М.К..Левина
Человеческий потенциал как
фактор социализации российского образования
Российская
Федерация вошла в эпоху социальных перемен и перехода к конкурентоспособной
социально-ориентированной рыночной экономике.
Социальное
развитие затрагивает такие сферы, как здравоохранение, образование,
безопасность, национальное самоопределение и свобода, которые тесно связаны с
уровнем экономического развития. В последнее время ведется активное
формирование открытого общества, основанного на демократических ценностях, где
главенствует власть закона, а высшей ценностью является защита прав и свобод
человека.
Прогресс
в этих социальных изменениях невозможен без сохранения и повышения общего
образовательного уровня населения нашей страны и создания мощной интеллектуальной
среды. Будущее любой страны во многом зависит от способности ее
интеллектуального потенциала не только соответствовать времени, но и опережать
его. Признания результатов интеллектуальной деятельности в области современного
производства, наукоемких технологий, образовательных услуг и подготовки
специалистов позволяет каждой стране занять достойное место в мировом
сообществе.
Система непрерывного
образования в целом не удовлетворяют требованиям реальной жизни страны.
Необходимо признание образования приоритетной сферой накопления знаний и
формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и
развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем
трудолюбия и высоких нравственных принципов: воспитание патриотов России,
граждан правового, демократического государства, способных к социализации в
условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих
высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость,
уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, а также
признание образования - сферой трудовой занятости населения, прибыльных
долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.
В качестве основного источника культурного прогресса
рассматривается внутреннее развитие личности, ее возможности
самосовершенствоваться, генерировать (производить, вырабатывать) знания,
способность оказывать влияние на природный и социальный мир.
Для успешного решения государственных задач социально-экономичес-кого
развития России, полагаем, является вложение инвестиций в интеллектуальный,
человеческий капитал через развитие науки и профессионального образования.
Условиями существования и развития интеллектуальной части общества является
эффективная система образования, система подготовки и отбора научных кадров,
позволяющие проявляться и развиваться всему творческому генофонду.
В современном мире значение
образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и
общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала, который
в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в
свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования, как
молодежи, так и взрослого населения.
Человеческий потенциал определяется, с одной стороны,
свойствами и качествами субъекта – индивидуального или коллективного, и, с
другой стороны, теми внешними условиями, в которых этот субъект живет и
действует. Индекс развития человеческого потенциала включает три составляющих,
которые характеризуют ожидаемую продолжительность жизни, уровень
образования и реальный внутренний
валовой продукт (ВВП), приходящийся на душу населения. Сами по себе уровень
материального благосостояния и национальное богатство не могут считаться
определяющими при оценке человеческого потенциала, так как главное - это то, в
какой мере национальное богатство используется в целях человеческого развития:
«…до тех пор, пока общество не осознает, что основное ее богатство - это люди,
излишняя озабоченность производством материальных благ будет заслонять конечные
цели обогащения жизни людей» (Программа развития Организации Объединенных Наций
(ПРООН), 1994 г. «Отчет по человеческому развитию 1994», Нью-Йорк. С.15).
Несомненным
достоинством концепции человеческого потенциала, разработанной в рамках
ПРООН, является то, что она позволяет
учитывать количественные оценки и сопоставления уровней человеческого развития
разных стран, регионов, групп населения, а также изучение динамики изменения
этого показателя с течением времени. Вместе с тем в этой концепции не
учитываются некоторые важные составляющие человеческого потенциала, такие, как
культурный потенциал, творческий потенциал, уровень обеспеченности прав
человека, который в немалой степени определяет возможности личностной
самореализации. Особое значение в этой связи имеют выявление и оценка различных
факторов риска, которым подвергается человеческий потенциал в тех или иных
социальных или природных условиях. Систематический учет, как факторов риска,
так и тех возможностей развития и реализации человеческого потенциала, которые
порождаются социальным и научно-техническим развитием, осуществляется
посредством гуманитарной экспертизы.
Индексом развития человеческого сообщества является показатель
качества жизни, состоящий из нескольких компонентов: продолжительность жизни;
уровень грамотности и продолжительности школьного образования; доходов,
измеряемых по уровню валового национального продукта (ВНП) на душу населения с
учетом национальных особенностей и поправкой на официальный курс обмена валюты.
ВНП это статистический показатель экономики страны, выражающий совокупную
стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах. Включает стоимость
потребляемых населением товаров и услуг, государственных закупок, капитальных
вложений и сальдо платежного баланса. ВНП не отражает деградацию окружающей
среды и истощение природных ресурсов, проблемы социального характера.
Альтернативой ВНП является индекс устойчивого экономического
благосостояния (ИУЭБ), учитывающего такие категории, как богатство, накапливаемое
в неформальном секторе экономики, баланс ресурсов, оставляемых будущим
поколениям, увеличение неравенства доходов, обострение криминогенной обстановки
и др. Данный индекс разработан в начале
1990-х гг. неправительственной экологической организацией «New Economic Foundation» (введен ранее К.У. Коббом).
Потенциал образования
должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения
единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной
напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности,
равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения
социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить
свою значимость в деле сохранения и развития русского, и родного языков,
формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное
образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда,
обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с
высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой
культурой.
Литература:
1.Человеческий потенциал:
опыт комплексного подхода / Под ред.
И.Т.Фролова. М., 1999.
2. Глобалистика:
Энциклопедия / Гл. ред. И.И.Мазур, А.Н. Чумаков –
М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. – 1328 с.