Встреча В.П. Казначеева с верховной шаманкой Бурятии.

11 октября 2010 г. состоялась встреча академика РАМН, президента Западно-сибирского отделения Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры В.П. Казначеева с самым высокопосвященным (тринадцатипосвященным) шаманом России – верховной шаманкойБурятии Н.А. Степановой (фото 2 на последней странице обложки).

Встреча началась с размышлений Влаиля Петровича.

 

В.П. Казначеев: Сегодня в биологии, психологии, вообще в науке очень  сильно увлекаются приборными методами исследования, генетическими, биохимическими. То, что в истории приборами показывается – это официальная наука признаёт достоверным, научным. Если же нет приборного подтверждения, то это считается не научным знанием, как бы и вовсе несуществующим.  Но в истории древних народностей и современных народов поиск здоровья, поиск надежды на жизнь чаще всего не в приборных областях, не в области только химии или гормонов. Он связан часто с тем настроением, которое формируется в этой общине людской. В этом, по-видимому, роль различных религий, в хорошем смысле, очень важна.

Одним из таких важных направлений является и религия,  которая  получила название шаманизма. Это не какая-то исключительная религия, но следует признать, что она распространена во многих регионах и странах Земли. Она, по-видимому, отражает то, что в разных особых природно-климатических условиях формирует  разные представления о жизни о том свете, об этом свете.

Создание благоприятного социального климата для населения России, Сибири – процесс сложный, многоплановый. Требуются разные приемы управления и разная, если хотите, психология, сотрудничество, разные условия для него, нужны предводители в душевной сфере. В политике такие предводители отсутствуют. Предводители от политики занимаются устройством торговли, жизни, связи.

В результате некоторых политических действий религии, особенно такие неофициальные, как шаманизм, как бы отодвигаются в сторону от решения социальных коллизий. Это ошибка. В этих религиях нужны не отверженность, а поиск какой-то истины. Здесь есть важные приёмы, которые нарабатывались веками и даже тысячелетиями. Я приведу пример из своей жизни.

Кроме экспедиций в Якутию, на Алтай, я был в экспедициях в Канаде. В северных поселениях индейцев и других представителей северных наций в Канаде я встретился с удивительными вещами. Например, там, когда зимой на долгое время местные жители уезжают охотиться на моржей и тюленей, то местный шаман в соответствии с погодой, определяет что следует брать с собой помимо еды, одежды и оружия. Шаман приказывает, чтобы люди брали с собой мешочек с высушенным человеческим калом. В такое-то время охотник должен этот порошок всыпать в пишу и есть. Современная медицина полностью отринула это. Но те, кто слушал медиков, а не шамана после пяти месяцев охоты умирали. А люди, которые выполняли советы шамана, охотились на морозе даже более полугода и выживали. У них желудочно-кишечный тракт и здоровье полностью сохранялись.  Это культура на самом деле даёт факт достоверный.

Другой пример. Мне пришлось там же в Канаде при очень низких холодах ехать на нартах с собаками дней пять. В нашей экспедиции бал один профессор из Соединённых Штатов, не канадец. Когда мы собирались выезжать, он достал бутылку коньяка, чтобы положить в общий багаж в дорогу. В это время пришёл каюр. Он увидел бутылку, взял её и разбил на наших глазах. Затем поставил на стол моржовое сало и сказал: «Если вы не будете есть это, то Вы замерзнете и погибнете за три дня на холоде!»   

Моржовое сало неприятное на вкус пришлось есть. Но потом было впечатление, что в желудке, в животе появилась грелка. Мы трое суток ехали, и это ощущение не проходило. Затем еще немного съели сала. И вновь появилось ощущение грелки  в желудке.

Ещё. В Европе, например, и сейчас считают, что наиболее ответственным и проверенным лекарством является, предложенный до нашей эры Галеном, препарат –  Галеновская аптека.  Галеновская аптека сегодня преобразуется и существует. Гален величайший древний врач, а по-нашему – шаман. Что он делал? Он лечил гладиаторов, а гладиаторы в Древнем Риме стоили дорого, так же как у нас олимпийские чемпионы. Когда гладиатор получал тяжёлые раны от мечей, то Гален за неделю ставил этого раненого на ноги и возвращал гладиатора на арену. За неделю! Сегодняшней медицине на это надо месяц.  Гален ставил за неделю.

Значит что-то в истории человечества мы пропустили. А вот Вы несёте какие-то знания! Шаман, очевидно, живёт во времени и пространстве несколько ином, чем мы. В этом пространстве  присутствуют накопленные знания прошлых поколений. Они реализуются в его обряды, в рисунки,  в одежды, в танцы, песни, закуску, питье, и в них концентрируется очень  большая  историческая сущность.

Шаманизм относится к очень важному разделу жизни и следует вновь вернуться к накопленным в истории фактам поддержания ими здоровья людей, выживания и психологии. К сожалению, в современных представлениях о человеческом здоровье выброшены  уроки истории.

Не следует думать, что эти уроки касаются только отдельных народов, например бурятов, якутов. Нет, это история напрямую является историей русского народа, да и всех народов мира.

Вот Вы, Надежда Ананьевна, дорогой наш гость, как стали шаманом? Как Вы ощущаете своё призвание, своё место в нашем бурном мире?

Н.А. Степанова: Спасибо, уважаемый Влаиль Петрович. Вы замечательно сказали то, о чём я постоянно думаю. Вы упомянули о единении наших народов. Это очень важно.

Именно объединение, а не разделение людей на расы, нации, народности присуще шаманизму. Ведь шаманизм – древнейшая религия на Земле. Шаманизм можно назвать родителем и буддизма, христианства, ислама и других мировых религий.

Я бурятка по национальности, но у меня русские фамилия, имя, отчество. Судя по ним, я больше русская, чем бурятка. В то же время, я наследница очень древнего и могущественного шаманского рода Абзай - покровители - синие небесные кони, которые помогают очень быстро, молниеносно. По отцу – род Галзуд, также по мужу – Галзуд,  род кузнецов   люди  работающие с огнем. Шаманы – кузнецы.

И это очень показательно для Бурятии и других регионов Прибайкалья. Сегодня буряты больше принадлежат славянскому миру, чем восточному. Русская культура для них самая близкая и родная. Они неразрывны с великой славянской культурой и, кроме того, являются носителями, хранителями древнейшей культуры нашей Родины. Это очень важный и ценный феномен слияния культур, который следует изучать и всемерно беречь. Ведь это делает бурятов и представителей других национальностей в данном регионе намного богаче духовно. Все многочисленные народы и народности, населяющие Россию, все они владеют и могут пользоваться этим уникальным духовным богатством.

Возможно мне, как шаману, это открывается яснее.

В.П. Казначеев:  Вы справедливо говорите.

Вот древние истоки буддизма связаны с тем, что был человек обыкновенный, видел страдания, голод, болезни. Он блуждал и понял, что  надо помогать людям. И постепенно вырастил людскую силу, что своей душой в храме и не в храме может помочь. Буддизм родился от обыкновенного человека.

 А христианство и мусульманская религии возникли от веры, что есть где-то Бог и он свершил их. Это разные мысли.

Вы древнее буддистов. Вы являетесь носителями древнейшего духовного мира человечества.

Н.А. Степанова: Для меня нет разницы в национальности, в вере того, кто ко мне обращается за помощью. Есть хороший или плохой человек – две категории. У нас край шаманский. Буддизма меньше. И я думала первое время: «Как же я буду буддистов лечить, или русских?»

Как же? У них другой Бог! Как мои бурятские шаманские духи и боги, как они договорятся с теми богами?  Я буддистов боялась.

Но оказалось – ничего!

 Я описывала буддистам, каких танка и богов я у них вижу. Какие молитвы им следует читать, которые им помогут. Оказалось, что разницы нет. Что всё одинаково.

 Потом стали русские ко мне  ходить. Вообще много народа стало ко мне приходить. Просто времени не оставалось даже поесть. Оказалось, что и у русских те же боги.  Нет у них отличий между собой. У всех единый Бог.

 Расы, нации для меня не имеют значения. Поэтому я по всему миру езжу. Я и с африканцами работала, и с мусульманами,  со всеми.

 Нет отдельных религий. Есть единая религия, единый Бог! Я же обращаюсь к Матери-природе Земле.

В.П. Казначеев: Меня всегда интересовало, как же становятся шаманом. Это можно по собственному желанию или шаманом нужно родиться? Почему большинство шаманов мужчины?

 

Н.А. Степанова:

Дар шамана передаётся свыше. Это очень редкий дар. Шаманом рождаются, этому нельзя научиться любому.  Я потомственный шаман.

Теперь я понимаю, что должна была уже в юные годы начать шаманить. С детства я видела то, что другие люди не видят. Видела энергию в виде сгустков разных цветов, видела на расстоянии, видела больные органы человека, могла читать мысли. Да уже тогда я могла проникать, как я понимаю сейчас, в мысли других людей, или улавливать его мысли. Я по-разному чувствовала людей. Возле одних было комфортно. А возле других, несмотря на то, что человек говорил прекрасные слова, я чувствовала себя очень плохо. Я инстинктивно, ведь никто меня не учил, боялась думать о людях плохо. Мне казалось, что вдруг я подумаю о ком-то нехорошо, и ему станет плохо.

Мама тоже могла видеть. Она сразу поняла, чем могут грозить уникальные возможности дочери. Она очень испугалась: «Как же, из моих семерых детей, эта девочка одна осталась в живых. Она моя единственная дочка. И станет шаманом?».

Это было советское время и к шаманам относились очень плохо. Вся пропаганда говорила о шаманах ужасные гадости. Я родилась и жила в советское время, когда даже слово шаман было ругательным. Он самый плохой человек!  Сейчас это уже начинают забывать, но тогда в нашей истории это было. Если шамана не расстреливали, то сажали в тюрьму или прятали в психиатрическую больницу. Мама очень боялась. Зачем нужна её ребёнку такая судьба? Поэтому мать старалась убедить дочь, что она не выделяется от других, что она обычный ребёнок. И действительно убедила. Я была уверена, что все дети видят так же как я. Позже, мать упрашивала то буддийских монахов, то знакомых шаманов закрыть способности дочери, чтобы никто не узнал, что она потенциальный шаман.

Я росла обычной советской девочкой, была сначала пионеркой, потом комсомолкой. Хотела быть как все. Училась в школе, затем в институте. После института преподавала русский язык и литературу в школе. Затем преподавала в техникуме, в институте.

Какое-то время мамины меры приносили плоды. Но пришло время, когда никакие ухищрения не помогали. Я стала болеть. Меня врачи обследовали и ничего не находили. А мне становилось всё хуже и хуже.

Открыл мне глаза на причину моих болезней Михаил Циренович Циденов. Он был курумханский шаман, ясновидящий, замечательный человек.

Циденов подошёл, посмотрел на меня. Первое, что Михаил Циренович сказал: «Ты должна лечить!»

Я была ошарашена: «Как лечить? Я сама больная! Я не медик. Как могу лечить, когда ничего не знаю, не умею! Это меня должны лечить!»

- Нет, ты должная лечить. Ты сильная.

- Мало ли кто сильный? Все сильные!

Тогда он говорит мне: «Ты особенная. Ты видишь даже и мой божий дар!»

- А разве другим людям его не видно?

- Конечно, не видно! То, что ты видишь, никто не видит. Ты должна стать шаманкой!

Я была удивлена, поражена. Про себя я не знала тогда ничего необычного. Да что говорить, я тогда пришла в ужас: «Не хочу-у-у! МихаилЦыренович, закрой меня!»

Цыденов усмехнулся: «Никто тебя не закроет! Это твой дар! Ты без этого не можешь. Это так же естественно для тебя как дышать, думать, есть. Ты должна быть шаманкой. Примешь и никуда не денешься!»

Я сразу не поверила ясновидящему. Надеялась, что он ошибается, что всё уладится. Но его слова начали сбываться. У меня создавалось ощущение, что я начинаю сходить с ума.

 Например, я сижу дома и вижу, что люди ко мне собираются. А я их мысли читаю на расстоянии. Говорила домашним, что скоро к нам придёт человек с такими болезнями, с такими мыслями. И ведь оказывалась права. Знала всё про мужа. Видела, куда он пошёл, как садится в машину, с кем и куда едет. Знала где мои дети. В своей семье обо всех я могла сказать, где кто и что с ними делается.

Я не могла ни в трамвай, ни в автобус садиться. Там, где было скопление людей, для меня наступала пытка. Мне казалось, что каждый больной орган окружающих людей жалуется мне «Я болею, я болею!» И я не только слышу всё это, я это вижу. Например, как бедный желудок шевелится туда сюда.  Человек для меня был открытая книга.  Поэтому стала ходить только пешком.

 

Иду как-то утром пешком и слышу в голове жёсткий мужской голос: «Если ты не пройдёшь обряд шаманки, то тебя на этой остановке задавит КАМАЗ синего цвета».  И слышу скрип тормозящей машины.

.

Это была последняя капля. Я посоветовалась с родными. Они согласились с необходимостью обряда. Первое, я должна почтить род мужа. Он из рода шаманов кузнецов. Поскольку я женщина, то без роду без племени, без флага должна уходить в род мужа. Это означает, что надо пройти обряддархаты этому роду.

Только после этого можно делать обряд посвящения. Этот обряд проводить может не каждый шаман, а только шаман высокого ранга моего рода. У меня ведь род очень сильный – Небесных конников. Когда призывали наши мужчины даже во время войны, то они во мгновение ока появлялись. До сих пор когда делают некоторые обряды, то  обращаются прежде всего к моим пра-предкам. Если бы за меня взялся другой шаман, то мои духи не приняли бы.

У нас буряты живут по регионам – Кабанские, Восточные, Западные буряты... Большая разница в культуре. Я с Запада была, с берегов Байкала. Никогда у нас не было буддизма.  Наверное, больше у нас с христианством связь. На Байкале было тогда много островов. Наш род жил в замкнутом пространстве на острове моряков.

Мама съездила на родину, договорилась с родовыми шаманами сделать обряд. Таким образом, мне сделали обряд в своей традиции. ЛеонтийАбзаевич Борбоев сделал мне Абзай - три обряда посвящения.

Это было в восьмидесятых годах ХХ в. На обряде присутствовали одни мужчины. Тогда женщин шаманов вовсе не было. Я стала первой женщиной шаманом после долгой монополии мужчин. Здесь патриархат был, куда денёшься.  Мужчины не хотели мириться с женщинами, делать женщин шаманами. На мой взгляд, именно из-за этого в России в советское время не стало женщин-шаманов.

Тогда вообще не так много было шаманов. Когда меня делали шаманом, мужчины тоже не очень хотели. Согласились, но говорили, что кроме тебя больше не будет шаманов женщин.

 А сейчас я сама уже провожу обряды посвящения. Так что время вносит изменения. Кстати в древности женщин шаманов было больше, чем мужчин. Да и первой шаманской в моём могучем роду была женщина. Я потом прошла посвящения в Монголии у Цырен-Заарина - 10 раз - это высший сан шамана, а у женщин высший сан - титул - Дуурисха. Цырен-Заарин шаман - бурят из рода Галзуд, который в детстве уехал с родителями в Монголию из Бурятии, это был очень сильный шаман нашего времени. Я очень благодарна ему.

В общем у меня 13 полных посвящений: 3 раза у Борбоева Л.А и в дальнейшем в Монголии - 10 раз.

В.П. Казначеев: Извините, а сам обряд? Это уединение в юрте с бубном, с музыкой? Что такое сам обряд?

Н.А. Степанова: Это было в марте. У нас на Байкале особый микроклимат. И в марте, если холодный ветер задул, то выдержать очень трудно. Кроме того, я горожанка, приехала на берег Байкала в лёгеньком платье. Все мужчины, а среди них – многие мои родственники, были одеты очень тепло, даже в больших рукавицах. Мужчины ходили, курили, подходили к костру к теплу и всё равно мёрзли. А я сидела в одном положении, молилась духу огня и не мёрзла. Родственники подходили ко мне предлагали одежду. Я отказывалась. «Неужели ты не замёрзла?» – спрашивали они. Я действительно не мёрзла, потому что странным образом ветер меня огибал.

 Я с детства видела, но когда стали делать обряд, я видеть стала ещё ярче. Сижу у костра, читаю мысли у людей. Когда начался обряд пришли духи Земли. Такие маленькие, красивые, глазки мигают, ротики смеются. Так танцуют, так радуются! Это уже на обряде посвящения.

 Настолько их много оказалось, что я кричала людям, чтобы они осторожнее ходили: «Не наступайте! Не наступайте!»

Я больше для людей создавала трудности, чем для этих духов. Когда наступила главная часть обряда, пришли духи четырёх сторон на облаках. Очень красиво сидели. Это трудно описать. Для обычно человека это кажется невероятным, невозможным. Но эта картина вот уже более 20 лет у меня перед глазами остаётся.

Когда я обряд прошла, то со мной начались большие изменения. Я стала лечить, стала и обряды делать. Вы наверняка поинтересуетесь, откуда я знала, как лечить, как делать обряды? Я ведь абсолютно ничего не знала о шаманской работе, о методах лечения, о сложных процедурах и традициях обрядов, о том, что делать и что говорить.

Уже в первую ночь меня стали учить. Пришли во сне духи и рассказали, кто завтра прейдет, с чем прейдет, с какой болезнью, как это лечить, что делать. Да! Это были мои предки! Некоторых я узнавала, о других, намного раньше живших, слышала, знала по семейным преданиям. Это всё были опытные, знаменитые в своё время шаманы нашего рода. Иногда приходили и шаманы из рода мужа. Они помогали, подсказывали, мол при таких болезнях следует к этим духам обратиться, при других – к таким-то. Они не только говорили, но и показывали что делать, как лечить, как делать обряды: «Вот такой-то человек к тебе прейдет, ты должна так сделать». Утром действительно приходил тот человек, о котором мне сообщалось. Но ночные подсказки днём ещё дублировались и на небе. Инструкции появлялись на небе. Я читала эту информацию и всё делала правильно.

В.П. Казначеев: Надежда Ананьевна, какие сферы деятельности считаются приоритетными для шаманов? В литературе описывается, что алтайские шаманы успешно искали потерянных людей, домашних животных. Сейчас такое возможно?

 

Н.А. Спепанова: Конечно. Возможно. И ко мне достаточно часто обращаются по таким вопросам. Люди теряются и ко мне приходят с просьбой их найти. Самое трудное бывает говорить то, что мне показывают небеса и то, что я вижу. Правда бывает не всегда приятная, сладкая. Поэтому я предупреждаю, что буду говорить правду. Очень много в моей практике было таких случаев. Самый главный вопрос при  подобных обращениях – вопрос жизни  или смерти, жив ли человек, которого ищут. Это я сразу вижу. А затем, если жив, могу показать и рассказать где он. Сегодня такое видение у шаманов не потерялось.

Главное для шамана – помощь человеку, его здоровье, благополучие, удача, всё надо уметь просить. Я бы назвала три основные сферы деятельности шаманов. Это ясновидение, лечение людей, совершение обрядов. Всё это переплетено друг с другом. Настоящий высокопосвящённыйшаман может заниматься любым направлением.

Сейчас я больше востребована, как ясновидящая.  Наша жизнь сегодняшняя переплетена невидимыми нитями с прошлыми событиями, жизнями членов семьи. И старые давно ушедшие, казалось бы, в Лету забвения страсти, обиды, огорчения, обман, зависть, месть отзываются в сегодняшней жизни человека. Шаман своим внутренним видением души может разобраться в этих переплетениях и смягчить, а иногда и снять тяжесть этих противоречий.

Когда очищаешь человека, то видишь, как выходит тёмная, ну почти чёрная энергия. А на смену приходит белая яркая энергия. Валерий Владимирович вчера у меня спрашивал, почему иногда во время  проведения какого-то обряда я вытаскиваю фотоаппарат и снимаю что-то, невидимое окружающим. Потому и снимаю, что хочу показать людям хоть часть этого невидимого мира. Сейчас появились фотоаппараты, чувствительность которых позволяет, пусть и не в полной мере, но переводить в обычный зрительный ряд маленькую частичку того насыщенного летающими душами мира, который я вижу, особенно во время обрядов.

Часто бывает, что во время каких-то потрясения, аварий, катастроф душа человека покидает тело. После потери души, по понятиям шаманов, человек может прожить не более 9 месяцев. Человек может не знать о такой потере, а она приводит сразу к тяжёлым заболеваниям, которые не лечатся обычной медициной. Многие шаманские обряды направлены на поиски и  возвращение души человека. Вот, например, фото, сделанное в Австрии во время именно такого обряда. Здесь видно как тёмный коричневый сгусток возвращается к женщине (фото 1 на последней странице обложки). Это только один кадр из череды, сделанных в это время фото. На кадрах видно перемещение души. Профессор В.В. Ромм считает, что следует называть это сгустками энергии. В чём-то я с ним могу согласиться. Возможно, для людей так будет проще понять. Сгустки энергии, которые уходят от человека и возвращаются к нему. Энергия может уходить не вся, а большими или меньшими частями. Мы, шаманы говорим о душе. Она бывает разного цвета – белая, голубая, красная, коричневая, фиолетовая. Вопрос сложный для понимания и, наверное, чем больше мы будем спорить, обсуждать, тем лучшепоймём друг друга, тем ближе мы подойдём к пониманию сути человека и его духовности. Думаю, на январской новосибирской конференции «Уроки истории и современность» мы с Вами это сможем обсудить подробнее. 

 

Беседу записал В.В. Ромм. Продолжение будет напечатано в сборнике «Казначеевские чтения» № 1, 2011.

 

На главную страницу

 

 



Hosted by uCoz