Музыкальное просветительство –

важнейшая социальная задача современности.

В.В. Ромм, д. культурологии, проф. НГК.

 

Все сегодняшние негативные процессы в стране мы склонны и напрямую и косвенно связывать с падением культуры, с недооценкой правительства  культурной составляющей в жизни России. Этот вывод получен из опыта последних двадцати лет перестройки старого СССР в современную Россию, опыта оплаченного большой ценой, неисчислимыми бедствиями для государства и для населения.

Рост преступности, наркомании, беспризорности, демографические спады и кризисы, рост психических заболеваний и всевозможных фобий, проблемы одиночества в миллионном городе, импотенция мужская и женская, сексуальные отклонения, бесплодие. Практически отсутствует такое понятие как патриотизм, национальная гордость, профессиональная честь, честность в отношениях,  благородство, милосердие, благотворительность и многое другое.

Всё это на наш взгляд – плоды небрежения культурой. В последние двадцать лет в стране главным идолом поклонения, мерилом успеха стали деньги. В бюджете России на культуру выделено 4.4% . Это, пожалуй, самая маленькая статья финансирования. Тем не менее, мы уверены, что такая цифра совершенно не отражает значение культуры в жизни граждан и самого государства.

 

Особенно важна культура в огромном современном городе. Город не является естественным природным образованием, это полностью продукт культурной деятельности человека. Культурное образование, его население может жить и развиваться только по законам культуры. В современном мире города гипертрофированно растут.  Речь уже идёт не об улучшении, о нормальной жизни, а о выживаемости населения в этих мегаполисах.

 

Когда мы говорим о духовной культуре, то, прежде всего, следует говорить о театре, музыке, литературе. Именно этот большой раздел культуры, выделяемый как искусство, формирует, настраивает, стабилизирует духовный мир жителей, граждан.  И вообще, что лукавить, когда мы произносим слово «культура», то забываем о философских трактовках, а, прежде всего, относим это к искусству. Десятки тысяч лет известно, что искусство имеет огромное влияние на человека. Искусство единственное позволяет человеку взглянуть на себя, свою жизнь со стороны, оценить свои поступки и их последствия, узнать прошлое, подсмотреть будущее. Лучшие умы человечества, писатели, историки, философы, политики пытались и пытаются раскрыть секрет такого влияния. Существуют тысячи теорий, гипотез, блестящих предположений. Однако все логические построения, умные гипотезы способны лишь приоткрыть мизерную часть тайны.

«Звук всепроникающ, от него нельзя укрыться, попросту заткнув уши и спрятав голову под подушку, –  он  входит в нас десятками имеющих различную природу волн (электромагнитных, биоэнергетических и т.д.), воздействует на физиологическую и психическую структуры организма, на наш эмоциональный мир и разум. Поэтому до тех пор пока человек не владеет навыками различия звуков, оказывающих на него созидательное и ли разрушительное воздействие, его сознание будет подобно сосуду с узким горлышком, подставленному под могучий водопад: никто не знает, что в него попадёт» [М.И.Каратыгина. “Musical multiculturflism” и современные возможности взаимопознания культур через звук и музыку./ Келдышевские чтения – 2005. К 60-леию Е.М. Левашева. Множественность научных концепций в музыкознании. Сборник статей. – М.: Издательство «Композитор», 2009 – 456 с. нот., схем, с. 107].

 

Русская духовная культура, русская литература всегда отличалась тем, что видела человека в единстве противоположностей, страстей, чувств, стремлений, идеалов. Герои не были только злодеями, или идеально положительными. Когда мы исследуем или говорим о духовной культуре, надо представлять третью составляющую – общую картину соотношений положительного и отрицательного, стремление, на пути к достижению гармонии.

В Новосибирске в последние годы на заседаниях Международной Славянской академии формируется гипотеза об энерго-резонансном влиянии музыки. Представляется, что музыка способна настраивать энергетический контур человеческого организма, его эфиродомен. Именно связанные со звучанием музыки изменения характеристик контура позволяет говорить о возможности возникновения резонансной связи, некоего информационного канала между человеком и локальными территориальными энергетическими центрами. Это позволяет взглянуть на возможности музыкального искусства с новой стороны.

В июне 1995 г. в г. Фалуне (Швеция) прошла конференция, где основной темой была обеспокоенность слишком большой открытостью и неконтролируемостью музыкального мультикультурного пространства. «Роль традиции как охранительного механизма ещё недавно была совершенного неоценима, так как именно традиция с детства ориентировала человека в заданной системе ценностей, в том числе предопределяла его выбор в области звуковой информации. – писала М.И.Каратыгина. – Ныне же, мощный, либо не контролируемый вовсе, либо контролируемый кем-то, но не данным конкретным индивидуммом поток звучаний ежедневно обрушивается на его существо…» [М.И.Каратыгина. “Musical multiculturflism” и современные возможности взаимопознания культур через звук и музыку./ Келдышевские чтения – 2005. К 60-леию Е.М. Левашева. Множественность научных концепций в музыкознании. Сборник статей. – М.: Издательство «Композитор», 2009 – 456 с. нот., схем, с. 106].

Прошло ещё 15 лет и проблемы стали намного сложнее. Новые веяния, вызовы времени ставят важные задачи перед искусством, требует от него особой ответственности.

Музыкальная продукция глобальной поп-индустрии стала мощным оружием психологического воздействия, которую многие уже давно, ещё не предполагая о претворении этого в жизнь, назвали "музыкальным наркотиком". Тревога такая вполне понятна, ведь если заменить народное искусство, музыку, танец чем-то вненациональным, это может привести к потере национальной самобытности, исключительности. Попытки остановить глобальное выхолащивание национальных музыкальных культур не давали результатов. Многочисленные авторы писали о том, что нельзя недооценивать роль, и опасность массовой культуры, всевозможные музыкальные вненациональные поп-стили и направления, которые звучат постоянно в радио эфире, на телевидении, на концертных и стадионных  площадках.

Автор этой статьи тоже был в числе тех, кто неоднократно указывал на опасность ситуации с  массовой музыкой. В 2008 году В.В. Ромм явился инициатором обращения участников международной конференции «Традиции и современность в народной музыки Евразии» (г. Улан-Удэ) в Совет безопасности России.

А пока, классика становится элитарным искусством, слишком дорогим по цене. В то же время налицо настойчивые попытки искажения и неоправданной модернизации как классики, так и народной музыки. Сегодня искажений, модернизации, современные постановки приняли лавинообразный характер. В миниатюре ХХ век М.Жванецкий говорил: «Правда второй половины века допускает некоторую ложь и называется подлинной» (Жванецкий М. Шлягеры – М., 2008. – С. 7). Но если даже чуть-чуть исказить музыку Моцарта, то она перестаёт давать знаменитый и благотворный «эффект Моцарта».

Искусство любительское становится достоянием только обеспеченных людей. А это мизерная часть населения России. Миллионы беспризорных выброшены из этого процесса.  Миллионы детей из проблемных, кризисных, бедных семей также практически лишены надежды приобщиться к искусству.

А ведь именно эти категории дают основной процент криминала, являются питомниками все растущей детской преступности, криминала, наркомании, плохого здоровья.

Ученые, выдающиеся общественные деятели страны в полный голос говорят, что оружием, танками и пушками преступность не остановить. Социальное неблагополучие, напряженность в нашем государстве, несмотря на все уверения властей, не удается снизить. Питательной средой появления криминала, бандитизма и терроризма является бедность и социальная несправедливость, чудовищный разрыв в благосостоянии населения, остающегося в большей части за чертой бедности, миллионы взрослых бомжей и беспризорных детей. На фоне этого – огромные богатства в несколько раз большие чем национальный доход всей страны в руках десятка мультимиллиардеров. Правительство видит путь борьбы с угрозой бандитизма и терроризма через усиление армии, милиции, спецназа и т.д. При этом идёт на заметное свертывание социальных и культурных программ.

Пока недовольство не перерастает в открытый конфликт. Но мы видим, что в мире, в неблагополучных странах появляются социальные конфликты, которые перерастают в гражданские волнения, войны. Питательная пища всего этого – социальная незащищенность, бедность, безработица, неграмотность, отсутствие культуры и возможности к ней приобщиться.

В прессе появился даже такой термин «чеченский синдром». Только после десятилетних не прекращающихся бессмысленных братских кровопролитий стали бороться не с последствиями, а начали пытаться лечить причины. Причина была всем видна – промышленности нет, работы нет, культурных заведений нет. «Свято место пусто не бывает». Пустоту тут же заняли резиденты и проповедники всевозможных странных обществ, агрессивных и человеконенавистнических сект, националистических и фашистских обществ и пр.

Последние десять лет смертность в нашей стране намного превышала рождаемость. Из тех, кто выжил, большая половина не становилась полноценными работниками – их забирали криминал, болезни, пьянство, наркомания. Большая часть последних вырастает из детей, имевших неблагополучные семьи или семьи за чертой бедности. За этой чертой в послереформенной России оказалась большая половина населения. Этих могла бы спасти культура, образование, но они лишены возможности приобщиться к ним.

Выросло поколение, которое владеет единственной профессией – убивать. Другой профессии им просто невозможно было освоить. Огромные деньги тратятся на последующее устранение последствия такого невнимания к этим детям в подростковом возрасте. Хочется надеяться, что мы поняли – лучше вкладывать деньги в образования, культуру, промышленность, чем иметь гражданскую войну. Намного меньше средств потребовалось бы, чтобы обеспечить бесплатным доступом к творчеству.

Вот цитата из выступления на подобной конференции в г. Бийске  Е.И. Жигульской «Сегодня, когда мы вырастили целое поколение, для которых слово «война», «убийство», «терроризм» являются обиходными, а агрессия приобрела отчетливо социогенный характер, когда уровень потребления наркотиков молодежью с конца прошлого столетия вырос в 20 раз, а число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличился в 2 раза, мы снова и снова ведем речь о единстве и единении. Разве мы этому учили детей? Разве мы забыли фразу из Библии «судите по плодам»? А если плоды наши – это войны, разводы, катастрофы, катаклизмы, которые посылает нам природа для того, чтобы мы опомнились, то разве речь может идти о единстве теории и практики. Практика, она ведь не только в учебном заведении, где мы увлеченно обыгрываем теоретический материал, практика – это жизнь, прежде всего.»

 

Общественные организации, творческие союзы. Во время СССР общественные организации  были на содержании у государства. Это на наш взгляд совершенно правильно. Пусть члены общества и выборные руководители не получают зарплаты, но траты на мероприятия все равно есть. В пореформенное время государство отвернулось вовсе от общественных организаций. При том, что в такие организации не имеют права заниматься финансовой деятельностью, как проводить масштабные и не масштабные мероприятия? Ведь в России последние годы ХХ и первые годы ХХI столетия развивался разбойный (накопительный) капитализм, где мерой всех ценностей были провозглашены деньги.

Очень показательно и поучительно рассмотреть, как на этот отказ государства от столь важной сферы жизни отреагировали иностранные всевозможные фонды, соответствующие службы. Россию наводнили всевозможные «благодетели». Реклама делала из них прямо святых радетелей за сохранение русской культуры, национальных ценностей, нравственности, здоровья. Однако постепенно стало ясно. что фонды дают деньги очень избирательно и меньше всего склонны тратить их именно на рекламируемые направления. Все, что действительно могло способствовать целостности государства, предотвращению гражданской войны, укреплению его морального духа, безопасности, здоровью и нравственности оказывалось в стороне. А поддержку получали почему-то направления совершенно противоположные – противники существующей системы, уголовники, криминал, проститутки, секс – меньшинства и т.д. Страну наводнили проповедники всевозможных экстремистских и полуэкстремистских сект, стали расти националистические и профашистские объединения и организации. На это находились деньги.

Феномен принятия молодёжью  в качестве доминирующей  моды поп-музыки объективен, но практически полная оккупация звучащего экологического пространства человека  поп-музыкой в большей своей части производится искусственно, по спекулятивным причинам получения сейминутной материальной выгоды.

Декларируется "новая философия", которая "в принципе отрицает возможность достоверности и объективности..., такие понятия как "справедливость" или "правота" утрачивают свое значение...". Постиндустриальное общество, всерьез отнеслось к концепции Белла относительно жизненной опасности культуры для технократии. Поэтому технократия спешит полностью скупить и освоить культуру, а там, где это наталкивается на сопротивление, включается аппарат репрессий.

Культура современного общества сложна и многообразна. Если говорить только о художественной культуре, то здесь можно выделить различные пласты: "высокую" ("ученую") культуру академического плана, демократические и элитарные направления, универсальные массовые формы профессиональной культуры и народного творчества, народную культуру и собственно коммерческую массовую культуру. Именно массовая культура, поп-культура захватила сегодня более 90% информационного пространства. Массовая культура создает своё пространство (или его иллюзию), на первый взгляд уютное и комфортное, предоставляющее необходимую информацию, развлекающее, обеспечивающее отдых, психологическую разрядку.

Феномен поп-культуры обусловлен коммерциализацией всех общественных отношений, превращением в товар явлений духовной культуры, а, значит, подчинению законам товарно-промышленного производства. В массовую культуру вкладываются деньги, как в предприятия, земельные участки в расчете получить прибыль. Целью культурного производства" является делание денег, а не мерка человеческого благополучия или "воспитание зрелого сознания". Б.Розенберг считает: "Не может быть никакого сомнения в том, что средства массовой информации представляют собой угрозу независимости человека". [цит по А.В. Кукаркин. Буржуазная массовая культура. М., 1978. - С. 35].

Масскульт всеяден и паразитирует на разных культурных реалиях: политических идеях и событиях, криминальных историях, искусстве академического типа, народной, элитарной культурах, его модернистских направлениях.

В 2009 г. на рынок были выброшены промышленные образцы мощных музыкальных наркотиков. Такой наркотик доступен каждому. Практически неконтролируемый рынок этого наркотика – Интернет. Многочисленные сайты продают за деньги этот наркотик. Не хочешь за деньги – можешь попробовать сделать образец самому! Наркотик прост, основан на бинауральных волнах и бинауральных ритмах.

Реклама уверяет, что без наушников получить эффект невозможно. Но практика говорит другое. И в этой связи с особым вниманием надо относиться к тому, чтобы не превышать установленного законом предельно допустимые нормы громкости. Превышение допустимого децибельного[1] уровня позволяет «вводить»  музыкальный наркотик даже без отсутствия наушников. Но в России я не встречал случая применения законного запрета громкости на улице, в транспорте, в общественных местах.

 

В Интернете на форумах появились обеспокоенные вопросы: «Как защититься?» Это сложные и пока не решаемые вопросы. Как различить где наркотик, а где обычная попса? Как лечить? По телевидению специалисты в растерянности говорят, что явление мало исследовано и в открытой печати никаких результатов исследований нет.

Наверняка, разработка нового типа наркотиков велась долго и целенаправленно. Общество оказалось совершенно не готово к новой беде. Нет соответствующих правовых норм, законодательства, не разработаны меры действенного лечения, профилактики. Наивно требовать открытия секретных архивов, где, возможно есть рецепты противоядия. Следует немедленно объединить усилия музыковедов, совместно с физиками и медиками по разработке надёжных противоядий этой угрозе.

О нашем времени через десять лет будут говорить: «Это было, когда наркотики были совсем почти недоступны. Когда на пути их вырастали государственные границы, когда можно было выявить их и при визуальном осмотре, и собаки их вынюхивали на таможнях, в поездах, самолётах. Когда было чёткое законодательство, которое за распространение наркотиков судило строже, чем за уголовные преступления. Когда наркобаронам надо было тратить огромные деньги на доставку, преодолевать крепкие границы, таможни… Можно было уничтожить плантации опиумного мака, конопли! В таком уничтожении участвовали армии нескольких стран. Например в 2010 г в Афганистане. Были государственные и международные интернациональные службы по борьбе с наркотиками…».

Мы, правда, знаем, что правительства не очень преуспевали в борьбе. Несмотря на  новые методы, новые приборы, огромные деньги, которые брошены в каждой из стран, наркомания везде только росла. В России этот процесс шёл особенно быстро, о чём писалось выше.

Грядёт катастрофа. Ужасная! По сравнению с ней нынешнее время будет казаться райским садом. Против нового всемирного зла ничего нет. Нет законодательства.  Нет чёткого определения, что такое музыкальный наркотик? Как его распознать?

Как распознать человека «принявшего» этот наркотик.

 Представим себе, что водитель надел наушники и под воздействием наркотической музыкальной записи на своём магнитофоне задавил 20 людей.

В чём причина такой аварии? Сейчас мы слышим «Пьяный Водитель, под воздействием наркотиков!

Как определить. В крови, в желудке, нет ни алкоголя, ни следов наркотика. На руках нет следов уколов.

Значит, водитель не виноват, виновата или дорога, или техническая неисправность машины, или другие машины, пешеходы сами виноваты?

 

Наступает рай для наркобаронов. Не надо тратить огромные средства, не надо рисковать жизнью, деньгами, здоровьем, репутацией.

Был в свое время замечательный фильм «В джазе только девушки». Там есть эпизод, когда на фешенебельный курорт собрались представители бандитских группировок Чикаго. Это собрание называлось «Съезд любителей итальянской оперы».

 Сегодня уже не до шуток. Наркобароны сегодня срочно переквалифицируются в музыковедов. Организуют музыкальные сайты, придумывают системы получения по Интернету электронных прибылей. Скоро станут в действительности народ будет вздрагивать от слова музыка, бояться самых страшных людей – музыковедов.

Наркотики – страшны именно по своей непреодолимой тяге, несмотря ни на какие страхи, примеры, запреты, угрозы.

В известном опыте крысе в центр удовольствия в мозг вживляли электрод. Провода подключали в клавише. Когда нажималась клавиша, в центр удовольствия мозга крысы подавался импульс. Это моделировало ситуацию с действием наркотика. Крыма нажимала снова и снова на клавишу, она забывала о питании, о движении. В результате крыса погибала от истощения.

Опыт с крысой показателен именно потому, что крысы являются самыми осторожными, самыми приспосабливающимися, выживающими в любых, самых опасных и трудных ситуациях, животными. Попытки подобрать надёжный яд для крыс трудно – после первого же опыта, они распознают новые яды. Крысы быстро учатся и не повторяют сделанных ошибок.

И, тем не менее, против наркотического привыкания даже крысы бессильны.

 

Так и в ситуации с появлением музыкальных наркотиков – у нас есть наркотики, есть средство для распознания наркотика, снижения его воздействия.

Но наркоман этого не хочет. Если он уже привык, то повторяет опыт с крысой.

Сегодня ещё не поздно защитить следующее поколение. Но времени ждать и бездействовать нет. Ещё не началась грозная эпидемия. Это не значит, что никто не знает о новом смертельном товаре. Его усиленно рекламируют. В Интернете тысячи сайтов, которые предлагают музыкальные наркотики и каждый такой сайт уже сегодня в месяц посещает примерно 1.5 – 2 миллиона молодых людей.

Как сделать, чтобы новая эпидемия не наступила, чтобы не дать попробовать и привыкнуть к музыкальным наркотикам?

 

Исследования учёных Западно-Сибирского отделения Славянской академии и опыты, которые велись в последние два года показывают, что противоядием вненациональному воздействию музыкальной поп-масс-культуры является классическая и народная музыка. При использовании классической музыки и подлинной народной музыки возможность подложки под это бинаурального наркотического ряда мизерна. При использовании же образцов поп-музыки опасность трансляции через них наркотического воздействия возрастает многократно. Уже одно это открытие является глотком свежего воздуха в той панической волне отчаяния, охватившей мир. Очевидно, серьёзные исследования найдут и другие меры борьбы с музыкальными наркотиками.

Неужели такой простой рецепт?

Нужно просто включить классическую музыку и все! К сожалению, это далеко не всё! Ещё надо научить молодёжь слушать классику, любить её, разбираться в ней.

Как заставить молодёжь слушать классику и отказаться от попсы? Именно заставить, ибо термин «убедить» не подходит. Убеждать необходимо в данном случае правительство, музыкантов и общественность.

Современная молодёжь не воспитывалась с детства на традиционной культуре, на народной и классической музыке, уже почти более двух десятилетий о музыкальном просветительства в нашей стране даже не упоминают. Поэтому большинство молодых людей страны не научена слушать и слышать музыку, различать её.

Настораживает, что на этом фоне именно классика и народная музыка исчезают из повседневно звучания. Народную музыку вправе занести в красную книгу сохранения экологии человека, она практически исчезла из средств масс-медиа. А ведь именно народная музыка является одной из главных составляющих, которые сформировали и продолжают удерживать национальные отличия человека.

Какое-то, к сожалению, достаточно продолжительное время создавалось впечатление, что государству (руководству государства) было совершенно безразлично обнищание населения, ухудшение его здоровья, увеличение смертности. На фоне этого о разрушении культурных ценностей и традиций даже и говорить было нечего. Основным лозунгом стало, пожалуй, одно из высказывания Б. Ельцина: «Бери, сколько сможешь взять!»

За годы перестройки создавалось впечатление, что правительство сознательно, преследуя непонятно какие цели, борется с культурой. Профсоюзная социо-культурная деятельность была уничтожена.  До начала перестройки самым распространенным и массовым видом самодеятельного творчества были хоры. По нескольку хоров было в каждой общеобразовательной школе, техникуме, профессиональном училище, институте. Сейчас в Новосибирске для счета хоров хватит пальцев одной руки. 

 

Мы пока ещё не поняли, что с появлением музыкальных наркотиков человечество вступило в новую опаснейшую ситуацию, когда молодёжь оказалась ничем не защищена от этого вида наркомании. На мой взгляд, сегодня, на первый план для обеспечение национальной безопасности любой страны выходит музыкальное просветительство. Музыкальное просветительство быть налажено системно и повсеместно. В крупных городах этим должны заниматься  театры, ВУЗы и ССУЗы культуры, театры, лектории филармоний. Надо возродить университеты культуры, музыкальные лектории, постоянные рубрики о классической музыке на радио и телевидении. Артисты всех театров должны участвовать в просветительской работе, чтобы в каждую школу раз в один или два месяца приезжать с лекциями-концертами.

Эта работа необычайно дорогая, трудоёмкая. Следует работать сразу по  всем направлениям, охватить все возрастные категории населения, начиная с ясельного возраста. Например, необычайно трудно подготовить лекции концерты для самых маленьких. Учитывать их психологию, их возрастные особенности, заболевания, привычки, настроения.

Не мене трудно разрабатывать дальше для каждого возраста совершенно особые неповторимые программы, выдерживать другие критерии. Но это необходимо. Каждый возраст требует своего подхода, своих особых подходов, своей методики, своего репертуара. А дальше – самый трудный, по убеждению многих, подростковый возраст.

Очень важно вернуть в классику юношество. Нельзя ставить на искалеченных музыкальных пристрастиях юношества крест и думать, что оно навсегда потеряно. Они были обмануты, отстранены от серьёзной музыки.

Каждую конференцию Международной славянской академии мы обычно начинаем с небольшого концерта студентов Новосибирской консерватории. Классика в прекрасном исполнении создаёт особую атмосферу следующим затем научным дискуссиям.  На одной  из таких конференций, после обычного вступительного концерта, встала студентка местного строительного ВУЗа и сказала: «Почему же нам говорили, что для молодёжи интересна только современная музыка, а классика скучна, неинтересна? Наоборот, то, что я сегодня услышала, в тысячи раз интереснее той попсы, которую скармливают нам. Делайте для нас подобные лекции-концерты!» Мне кажется, что эта девушка высказала очень верную мысль. Мы должны попытаться спасти, вернуть хотя бы часть юношества.

Самого серьёзного внимания достойно и взрослое поколение, которое вошло в рабочий возраст.

Но есть ещё и пожилые люди, огромная армия пенсионеров. Они были воспитаны в советское время, тогда, когда доступ к искусству был свободен для каждого. У многих бабушек и дедушек самые светлые, счастливые воспоминания связаны именно с искусством, с прошлыми их выступлениями в самодеятельности.

Так что работа предстоит огромная, но вполне для России возможная. История даёт этому примеры. Например, 151 год назад возникло императорское Российское музыкальное общество. Благодаря ему, по всей необъятной Российской империи за какое-то десятилетие было налажено народное музыкальное просветительство, открыты первые музыкальные школы и консерватории. Особенно это было важно для Сибири, где в это время на пустом месте, практически во всех городах от Зауралья до Дальнего Востока появились музыкальные классы, школы, кружки.

Надеюсь вместе с Вами, что светлые времена в России еще наступят. В ожидании этих времен, мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить, удержать наше замечательное искусство на достойном уровне. Сделать это можем только мы с Вами.

Однако сегодня кризис начинает преодолеваться. Государство встает на ноги и появляется уверенность, что без восстановления такой системы государству невозможно быть стабильным, экономически развитым, богатым, счастливым и успешным. Мы, прежде всего, связываем это с тем, что руководство государства начало хотя бы декларировать приоритет социальных программ.

Руководству государства становится ясным, что быть самостоятельной, стабильной, успешной страной без населения невозможно.

 

На мой взгляд, сегодня, в деле обеспечения национальной безопасности любой страны на первый план выходит музыкальное просветительство теперь становится генеральной стратегией для каждого государства, которое хочет сохранить молодёжь, сохранить государство. Музыкальное просветительство должно быть налажено системно и повсеместно. В крупных городах этим должны заниматься  театры, ВУЗы и ССУЗы культуры, театры, лектории филармоний. Надо возродить университеты культуры. Артисты всех театров должны участвовать в просветительской работе, чтобы в каждую школу раз в один или два месяца приезжать с лекциями-концертами.

 Если обладающая самым большим культурным потенциалом, Россия окажется, как всегда, в хвосте, для наступления быстрого краха не потребуются войн и другого оружия кроме музыкальных наркотиков.

 

Литература.

М.И.Каратыгина. “Musical multiculturflism” и современные возможности взаимопознания культур через звук и музыку./ Келдышевские чтения – 2005. К 60-леию Е.М. Левашева. Множественность научных концепций в музыкознании. Сборник статей. – М.: Издательство «Композитор», 2009 – 456 с. нот., схем.

А.В. Кукаркин. Буржуазная массовая культура. М., 1978.

Жванецкий М. Шлягеры – М., 2008.



[1] Интенсивность или громкость звука измеряется в децибеле (в честь Александера Грейама Белла — изобретателя телефона Шуршание листьев оценивается в 10 децибел, шепот — до 30 децибел, разговор обычной гром­кости — около 60 децибел. Транспортный поток в часы пик от­чается  громкостью около 70 децибел. Крик, звук отбойного молотка и рев мотоцикла оцениваются в 100 децибел, звук мотопилы — 110 децибел, громкая рок-музыка и автомобильный сиг­нал — около 115 децибел. Ракета при запуске может издавать звук до 180 децибел. Болевые ощущения в человеческом ухе начина­ются на уровне 125 децибел. Шкала громкости в децибелах, как шкала Рихтера по измерению силы землетрясений, является ло­гарифмической шкалой, когда увеличение в 10 децибел удваива­ет предыдущее значение. Громкая музыка в 110 децибел в два раза громче звука отбойного молотка, издающего 100 децибел, и в тридцать два раза громче обычного разговора на уровне 60 деци­бел. Отношение по громкости между самым слабым и самым громким звуками, которые способно воспринимать человеческое ухо, — триллион к одному. Что касается музыки, то здесь диапа­зон воспринимаемых звуков — миллион к одному.

 



Hosted by uCoz