Я.М.
Герчак
подрастающего
поколения в РФ
С переходом России на новый
путь развития рыночной экономики и проходящими социально-экономическими
преобразованиями в стране остро стоит вопрос о реформировании системы физического
воспитания, переживающей серьезный кризис. Уровень здоровья молодежи очень
низок и с каждым годом все больше падает. Такое положение представляет собой
большую угрозу безопасности государства, усугубляясь низкой рождаемостью и
постепенным сокращением населения РФ. Период затянувшегося кризиса во всех
сферах жизни общества современной России характеризуется резким снижением
физического и психического здоровья населения. Это связано, в первую очередь, с
минимальным финансированием социальных программ, науки, культуры, образования и
медицины. В большинстве случаев из-за высокой стоимости услуг воспользоваться
квалифицированной медицинской помощью не представляется возможным. Порой люди,
страдающие хроническими заболеваниями (сахарный диабет, острая сердечная
недостаточность и т.д.) из-за отсутствия средств и дороговизны лекарственных
препаратов вынуждены подвергать свою жизнь опасности, т.к. зачастую лишь
своевременное оказание неотложной медицинской помощи и прием высокоэффективных
и дорогостоящих медицинских препаратов способны помочь человеку. Профилактика
заболеваний, являющихся прерогативой медицины требует огромных денежных
вложений, а денег на эти нужды, как известно, выделяется в недостаточном
количестве. Многие важные медицинские программы или свертываются или их
финансирование осуществляется различными структурами других высокоразвитых
стран, заинтересовавшихся ими. Огромные успехи современной медицины в генной инженерии
и лечении самых серьезных заболеваний способствуют увеличению продолжительности
жизни людей и уменьшению степени риска заболеваемости различными
наследственными болезнями. Лечение этих болезней современными медицинскими
препаратами дорогостоящее, но высокоэффективное. Именно поэтому на первый план
выходит программа всеобщего оздоровления населения средствами и методами
физической культуры, которая должна неукоснительно и методично осуществляться
всеми доступными для государства способами. Это, в первую очередь,
всеобъемлющая и эффективная реклама здорового образа жизни и отказа от вредных
привычек, а также система оздоровительных и спортивных программ для различных
возрастных групп населения. Строительство новых спортивных сооружений –
стадионов, спортивных комплексов, плавательных бассейнов, игровых площадок и
т.д. является на данном этапе очень важным для государственной политики
здоровосбережения населения страны. Для настоящего времени характерно низкое
качество преподавания физической культуры в школе; слабая
материально-техническая база; отток и нехватка квалифицированных педагогов,
способных вести творческую работу; сокращение объема бесплатно предоставляемых
услуг и т.п.
Все вышеперечисленное явно не
способствует стремлению подрастающей молодежи к освоению ценностей физической
культуры, к занятиям в спортивных секциях и не прививает любовь к
самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Безусловно, приоритетным
направлением проводимой в стране модернизации структуры образования является
коренное изменение программы физического воспитания, предусматривающее
увеличение количества часов для занятий физическими упражнениями, которые
обязательно должны проводиться ежедневно, после окончания теоретических занятий
в школе.
Повышение эффективности и
качества проведения занятий физическими упражнениями обеспечит укрепление и
сохранение здоровья школьников. Основные задачи, способствующие полномасштабной
модернизации школьного физкультурного образования следующие:
1)
заменить
физически и морально устаревшую спортивно-оздоровительную инфраструктуру не
обеспечивающую условий для проведения массовых школьных физкультурных
мероприятий, на уровне современных требований;
2)
расширить
содержание данного учебного предмета в контексте освоения учащимися ценностей
физической и спортивной культуры;
3)
разработать
теорию и методику физического воспитания детей и молодежи с отклонениями в
физическом развитии и различными заболеваниями;
4)
создать
необходимые условия для интенсивной профилактики отклонений в состоянии
здоровья детей и подростков.
По инициативе Отделения
образования и культуры РАО в 1996 г. был создан проблемный совет по физической
культуре и спорту, разработавщий, а в дальнейшем воплотивший в образовательную
практику "Концепцию физического воспитания и спортивной подготовки детей,
подростков и молодежи России" [2,5,6].
Близка к завершению работа по
созданию теоретической базы инновационных технологий физического воспитания
школьников, найдены и апробированы новые формы организации учебного процесса [2,5,7].
А в многочисленных экспериментах и в педагогической практике подтверждена их
эффективность и целесообразность [3,4,5]. Результаты экспериментов
свидетельствуют о преимуществах формирования здоровьесберегающих технологий
спортивно-ориентированного физического воспитания (СОФВ) обучающихся в
общеобразовательной школе по сравнению с традиционными методами его организации
и педагогической реализации. Согласно этой технологии в обязательном порядке
используется основной метод спортивной подготовки морфофункциональных систем
организма человека на основе учета механизмов его адаптации к стресс-факторам
(физическим нагрузкам). Физкультурное образование обучающихся согласно этой
технологии, осуществляется в форме обязательных учебно-тренировочных занятий,
проводимых после теоретических учебных занятий в школе согласно расписанию. Для
практических занятий по типологическим признакам формируют группы занимающихся
без учета возраста, но с учетом общего интереса к конкретным видам
физкультурной и спортивной деятельности. В процессе таких занятий школьники
осознают особую роль физических упражнений, приобщаются к регулярным занятиям
физической культурой и спортом, приобретают умения и навыки управления своим
психофизическим состоянием и овладевают способностью изменять его в заданных
пределах. Для школьников предусматривается свобода выбора вида занятий,
планирования их интенсивности и возможность изменения вида физкультурной
активности на основе учета способностей каждого учащегося. Использование
здоровьесберегающей технологии СОФВ в сургутской школе № 32 позволило сделать
вывод, что уровень физической подготовленности обучающихся по данным
тестирования по системе "EUROFIT", оказался значительно выше, чем у детей и подростков из
контрольных групп из Великобритании, Испании, Турции, Венгрии и Словакии.
Исходя из данных социально-психологического мониторинга, учащиеся школы из
России проявили большую устойчивость по отношению к вредным привычкам, включая
наркоманию, курение и употребление алкоголя.
Социально-педагогическое и
психологическое исследование, проведенное в рамках этого эксперимента,
подтвердило высокую эффективность СОФВ для снижения состояния тревожности,
характерного для современных детей и подростков и увеличение их психической
устойчивости к воздействиям целого ряда негативных факторов. В связи с
увеличением объема систематической физической нагрузки повысился уровень сопротивляемости
организма школьников в период вспышек простудных заболеваний. С повышением
физической и умственной работоспособности улучшилась успеваемость школьников,
возросла их мотивация к участию в трудовой деятельности и снизилось количество
пропусков уроков по болезни. Регулярные занятия физическими упражнениями
способствовали снижению бытового травматизма среди школьников. Приобщение к
ценностям физической культуры и спорта положительно сказалось на их поведении и
стало мощным противовесом негативным способам самоутверждения подростков.
Анализируя результаты
эксперимента, можно сделать основной вывод: интерес к предмету "Физическая
культура" и учебно-тренировочным занятиям резко возрос, повысился уровень
физической подготовленности учащихся,
снизилась их заболеваемость, а так же появилось устойчивое стремление к
ведению здорового образа жизни.
Для внедрения СОФВ в систему
школьного физического воспитания, наряду с увеличением объема обязательных
занятий физическими упражнениями, необходима замена спортивных сооружений на
более современные, с целью создания межшкольных многоцелевых комплексов для нескольких
образовательных учреждений. Необходимо создание принципиально новых проектов
учебно-спортивных сооружений, оснащенных тренажерными комплексами,
диагностическим оборудованием и системами оперативного контроля за состоянием
занимающихся.
Необходима апробация различных
типовых вариантов учебно-спортивных сооружений и их возможностей эксплуатации в
разных регионах страны, решая задачу, в первую очередь, общей физической
подготовки с целью организации оптимальной двигательной активности школьников.
В этих учебно-спортивных сооружениях должны использоваться тренажеры,
контрольно-диагностическое оборудование, видеотехника, компьютерные средства
слежения за учебно-тренировочным процессом, предусмотрены возможности
трансформации оборудования, конфигураций мест занятий и т.п. В дальнейшем
целесообразно создание многоцелевого спортивного сооружения, предназначенного
для проведения занятий по 10-15 видам спортивной подготовки или других форм
занятий, в том числе и в игровых формах. Такие занятия могут проводиться с
обучающимися их разных школ, а также из ДЮСШ с применением современных
технических средств, обеспечивающих эффективность учебно-тренировочного
процесса, создающих возможности массового физического воспитания и спортивной
подготовки школьников. Подобная форма проведения занятий является одной из
наиболее эффективных форм модернизации и перспективного совершенствования
методики преподавания физической культуры в школе [1].
В действующем законе "О
физической культуре в РФ" физическое воспитание рассматривается как
педагогический процесс, направленный "на формирование здорового, физически
и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения; на
укрепление здоровья; повышение работоспособности, творческого долголетия; на
продление жизни человека". Непосредственно, в статье 14 настоящего закона
дано право образовательным учреждениям самостоятельно с учетом своих уставов,
местных условий и интересов студентов определять формы занятия физической
культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной
активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных
государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.
Согласно Приказа Минобразования
РФ № 1025 "Об организации процесса физического воспитания в
образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального
образования" предусмотрено по всем специальностям выделить на дисциплину
"Физическая культура" 408 часов в цикле общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин.
Литература
1.
Бальсевич
В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания // Педагогика.
2004 №1 с. 26-32.
2.
Бальсевич
В.К. Основные положения Концепции интенсивного инновационного преобразования
национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и
молодежи России // Теория и практика физической культуры. 2002 №3
3.
Вишневский
В.А. и др. Проблемы формирования навыков здорового стиля жизни в условиях школы
// Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции
"Анализ наркоситуации в образовательных учреждениях г. Сургута".
Сургут. 2002
4.
Губа В.П.
Морфобиомеханический подход на основе возрастного физического воспитания и
спорта // физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999 № 3-4
5.
Инновационные
образовательные технологии спортизированного физического воспитания в
образовательной школе. Сургут. 2001
6.
Кузин В.В.
Научные приоритеты в физическом воспитании и спортивной подготовки детей и
юношества // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998 №2
7.
Лубышева Л.И.
Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его
освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997
№6