Музыкальное просветительство – профилактика музыкальной наркомании.

В.В. Ромм, д. культурологии, проф. НГК.

 

Все сегодняшние негативные процессы в стране мы склонны и напрямую и косвенно связывать с падением культуры, с недооценкой правительства  культурной составляющей в жизни России. Этот вывод получен из опыта последних двадцати лет перестройки старого СССР в современную Россию, опыта оплаченного большой ценой, неисчислимыми бедствиями для государства и для населения.

Рост преступности, наркомании, беспризорности, демографические спады и кризисы, рост психических заболеваний и всевозможных фобий, проблемы одиночества в миллионном городе, импотенция мужская и женская, сексуальные отклонения, бесплодие. Практически отсутствует такое понятие как патриотизм, национальная гордость, профессиональная честь, честность в отношениях,  благородство, милосердие, благотворительность и многое другое.

Всё это на наш взгляд – плоды небрежения культурой. В последние двадцать лет в стране главным идолом поклонения, мерилом успеха стали деньги. В бюджете России на культуру выделено 4.4% . Это, пожалуй самая маленькая статья финансирования. Тем не менее, мы уверены, что такая цифра совершенно не отражает значение культуры в жизни граждан и самого государства.

 

Особенно важна культура в огромном современном городе. Город не является естественным природным образованием, это полностью продукт культурной деятельности человека. Культурное образование, его население может жить и развиваться только по законам культуры. В современном мире города гипертрофированно растут.  Речь уже идёт не об улучшении, о нормальной жизни, а о выживаемости населения в этих мегаполисах.

 

Когда мы говорим о духовной культуре, то, прежде всего, следует говорить о театре, музыке, литературе. Именно этот большой раздел культуры, выделяемый как искусство, формирует, настраивает, стабилизирует духовный мир жителей, граждан.  И вообще, что лукавить, когда мы произносим слово «культура», то забываем о философских трактовках, а, прежде всего, относим это к искусству. Десятки тысяч лет известно, что искусство имеет огромное влияние на человека. Искусство единственное позволяет человеку взглянуть на себя, свою жизнь со стороны, оценить свои поступки и их последствия, узнать прошлое, подсмотреть будущее. Лучшие умы человечества, писатели, историки, философы, политики пытались и пытаются раскрыть секрет такого влияния. Существуют тысячи теорий, гипотез, блестящих предположений. Однако все логические построения, умные гипотезы способны лишь приоткрыть мизерную часть тайны.

В Новосибирске в последние годы на заседаниях Международной Славянской академии формируется гипотеза об энерго-резонансном влиянии музыки. Представляется, что музыка способна настраивать энергетический контур человеческого организма, его эфиродомен. Именно связанные с звучанием музыки изменения характеристик контура позволяет говорить о возможности возникновения резонансной связи, некоего информационного канала между человеком и локальными территориальными энергетическими центрами. Это позволяет взглянуть на возможности музыкального искусства с новой стороны.

Русская духовная культура, русская литература всегда отличалась тем, что видела человека в единстве противоположностей, страстей, чувств, стремлений, идеалов. Герои не были только злодеями, или идеально положительными. Когда мы исследуем или говорим о духовной культуре, надо представлять третью составляющую – общую картину соотношений положительного и отрицательного, стремление, на пути к достижению гармонии.

Новые веяния, вызовы времени ставят важные задачи перед искусством, требует от него особой ответственности.

Ведь музыкальная продукция стала мощным оружием психологического воздействия, которую журналисты уже давно назвали своеобразным "музыкальным наркотиком". Нельзя недооценивать роль, и опасность массовой культуры, всевозможные музыкальные поп-стили и направления звучат постоянно в радио эфире, на телевидении, на концертных и стадионных  площадках. Страны разные, но поп-продукция звучит на американском диалекте. Хоть звучат тексты на английском языке, но от национальной культуры народов Америки и Великобритании такая музыка очень далека. Нельзя сказать, что эта экспансия остается незамеченной. Деятели культуры, правительства многих стран давно бьют тревогу, однако попытки остановить, глобальное выхолащивание национальных музыкальных культур пока не дают результатов.

Тревога деятелей искусства, ученых понятна. Если заменить народное искусство, музыку, танец чем-то вненациональным, это может привести к потере национальной самобытности, исключительности.

Автор в своих статьях неоднократно указывал на опасность ситуации с  массовой музыкой и в 2008 году даже явился инициатором обращения в Совет безопасности России [см. 9 – 11].

Феномен принятия молодёжью  в качестве доминирующей  моды поп-музыки объективен, но практически полная оккупация звучащего экологического пространства человека  поп-музыкой в большей своей части производится искусственно, по спекулятивным причинам получения сеийминутной материальной выгоды.

«Декларируется "новая философия", которая "в принципе отрицает возможность достоверности и объективности..., такие понятия как "справедливость" или "правота" утрачивают свое значение...". Постиндустриальное общество, всерьез отнеслось к концепции Белла относительно жизненной опасности культуры для технократии. Поэтому технократия спешит полностью скупить и освоить культуру, а там, где это наталкивается на сопротивление, включается аппарат репрессий.

Культура современного общества сложна и многообразна. Если говорить только о художественной культуре, то здесь можно выделить различные пласты: "высокую" ("ученую") культуру академического плана, демократические и элитарные направления, универсальные массовые формы профессиональной культуры и народного творчества, народную культуру и собственно коммерческую массовую культуру. Вот именно массовая культура, поп-культура захватила сегодня более 90% информационного пространства. Массовая культура создает своё пространство (или его иллюзию), на первый взгляд уютное и комфортное, предоставляющее необходимую информацию, развлекающее, обеспечивающее отдых, психологическую разрядку.

Феномен поп-культуры обусловлен коммерциализацией всех общественных отношений, превращением в товар явлений духовной культуры, а, значит, подчинению законам товарно-промышленного производства. В массовую культуру вкладываются деньги, как в предприятия, земельные участки в расчете получить прибыль. Целью культурного производства" является делание денег, а не мерка человеческого благополучия или "воспитание зрелого сознания". Б.Розенберг считает: "Не может быть никакого сомнения в том, что средства массовой информации представляют собой угрозу независимости человека". [цит по А.В. Кукаркин. Буржуазная массовая культура. М., 1978. - С. 35].

Масскульт всеяден и паразитирует на разных культурных реалиях: политических идеях и событиях, криминальных историях, искусстве академического типа, народной, элитарной культурах, его модернистских направлениях.

В 2009 г. на рынок были выброшены промышленные образцы реальных, мощных музыкальных наркотиков. Такой наркотик  доступен каждому. Практически неконтролируемый рынок этого наркотика – Интернет. Многочисленные сайты продают за деньги этот наркотик. Не хочешь за деньги – можешь попробовать сделать образец самому! Наркотик прост, основан на бинауральных волнах и бинауральных ритмах.

В Интернете на форумах появились обеспокоенные вопросы: «Как защититься?» Это сложные и пока не решаемые вопросы. Как различить где наркотик, а где обычная попса? Как лечить? По телевидению специалисты в растерянности говорят, что явление мало исследовано и в открытой печати никаких результатов исследований нет.

Наверняка, разработка нового типа наркотиков велась долго и целенаправленно. Общество оказалось совершенно не готово к новой беде. Нет соответствующих правовых норм, законодательства, не разработаны меры действенного лечения, профилактики. Наивно требовать открытия секретных архивов, где, возможно есть рецепты противоядия. Следует немедленно объединить усилия музыковедов, совместно с физиками и медиками по разработке надёжных противоядий этой угрозе.

Противоядием вненациональному воздействию музыкальной поп-масс-культуры является классическая и народная музыка. Классическая музыка является мощным заслоном от применения под её маркой музыкальных наркотиков. Ведь под классическое произведение просто невозможно незаметно подложить бинауральные ритмы. Однако, современная молодёжь не воспитывалась с детства на традиционной культуре, что почти два десятилетия о музыкальном просветительства в нашей стране даже не упоминают, то большинство молодых людей не научена слушать и слышать музыку, различать её.

Настораживает, что именно классика и народная музыка исчезают из повседневно звучания. Народную музыку вправе занести в красную книгу сохранения экологии человека, она практически исчезла из средств масс-медиа. А ведь именно народная музыка является одной из главных составляющих, которые сформировали и продолжают удерживать национальные отличия человека.

Классика становится элитарным искусством, слишком дорогим по цене. В то же время налицо настойчивые попытки искажения и неоправданной модернизации как классики, так и народной музыки. Сегодня искажений, модернизации, современные постановки приняли лавинообразный характер. В миниатюре ХХ век М.Жванецкий говорил: «Правда второй половины века допускает некоторую ложь и называется подлинной» (Жванецкий М. Шлягеры – М., 2008. – С. 7). Но если даже чуть-чуть исказить музыку Моцарта, то она перестаёт давать знаменитый и благотворный «эффект Моцарта».

Мы пока ещё не поняли, что с появлением музыкальных наркотиков человечество вступило в новую опаснейшую ситуацию, когда молодёжь оказалась ничем не защищена от этого вида наркомании. На мой взгляд, сегодня на первый план для обеспечение национальной безопасности любой страны выходит музыкальное просветительство. Музыкальное просветительство быть налажено системно и повсеместно. В крупных городах этим должны заниматься  театры, ВУЗы и ССУЗы культуры, театры, лектории филармоний. Надо возродить университеты культуры. Артисты всех театров должны участвовать в просветительской работе, чтобы в каждую школу раз в один или два месяца приезжать с лекциями-концертами.

Возможно ли это?

Да!. Например, 150 лет назад возникло императорское Российское музыкальное общество. Благодаря ему, во всей необъятной империи за какое-то десятилетие было налажено народное музыкальное просветительство, открыты первые музыкальные школы и консерватории. Особенно это было важно для Сибири, где в это время на пустом месте практически во всех городах появились музыкальные классы, школы, кружки.

 

 



Hosted by uCoz