Сокровища искусств – детям-сиротам

 В.В. Ромм, д. культурологии, профессор НГК.

Более двух лет продолжается удивительный совместный проект Новосибирской региональной организации Всероссийского музыкального общества, Западно-Сибирского отделения Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры, РОО «Институт человека» – «Сокровища искусств – детям-сиротам». В проекте участвовали студенты НГК и музыкальных колледжей, ДШИ и ДМШ г. Новосибирска. За это время состоялось более 80 лекций-концертов. Основная нагрузка падала на студентов Новосибирской Государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки. Каждый свой выходной день они отправлялись в детские дома города и области, рассказывали сиротам об искусстве, исполняли вокальные и музыкальные произведения.

            Сегодня трудно поверить во что-то хорошее. Шквал рекламы, преследующей только продажные интересы, дезинформации, обмана, подтасовки и подмены понятий, формирует у молодёжи требования моды – слушать только современную массовую популярную музыку. Молодым навязывается мнение, что классика скучна, устарела, что это искусство только для стариков и так далее.

Нельзя считать всё это безобидным казусом. В ХХI веке нужно особо внимательно относиться к музыке. До ХХ века музыка действительно никак не могла нанести вред здоровью человека. C середины ХХ в., когда появились мощные средства электронного усиления звука, положение кардинально изменилось. Воздействие на человека настолько усилилось, что соблазн использования музыки в политических и даже военных целях стал слишком велик. О здоровье перестали говорить.

Тем не менее, классика – это музыка, благотворное влияние которой на человека проверено столетиями. Сегодня её значение ещё увеличилось. Поэтому, вопреки всем преградам во всём мире взрывообразно возрождается интерес к классике. Начиная проект «Сокровища искусств – детям-сиротам», мы с особой тщательностью отбирали репертуар для каждой лекции-концерта, очень строго отбирали исполнителей. Перед воспитанниками детских домов выступали самые лучшие вокалисты и музыканты-исполнители. Многие из них уже завоевали звания лауреатов на всероссийских и международных конкурсах. Эти исполнители могли исполнить произведение любой сложности, в любом стиле, жанре.

Когда мы начинали проект, то не были уверены в способности долго его удерживать. Но сегодня эта уверенность появилась. Проект приносит зримые оздоровительные и воспитательные  результаты, о нём узнают жители Новосибирска, начинает проявлять интерес пресса. Так, после нескольких передач радиостанции «Слово» в первые дни мая Новосибирский филиал Петербургского энергетического института переподготовки специалистов привёз к очередной лекции-концерту в детский дом № 4 свой подарок – тридцать новых курточек для воспитанников этого дома.

Опыт проведения проекта «Сокровища искусств – детям-сиротам» показал огромный терапевтический эффект воздействия классической музыки на детей. Сегодня музыка окружает человека постоянно и настолько плотно, что кажется, будто музыка является жизненно необходимой пищей для человека. Возможно – это так и есть.  Очевидно, играет роль и многовековая репутация музыки, как могучего лекарства. "Музыка обладает магической силой – вдруг собирает рассеянные мысли и дает покой встревоженной душе". Такие слова около 300 лет назад написал Уильям Конгрив в своем "Гимне гармонии"

Мы готовились к ответственной и трудной работе. Перед детской аудиторией выступать трудно. Перед детьми-сиротами, да ещё и больными выступать ещё труднее. Дети, которые пережили в своей недолгой жизни огромные разочарования, огромные беды, предательство самых близких и дорогих людей – родителей, весьма недоверчиво раскрывают вновь своё сердце.

Сегодня особое отношение к классике – это самый дорогой, самый ценимый вид музыкального искусства. И на первый план во многих странах выходят вопросы музыкального просветительства с самого раннего детства. В нашем проекте мы опытным путём показали возможность организации такого просветительства в Сибири.

Выступления обозначили несколько факторов, которые следовало учитывать и преодолевать.

Иногда мы выступали перед большой аудиторией в сто и даже больше детей. Перед первыми выступлениями нас и воспитателей волновала проблема дисциплины. Если мы говорим о классической музыке, о серьёзных произведениях, то нужны внимание и тишина, чтобы лектора услышали. Поскольку дети никогда не сталкивались с классической музыкой, то мы серьёзно опасались, что им будет тяжело воспринимать эту музыку, скучно.

Второй фактор, который оказался для нас неожиданным – это возраст детей. На каждом концерте нас ожидали разновозрастные дети – от 3 до 18 лет. Если на обычных концертах можно прогнозировать и даже формировать аудиторию одного возраста, то сама специфика детских домов не позволяла этого сделать.

Первые три месяца проекта были как бы «разведкой боем». За это время мы по одному разу выступили во всех заявленных в проекте детских домах. Мы давали концерты облегчённые, упрощённые, проводили как бы пробу, проверку возможностей детей, их эмоциональной отзывчивости, восприимчивости к музыке, готовности слышать классическую музыку.

Конечно, играло свою роль и исполнение. Ведь для выступлений в детских домах мы отбирали самых лучших студентов.  Некоторые уже являются лауреатами многих престижных российских и международных конкурсов. Опыт показывает, что именно из таких, впоследствии вырастают известные, популярные певцы и музыканты, которыми начинает гордиться консерватория, город, Россия.  Ведь именно такими в свое время были и В. Репин, М. Венгеров,  а сегодня они в десятке лучших мировых исполнителей, чести слушать которых добиваются самые передовые страны мира.

Правда, дети оказались и изысканными ценителями. Самые сложные произведения они чутко слышали мельчайшую фальшь, если она появлялась, небольшие отклонения от оригинала. Это было поразительно и очень полезно для наших студентов. Поэтому к каждому концерту все исполнители готовились с особым волнением.

Из моих восторгов классике могло создаться впечатление, что каждый концерт состоял только из арий. Нет, концерты мы стараемся разнообразить, чтобы интерес, внимание зрителей не ослабевало. Но при всём разнообразии, 50% программы составляет классика.  Каждые два месяца мы меняли тему лекций концертов. За полтора года было создано десять тем.

Из Испании на благотворительную встречу.

В начале мая 2010 г. произошло ещё одно знаменательное событие – чтобы выступить перед воспитанниками детских домов  г. Новосибирска в благотворительном концерте проекта, прилетела из Испании недавняя выпускница НГК Татьяна Богданчикова. В своё время, будучи студенткой консерватории, она часто выступала в детских домах. Уже два года Т. Богданчикова успешно работает в Испании, в Барселоне. Узнав о нашем благотворительном проекте, Татьяна захотела приехать в Сибирь, чтобы участвовать в нескольких концертах проекта.

Возможность прилететь выпала в мае. Предполагалось, что Т. Богданчикова выступит в детских домах Новосибирска и Мошково. Не всё получилось, как планировалось. Первая встреча не состоялась. Тем дороже была вторая встреча, который состоялся 6 мая в детском доме № 4. Концертмейстером была педагог Новосибирского музыкального колледжа Е.А. Кондратьева. В концерте выступили студенты консерватории А.Базарова, В.Банин, А.Базаров и наша испанская гостья.

Т.Богданчикова спела арию Виолеты из оперы Д.Верди «Травиата» и этот номер оказался самым ярким в концерте.  Встреча стала незабываемым событием для ребятишек, принесла им дорогие минуты великой радости от общения с искусством (фото 1).

Фото 1. Фото на память после концерта в детском доме №4.

 

Оказалось, что дети готовы воспринимать классику без всякой подготовки. Даже обозначился парадоксальный для обычного понимания эффект – классику дети слушали намного внимательнее, сосредоточеннее, чем детские или народные песни, романсы. И это было не показное внимание, не стремление казаться умнее, культурнее, грамотнее, чем на самом деле. Нет, каждый раз мы с удивлением видели, что классика им нужна для их души, для решения их каких-то жизненных проблем. Эмоциональная отдача, ответная энергетическая волна, которую артист всегда чувствует, была необычайно плотная, глубокая и волнующая.

Не надо было перед каждым концертом или номером призывать детей к вниманию, к особой тишине. Наоборот, всегда, когда автор этих строк вёл лекцию, он призывал воспитателей не останавливать детей в проявлении эмоций, не одёргивать и заставлять сидеть тихо. На исполнении классики этого всего не требовалось.

Очень полезными для анализа, контроля работы, обобщения стали анкеты, которые дети заполняли перед концертами и после концертов.

Фестиваль искусств.

За два года проект стал давать именно те результаты, на которые мы надеялись выйти, начиная его. Так, дети в своих рисунках выразили свою реакцию на выступления студентов консерватории и учеников ДШИ, показывавших своё искусство в детских домах. Эти рисунки в 2009 г. и 2010 г. были выставлены на «Сибирской ярмарке» и на других выставках детского творчества. В большом фестивале искусств «Пульс вечности» в 2009 г. впервые приняли участие три танцевальных коллектива воспитанников детских домов Новосибирска.

В 2010 г. практически во всех детских домах области появились любительские коллективы. По наблюдениям воспитателей, дети, начиная заниматься творчеством, резко преображаются. Эти преображения заметны не только воспитателям, но и всем посторонним. Например, в одном из детских домов Новосибирска музыкальный работник даже посетовал, что стоит ей раскрыть талант ребёнка и выпустить его на сцену, так тут же его хотят усыновить, такие дети в первую очередь находят отзыв в сердцах будущих приемных родителей. А музыкальному воспитателю приходится готовить новых певцов.

Чтобы поддержать тягу воспитанников к искусству мы решили в 2010 г. провести Фестиваль искусств только воспитанников детских домов НСО. На участие в этом фестивале мы получили заявки практически от всех детских домов области.

18-19 декабря 2010г. прошёл финал этого фестиваля. Два дня продолжались финальные концерты, на которых выступило 200 детей-сирот и инвалидов из 15 детских домов г. Новосибирска и Новосибирской области. Но ещё стольким же, оргкомитет фестиваля вынужден был отказать в приезде в Новосибирск, по причине отсутствия финансирования. Об этом мы напишем подробнее ниже.

В ДК им. ФЭ, Дзержинского атмосфера праздника ощущалась еще задолго до начала финального концерта. В вестибюле дворца играл духовой оркестр Черепановского детского дома – школы № 5 (фото 2).

11 мальчишек во главе с опытным музыкантом Марковичем Виктором Петровичем показали огромную программу. А вокруг стояли с горящими глазами мальчишки из других детских домов области. К началу концерта этот оркестр вышел перед сценой и сыграл зажигательное «Прощание Славянки». В первый день на сцене показали свои спектакли кукольные театры. Воспитанники Мошковской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья под руководством Усольцевой  И.Е. сыграли очень лиричную кукольную «Сказку о грустном слоненке» (фото 3).

Фото 3.

 

Совершенно в другом стиле, объединив игру кукол и выход артистов перед ширмой, показал свою версию рождественского поздравления – кукольный спектакль «Рождественский Колобок» (фото 4) православный кукольный театр «Свет доброты» детского дома р.п. Маслянино (Руководитель – Телюкова  Людмила Валерьевна).

Фото 4.

 

Три интереснейшие коллекции одежды в народном стиле показала студия  моды «Лоскутная фантазия» МБОУ «Колыванской специальной (коррекционной) школы – интерната   для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными       возможностями здоровья» (руководитель Волкова Наталья Сергеевна, хореограф Емельянова Олеся Олеговна) (фото 5).

Фото 5.

 

Восторженного приёма зрителей удостоились малыши фольклорной группы «Гнездышко»,  МБОУ детский дом №1 (руководитель - Алексахина Любовь Семеновна) (Фото 6).

В концертах фестиваля выступало много солистов выступавших с песнями в народной и эстрадной манере исполнения. Среди них особенно запомнились Чирков И. (детский дом № 7, г. Новосибирска), Нестерова Д. и Микунова Е. (детский дом р.п. Маслянино), Бобков С., Тропин Д., Иванова К, Жаткин Ж, Зимина К. (Детский дом № 9, г. Новосибирска), Чуякова Н., Алимпиева Л., Тихомирова Н., Чайников А., Тихомирова Н. (Детский дом № 4, г. Новосибирска), Лисунова Л., Страхова В., Яндукова Л. Никитина А., (Детский дом, р.п. Чистоозерное). Самую большую программу в вокальном отделении показали воспитанники Детского дома №7, г. Новосибирска. Среди них запомнились Щербаков Б., Ходжаева  Н., Шайшмоношвили А. К сожалению, исполнителей в академической манере мы не услышали, хоть и у многих ребят есть хорошие вокальные данные. Мы надеемся, что в следующем году на втором фестивале академическое пение будет представлено не менее ярко, чем эстрадное. Хоть это и самый сложный вокальный жанр, но он позволяет наиболее полно раскрыть красоту души исполнителя.

Удивительным мастерством блеснули танцоры из детских домов. И это весьма радует. В прошлом году выступления хореографических коллективов детских домов были явно слабее, чем у  ребят, занимающихся в  ДШИ и ДМШ города. В этом же году все выступления танцоров были на достаточно высоком уровне. А некоторые коллективы блеснули по-настоящему талантливыми постановками, ярким исполнением, прекрасными актёрскими находками.

Хороводы энергетических доменов.

Хотелось бы отметить многих. Это и яркий дуэт юношей в танце c зонтиками Детского дома №6 (Руководитель Потапова Ольга Николаевна) и дуэт бального танца Черепановский детский дом – школа № 5 имени Героя Социалистического Труда Лыкова Г. Д. (Руководитель  Сапунова Светлана Николаевна).

Очень трогательно прозвучал русский танец «Венок» коллектива Детского дома № 4 (Руководитель Сафронова Наталья Николаевна.). Они же с неожиданной стороны раскрыли сюжет про паучка.

Русскую тему продолжили воспитанники Детского дома № 12 (Руководители Лесных Любовь Герольдовна,. Рожихина Оксана Валерьевна).

Замечательной выдумкой и детской непосредственностью покоряли «Курочки» (фото 9) (Детский дом № 13. Руководитель: Бондарева Ксения Валерьевна). Они же подготовили большую хореографическую композицию «Счастье» (фото 7), где солисты показали завидную классическую подготовку. В этом номере у всех исполнителей были индивидуальные разные костюмы и маски.

Это танцоры  и Детского дома р.п. Чистоозерное (Руководитель Трусова Мария Николаевна).

У ансамбля «Солнышко» удался танец «Покосы» (Детский дом № 11, руководитель Козлова Ольга Сергеевна). Коллектив детского дома р.п. Чистоозерное (Руководитель Трусова Мария Николаевна) ехали на фестиваль в «Газели» 12 часов в 30-градусный мороз. Возможно, поэтому с такой жаркой энергией они бросались в самбу «Карнавала», в современную хореографию «Тусовки», в танец «Спляшем, Ваня» (фото 8).

Фото 7.

Автор этих строк сидел в первом ряду и снимал на фото все танцы. И обратил внимание на интересный эффект. Когда на сцене загоралось настоящее творчество, когда удачно сочетались и музыка, и содержание, и исполнение, когда юные танцоры забывали о страхе, о сцене и полностью преображались в своих героев на экране фотоаппарата, а затем соответственно и на снимках появлялись голубые сгустки неизвестной энергии. Они, как живые  передвигались за понравившимися танцорами и как опытные балетные критики погасали при первых же признаках фальши. Такую энергию привлекали многие коллективы, а к концу концерта эти пляшущие домены в каждом танце будто бросились соревноваться в весёлости и  передвижении с танцорами. Этот интересный эффект мы еще должны исследовать (фото 10-12). На нашей страничке в Интернете  slavzso.narod.ru я помещу все фотографии.

Фото 8.

 

Фото 9.

Не предаём ли мы во второй раз детей?

Фестиваль вывел проект «Сокровища искусств детям» на новый уровень, показывая новый феномен обратной связи, позволивший вовлечь в непосредственное творчество детей-сирот. Основными организаторами фестиваля были Новосибирская региональная организация Всероссийского музыкального общества, Западно-Сибирское отделение Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры, РОО «Институт человека». Помог грант мэрии г. Новосибирска. Аренду сцены удалось оплатить благодаря помощи Новосибирского областного комитета профсоюза работников культуры.

 

Всем участникам финальных выступлений мы вручили подарки, большая часть которых была предоставлена ООО «Центральный рынок» Виноградову Алексею Валерьевичу! Хотелось бы в следующем году провести не усечённый областной, а фестиваль воспитанников детских домов всего сибирского федерального округа.

И здесь не всё зависит от энтузиазма общественных организаций. Проведение фестиваля требует достаточно больших средств. Чего стоит только доставка участников, обеспечение проживания и питания в Новосибирске. Выше я уже писал, что участники из р.п. Чистоозёрное добирались 12 часов. Только горючего пришлось истратить более чем на 6000 рублей. Были заявлены коллективы из ещё более дальних детских домов. Для их приезда денег не удалось собрать. Вообще-то мы обратились более чем в 30 довольно солидных организаций. Некоторые из них даже сами просили их привлечь к такой благотворительной замечательной акции. Меня уговаривают назвать и тех, которые до последнего дня обещали помощь, требовали от нас всё новых и новых справок, списков детей и потом отказывали, ссылаясь на конец года, на мороз или на что другое. Некоторые уверяли, что уж в следующем году они помогут. Поэтому, не буду называть эти организации и их руководителей. Надеюсь, что в будущем году они всё же включатся в проект.

Нельзя в этой связи не удивляться прессе и телевидению. Я сам достаточно много печатался в массовых прессе. В моём журналистском списке более 600 печатных работ. Неужели сегодня журналисты работают только за деньги? Неужели ругают тогда когда им это оплатят, и хвалят часто того же, когда им даст деньги другая сторона.

 

Мы сегодня говорим о будущем России, о патриотизме. Что может быть важнее, чем судьба огромного отряда обделённых судьбой  воспитанников детских домов. Что может быть прекраснее, убедительнее для пропаганды добрых дел, чем показать счастливые глаза такого ребёнка. Эти дети в большинстве своём уже пережили предательство самых близких – родителей. Ведь большинство воспитанников детских домов имеют живых родителей, которые ради пьянства, криминала, наркотиков предали своих детей. Многие журналисты, телеканалы обещали приехать на фестиваль, сделать статьи, передачи… Ни одного журналиста не было! Ни одна камера не зафиксировала это важное событие. Не делают ли  средства массовой информации, телекомпании эти второго предательства. На словах кричат о проблемах сиротства. А на деле…

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz