Современная наука утверждает, что казачество – это
этносоциальная и историческая общность
(группа), объединявшая в силу своих
специфических особенностей всех
казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир,
татар, эвенков, осетин и представителей
других народов, как отдельные субэтносы
своих народов в единое целое.
Общественная организация, быт, культура, идеология,
этнопсихологический уклад, поведенческие стереотипы, фольклор этого уникального
и самобытного свободного «войскового
товарищества» всегда заметно отличались
от порядков, заведенных в других
регионах страны. В силу специфических черт и исполняемых функций имелась даже определенная отчужденность казачества от остального населения.
Казачество возникло в Х IV веке в результате особых условий на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Великим княжеством литовским, Польшей и
татарскими ханствами. Процесс зарождения происходил после распада Золотой Орды в постоянной борьбе с многочисленными противниками и вдали от развитых культурных центров.
Первые страницы казачьей истории читаются с трудом, поскольку
не сохранилось достоверных письменных источников. Когда же казачество вышло на широкую историческую арену, то на
вопрос, каким образом оно возникло,
никто не мог дать ясный и точный ответ. Нехватка бесспорных доказательств привела к обилию гипотез и окутала казачью
историю туманом легендарных пересказов.
Полуфантастические сюжеты и догадки
нашли место на страницах первых
исторических сочинений, а позднее получили дальнейшее развитие.
Нет полного единодушия
и в толковании самого термина «казак» (по-украински «козак»). Однако,
большинство специалистов сходятся во
мнении, что термин пришел с Востока и он, скорее всего, тюркского
происхождения, с характерным для этих
языков окончанием «ак». В русском языке слово «казак», впервые упомянутое в летописи под 1444 годом, означало
бездомных воинов, поступавших на службу
с выполнением военных обязательств.
В формировании казачества участвовали представители самых
разных народностей, но доминировал славянский элемент. С этнографической точки
зрения первые казаки разделялись по
месту возникновения на украинских и русских. Среди тех и других можно
выделить вольных и служивых казаков. На
Украине вольное казачество было
представлено Запорожской Сечью, существовавшей
до 1775 года, а служивое – «реестровыми» казаками, получавшими жалование
за службу Речи Посполитой. Русские служивые казаки назывались городовыми, полковыми и сторожевыми. Они
использовались для защиты засечных черт и городов, получали за это жалование и земельные участки в пожизненное владение. Хотя они и
приравнивались к «служивым людям по прибору»
(стрельцы, пушкари), но в отличие от них
имели станичную организацию и
выборную систему военного управления и в таком виде просуществовали до начала ХVIII века. Первая община
русских вольных казаков возникла
на Дону, а затем на реках Яик (Урал), Терек и Волга. В отличие от служивого казачества, связанного с
выполнением военных функций в рамках
сложившихся государственных образований
(Речь Посполитая и Россия), центрами возникновения вольного казачества стали
крупные реки (Днепр, Дон, Яик, Терек) и
степные просторы, что определяло их жизненный уклад.
Каждая крупная
территориальная общность
независимых казачьих поселений называлась войском. Основными хозяйственными
занятиями вольных казаков были охота, рыболовство и животноводство.
Огромное значение в жизни казачьих
общин играла война (они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями), поэтому
важнейшим источником существования для них являлась военная добыча, получаемая
в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ.
Организовывались как речные, так и морские походы на легких лодках (стругах), а также конные набеги. Часто
несколько войск объединялись для
совместных сухопутных и морских предприятий. Все захваченное во время акций считалось коллективной собственностью и называлось «дуваном». Раздел добычи («дуван дуванить») происходил
после завершения похода.
Главной особенностью
общественной жизни казаков являлась военная организация с выборной
системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны
и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях – станичных и
войсковых кругах или радах, высших органах казачьего управления. Исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому на
кругах войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных
действий избирался походный атаман,
подчинение которому было беспрекословным.
Демократические порядки – все равны, ни властей, ни налогов –
стали неотразимым магнитом, притягивавшим
к себе русских крепостных крестьян, а также предприимчивых и смелых
людей. На протяжении ХVII-XVIII столетий
казачество шло в авангарде
мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний – Степан Разин, Кондратий Булавин
и Емельян Пугачев.
Во все времена
казачество являлось
универсальным родом вооруженных
сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Они считались великолепными наездниками, не знавшими
равных в искусстве джигитовки. Военные
специалисты оценивали казачью конницу
как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава казачества укрепилась
на полях сражений Северной и Семилетней войн, во время Итальянского и
Швейцарского походов А.В. Суворова. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Предводимое легендарным «вихрь-атаманом» Матвеем Ивановичем Платовым
иррегулярное воинство стало одним из
главных виновников гибели французской
армии в России в кампании 1812 года, а после заграничных
походов русской армии, по словам генерала А.П. Ермолова, «казаки стали
удивлением Европы». Без казачьих сабель
не обошлась ни одна русско-турецкая война XVIII-ХIХ веков, не говоря уже
о покорении Кавказа, присоединении Средней Азии и Казахстана, освоении Сибири и
Дальнего Востока.
Успехи регулярной конницы
объяснялись умелым применением в
боях не регламентированных никакими уставами
дедовских тактических приемов (лава, вентерь, оригинальная система
разведочной и сторожевой службы). Эти унаследованные от степняков казачьи
«обороты» оказывались особенно эффективными
и неожиданными при столкновении
с армиями европейских государств. Умело сражались казаки не только на коне, но
и в пешем строю.
«Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться», -
гласила старинная поговорка. Казачья
служба по закону 1875 года продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего
возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 года на действительной службе, 8
лет на льготе и 5 лет в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением,
холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица). Собственно служба,
особый вид самоуправления и система землепользования, как материальная
основа казачьего существования, были
тесно взаимосвязаны и в конечном итоге
обеспечивали стабильное существование
казачества в качестве грозной боевой силы.
Интересен вопрос и о
своеобразной ментальности казаков. Хотя достаточно сложно говорить о каком-либо
едином характере людей, разбросанных по обширным географическим пространствам, среди которых
были представители различных
народностей. И все же сходные условия воспитания, быта и службы
накладывали на индивидуальные черты
характера каждого казака некоторые
общие особенности. К этим особенностям, безусловно, относились гордость,
высокое чувство собственного достоинства. Казак гордился своей принадлежностью к казачеству, воинским подвигам своих личных
предков и казачества в целом. Чувство
собственного достоинства не позволяло ему терпеть оскорблений и незаслуженных
обид. Особенностью характера казаков являлось мужество и бесстрашие в любых
экстремальных условиях: в бою, в трудном походе, при катастрофе на море и т.п.
Среди общих черт характера казаков были и такие, как находчивость и решительность в трудных
ситуациях. В походе, в бою, в личной жизни, в горе и в радости казак обычно
находил оптимальный выход из положения и твердо держался принятого
решения. Общей чертой всех казаков было
чувство товарищества, верность дружбе, отдание приоритета интересам своего коллектива и своего войска
по отношению к своим личным интересам.
Однако, важнейшим качеством каждого казака было высокоразвитое чувство долга перед
Отечеством, служба которому была
главной целью и смыслом жизни. Все эти качества характера вырабатывались у казаков веками, воспитывались с пеленок, подчас самыми
жестокими мерами. Они позволили казакам
выполнять свои непростые функции,
отведенные им историей, и помогли выжить на протяжении веков.
Сохранить свою этносоциальную и историческую общность помогали казакам собственные традиции и обычаи. Основу формирования
морально-нравственных устоев казачьих
обществ составляла православная
вера. Казаки всегда были стойкими приверженцами Русской Православной Церкви. Во всех
казачьих областях казаки возводили православные храмы. Ни одного боя казаки не начинали, не совершив прежде
молитвы. Находясь в церкви, во время слушания Евангелия, казаки обнажали шашки
наполовину, что означало их готовность
стоять за Православную веру. Для увечных и одиноких престарелых
казаков казачество строило свои
монастыри.
Приучая детей к
соблюдению христианских заповедей, родители по народному их восприятию поучали:
не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому, прощай
обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и
женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов
Отечество. Но прежде всего крепи
православную веру: ходи в церковь,
соблюдай посты, очищай душу через покаяние и молитву. К этому добавлялось: если
кому-то что-то можно, то нам нельзя – мы казаки.
Чрезвычайно строго в
казачьей среде, наряду с христианскими
заповедями, соблюдались традиции,
обычаи, поверия, которые являлись
жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Их несоблюдение
или нарушение осуждалось всеми жителями
хутора, станицы или поселка. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи законы:
1.
уважительное
отношение к старшим;
2.
безмерное
почитание гостя;
3.
уважение к
женщине (матери, сестре, жене).
Почитание
родителей, крестного и крестной было непререкаемо. Без
благословения родителей не начинали никакую работу, не
принимали решения по наиболее важным
делам. Крестная мать помогала родителям
готовить к будущей замужней жизни
девочку-казачку, приучая ее к домашнему хозяйству, рукоделию,
бережливости, труду. На крестного отца
возлагалось главной обязанностью
подготовка казачонка к службе. В обращении с родителями и, вообще, со старшими соблюдались сдержанность,
вежливость и уважительность.
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Дань
уважения к прожитым годам, перенесенным
невзгодам, казачьей доли, наступающей немощи и неспособности постоять за себя обязывало младшего, прежде
всего, проявлять заботу, сдержанность,
готовность к оказанию помощи и
требовало соблюдения некоторого
этикета. При появлении старика все должны были встать, казаки в форме приложить
руку к головному убору, а без формы – снять шапку и поклониться. В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, вступать в разговор без его
разрешения и тем более – непристойно выражаться. Уважение к старшему прививалось
в семье с ранних лет. Дети
знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра,
которую до седых волос младшие братья и
сестры величали «няней», так как она
заменяла им занятую домашней работой мать..
Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость
считался посланцем Бога. Самым дорогим
гостем считался незнакомец из дальних
мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Презрению подвергался тот, кто не
оказывал уважения гостю. Независимо от
возраста гостя, ему отводилось лучшее
место отдыха и за трапезой. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал
– по делам, в гости – никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом
хуторе, станице, поселке у него был
родственник, кум, сват, деверь, просто сослуживец или просто житель, который
встретит его, накормит и его и коня. Наравне с гостеприимством, казаки
отличались необыкновенной честностью.
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре
обуславливало понятие чести казачки,
чести дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось
достоинство мужчины. В семейном
быту придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские
дела, а женщина – в мужские. Обязанности были строго регламентированы. Кто бы ни была женщина, к ней необходимо
было относиться уважительно и защищать
ее - ибо женщина – будущее твоего
народа. Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже
для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал
или представлял прошение или жалобу
отец, старший брат, крестный или атаман. Казак большую часть времени проводил
на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было
кратковременным. Ведение домашнего
хозяйства лежало на матери-казачке. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе
принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального
обеспечения семьи и поддержания строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина
семьи было непререкаемо для всех его
членов и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.
Подводя итог данного историко-культурного обзора, приведем
фрагменты очерка Петра Николаевича
Краснова, генерал-лейтенанта, автора многих литературных произведений: «Я был
очень близок с казаками. (...) Я никогда не слыхал ропота, жалоб на разорение,
на тяжесть службы. (...) В них было прирожденное чувство долга. (...) Они изумляли своей бесстрашной
джигитовкой. Они восхищали легкостью и
красотой своего строя, они поражали затейливой игрою заманивающей лавы. Они, по признанию всех иностранцев, видевших
их в мирное время, - были единственной в мире, неподражаемой и
несравненной конницей.
Красота их мирного полкового быта, с песнями, идущими из
глубины веков, с лихой пляской, с тесным и дружным товариществом, пленяла.
Служить у казаков, служить с казаками было мечтой всех истинно военных людей.
Писатели и поэты, художники ваятели, композиторы и танцмейстеры искали у казаков вдохновения.
Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Л.Н. Толстой, М. Шолохов воспели их.
Виллевальде, Самокиш и Мазуровский, француз Детайль и немец Рубо оставили нам
бессмертные холсты с изображением
казаков. Лансере увековечил их в
бронзе, французские, английские и немецкие художники времен Отечественной и
Освободительной войн увлекались ими. Цезарь Кюи и Троплин посвятили им свои
оперы... Их сильная, полная красок, полковая и боевая жизнь пленяли воображение художников всякого рода.»
Говоря о феномене казачества, хочется особо остановиться на знаменитых выходцах из казаков – это ученые П. Короленко, И.
Попов, Е. Фелицын, Ф.А. Щербина; писатели Ф. Крюков, А. Серафимович (Попов), Я.
Кухаренко, В.С. Мова-Лиманский, Г.П. Данилевский, Д.Л. Мордовцев, В.А.
Гиляровский; художники И.Е. Репин, В.И. Суриков и многие другие.
Резюмируя все сказанное, отметим: российское казачество –
уникальный и неотъемлимый пласт нашего общества, пронизанный идеями
подлинного патриотизма, традиционных
духовных ценностей и самобытной народной культуры. Современное российское
казачество переживает период своего
возрождения. Сегодня казак, как и прежде, служит Отечеству, растит детей
патриотами своей земли, живет своим трудом, приумножает культурные и религиозные традиции своего народа. Вечные ценности потому и называют вечными, что они незыблемы
в веках.