В.
З. Шурбе
Актуальные
проблемы исследования качества жизни как отражения созидательной активности
ХХ1 век выдвинул перед человечеством много сложных и ответственных
проблем. Они касаются не только социальных групп, сообществ, социальных систем,
но и судьбы отдельного человека. Одна из этих проблем – проблема качества
жизни.
Актуальность проблемы качества жизни непрерывно возрастает и непосредственно
связана с процессами социально-экономической и социально-политической
трансформации общества и высокими темпами развития как позитивных, так и
негативных тенденций в мире.
Возрастающее значение концепции «качества жизни» определяется социальными
последствиями научно-технической революции и тотальной информатизации, которые
оказывают существенное влияние на все области жизни человека, создают качественно
новые параметры труда, образования, квалификации, свободного времени, семейных
и межличностных отношений, структуры потребления, изменяют пропорции расходов и
доходов, формируют стереотипы не только поведения, но и мышления.
В социологических исследованиях отмечается, что концепция качества
жизни приобретает статус самостоятельного научного направления. Но в то же
время она неразрывно связана и переплетается с геополитикой, стратегическими
экономическими, социальными и социально-психологическими теориями.
Исследования,
проведенные в рамках деятельности Римского клуба, разработки Всемирного банка
выдвинули трактовку национального богатства как совокупности накапливаемого
человеческого, природного и воспроизводимого капитала. Экспериментальными
расчетами подтверждается положение о том, что главным компонентом национального
богатства является человеческий капитал, важным условием накопления которого
является качество жизни.
Современные
международные и российские нормативные документы подчеркивают особую значимость
проблемы качества в различных сферах жизнедеятельности человека и человечества
в целом. Так, Программа развития ООН (ПРООН), ряд документов Европейского Фонда
управления качеством (EFQM), концепция Всеобщего управления качеством (TQM),
Международные Стандарты качества (ISO), Концепция национальной безопасности
России, Государственный Стандарт Российской Федерации ГОСТ ИСО 9000-2001
указывают, что качество – это степень соответствия присущих характеристик требованиям.
Базовым показателем развития общества и государства в соответствии с
вышеперечисленными документами принято считать качество жизни. Качество
является основным критерием оценки результатов деятельности человека, общества
и государства, а удовлетворенность потребителя качеством является главным его
показателем.
Концепция качества жизни относится к социально-философским, мировоззренческим
концепциям по своему характеру и содержанию, по способу интерпретации, по
функциональной роли ее выводов. Это многосторонняя и комплексная концепция, ибо
включает в себя вопросы жизни, быта, потребления, окружающей среды,
мировоззрения, духовности, поведения, общественной, и трудовой и других видов
деятельности отдельной личности, социальных групп, сообществ и всего
человечества (В.П. Казначеев, А.И. Субетто, А. Тодоров).
Категория
качества жизни сегодня становится символом прогресса и выживаемости
цивилизации. При этом происходит преодоление традиционных представлений о
качестве. Появляются такие понятия, как качество человека, населения, качество
общественного интеллекта, качество управления, информации и др.
Качество
приобретает новые смыслы. Оно становится олицетворением нелинейности,
синтетичности, ускорения, системности происходящих процессов во всех сферах жизнедеятельности общества и
человека. Качество жизни приобретает определенность как «новое качество бытия»,
стержнем которого является закон опережающего развития качества человека,
качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе.
Качество человека становится в центре социального кругооборота качества (А.И.
Субетто). Тем самым качество жизни становится мерилом, отражением, интегральным
показателем качественных характеристик самого человека и его социальной
сущности – реализации социальных качеств, которые проявляются, прежде всего, в
реализации созидательной активности.
Специфика
научного познания качества жизни состоит в объективном отражении этого
социального явления. Однако, вступая в область социального, объектом становится
не только объективная, но и субъективная реальность: мнения людей, мысли и
чувства, ощущения и представления, оценки и «думания» по поводу объективной
реальности, своего места в социальном пространстве действительности и
пространстве жизни в целом. И все эти «качественные» явления в социологии
подлежат измерению – квантификации.
Как
показывают исследования, качество жизни имеет два вектора отражения и
измерения: объективный и субъективный. Объективный направлен на характеристику
и измерение условий жизни человека, групп и общества в целом, субъективный – на
отражение и измерение отношений, оценок, взглядов, мнений по поводу условий
жизни и бытия самого человека в этих условиях и своей самореализации.
Новые
социальные возможности, информатизация пространства жизнедеятельности,
престижность высшего образования, его востребованность в обществе, свобода
выбора и действия предопределяют субъективное восприятие благополучия –
неблагополучия, жизненного успеха – неуспеха, удовлетворенности –
неудовлетворенности качеством своей жизни.
Одним
из наиболее часто употребляемых критериев оценки и измерения используется
критерий «удовлетворенности–неудовлетворенности человека различными сторонами
своей жизни». Не смотря на то, что данный критерий в объяснении субъективных
показателей качества жизни используется достаточно часто, однако, крайне редко
дается толкование понятию «удовлетворение», что вызывает неоднозначное и даже
несколько негативное отношение к самому и критерию и термину «удовлетворенность
жизнью».
В этом
контексте размышлений особо следует подчеркнуть, что и в понятии и в феномене
«удовлетворение» имеется конструктивный, созидательный смысл – творение. Человек удовлетворен только в
том случае, если есть акт творения своей
жизни и различных ее сторон, творения
окружающей жизни – со-зидание,
если есть активная созидательность самого субъекта. Поэтому полагаем, что
использование термина и критерия «удовлетворенность – неудовлетворенность» в
исследованиях проблем качества жизни допустимо и обоснованно.
Понятие
«качество» в социально-технологическом контексте рассматривается как образец,
эталон. Поэтому не менее актуальным, на наш взгляд, является возможность
рассмотрения качества жизни как ее идеала. В обыденном сознании имеются
некоторые индикаторы его определения. Это устойчивы фразы – оценки «жизнь
прожита не зря» и «жизнь удалась». Научный поиск определяет необходимость
выявления показателей эталонности – идеала качества жизни. Несмотря на
субъективность и индивидуальные различия в формулировании представлений о
качестве жизни, типологизация некоторых эталонных характеристик возможна и
необходима уже на данных этапах социологического исследования.
Качественные
социально-экономические, политические, духовно-нравственные изменения
социальной среды и общества привели к значительным изменениям качества самой
жизни отдельных людей, социальных групп, общества.
Наиболее
чувствительной и восприимчивой к различного рода изменениям оказалась молодежь,
которая выполняет важную общественную функцию – социальное воспроизводство –
преемственность и обновление существующих отношений. Происходящие изменения в
обществе объективно затрудняют выполнение данной функции, так как «… в процессе
жизненного самоопределения молодые люди вынуждены не столько опираться на опыт
предшествующих поколений, сколько вырабатывать и осваивать новый социальный
опыт» (С.В. Полутин). Как и процесс освоения предшествующего опыта, так и
процесс выработки и освоения нового социального опыта требуют от молодого
поколения активной жизненной позиции, активного созидания своей и окружающей
жизни, т.е. созидательной активности.
Молодежь
является субъектом истории. Учитывая особую роль образования, и особенно
высшего, в социально-экономическом прогрессе и устойчивом развитии общества,
студенческая молодежь становится особой социально-демографической группой,
которая формирует новые представления о качестве жизни в целом и различных ее
сторонах. Субъектность молодежи имеет
две тенденции, два диалектически взимосвязанных процесса: 1) социализацию и 2)
самоидентификацию. Первый процесс направлен на освоение и усвоение
предшествующего социального опыта с целью дальнейшего преобразования социальной
действительности. Второй – самоидентификация
направлен на преобразование, развитие своих жизненных и сущностных сил.
Оба процесса требуют созидательной активности человека и предполагают
удовлетворение его социентально-витальных потребностей.
Для
исследования проблем качества жизни как отражения созидательной активности
теоретико–методологической основой являются концептуальные идеи, положенные в
основу международных концепций качества, ключевые положения зарубежных и
отечественных социологов по проблемам качества жизни, активности человека, его
потребностей. Фундаментальные классические и современные теоретические положения
социологии об объективном характере и исторической обусловленности жизненного
пространства и жизненных сил человека, виталистская концепция жизненных сил,
концепции индивидуальной и социальной субъектности человека; социентальный и
универсумные подходы, теории экономического роста, человеческого,
инновационного и творческого капитала, социально-психологические теории
личности, потребностей человека, теории социального проектирования и
моделирования определяют основные подходы в исследовании обозначенной темы.
Теоретической
основой исследования студенческой молодежи является концепция поколений,
применяемая при описании молодежи как социальной группы, которая является
главным субъектом созидательной активности и качества жизни.
Анализ
теоретико-методологической литературы позволил выявить определенные
несоответствия в степени изученности и разработанности проблем качества жизни
как отражения созидательной активности на примере исследования студенческой
молодежи. Это несоответствия между:
-
высокой значимостью изучения
проблем качества жизни как социального явления и особого явления жизни
отдельного человека и недостаточной разработанностью механизмов его повышения;
-
достаточно широким спектром
теоретических подходов к исследованию качества жизни и отсутствием единой
концепции определения и характеристики качества жизни;
-
наличием широкого круга
теоретико-методологических подходов в исследовании активности человека и
недостаточно представленными в литературе исследованиями созидательной
активности как условия и механизма повышения качества жизни;
-
достаточно высоким уровнем
разработанности методик измерения качества жизни и недостаточной
характеристикой методов измерения качества жизни как отражения созидательной
активности;
-
использованием критерия
«удовлетворенность – неудовлетворенность различными сторонами жизни» как одного
из наиболее типичных критериев качества жизни и недостаточно развернутой
характеристикой понятия «удовлетворение» и «удовлетворенность»;
-
широким использованием в
научной литературе понятий «социальные», «высшие» и «витальные» потребности и
неразработанностью понятия «социентально-витальные потребности»;
-
высокой степенью
разработанности проблем молодежи и студенческой молодежи, в частности, и
недостаточно высокой степенью разработанности вопросов, касающихся качества
жизни студенческой молодежи как стратегического ресурса и главного актуального
и потенциального носителя творческого, инновационного и человеческого капитала.
Выявленные
несоответствия привели к определению возможного объекта исследования. Объектом
выступает качество жизни студенческой молодежи как отражение их созидательной
активности, а также студенческая молодежь как субъект созидательной активности
и, соответственно, субъект процесса созидания качества жизни. Речь идет об
исследовании соотношения качества жизни и созидательной активности исследуемой
социальной группы. Созидательная активность является следствием и механизмом
реализации социентально-витальных потребностей человека. Социентально-витальные
потребности актуализируются жизненными силами человека. В этом смысле объект
исследования рассматривается как диалог социологии культуры и духовной жизни,
социологии образования, социологии молодежи, социологии социальной структуры,
социальных институтов и процессов, социологии и психологии личности.
Для
определения предмета исследования сформулирована основная гипотеза, которая
состоит в следующем – субъективное восприятие качества жизни, его тип
коррелируют с созидательной активностью: чем более полно созидательная
активность отражает социентально-витальные потребности, тем более высоко в
субъективных оценках качество жизни и, соответственно, чем ниже и менее
разнообразна созидательная активность, тем ниже оценивается качество жизни в
субъективетете.
1.
Изменения субъективной оценки
качества жизни являются следствием удовлетворения социентально-витальных
потребностей и раскрытия потенциала жизненных сил человека.
2.
Молодежь является субъектом
созидательной активности и формирования качества жизни как идеала и результата
реализации социентально-витальных потребностей.
3.
Необходимость удовлетворения
социентально-витальных потребностей способствует формированию представлений о
качестве жизни как идеале;
4.
Формирование представлений о
качестве жизни является условием его достижения и повышения, а также проявления
созидательной активности;
5.
Студенческая молодежь является
субъектом особого социального явления – студенчества. Образование и, прежде
всего высшее, выступает как один из системных процессов и механизмов обретения
человеком иного, нового качественного состояния самого себя и преобразования
окружающей действительности. Современное студенчество, как особая социальная
группа, не столько получает профессию в вузе, сколько получает образование в
«границах» высших стандартов, новый социальный статус, который дает диплом о
высшем образовании, новые социальные возможности, которых не было у их
родителей, расширяет информационное поле своего и окружающего пространства
жизнедеятельности. Все эти признаки характеризуют формирование иного качества
жизни и иное представление о качестве жизни, в основе которого лежат
социентально-витальные потребности, реализация которых актуализирует активную
жизненную позицию молодого человека.
Таким
образом, предметом исследования является корреляция удовлетворенности –
неудовлетворенности студенческой молодежи качеством жизни с их созидательной
активностью.
Теоретико–методологичекий
анализ качества жизни студенческой молодежи сопряжен с результатами
социологических исследований, проведенных в 2003-2004 годах среди студенческой
молодежи вузов г. Новосибирска. Выбор вузов, курсов, специальностей
(факультетов) и выбор студентов осуществлялся методом случайной статистической
выборки единиц наблюдения. Основными признаками выборки были: пол, место
жительства, специальность (факультет), очная или очно-зачная формы обучения,
бюджетная или платная основы обучения.
Эмпирической
базой исследования явились:
1.Результаты
проведенного в 2003 году массового социологического опроса. Респондентами
стандартизированного анкетного опроса выступили студенты 2-х и 4-х курсов
дневных отделений 13 вузов г. Новосибирска
и их филиалов в городах и районах Новосибирской области. Общий объем
выборки составил 3649 чел.
2.
Данные социологического опроса студентов очно-заочной формы обучения
Новосибирского государственного педагогического университета. Общий объем
участников опроса составил 310 человек.
3.Данные,
полученные в ходе нестандартизированного опроса студентов очной и очно-заочной
форм обучения высших учебных заведений. Общий объем составил соответственно 65
и 60 человек. Всего 125 человек.
4.Результаты
социально-педагогического эксперимента, разработанного и проводенного автором в
рамках пилотного проекта по формированию созидательной социальной активности
как условия повышения качества жизни «Поколение «ХХ1 век». Результаты были
получены в ходе наблюдений, нестандартизированных бесед, анализа деятельности и
результатов деятельности студентов вузов г. Новосибирска в качестве вожатых и
педагогов детского оздоровительного центра «Кировский» (г. Новосибирск), а
также экспертного заключения, которое резюмировало итоги реализации проекта: в
2004 году программа «Поколение «ХХ1 век» стала победителем конкурса вариативных
программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи,
проводимого управлением по делам молодежи администрации Новосибирской области.
Для
подтверждения достоверности выдвинутых теоретических положений и гипотез
использовались такие методы исследования, как вторичный анализ материалов
отечественных и зарубежных исследований по изучаемой проблематике,
теоретический анализ, изучение статистических материалов и документов, их
качественный анализ, наблюдение, проектирование, опытно-экспериментальная
работа, метод типологического анализа.
Целью
как теоретического, так и эмпирического исследования явилось обоснование
актуальности и практической значимости монографического исследования качества
жизни студенческой молодежи как отражения созидательной активности и изучения
созидательной активности как условия и механизма формирования и повышения
качества жизни и, соответственно, зависимости качества жизни от уровня,
разнообразия и интенсивности созидательной активности.
Литература
1.
Боровиков Л.И. Реализация
личностно-созидающего подхода в социокультурном развитии молодежи //
Социализация молодежи в условиях развития современного образования: Материалы
Международной научно-практической конференции. Ч.1.– Новосибирск: Изд. НГПУ,
2004. – с. 52 – 57.
2.
Григорьев с.И., Субетто А.И.
основы неклассической социологии (новые тенденции развития культуры
социологического мышления на рубеже ХХ – ХХ1 веков). – Барнаул, 2000.
3.
Жандарова Я.В. Жизненные силы
личности – основа созидательной активности // Социализация молодежи в условиях
развития современного образования: Материалы Международной научно-практической
конференции. Ч. 2.– Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. – с.88 – 94.
4.
Казначеев В.П., Акулов А.И.,
Кисельников А.А., Мингазов И.Ф. Выживание населения России. Проблемы «Сфинкса
ХХ1 века». 2-е изд., переработ. и доп. / Под общей редакцией академика В.П.
Казначеева. – Новосибирск: Изд-во
Новосибирского университета, 2002. – 463 с.
5.
Немировский В.Г. Общая
социология: Учебное пособие. – Ростов н / Д.: Феникс, 2004. – 320 с. (Серия
«Высшее образование»).
6.
Полутин С.В. Молодежь в
процессе социального воспроизводства (системный анализ). Автореф. дисс…д-ра
социол. наук. – Саранск. – 32с.
7.
Субетто А.И. Россия и
человечество на «перевале» истории и в преддверии третьего тысячелетия. – СПб,:
ПАНИ, 1999. – 827.
8.
Тодоров Ангел Ст. Качество
жизни: Критический анализ буржуазных концепций / Под ред. С. И. Попова. – М.:
Прогресс, 1980. – 223 с.
9.
Шурбе В.З. Качество жизни
студентов (на примере заочного отделения НГПУ) // Социализация молодежи в
условиях развития современного образования: Материалы Международной
научно-практической конференции. Ч. 2.– Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. – с.129 –
140.
10. Шурбе В.З. Новая Россия: к вопросу о сущности качества жизни
// Россия – евразийская общность: культура и цивилизация. Материалы научного
симпозиума, 27 января 2005г. – г. Новосибирск. Изд-во «Архивариус-Н», 2005. –
с. 147 – 151.