М.К..Левина

Человеческий потенциал как фактор социализации российского образования

Российская Федерация вошла в эпоху социальных перемен и перехода к конкурентоспособной социально-ориентированной рыночной экономике.

Социальное развитие затрагивает такие сферы, как здравоохранение, образование, безопасность, национальное самоопределение и свобода, которые тесно связаны с уровнем экономического развития. В последнее время ведется активное формирование открытого общества, основанного на демократических ценностях, где главенствует власть закона, а высшей ценностью является защита прав и свобод человека.

Прогресс в этих социальных изменениях невозможен без сохранения и повышения общего образовательного уровня населения нашей страны и создания мощной интеллектуальной среды. Будущее любой страны во многом зависит от способности ее интеллектуального потенциала не только соответствовать времени, но и опережать его. Признания результатов интеллектуальной деятельности в области современного производства, наукоемких технологий, образовательных услуг и подготовки специалистов позволяет каждой стране занять достойное место в мировом сообществе.

Система непрерывного образования в целом не удовлетворяют требованиям реальной жизни страны. Необходимо признание образования приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов: воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, а также признание образования - сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

 В качестве основного источника культурного прогресса рассматривается внутреннее развитие лич­ности, ее возможности самосовершенствоваться, ге­нерировать (производить, вырабатывать) знания, способность оказывать влияние на природный и социальный мир.

Для успешного решения государственных задач социально-экономичес-кого развития России, полагаем, является вложение инвестиций в интеллектуальный, человеческий капитал через развитие науки и профессионального образования. Условиями существования и развития интеллектуальной части общества является эффективная система образования, система подготовки и отбора научных кадров, позволяющие проявляться и развиваться всему творческому генофонду.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее разви­тие образования, как молодежи, так и взрослого населения.

Человеческий потенциал определяется, с одной стороны, свойствами и качествами субъекта – индивидуального или коллективного, и, с другой стороны, теми внешними условиями, в которых этот субъект живет и действует. Индекс развития человеческого потенциала включает три составляющих, которые характеризуют ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования  и реальный внутренний валовой продукт (ВВП), приходящийся на душу населения. Сами по себе уровень материального благосостояния и национальное богатство не могут считаться определяющими при оценке человеческого потенциала, так как главное - это то, в какой мере национальное богатство используется в целях человеческого развития: «…до тех пор, пока общество не осознает, что основное ее богатство - это люди, излишняя озабоченность производством материальных благ будет заслонять конечные цели обогащения жизни людей» (Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), 1994 г. «Отчет по человеческому развитию 1994», Нью-Йорк. С.15).

Несомненным достоинством концепции человеческого потенциала, разработанной в рамках ПРООН,  является то, что она позволяет учитывать количественные оценки и сопоставления уровней человеческо­го развития разных стран, регионов, групп населения, а также изучение динамики изменения этого показате­ля с течением времени. Вместе с тем в этой концепции не учитываются некоторые важные составляющие че­ловеческого потенциала, такие, как культурный потен­циал, творческий потенциал, уровень обеспеченности прав человека, который в немалой степени определя­ет возможности личностной самореализации. Особое значе­ние в этой связи имеют выявление и оценка различ­ных факторов риска, которым подвергается человече­ский потенциал в тех или иных социальных или при­родных условиях. Систематический учет, как факторов риска, так и тех возможностей развития и реализации человеческого потенциала, которые порождаются со­циальным и научно-техническим развитием, осуще­ствляется посредством гуманитарной экспертизы.

Индексом развития человеческого сообщества является показатель качества жизни, состоящий из нескольких компонентов: продолжительность жизни; уровень грамотности и продолжительности школьного образования; доходов, измеряемых по уровню валового национального продукта (ВНП) на душу населения с учетом национальных особенностей и поправкой на официальный курс обмена валюты. ВНП это статистический показатель экономики страны, выражающий совокупную стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах. Включает стоимость потребляемых населением товаров и услуг, государственных закупок, капитальных вложений и сальдо платежного баланса. ВНП не отражает деградацию окружающей среды и истощение природных ресурсов, проблемы социального характера.

Альтернативой ВНП является индекс устойчивого экономического благосостояния (ИУЭБ), учитывающего такие категории, как богатство, накапливаемое в неформальном секторе экономики, баланс ресурсов, оставляемых будущим поколениям, увеличение неравенства доходов, обострение криминогенной обстановки и др.  Данный индекс разработан в начале 1990-х гг. неправительственной экологической организацией «New Economic Foundation» (введен ранее К.У. Коббом).

Потен­циал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряжен­ности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфес­сий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского, и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.

 

Литература:

1.Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода / Под ред.   

    И.Т.Фролова. М., 1999.

2. Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И.И.Мазур, А.Н. Чумаков –

     М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. – 1328 с.

 

 

 

Hosted by uCoz