Л.Ф.Михальцова
Социальная активность
студентов
как фактор формирования ценностных ориентаций
Актуальность
проблемы воспитания возрастает в связи
с проведением реформы системы образования в России. Одной из функций учебных
заведений становится формирование ценностных ориентацией и развитие
нравственных качеств личности, являющихся основой гражданского самоопределения
и самореализации молодого человека.
Во многих
вузах проводится работа, направленная на возрождение системы воспитания.
Вводятся должности проректоров или помощников ректоров по воспитательной
работе, назначаются заместители деканов по воспитательной работе, сохраняются
или вводятся вновь кураторы учебных групп младших курсов, организуется
гуманистическая вузовская среда. Создаются вузовские центры воспитательной и досуговой
деятельности, возрождается студенческая самодеятельность и патриотическая
работа среди студентов. Силами студентов восстанавливаются храмы, монастыри,
проводится работа по поиску неизвестных воинских захоронений, по оказанию
помощи престарелым и т.п.
Особо
актуальной в настоящее время является проблема создания общего воспитательного
пространства в рамках уже имеющегося единого образовательного пространства,
определяемого законом «Об образовании» и «Государственным образовательным
стандартом профессионального высшего образования».
Общее воспитательное пространство должно обеспечиваться созданием
Концепции воспитания, основные положения и принципы которой должны быть
одинаковы для всех уровней образования, обеспечивая преемственность
воспитания, но сохраняя его вариативность для различных типов и видов учебных
заведений, создавая тем самым возможность проявления их специфики в процессе
становления личности.
Степень социальной активности молодежи, ее участие в социально
значимой деятельности, обеспечивающей становление гражданского общества в
России, во многом зависит от процесса социализации молодого поколения, который
должен целенаправленно осуществляться через систему воспитания в соответствующих
социальных институтах. В то же время для создания системы воспитания важно
знать отношение самих студентов к необходимости ее создания, какими должны быть приоритетные сферы
воспитательной деятельности.
Формирование
нравственных основ для молодого человека в настоящее время является одной из
главных задач процесса его социализации вхождения в различные структуры жизни
общества. Поэтому в ВУЗах необходимо уделять первостепенное внимание
нравственному воспитанию молодежи, стоящей на пороге профессионального самоопределения.
Практика
показывает, что наименее значимыми студентам кажутся такие направления
воспитания, как религиозное, интернациональное и патриотическое. Тем не менее,
формированию гражданственности и патриотическому воспитанию молодежи следует
уделять особое внимание, формируя у них чувство любви к своей большой и малой
Родине, высокую культуру гражданственности.
Становление
гражданственности и патриотизма учащейся молодежи во многом определяется
степенью ее участия в общественной деятельности ВУЗа, в работе молодежных
общественных объединений.
По отношению к
стремлению заниматься в институте общественной деятельностью студенты физико -
математического, технолого-экономического,
факультета физической культуры разделились
на три практически равные по количеству группы: тех, кто хотел бы заниматься -
35,5 %; тех, кто не хотел бы - 34,2 %; и еще не определились в этом вопросе -
30,3 %.
Среди общего числа желающих участвовать в общественной
жизни своего института хотели бы участвовать в школьном самоуправлении -
53,6 %; в экологическом движении
- 18,8 %;
оказывать социальную помощь нуждающимся-12,3%; заниматься краеведением 9,4 %; участвовать в политических акциях - 8,0 %; участвовать в
патриотических мероприятиях - 5,8 %; заниматься другими видами общественной
деятельности - 23,9 %.
Результаты
опроса показывают, что среди различных видов участия в общественной
деятельности на уровне института более половины молодежи хотело бы участвовать
в самоуправлении. Каково же в целом отношение студентов к этой форме проявления
демократии? Положительно относятся
64,2 % опрошенных, а отрицательно - 10,7 %, не определились - 25,1 %. Из этого
следует, что большая часть студентов
позитивно относится к самоуправлению в ВУЗе, а половина респондентов хотела бы
участвовать в его деятельности.
Проявление
социальной активности происходит не только на уровне своего института, но и в
более широкой социальной сфере, где возможности реализации своих интересов и
способностей гораздо шире. Одной из форм и условий осуществления социальных
интересов молодежи является наличие различного рода молодежных организаций.
«Считают ли студенты необходимыми какие-либо молодежные организации?» - такой
вопрос был включен в анкету и ответы, на него следующие: считают необходимым-81,0%; не считают -4,2%;
не определились -14,8%.
Таким образом, подавляющее большинство
современных студентов имеют
потребности в реализации своей социальной активности через участие в деятельности
различных молодежных организаций.
Какие же организации нужны сегодняшней молодежи? Досуговые - 59,9 %; экономические
фонды поддержки - 12,6 %; политические -12,3 %; экономические
-7,1%; правовые - 5,9%; другие -2,2%.
Анализ ответов респондентов показывает, что
более половины опрошенных ориентированы на участие в деятельности различных
досуговых организаций, где можно реализовать свои интересы и проявить свои
способности, самореализовываться. Что касается таких организаций, как политические,
экологические, правовые, то для молодежи мотивация на участие в их деятельности
пока еще не является актуальной и потребность в их существовании еще не совсем
осознана.
Рассматривая
внутривузовскую социальную активность - желание участвовать в общественной
жизни своего ВУЗа, можно отметить, что гораздо большее число студентов
выражают такую готовность - почти каждый четвертый готов участвовать в тех или
иных формах студенческих мероприятий во внеучебное время.
В каких же конкретных формах мероприятий общественной жизни ВУЗа готовы участвовать студенты? В патриотических мероприятиях – 11,2%, оказывать социальную помощь – 18,7%, участвовать в политических акциях – 11,2%, участвовать в экологическом движении –
13,1%, участвовать в студенческом самоуправлении – 30,8%, другие виды деятельности – 15,0%. |
|
Более всего,
как видим, и это подтверждается данными других исследований, проведенными в течение двух лет, студенты желают участвовать
в студенческом самоуправлении (точнее - соуправлении). Менее всего
студенты готовы участвовать в патриотических мероприятиях, что говорит
о низком уровне гражданственности студентов. Причиной этого может быть
неустойчивость российской национальной
идеологии, отсутствие общей национальной идеи и четкой ориентации пути
дальнейшего развития России как суверенного государства.
Участие
студентов в общественно-политической жизни общества вне вуза является одним из
аспектов проявления их активности. Другим, и более значимым для них, аспектом
социальной активности выступает деятельность студентов в различных формах
внутривузовской жизни. Желание участвовать в общественной деятельности внутри
своего ВУЗа, согласно результатам опроса студентов, таково: более трети студентов ТЭФ - 36,1 %, ФФК - 19,1 %, каждый четвертый студент ФМФ - 46,3 %.
Следовательно,
желание проявлять социальную активность во внутривузовской общественной жизни
у студентов достаточно высокое, хотя намерение участвовать и реальное участие
далеко не всегда совпадают с действительностью. Вместе с тем, можно говорить о
наличии определенного потенциала социальной активности у студентов, особенно
если учесть группу еще не определившихся. Этот потенциал необходимо учитывать
при организации различных форм участия студентов в общественной работе,
которая может выступать одним из эффективных средств формирования у них
гражданственности и политической культуры.
Студенты,
проявившие интерес к общественной работе, имели возможность обозначить ту
сферу, в которой они хотели бы реализовать свою активность. Результаты их
ответов, свидетельствуют о том, что
высокий интерес к патриотическому воспитанию не подкреплен готовностью
практического участия в нем. Следует иметь в виду, что количество желающих
участвовать в патриотических мероприятиях, заниматься краеведением незначительно
увеличилось. Также увеличилось количество студентов, желающих участвовать в политических акциях или
оказывать нуждающимся людям социальную помощь. Приоритетное направление
общественной работы - это участие в студенческом самоуправлении. Желание студентов
принимать участие в данном виде общественной деятельности отмечается
практически во всех исследованиях, которые проводятся среди студенческой
молодежи.
Наши
наблюдения также позволили выявить, что студенты платных форм обучения, говоря
об общественной работе, нередко (13,6 %) имеют в виду какие-то собственные
формы, виды этой работы, которые
отсутствовали в предложенных им вариантах ответов и поэтому вошли в категорию
«другое». Иначе говоря, они в очередной раз демонстрируют больше самостоятельности
в суждениях, чем студенты, обучающиеся за государственный счет.
Одной из форм
проявления социальной активности является участие в деятельности студенческих
общественных объединений, которые сами по себе созданы для реализации
определенных целей, связанных с интересами студенческой молодежи. Результаты
опроса показывают, что студенты, не испытывая особого интереса к участию в
общественной работе, вместе с тем, не высказываются критически о праве их существования. Однако, каждый десятый представитель студенчества
считает, что такие организации не нужны. Полученные данные ответов студентов служат ориентиром для разработки и
реализации системы воспитательной работы в ВУЗе.
Наши исследования позволили выявить, что особое внимание
необходимо уделить таким видам воспитания как гражданское, патриотические и правовое, поскольку включенность в общественно значимую
деятельность молодежи незначителена.
Учитывая, что
осознание необходимости воспитания проявляется у студентов на достаточно
высоком уровне, мы определили их мнение относительно
значимости тех или иных конкретных видов воспитательной работы. Это нужно для
того, чтобы учитывать пожелания студентов о том, какие направления воспитательной работы следует актуализировать и
активизировать при создании воспитательной
системы ВУЗа, планирования мероприятий формирования духовно-нравственных и
гражданских качеств будущих специалистов.
На основании
проведенного анализа можно сделать вывод о том, что создавать систему
воспитания студентов в ВУЗах необходимо, но организовывать процесс воспитания
следует с учетом желаний, интересов, потребностей студентов,
придерживаясь стратегии развития российского образования.
Молодежь образовательных учреждений способна дать субъективную оценку
современного воспитания в образовательной системе России, которая будет
характеризоваться достаточной степенью ясности, полноты, значимости,
востребованности и др. С другой стороны, социальная активность студентов является фактором формирования
ценностных ориентаций. Становится
очевидным, что от
содержания и характера
направленности личности
зависит решение социальных
и экономических проблем,
безопасность человека и даже существование всего человечества.
Литература
1.
Алексеев Н.А. Педагогические
основы проектирования личностно-ориентированного обучения /Н.А. Алексеев.-
Екатеринбург: 1997. – 144 с.
2.
Амонашвили Ш.А. Школа жизни
/ Ш.А. Амонашвили. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 80 с.
3.
Амонашвили Ш.А. Единство
цели: жизни / Ш.А.Амонашвили. – М.:
Просвещение, 1987. -208 с.
4.
Амонашвили Ш.А. Размышления
о гуманной педагогике/ Ш.А Амонашвили. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили,
1995. – 496 с.
5.
Бондаревская Е.В.
Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е.В. Бондаревская
// Педагогика – 1999.– № 3. – С. 37–43.
6.
Бондаревская Е.В.
Воспитание как возрождение Гражданина, Человека, Культуры и Нравственности:
Исходные посылки поиска подхода к воспитанию / Е.В Бондаревская. - Ростов – н/Д.: 1993. - С. 17-24.
7.
Гладченкова Н.Н.
Культурно-информационное пространство образовательного учреждения как средство
становления нравственного опыта личности / Н.Н. Гладченкова. – Ростов –
н/Д.:2001. – 161с.
8.
Ильин Е.П. Мотивация и
мотивы / Е.Н. Ильин — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 512 с.
9.
Кордуэлл М. Психология.
А-Я: Словарь-справочник / М.Кордуэлл— М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000. – 448 с.
10.
Сластенин В.А. Введение в
педагогическую аксиологию/ В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. – М.: Изд. центр.
Академия, 2003. –192 с.