо
искажают его развитие? Не мешают ли они стать ему тем, кем изначально он задумывался?
Человек рождается неспособным
без посторонней помощи к существованию, к познанию себя и окружающего мира, к
активной сознательной деятельности, а значит и не способный без посторонней
помощи включить в действие свою изначальную программу развития как человека
мыслящего, как существа высокого порядка. Отсюда следует, что в организацию
человека как существа общественного, также заложена программа «института
воспитания». В данном случае, «институт воспитания» рассматривается как
необходимый фактор онтогенетического и филогенетического развития человека, его
становления.
Итак, мы имеем два мира,
благодаря которым происходит становление человека, его развития. Это мир
внешний и мир внутренний. Внешний мир – это Вселенское пространство, которое
окружает человека, которое он познает и подчиняет себе. Внутренний мир – это
внутренне пространство человеческого «Я», частично сознаваемое и в большей
степени неосознаваемое (бессознательное).
Справедливо высказывание В.П.
Зинченко о том, что «проблема внешнего и внутреннего – одна из самых
фундаментальных и вечных проблем психологии» [5; 97]. И это не случайно,
поскольку в решении проблемы внешнего и внутреннего – путь к пониманию истинной
сущности Человека, его Единства с Вселенским пространством.
Вселенское пространство для
человека выступает носителем и содержателем знаний, посредством познания
которых происходит его обучение и развитие. Можно сказать, что Вселенское
пространство является содержанием обучения и развития человека. В то же время
Вселенское пространство выступает как объективный мир познания, который лежит
вне сознания человека, но мир реальный.
Внутренний мир человека – это
мир бесконечной субъективности человеческого Я (Гегель, Кьеркегор). Если
принять такую точку зрения, то внешний объективный мир при переходе во
внутренний – искажается, меняется, т.е. становиться субъективным. Таким образом
человек никогда не сможет поставить знак равенства между внешним и внутренним
(объективным и субъективным).
Человек стоит перед проблемой
изучения и познания двух миров: внешнего и внутреннего. Внешний мир
определенным образом подвластен логике. «Внутренний мир поддается изучению еще
труднее, чем внешний», - пишет А.Тихомиров [10; 262].
Огромное значение внутреннему
миру человека придавали древние мудрецы Востока. Именно обращение к нему
позволяет человеку развить себя настолько, чтобы в последствии продуктивно
познавать мир внешний. Великий Учитель Индии Рамачарака говорил: «Прежде чем
человек начнет пытаться раскрывать тайны внешней вселенной, он должен овладеть
внутренним своим миром – царством своей истинной сущности. Когда он совершит
это, он может и должен идти дальше и стремиться приобрести внешнее значение» [9;
4].
Приобретение и познание
предполагает принятие некой целостной определенности об обозначенных мирах.
Познание предполагает наличие двух феноменов, субъекта и объекта, которые
противостоят друг другу как познающее и познаваемое.
Познание происходит в силу
того, что субъект, по мере осознавания, переносит отдельные характеристики
объекта в свою собственную Вселенную (внутренний субъективный мир).
Перенесенное или отраженное является всегда неидентичным объекту, хотя и
предполагает это.
Каждый объект или явление,
окружающие человека, обладают просто огромным числом различных признаков,
свойств, характеристик, особенностей. Все живые существа, включая
человека, способны воспринимать лишь
определенные сведения объекта познания. «С возникновением живых существ, -
пишет И.А. Камышов, - у них сформировались специальные «устройства»,
позволяющие получить и использовать сведения об объектах и их характеристиках» [6;
40].
Вопрос состоит в следующем: как
научиться достаточно полнее и объективнее воспринимать структурную информацию,
присущую объекту познания?
В.В. Ярцев видит следующее
решение данной задачи: «Научиться приближать свое субъективное восприятие
окружающего мира (свое индивидуальное сознание) к объективной картине мира» [14;
9].
Что значит «научиться
приближать»? Что значит «объективная» картина мира? Кто установил или установит
эту объективность?
Уже сама мысль об объективности
окружающего мира – есть суть субъективности выражающего ее. Даже рассматривая
одну конкретную картину мира (объект, явление), каждый из нас видит лишь то,
что может видеть, что ни в коей мере не является отрицанием другого восприятия.
Мы просто принимаем то предположение, что данная наблюдаемая картина имеет, по
всей видимости, бесконечное число связей, взаимоотношений между структурами ее составляющими.
Достаточно четко эту позицию определил В.Франкл: «Содержание познания
имманентно сознанию и подчинению субъектной обусловленности» [11; 110].
Каждый из нас, в силу развития
своего осознания (способности восприятия), видит лишь какие-то определенные конкретные
связи-отношения. Это можно подкрепить следующим примером. Представим, что
существует бесконечное число очков с разнообразными стеклами: увеличительными,
уменьшительными, цветными, с рентгеновскими возможностями и множеством других.
Надев их, мы видим мир по-своему, и этот мир по-своему «объективен», он просто
не совсем полный, целостный в нашем восприятии. (В данном случае исключим
вариант патологического характера восприятия мира, хотя это так же целая
научная проблема).
Таким образом, индивидуальная
целостная система (человек) «выбирает», исходя из специфики возможностей
собственной системы, из окружающего мира лишь один (одно) фрагмент – явление,
имеющее уникальность для воспринимаемого и формирует – конструирует ту сферу,
где он обитает. «Любая среда, таким образом, - отмечает В. Франкл, -
представляет собой один из аспектов мира и каждый из этих аспектов отобран из
всего богатства мира» [11; 110].
Но если исходить из того, что
все сущее Вселенского пространства, включая самого человека, как субъекта
познания, принадлежит к общей сфере непознаваемого, и что это общее сущее
обусловлено единым процессом развитии, то из этого следует, что вся система
сущего содержит в себе все нюансы в каждом отдельном ее объекте и отражающее ее
суть – человек, как объект – субъект Вселенского пространства также содержит в себе отражение всей системы
Вселенной. Следовательно, с этой точки зрения, полное познание любого объекта
Вселенной и самой Вселенной является возможным для человека и имеет смысл
постижения им прежде всего себя, своего «Я», а через него – познание Всего.
Литература
1.
Зинченко В.П.
Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация
сознания// Мир психологии. 1999, № 1,с. 97.
2.
Камышов И.А.
Об отражении мозгом количественных зависимостей объективного мира//
Психологический журнал. Т.3. 1982, № 3, с. 40.
3.
Кон И. В
поисках себя. – М., 1984, с. 7, 10.
4.
Рамачарака.
Раджа-Йога. Учение йогов о психическом мире человека. – Новосибирск, 1994, с.
4.
5.
Тихомиров А.
Психология подсознания// Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия/ Сост.
К.В. Сельченок. – Мн., 1998, с. 262.
6.
Франкл В.
Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ и нем. – М., 1990, с. 110, 111.
7.
Ярцев В.В.
Сознание человека (Душевные силы). – Омск. 2000, с. 9.