Казначеев
С.В., Молчанова Л.В.
Способ проявления духовной
«жертвенности» ребенка в современном обществе
Дети и взрослые, как это хорошо известно из мировой литературы, различаются множеством
признаков: ростом, физической силой, умственными способностями и умением их с
выгодой применять, отношением к опасностям и риску, соотношением рассудочных и
эмоциональных компонентов в организации сознания, объемом приобретенных знаний,
их характером и т.д. Именно эти обстоятельства по разному
определяют их социальную роль, место в развитии общества, регламентируют их
жизнь различными конституциональными, законодательными актами, которые, по
преимуществу, сформированы таким образом, что ставят жизнь детей в
непосредственную зависимость от взрослых, лишая их права к самостоятельным
решениям, выбору маршрута их социализации.
Подобное становится возможным еще и потому,
что, по мнению взрослой части населения страны, дети –
это единственная когорта граждан, которые не должны иметь каких-либо социальных
статусов в связи с конкретным неучастием в общественно-полезном труде.
Подобную трактовку статуса ребенка нельзя
рассматривать как, безусловно правильную, так как
участие его личности в труде взрослых становится очевидным, если мы акцентируем
это участие не на сам производительный труд, а на сферу семейных отношений, где
работающие родители стремятся не просто максимально полно восстановить свои
физические, психические силы, потерянные на производстве, но и получить их
запас для производительного труда в предстоящую рабочую неделю. Если этого по
какой-либо причине не происходит, то качества их нового труда явно ухудшается,
нанося теперь уже ощутимый экономический ущерб жизни окружающего общества.
Самую значительную роль в определении
успеха домашнего отдыха родителей как раз и играет несовершенный ребенок.
Последний, своим поведением, гармонией духовного и физического развития,
успехами в учебе, непосредственным проявлением открытой любви к своим родителям
и многими другими действиями, качествами настолько мощно влияет на успех внерабочего
отдыха родителей, что это можно рассматривать в качестве главного фактора их рекреации в межотпускной период жизни.
По данным современной педагогической
научной литературы известно, что общий характер поведения ребенка в семье, а
значит и влияние последнего на качество отдыха родителей, определяется
развитием трех основных сфер его сознания: двигательной, эмоциональной,
мотивационной, тогда как интеллектуальная и волевая сфера, чаще служат ребенку
для гармонизации процесса саморазвития. К сожалению, педагогическая наука еще
не выработала хорошо воспроизводимых, чувствительных индикаторов качественной
оценки динамики развития, особенно первых трех сфер детского сознания, что до
сих пор не позволяет простым расчетным методом охарактеризовать их конкретный
вклад в качество здоровья, производительности труда родителей. Однако,
существующей системой наблюдения за поведением, действиями в семье детей и
родителей можно начать предварительную работу подобных методов. Для этого надо
ясно представлять то, что характер, качества вклада детей в успех домашней
рекреации родителей, определяется ими самими по критерию участия в их
индивидуальной жизни собственных родителей. Эмоционально подобная оценка
нормируется детьми по ощущению величины родительской любви, определяемой общим
временем участия родителей в решении их индивидуальных жизненных, учебных
проблем, а не тем, что делают родители, обслуживая их телесно и в быту.
Недостаток «родительской любви» по этому критерию определяется детьми как
острый психологический стресс, как чувство социального одиночества в семейном
круге. Естественной реакцией ребенка на это негативное ощущение является любая
форма привлечения к себе дополнительного внимания родителей, трактуемая
взрослыми как каприз, который часто подвергается разрушению через усиление
дисциплинарного спроса обращенного к потенциальному источнику капризов.
Возникновение, частота повтора подобной ситуации, по сути, является главным
механизмом недостижения взрослыми восстановления своих жизненных сил в период пребывания
дома. Таким образом, правильное понимание взрослыми сути детского каприза есть
ключ к их полноценной домашней рекреации, а для детей – формирование
«устойчивого правового статуса» в семье и окружающем обществе, который должен
найти соответствующее отражение в существующей гражданской законодательной
системе. Право ребенка на каприз как на форму протеста против неучастия
родителей в определении маршрута его социализации можно рассматривать как
способ сопряжения возможностей соучастия родителей и ребенка в определении
правильного направления творческого развития последнего. Именно в этом случае
будущее ребенка по-настоящему становится практической заботой его родителей,
принимающих позицию не диктатора, а партнера в решении им вопросов по способам
организации его здоровой, социально активной, максимально продолжительной
жизни.
Хорошо известно, что любое глубокое
осознанное людьми чувство недостижения результата в какой-либо деятельности
всегда воспринимается ими как мощный жизненный стресс, легко меняющий качество
и количество здоровья с нормы на болезнь. Подобное же
относится и к поддерживаемому современным обществом убеждению в том, что сам
растущий ребенок никак н6е может выбирать себе будущий маршрут саморазвития
вследствие дефектов развития его сознания, самостоятельности, малого жизненного
опыта, а должен брать его
непосредственно из рук «умных родителей», которые знают все о нем
намного лучше, чем он сам. В этом убеждении взрослых всегда кроется
иллюзия абсолютного понимания родителями возможностей своего ребенка,
недопускающая ее ликвидации со стороны последнего. По их глубокому убеждению
ребенок всегда и везде только ведомый. Принимая все это, но
опираясь на знания современной психологии, можно твердо говорить о том, что
никакому человеку не дано до конца понять психологию, личностные особенности
другого, а тем более ребенка. Он может лишь способствовать тому, чтобы другой
человек, благодаря усилиям мог бы за более короткий срок, хорошо понять себя,
увидеть емкость своих физических, психологических сил и начать активно
действовать самостоятельно. Указанное противоречие в
понимании ребенком и родителями друг друга часто становится причиной глубоких
нарушений в гармонии развития детского сознания, облегчает возникновение многих
психических и соматических заболеваний, тормозом в быстром поиске ребенком своей будущей
профессии, того места, которое он должен был бы занять на будущем производстве
или в сфере непроизводственной жизни семьи и общества. Более того,
приведенное рассуждение делает понятным значимость той роли, которую играют
родители не в настоящей, а в будущей жизни собственных детей, величина той
вины, которая формируется из недостаточного понимания ими личности ребенка,
гражданское значение права детей на каприз в период их личностного становления.
На основании сказанного можно представить
следующий маршрут воспитания, выращивания ребенка в современном обществе. С момента появления последнего в семье ее члены должны постоянно
создавать такие условия для его жизни, чтобы помимо их непосредственного
воспитательного действия ребенок всегда имел право объективно, в деятельностной практике, оценивать свои любые психические,
физические возможности, искать творческое начало в саморазвитии, постоянно
жить, организовывать свою жизнь в режиме развития позитивного мышления в
оценках характера взаимодействия собственного организма, сознания, интеллекта с
окружающей природой и социальными сферами. Только так он
будет способен быстро найти свой путь интеграции в окружающее его общество,
развить в себе волю, критическое отношение к собственным желаниям и действиям,
принести в «жертву» собственного сознания многие интересные для познания
явления и формы окружающего мира ради тех объектов предстоящей деятельности,
манипулятивная, интеллектуальная работа с которыми максимально полно
соответствует его природным возможностям, талантам и наклонностям. Познакомившись, в целом, с окружающим миром, ребенок в этом случае
осознанно станет работать над развитием себя в том направлении, куда ведут его
особенность организации всех сфер его сознания, благодаря, искренне любя своих
родителей, а значит постоянно, по собственной инициативе, находя дома от набор
дел, которые будут максимально способствовать созданию благоприятных условий
для послерабочего, семейного отдыха его родителей. По
свое сути такие действия ребенка можно также рассматривать как вариант еще
одной «жертвенности», но уже направленной им на другой объект, собственных
родителей. При такой ситуации и родители должны «жертвовать» частью
своего домашнего свободного и досугового времени на закрепление позитивных
результатов в использования детьми собственной «жертвенности»,
непосредственного участия в жизни ребенка, в решении его собственных насущных
проблем, помогая этим почувствовать свою любовь к нему.
Вышеизложенное позволяет
говорить о воспитании в ребенке уже с раннего возраста чувства радостной
«жертвенности» по отношению к себе и своим родителям, которая ни только не
превращает его в семейного раба, а наоборот, позволяет ребенку, как об этом писал
Николай Федоров (книга «Философия общего дела», 2003), строить собственную
жизнь полностью консолидизируя ее с прожитой жизнью
родителей, максимально полно вбирая во все сферы своего сознания их достижения, победы, радости,
успехи. Только этим может быть сильна современная семья, преодолевающая все
сложности и пороки текущей через нее жизнь.
Практика жизни показывает только творческий
человек, воспитанный в обсуждаемой
обстановки, может стать потенциальным долгожителем, эталоном физиологического
здоровья и гармонично идущего процесса старения.