Казначеев С.В., Молчанова Л.В.

Здоровьесберегающие технологии в системе воспитания-образования,                как важнейший трудосберегающий ресурс России

 

После затяжного экономического кризиса, поразившего Россию еще в конце 80-х начале 90-х годов XX столетия, к сожалению, пока еще не имеет четко обозначенного края своего окончания, вопреки мнению ведущих политиков страны о наступление в начале XXI века начальной стадии выхода из данного кризиса. Подобная, казалось бы, противоречивая точка зрения на сегодняшний период жизни нашей страны, на самом деле, фактически лишена внутреннего противоречия, так как выспаривающие альтернативную точку зрения на этот процесс авторы многочисленных выступлений, публикаций рассматривают повседневную общественную, экономическую жизнь России с опорой на разные дефиниции. Первые, прежде всего, имеют в виду действия кризиса российской экономики на здоровье, духовно-нравственное благополучие людей, а вторые – обсуждают в качестве объекта исследований динамику изменения количества выпускаемого в стране общественно-полезного продукта. Несмотря на то, что эти оба показателя в своей глубине как бы формально взаимодополняют друг друга (нет здорового работника – нет достаточного количества качественного общественно-полезного продукта), но, фактически, при обратном варианте логического сопоставления (много качественного общественно-полезного продукта – много здоровых работников) не корригируют друг с другом в должной мере. Последнее связано с тем обстоятельством, что создавая какой-либо общественно-полезный продукт человек вкладывает в него свои физические и интеллектуальные усилия, которые при современном сценарии оплаты конкретного живого труда не могут быть полностью восстановлены за счет получаемых за работу денежных средств. По мнению рядя современных авторов В.П. Казначеев, А.И. Акулов, А.А. Кисельников, И.Ф. Мингазов (2000) работающий в России человек получает в качестве заработной платы едва ли 20% от стоимости созданного им продукта, а эксплуатируется производством примерно в 3 раза интенсивнее, чем такой же профессионал, но работающий в странах Западной Европы, США. Именно это обстоятельство позволяет считать, что и по сей день в России сохраняется кризисная ситуация в развитии экономики, которую едва ли возможно изменить еще как минимум в срок 11-15 лет.

Доказательством наличия, экономического кризиса пагубно влияющего на здоровье, творческий потенциал россиян, являются хорошо известные факты уже не один раз обошедшие страниц многих печатных изданий и тексты выступлений различных авторов ученых, политиков, экономистов, трудящихся учителей и т.д., такие как:

1.     Смерть от различных заболеваний 2 млн. 331 тыс. 477 человек в 2002 году («Медицинские новости»);

2.     Средняя продолжительность жизни современных мужчин в России 58 лет, а женщин 71 год (материалы переписи населения в 2002 году);

3.     Не превышение в младших классах числа детей более 10-12%, в средних – 8%, а в старших – 5% («О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад, 1997. – М.: «Синергия» - 111 с.);

4.     Рост количества абортов и внебрачных детей у несовершеннолетних женщин, а именно, - только в 1998 году таких внебрачных детей было зарегистрировано 25,8 тысяч («О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1998 году. Государственный доклад. М., 1999 – 204 с.);

5.     Разработка в 1999-2000 г.г. группой авторов, под руководством доктора медицинских наук В.Н. Касаткиной, федеральной междисциплинарной программы обучения здоровью с I по II класс утвержденной Министром образования РФ  и Министром здравоохранения РФ, Президентом РАО и Президентом РАМН (С.М. Чегельницкая, 2000) – и некоторые другие данные.

Таким образом, ресурс здоровья россиян есть главный ресурс прогрессивного развития нашей экономики и народного хозяйства страны в целом.

Технологиям развития здоровья работающих посвящено сейчас значительное количество научных работ, при которых нашли удачное обобщение в появлении, так называемых, здоровьесберегающих технологий воспитания, обучения, развития людей разных возрастных групп. К сожалению, в имеющейся массе публикаций на эту тему, до сих пор, нет одной точки зрения на структуру комплекса здоровьесберегающих технологий, так как они затрагивают своей реализацией все грани людского бытия.

С точки зрения авторов данной статьи системообразующим фактором организации структуры здоровьесберегающих  технологий могло бы стать понятие человеко-час здоровой жизни введенный в литературный оборот рядом авторов, одним из которых был В.П. Казначеев (1996), как объективно измеряющую величину потребления ресурса жизненных сил человека (человеко-потребление) на производство 1 единицы общественно-полезного продукта. Расшифровка широты применения этой единицы к оценке различных спектров жизни человека позволяет проецировать сюда значимость любой здоровьесберегающей технологии укрепления, развития здоровья.

Принимая во внимание сказанное можно предположить несколько направлений в компоновке здоровьесберегающих технологий друг с другом:

-       Здоровьесберегающие технологии способствующие гармонизации физического развития человека, оптимизации использования резерва его здоровья на любом этапе жизненного цикла.

К этой категории технологий можно отнести блок медицинских методов приемов укрепления и развития здоровья, какой бы стороны, конституциональной организации ребенка, взрослого и стареющего человека они бы ни касались.

-       Здоровьесберегающие технологии способствующие максимальному повышению эффекта усвоения человеком знаний о себе, об окружающем мире, о будущей, настоящей профессиональной деятельности и всего другого, относимого к понятию учебных знаний, с минимальным расходом на эти цели энергетического, информационного, структурного ресурса его организма.

К этой категории технологий можно отнести блок психолого-педагогических, дидактических методов воздействия на развития сознания, мышления, ума и т.д.

-       Здоровьесберегающие технологии способствующие оптимизации взаимодействия организма человека и разнообразных факторов внешней среды (технологии организации здорового образа жизни в этом понимании). Основой их создания и практического внедрения в повседневную воспитательную работу с людьми разных возрастных групп является метод погружения человека либо в мир традиционной народной культуры, либо в мир искусства, в практику краеведения и оздоровительного туризма. Ожидаемым итогом работы по этим здоровьесберегающим технологиям будет формирование у граждан России экологического мышления, в понимании возникновения  глубокого чувства восхищения красотой, сложной гармоничной организованностью жизнью живой природы, чувства размывания границ отделяющих живую душу представителей различных царств Природы от человеческой души.

-       Здоровьесберегающие технологии направленные на гармонизацию, бесконфликтность взаимодействия межличностного общения людей в семейном и социальном кругу, на формирование все возрастающего чувства гордости за принадлежность российскому этносу, вне зависимости от национальности, народности, от приверженности к какой-либо конфессиональной, даже сектантской группе.

Примерами таких технологий являются различные школы психолого-аналитической работы с собой, с семьей, с группой людей из ближнего окружения, к сожалению, пока в своем большинстве еще имеющие явную фребдискую или харизматическую направленность.

-       Здоровьесберегающие технологии направленные на совершенствование качества непосредственно общественно-полезного труда. Это НОТ в производстве и быту, система аттестации рабочих мест, оценка качества выпускаемой продукции, режимы трудовой деятельности и многое другое.

Эффективность использования каждой группы из перечисленных выше здоровьесберегающих технологий может быть проверена повторным расчетом величины человека-часа активной жизни, вариант которого отчасти представлен в уже цитированной ранее коллективной монографии Казначеев В.П. с соавторами (2000). Унификация в оценках эффекта практического действия на организм и сознание человека всего пакета здоровьесберегающих технологий, дает возможность для оценки вклада действия каждой из них в общий эффект повышения качества человеческой жизни, сохранения и развития здоровья с проекцией на уровень, объем, скорость реального человекопотребления развивающимся производством в любом регионе России. Более того, предлагаемый подход позволяет анализировать также меру влияния на успех внедрения какой-либо здоровьесберегающей технологии уже действующих технологий, своевременно выявлять узкие места ее внедрения и оперативно вмешиваться в возникшую ситуацию, снимая возникшее напряжение процесса практического использования данной технологии в той или иной сфере жизнедеятельности человека.

Примером этого может быть рассмотрение некоторых причин неудач здоровьесберегающих технологий медицинского направления в общеобразовательных школах России. Хорошо известно, что любое внедрение в практическую работу со школьниками медицинских здоровьесберегающих технологий предполагает уменьшение время стандартного урока на знакомство, овладение новым учебным материалом. Последнее обстоятельство всегда было серьезным препятствием для быстрого включения в общую программу учебной работы со школьниками, даже таких простых вещей, как физкультминутки, свободное движение по классу детей для употребления во время занятий достаточного объема питьевой воды, для внедрения в классные занятия элементов песенной, танцевальной, игровой практики с целью уменьшения общего напряжения интеллектуально-волевой деятельности. Именно по данным и им подобным причинам процесс внедрения даже очень хороших медицинских здоровьесберегающих технологий так затруднен в современной российской школе.

Выходом из данного положения могло бы быть параллельное внедрение в практическую работу с детьми здоровьесберегающих технологий психолого-педагогического, дидактического, а также экологического направления. Все они обладают выраженной способностью активно помочь школьнику за много меньший  период времени и без значительного напряжения умственной деятельности хорошо усвоить весь объем дающегося на каждом уроке нового материала. Однако государственные образовательные стандарты, принятые в России, являются существенным тормозом подобного действия, связывая инициативу учителей к действию по этому направлению. Интересно, что именно образовательный, учебный стандарт, принятый в России, является и серьезным препятствием для внедрения в школу еще и таких здоровьесберегающих технологий, которые могут быть отнесены к группе развивающих гармонию межличностных отношений.

Обсуждаемый вариант влияния одних здоровьесберегающих технологий на другие может быть дополнен и обратным примером их взаимонегативного действия. Так, например, широкое внедрение в работу учителя здоровьесберегающих технологий направленных на совершенствование эффективности и качества общественно-полезного труда сейчас серьезно тормозит использование ими на поурочных занятиях здоровьесберегающих технологий психолого-педагогического, дидактического направления, так как предполагает существенное изменение традиционных отношений между классным руководителем, узкими специалистами и учениками класса. Так как, индивидуально созданный комфорт для эффективной учебной работы какого-то одного учителя приводит к ухудшению последней у другого педагога, работающего в том же классе, как и к трудностям во взаимопонимании этого учителя и детей, которые во многом не понимают смысл того, что делает он на своем рабочем месте и почему комфорт, удобство его работы не распространяется на них самих.

Диалектическое единство и противоречивость при внедрении в жизнь обсуждаемого пакета здоровьесберегающих технологий заставляют серверно пересматривать общие принципы важнейшего раздела педагогической науки школоведения, введя новые в его изучение, объекты, методы и принципы его практического использования в современной школе. Суммируя сказанное, главным объектом исследования модифицированного  школоведения должен стать эффект использования в учебно-воспитательном процессе человека-часа активной жизни школьника, расчет которого необходимо производить по адаптированным стато-экономическим методам. В качестве основополагающего принципа школоведения можно считать способ одновременного включения всех, названных выше, эдоровьесберегающих технологий в учебный процесс через написание особого вида педагогического бизнес-плана, основные разделы которого можно заимствовать из существующей литературы по различным аспектам современного бизнеса. Разработка проекта подобного бизнес-плана могла бы приобрести статус государственной программы или важнейшей грантовой работы. Подобный подход к решению поставленного вопроса можно в полной мере рассматривать правильным направлением коммерциализации воспитания-образования, где доход получается не за счет получения новых, дополнительных дотационных государственных материально-денежных средств, а по причине существенного уменьшения затрат на медицинское сопровождение , обслуживание школьников, значимой экономии денежных средств, отпускаемых на общую организацию учебного процесса в целом, за счет широкого внедрения в работу со школьниками на этой основе методов интегративной педагогики.

Приведенные соображения не являются ныне только методологическими по совей сути. Многие из названных способов укрепления и развития здоровья школьников уже нашли свои воплощения в программах работы с детьми многих педагогов-новаторов начиная с последователей Вальсдорфских и Монтесоррийских школ, кончая такими нестандартными педагогами как Татарникова Л.Г. (1995); Медведева И.Я., Шитова Т.Л. (1996); Зайцев Н.А. (1997); Гуткина Н.И. (2000); Фесюкова Л.Б. (2000); Кандаракова Е.П. (2003) и многие другие. Подводя итог сказанному, по отношению по необходимости разработки нового подхода к использованию здоровьесберегающих технологий можно повторить вслед за Коваленко Н.В. (2003) следующие слова: «Оптимизация образовательного процесса предполагает, что, наряду с решением учебных и воспитательных задач, на уроках одновременно решаются и задачи психологического развития школьников – развитие их интеллекта, воли, эмоций, мотивов и пр.», с добавлением и стратегические задачи укрепления, развития, сохранения их здоровья на всех, без исключения, последующих этапах жизненного цикла.

 

Список литературы

 

1.     Казначеев В.П., Акулов А.И., Кисельников А.А., Мингаров И.Ф. Выживание населения России. Проблемы «Сфинкса XXI века» - Новосибирск: изд-во Новосиб. ун-та, 20032.

2.     Чегельницкая С.М. Обучение здоровью – реальный шаг к снижению заболеваемости и смертности среди детей и подростков – Школа здоровья, 2000, том 7, №4 – стр. 5-7.

3.     Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. Москва-Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Костромской педагогический университет, 1996.

4.     Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. – СПб: Petros, 1995.

5.     Медведева И.Я., Шитова Т.Л. Разноцветные белые вороны – М.: Семья и школа, 1996.

6.     Зайцев Н.А. Письмо. Чтение, счет. – СПб.: Лань, 1997.

7.     Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе – М.: Академический проспект, 2000.

8.     Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста – Харьков-Филио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.

9.     Кандаракова Е.П. Интеграция учебного процесса: условие углубленных знаний учащихся – Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 22-24 апреля 2003 года «Совершенствование качества образования: методология, теория, практика» - Новосибирск: Часть II, 2003 – стр. 35-37.

10. Коваленко Н.В. Оптимизация образовательного процесса в условиях модернизации образования – Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 22-24 апреля 2003 года «Совершенствование качества образования: методология, теория, практика» - Новосибирск: Часть II, 2003 –  стр. 51-56.

Hosted by uCoz