Я.М. Герчак

Современные технологии здоровьесбережения

подрастающего поколения в РФ

С переходом России на новый путь развития рыночной экономики и проходящими социально-экономическими преобразованиями в стране остро стоит вопрос о реформировании системы физического воспитания, переживающей серьезный кризис. Уровень здоровья молодежи очень низок и с каждым годом все больше падает. Такое положение представляет собой большую угрозу безопасности государства, усугубляясь низкой рождаемостью и постепенным сокращением населения РФ. Период затянувшегося кризиса во всех сферах жизни общества современной России характеризуется резким снижением физического и психического здоровья населения. Это связано, в первую очередь, с минимальным финансированием социальных программ, науки, культуры, образования и медицины. В большинстве случаев из-за высокой стоимости услуг воспользоваться квалифицированной медицинской помощью не представляется возможным. Порой люди, страдающие хроническими заболеваниями (сахарный диабет, острая сердечная недостаточность и т.д.) из-за отсутствия средств и дороговизны лекарственных препаратов вынуждены подвергать свою жизнь опасности, т.к. зачастую лишь своевременное оказание неотложной медицинской помощи и прием высокоэффективных и дорогостоящих медицинских препаратов способны помочь человеку. Профилактика заболеваний, являющихся прерогативой медицины требует огромных денежных вложений, а денег на эти нужды, как известно, выделяется в недостаточном количестве. Многие важные медицинские программы или свертываются или их финансирование осуществляется различными структурами других высокоразвитых стран, заинтересовавшихся ими. Огромные успехи современной медицины в генной инженерии и лечении самых серьезных заболеваний способствуют увеличению продолжительности жизни людей и уменьшению степени риска заболеваемости различными наследственными болезнями. Лечение этих болезней современными медицинскими препаратами дорогостоящее, но высокоэффективное. Именно поэтому на первый план выходит программа всеобщего оздоровления населения средствами и методами физической культуры, которая должна неукоснительно и методично осуществляться всеми доступными для государства способами. Это, в первую очередь, всеобъемлющая и эффективная реклама здорового образа жизни и отказа от вредных привычек, а также система оздоровительных и спортивных программ для различных возрастных групп населения. Строительство новых спортивных сооружений – стадионов, спортивных комплексов, плавательных бассейнов, игровых площадок и т.д. является на данном этапе очень важным для государственной политики здоровосбережения населения страны. Для настоящего времени характерно низкое качество преподавания физической культуры в школе; слабая материально-техническая база; отток и нехватка квалифицированных педагогов, способных вести творческую работу; сокращение объема бесплатно предоставляемых услуг и т.п.

Все вышеперечисленное явно не способствует стремлению подрастающей молодежи к освоению ценностей физической культуры, к занятиям в спортивных секциях и не прививает любовь к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Безусловно, приоритетным направлением проводимой в стране модернизации структуры образования является коренное изменение программы физического воспитания, предусматривающее увеличение количества часов для занятий физическими упражнениями, которые обязательно должны проводиться ежедневно, после окончания теоретических занятий в школе.

Повышение эффективности и качества проведения занятий физическими упражнениями обеспечит укрепление и сохранение здоровья школьников. Основные задачи, способствующие полномасштабной модернизации школьного физкультурного образования следующие:

1)     заменить физически и морально устаревшую спортивно-оздоровительную инфраструктуру не обеспечивающую условий для проведения массовых школьных физкультурных мероприятий, на уровне современных требований;

2)     расширить содержание данного учебного предмета в контексте освоения учащимися ценностей физической и спортивной культуры;

3)     разработать теорию и методику физического воспитания детей и молодежи с отклонениями в физическом развитии и различными заболеваниями;

4)     создать необходимые условия для интенсивной профилактики отклонений в состоянии здоровья детей и подростков.

По инициативе Отделения образования и культуры РАО в 1996 г. был создан проблемный совет по физической культуре и спорту, разработавщий, а в дальнейшем воплотивший в образовательную практику "Концепцию физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и молодежи России" [2,5,6].

Близка к завершению работа по созданию теоретической базы инновационных технологий физического воспитания школьников, найдены и апробированы новые формы организации учебного процесса [2,5,7]. А в многочисленных экспериментах и в педагогической практике подтверждена их эффективность и целесообразность [3,4,5]. Результаты экспериментов свидетельствуют о преимуществах формирования здоровьесберегающих технологий спортивно-ориентированного физического воспитания (СОФВ) обучающихся в общеобразовательной школе по сравнению с традиционными методами его организации и педагогической реализации. Согласно этой технологии в обязательном порядке используется основной метод спортивной подготовки морфофункциональных систем организма человека на основе учета механизмов его адаптации к стресс-факторам (физическим нагрузкам). Физкультурное образование обучающихся согласно этой технологии, осуществляется в форме обязательных учебно-тренировочных занятий, проводимых после теоретических учебных занятий в школе согласно расписанию. Для практических занятий по типологическим признакам формируют группы занимающихся без учета возраста, но с учетом общего интереса к конкретным видам физкультурной и спортивной деятельности. В процессе таких занятий школьники осознают особую роль физических упражнений, приобщаются к регулярным занятиям физической культурой и спортом, приобретают умения и навыки управления своим психофизическим состоянием и овладевают способностью изменять его в заданных пределах. Для школьников предусматривается свобода выбора вида занятий, планирования их интенсивности и возможность изменения вида физкультурной активности на основе учета способностей каждого учащегося. Использование здоровьесберегающей технологии СОФВ в сургутской школе № 32 позволило сделать вывод, что уровень физической подготовленности обучающихся по данным тестирования по системе "EUROFIT", оказался значительно выше, чем у детей и подростков из контрольных групп из Великобритании, Испании, Турции, Венгрии и Словакии. Исходя из данных социально-психологического мониторинга, учащиеся школы из России проявили большую устойчивость по отношению к вредным привычкам, включая наркоманию, курение и употребление алкоголя.

Социально-педагогическое и психологическое исследование, проведенное в рамках этого эксперимента, подтвердило высокую эффективность СОФВ для снижения состояния тревожности, характерного для современных детей и подростков и увеличение их психической устойчивости к воздействиям целого ряда негативных факторов. В связи с увеличением объема систематической физической нагрузки повысился уровень сопротивляемости организма школьников в период вспышек простудных заболеваний. С повышением физической и умственной работоспособности улучшилась успеваемость школьников, возросла их мотивация к участию в трудовой деятельности и снизилось количество пропусков уроков по болезни. Регулярные занятия физическими упражнениями способствовали снижению бытового травматизма среди школьников. Приобщение к ценностям физической культуры и спорта положительно сказалось на их поведении и стало мощным противовесом негативным способам самоутверждения подростков.

Анализируя результаты эксперимента, можно сделать основной вывод: интерес к предмету "Физическая культура" и учебно-тренировочным занятиям резко возрос, повысился уровень физической подготовленности учащихся,  снизилась их заболеваемость, а так же появилось устойчивое стремление к ведению здорового образа жизни.

Для внедрения СОФВ в систему школьного физического воспитания, наряду с увеличением объема обязательных занятий физическими упражнениями, необходима замена спортивных сооружений на более современные, с целью создания межшкольных многоцелевых комплексов для нескольких образовательных учреждений. Необходимо создание принципиально новых проектов учебно-спортивных сооружений, оснащенных тренажерными комплексами, диагностическим оборудованием и системами оперативного контроля за состоянием занимающихся.

Необходима апробация различных типовых вариантов учебно-спортивных сооружений и их возможностей эксплуатации в разных регионах страны, решая задачу, в первую очередь, общей физической подготовки с целью организации оптимальной двигательной активности школьников. В этих учебно-спортивных сооружениях должны использоваться тренажеры, контрольно-диагностическое оборудование, видеотехника, компьютерные средства слежения за учебно-тренировочным процессом, предусмотрены возможности трансформации оборудования, конфигураций мест занятий и т.п. В дальнейшем целесообразно создание многоцелевого спортивного сооружения, предназначенного для проведения занятий по 10-15 видам спортивной подготовки или других форм занятий, в том числе и в игровых формах. Такие занятия могут проводиться с обучающимися их разных школ, а также из ДЮСШ с применением современных технических средств, обеспечивающих эффективность учебно-тренировочного процесса, создающих возможности массового физического воспитания и спортивной подготовки школьников. Подобная форма проведения занятий является одной из наиболее эффективных форм модернизации и перспективного совершенствования методики преподавания физической культуры в школе [1].

В действующем законе "О физической культуре в РФ" физическое воспитание рассматривается как педагогический процесс, направленный "на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения; на укрепление здоровья; повышение работоспособности, творческого долголетия; на продление жизни человека". Непосредственно, в статье 14 настоящего закона дано право образовательным учреждениям самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов студентов определять формы занятия физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

Согласно Приказа Минобразования РФ № 1025 "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования" предусмотрено по всем специальностям выделить на дисциплину "Физическая культура" 408 часов в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Литература

1.           Бальсевич В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания // Педагогика. 2004 №1 с. 26-32.

2.           Бальсевич В.К. Основные положения Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. 2002 №3

3.           Вишневский В.А. и др. Проблемы формирования навыков здорового стиля жизни в условиях школы // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Анализ наркоситуации в образовательных учреждениях г. Сургута". Сургут. 2002

4.           Губа В.П. Морфобиомеханический подход на основе возрастного физического воспитания и спорта // физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999 № 3-4

5.           Инновационные образовательные технологии спортизированного физического воспитания в образовательной школе. Сургут. 2001

6.           Кузин В.В. Научные приоритеты в физическом воспитании и спортивной подготовки детей и юношества // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998 №2

7.           Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997 №6

Hosted by uCoz