Новосибирская региональная организация Всероссийского музыкального общества.

Международная славянская академия.

РОО «Институт человека»

630099, г. Новосибирск, ул. Шетинкина,62 Тел. 8(383)223-26-35, 8 905 9345251 e-mail:balletsib@list.ru

http://slavzso.narod.ru, http://sibwmo08.narod.ru

 

 

Новый этап благотворительного проекта

«Сокровища искусств – детям-сиротам».

В.В.Ромм

Более двух лет продолжается удивительный совместный проект Новосибирской региональной организации Всероссийского музыкального общества, Западно-Сибирского отделения Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры, РОО «Институт человека» – «Сокровища искусств – детям-сиротам». В проекте участвовали студенты НГК и музыкальных колледжей, ДШИ и ДМШ г. Новосибирска. Основная нагрузка падала на студентов Новосибирской Государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки. Каждый свой выходной день они отправлялись в детские дома города и области, рассказывали сиротам об искусстве, исполняли вокальные и музыкальные произведения.

Сегодня трудно поверить во что-то хорошее. Шквал рекламы, преследующей только продажные интересы, дезинформация, обман, подтасовки и подмены понятий, формирует у молодёжи требования моды – слушать только современную массовую популярную музыку. Молодым навязывается мнение, что классика скучна, устарела, что это искусство только для стариков и так далее.

Нельзя считать всё это безобидным казусом. В ХХI веке нужно особо внимательно относиться к музыке. До ХХ века музыка действительно никак не могла нанести вред здоровью человека. C середины ХХ в., когда появились мощные средства электронного усиления звука, положение кардинально изменилось. Воздействие на человека настолько усилилось, что соблазн использования музыки в политических и даже военных целях стал слишком велик. О здоровье перестали говорить. Исследования музыкального воздействия (гипнотического, оглупляющего, зобмбирующего, психологического, наркотического) на человека стали проводиться во всех странах. Эксперименты в ранге публичных концертов, эстрадных фестивалей проводились на тысячных аудиториях. Первые отчёты в 60-е годы ХХ столетия в прессе о таких музыкальных фестивалях напоминали сводки с мест боевых действий. Результаты исследований вскоре перестали появляться в открытой прессе. Врачи начали бить тревогу. Вначале шёл разговор только о повреждениях слуха из-за превышения порога громкости. Но к концу ХХ века медицинские сайты были переполнены уже другими примерами негативного воздействия психическими расстройствами у посетителей рок-, поп- фестивалей.

В интернет-издании "Psychology of Women Quarterly" говорилось: "Факты приводят нас к выводу, что видеозаписи рок-концертов оказывают на людей такое же влияние, как порнография, поскольку мужчины, смотревшие записи рок-концертов с присутствием насилия, обращались с женщинами более грубо и бесцеремонно, чем те, кто смотрел записи рок-концертов без насилия" http://www.sunhome.ru/psychology/11855.

«Что происходит на рок- или поп-концертах? Как влияет музыка на собравшиеся там толпы людей? Нет сомнений, музыка может возбуждать толпу, ослепляя ее и внушая, что эмоционального подъема можно достигнуть лишь всем вместе, а не в одиночку. Тогда здравый смысл уступает место опасным сиюминутным страстям, столь характерным для поведения толпы. Дикое поведение публики на этих концертах подтверждает, что это так.

Музыкальная индустрия сегодня приносит прибыль в миллиарды долларов. Популярные музыканты и их менеджеры зарабатывают огромные деньги. Но не секрет, что некоторым знаменитым музыкантам это не приносит счастья, они часто рано уходят из жизни или совершают самоубийства. К тому же множество фактов свидетельствует о том, что определенные виды музыки опасны в нравственном отношении, а так же побуждают к насилию и антиобщественным поступкам.» [http://www.sunhome.ru/psychology/11855].

Окружающее человека пространство сегодня переполнено музыкой. Но, 90% этого звучащего окружения, может принести вместо пользы, вред здоровью человека. Звучат не баяны, скрипки, виолончели, гитары, а шумят динамики, создавая достаточно далёкую от оригинала звуковую копию. Это не живая музыка. Большинство заполняющего радио-эфир вообще трудно классифицировать как музыку. В лучшем случае – это музыкальный шум, который может очень нравиться, но, вместо пользы, наносит непоправимый вред здоровью.

Окончательно рассеялись иллюзии по поводу музыки, когда на мировой рынок через Интернет были представлены опаснейшие виды новых музыкальных наркотиков. Эти наркотики даже опаснее химических, ибо воздействуют непосредственно на кору головного мозга.

Если говорить о противоядии, профилактике новым наркотикам, то уверенный положительный эффект даёт живое исполнение классической и лучших образцов традиционной народной музыки. И то и другое сегодня услышать рядовому жителю практически невозможно. Всё более классика становится недоступнее, элитарнее. В то же время, она обедняется и тем, что не звучит живой человеческий голос на эстраде. Появились микрофоны в музыкальных и даже драматических театрах.

Тем не менее, классика – это музыка, благотворное влияние которой на человека проверено столетиями. Сегодня её значение ещё увеличилось. Поэтому, вопреки всем преградам во всём мире взрывообразно возрождается интерес к классике. Начиная проект «Сокровища искусств – детям-сиротам», мы с особой тщательностью отбирали репертуар для каждой лекции-концерта, очень строго отбирали исполнителей. Перед воспитанниками детских домов выступали самые лучшие вокалисты и музыканты-исполнители. Многие из них уже завоевали звания лауреатов на всероссийских и международных конкурсах.

Поэтому возможность выбора жанров, стилей, направлений была безграничной. Эти исполнители могли исполнить произведение любой сложности, в любом стиле, жанре.

Когда мы начинали проект, то не были уверены в способности долго его удерживать. Но сегодня эта уверенность появилась. Проект приносит зримые оздоровительные и воспитательные результаты, о нём узнают жители Новосибирска, начинает проявлять интерес пресса. Так, после нескольких передач радиостанции «Слово» в первые дни мая Новосибирский филиал Петербургского энергетического института переподготовки специалистов привёз к очередной лекции-концерту в детский дом № 4 свой подарок – тридцать новых курточек для воспитанников этого дома.

Опыт проведения проекта «Сокровища искусств – детям-сиротам» показал огромный терапевтический эффект воздействия классической музыки на детей. Сегодня музыка окружает человека постоянно и настолько плотно, что кажется, будто музыка является жизненно необходимой пищей для человека. Возможно – это так и есть. Очевидно, играет роль и многовековая репутация музыки, как могучего лекарства. "Музыка обладает магической силой – вдруг собирает рассеянные мысли и дает покой встревоженной душе". Такие слова около 300 лет назад написал Уильям Конгрив в своем "Гимне гармонии"

Мы готовились к ответственной и трудной работе. Перед детской аудиторией выступать трудно. Перед детьми-сиротами, да ещё и больными выступать ещё труднее. Дети, которые пережили в своей недолгой жизни огромные разочарования, огромные беды, предательство самых близких и дорогих людей – родителей, весьма недоверчиво раскрывают вновь своё сердце.

Сегодня особое отношение к классике – это самый дорогой, самый ценимый вид музыкального искусства. И на первый план во многих странах выходят вопросы музыкального просветительства с самого раннего детства. В нашем проекте мы опытным путём показали возможность организации такого просветительства в Сибири.

Выступления обозначили несколько факторов, которые следовало учитывать и преодолевать.

Иногда мы выступали перед большой аудиторией в сто и даже больше детей. Перед первыми выступлениями нас и воспитателей волновала проблема дисциплины. Если мы говорим о классической музыке, о серьёзных произведениях, то нужны внимание и тишина, чтобы лектора услышали. Поскольку дети никогда не сталкивались с классической музыкой, то мы серьёзно опасались, что им будет тяжело воспринимать эту музыку.

Второй фактор, который оказался для нас неожиданным – это возраст детей. На каждом концерте нас ожидали разновозрастные дети – от 3 до 18 лет. Если на обычных концертах можно прогнозировать и даже формировать аудиторию одного возраста, то сама специфика детских домов не позволяла этого сделать.

1Первые три месяца проекта были как бы «разведкой боем». За это время мы по одному разу выступили во всех заявленных в проекте детских домах. Мы давали концерты облегчённые, упрощённые, проводили как бы пробу, проверку возможностей детей, их эмоциональной отзывчивости, восприимчивости к музыке, готовности слышать классическую музыку.

Конечно, играло свою роль и исполнение. Ведь для выступлений в детских домах мы отбирали самых лучших студентов. Некоторые уже являются лауреатами многих престижных российских и международных конкурсов. Опыт показывает, что именно из таких впоследствии вырастают известные, популярные певцы и музыканты, которыми начинает гордиться консерватория, город Новосибирск, вся страна. Ведь именно такими в свое время были и В. Репин, М. Венгеров, а сегодня они в десятке лучших мировых исполнителей, чести слушать которых добиваются меломаны самых передовых стран мира.

Правда и наши дети оказались и изысканными ценителями. Самые сложные произведения они чутко слушали, улавливая мельчайшую фальшь, если она появлялась, ощущали небольшие отклонения от оригинала. Это было поразительно и очень полезно для наших студентов. Поэтому к каждому концерту все исполнители готовились с особым волнением.

Из моих восторгов классике могло создаться впечатление, что каждый концерт состоял только из арий. Нет, концерты мы стараемся разнообразить, чтобы интерес, внимание зрителей не ослабевало. Но при всём разнообразии, 50% программы составляет классика. Каждые два месяца мы меняли тему лекций концертов. За полтора года было подготовлено десять тем лекций-концертов.

 

В начале мая 2010 г. произошло ещё одно знаменательное событие – чтобы выступить перед воспитанниками детских домов г. Новосибирска в благотворительном концерте проекта, прилетела из Испании недавняя выпускница НГК Татьяна Богданчикова. В своё время, будучи студенткой консерватории, она часто выступала в детских домах. Уже два года Т. Богданчикова успешно работает в Испании, в Барселоне. Узнав о нашем благотворительном проекте, Татьяна захотела вернуться в Сибирь, чтобы участвовать в нескольких концертах проекта.

Возможность прилететь выпала в мае. Предполагалось, что Т. Богданчикова выступит в детских домах Новосибирска и Мошково. Не всё получилось, как планировалось. Первая встреча не состоялась. Тем дороже была вторая встреча, который состоялся 6 мая в детском доме № 4. Концертмейстером была педагог Новосибирского музыкального колледжа Е.А. Кондратьева. В концерте выступили студенты консерватории А.Базарова, В.Банин, А.Базаров и наша испанская гостья.

Т.Богданчикова спела арию Виолеты из оперы Д.Верди «Травиата» и этот номер оказался самым ярким в концерте. Встреча стала незабываемым событием для ребятишек, принесла им дорогие минуты великой радости от общения с искусством.

Оказалось, что дети готовы воспринимать классику без всякой подготовки. Даже обозначился парадоксальный для обычного понимания эффект – классику слушали всегда намного внимательнее, сосредоточеннее, чем детские или народные песни, романсы. И это было не показное внимание, не стремление казаться умнее, культурнее, грамотнее, чем на самом деле. Нет, каждый раз мы с удивлением видели, что классика им нужна для их души, для решения их каких-то жизненных проблем. Эмоциональная отдача, ответная энергетическая волна, которую артист всегда чувствует, была необычайно плотная, глубокая и волнующая.

И не надо было перед каждым концертом или номером призывать детей к вниманию, к особой тишине. Наоборот, всегда, когда автор этих строк вёл лекцию, он призывал воспитателей не останавливать детей в проявлении эмоций. При исполнении классики этого всего не требовалось.

Очень полезными для анализа, контроля работы, обобщения стали анкеты, которые дети заполняли перед концертами и после концертов.

 

Проект постоянно разрастается. Так дети в своих рисунках выразили свою реакцию на выступления студентов консерватории и учеников ДШИ, показывавших своё искусство в детских домах. Эти рисунки 10-12 мая были выставлены на «Сибирской ярмарке».

По наблюдениям воспитателей, дети, начиная заниматься творчеством, резко преображаются. И это отличает их настолько, что они сразу находят отзыв в сердцах будущих приемных родителей и переходят в приёмные семьи.

Во всех детских домах появились любительские коллективы. Чтобы поддержать это мы решили провести Фестиваль искусств воспитанников детских домов НСО, который включает конкурсы по сольному вокалу, вокальные дуэты и ансамбли, сольному музыкальному исполнительству: скрипке, фортепиано, народным инструментам. Конкурсы ансамблей и оркестров, театральная самодеятельность, художественное прикладное творчество. Фестиваль вывел проект «Сокровища искусств детям» на новый уровень, показывая новый феномен обратной связи, позволил вовлечь в непосредственное творчество детей-сирот. Мы получили заявки на участие в прошедшем фестивале от воспитанников всех детских домов области.

18-19 декабря 2010г. прошёл финал Первого фестиваля искусств воспитанников детских домов НСО. К финалу было допущено 200 детей-сирот и инвалидов – воспитанников 20 детских домов г. Новосибирска и Новосибирской области. Площадку для проведения фестиваля выбиралась с учетом возможности большей адаптации детей в социальную среду. Велись переговоры о возможности выступления в Торговом комплексе «ИКЕА-МЕГА». Эти выступления имели бы большой положительный эффект и для воспитанников детских домов (возможность увидеть один из лучших образцов социальной организации современной жизни), и для посетителей комплекса (увидеть стремление лишённых семейной ласки детей влиться в положительную социальную среду). К сожалению, эти переговоры не дали результата. Иностранные хозяева гипермаркетов не сочли возможным оказывать помощь российским детям-сиротам.

 

Выступления в октябре 2010.

 

1) 3 октября 2010 г. Новый учебный год открылся встречей в Детском доме № 11 третий учебный год проекта «Сокровища культуры – детям-сиротам». Перед воспитанниками детского дома с большой вокально-хореографической программой выступили студенты консерватории А.Базарова, Н. Байронова, И.Быкова, А. Козина, В.Банин, С. Поваляев, В. Халецкий, Д. Шарманов. Вёл лекцию-концерт д.культурологии, профессор НГК В.В.Ромм. Аккомпанировали концертмейстеры консерватории М. Тремасова, лауреаты всероссийских и международных конкурсов П.Прасолова и А. Новиков. Танцевали павану, менуэт, Вальс, медл вальс, рок-н-ролл. Поваляев, Банин, Базарова спели свои конкурсные программы олчень сложные.




2,3) 4 октября состоялись две лекции концерты: в школе-интернате № 152 и Детском доме г. Новосибирска № 1. Выступали студенты консерватории Н. Байронова, И.Быкова, А. Козина, В. Халецкий, Д. Шарманов, В. Усов. Вёл лекцию-концерт д.культурологии, профессор НГК В.В.Ромм. Концертмейстер В.Матаева.

4) В воскресенье 10 октября студенты НГК приехали в школу-интернат с. Молшково. Выступали студенты 2-го курса консерватории Д. Арефьев, Н. Байронова, И.Быкова, А. Козина, В. Халецкий, Д. Шарманов. Вёл лекцию-концерт д.культурологии, профессор НГК В.В.Ромм. Концертмейстер В.Матаева. Танцевали менуэт, Вальс, медл вальс, рок-н-ролл

5) 18 октября 2010 встреча в детском доме № 4. Вёл лекцию-концерт доцент НГК А.В. Кугаевский. Концертмейстер Надежда Пшеничных. Студенты НГК А.Базарова, В. Банин, А. Петроченко, С. Козубенко и ученик НСМШ. Артём Давтян (10-й класс)

6) 31 октября 2010 встреча в детском доме № 13. Выступали студенты 2 курса консерватории Н. Байронова, И.Быкова, А. Козина, В. Халецкий, Д. Шарманов, Б.Батожапов. Вёл лекцию-концерт д.культурологии, профессор НГК В.В.Ромм. Концертмейстер В.Матаева.

 

Ноябрь.

8 ноября.студенты НГК выступили в Детском доме № 9.

 

 

 

http://www.narod.ru/counter.xhtml

 

Конец формы

 

Hosted by uCoz