Чл.-корр. МСА, Ромм В.В. Новосибирск

 

Палеохореография и фантастические гипотезы

 

Танец уникальнейшее проявление человеческой культуры. У него миллиарды страстных поклонников. Можно с уверенностью говорить, что стремление танцевать присуще каждому человеку на Земле. Однако, в силу своей сложности танец является своебразным закрытым миром и при всей популярности – одним из сложнейших для научного познания явлений человеческой культуры.

В конце ХХ века в Новосибирске на стыке дансологии и философии сформировалось новое научное направление в исследовании древнейших объектов искусства, получившее название Палеохореография. Каждый анализ палеохореографов давал неожиданные, сенсационные результаты, противоречащие традиционным представлениям историков, дансологов, культурологов, не вписывающиеся в философские концепции гносеологии культуры.

К таковым относится фиксация на палеолитических объектах элементов и движений, традиционно считавшиеся прерогативой техники европейского классического танца. Классический танец - исторически сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографического искусства. В данной  статье термин «классический танец» трактуется как методика профессионального обучения технике классического танца, современного европейского вида. Методика подразумевает специальные тренировки с раннего возраста и фактическую перестройку человеческой «двигательной машины» с целью выявления заложенных в нее предельных движенческих возможностей.

Дату появления и формирования классического танца официальная дансологиея относит к XV–XIX вв. н. э. Палеохореографы вынуждены при исследовании археологических объектов вынуждены были оперировать такими, казалось бы, неприемлемыми для древнекаменного века понятиями, как «позиции, законы классического танца», «техника классического танца», «методика профессионального обучения классическому танцу», «пуанты», «касковая обувь» и т.д.

Именно идеальную выворотность считают неестественной для человека. Это не совсем верно. Выворотность заложена в анатомическое строение человека, без нее невозможны некоторые движения. Другое дело, что эти способности скрыты в обычной жизни, при выполнении стандартного набора необходимых для жизнедеятельности человека движений. Без специальных знаний, без специальной системы тренировок этим способностям в земных условиях невозможно проявиться.

Выдающийся педагог ХХ в. А.Я. Ваганова в учебнике «Основы классического танца» пишет: «Выворотность – анатомическая неизбежность для всякого сценического танца, желающего охватить весь объем движений, мыслимых для ног и неисполнимых без выворотности... Смысл воспитания ног классического танцовщика заключается в строгом андеор. Это не эстетическое понятие, а профессиональная необходимость. Танцовщик, лишенный выворотности, ограничен в движениях, классический же танец со своим андеор (термин классического танца, означающий разворот ноги в тазобедренном суставе в направлении наружу – В. Р.) располагает всем мыслимым богатством танцевальных движений ног» [2, с. 23].

Пожалуй – не будь классического танца, человек так и не узнал бы о своих способностях.

Надо иметь в виду, что позы и движения классического танца не применяются в каждодневной жизни и даже в обычных танцах. Их физически невозможно воспроизвести без многолетней профессиональной меется в виду методика обучения технике классического танца) подготовки исполнителя с раннего детства. Такое обучение сегодня, независимо от отличий разных национальных школ, длится семь-восемь лет. Довольно доказательные свидетельства о знакомстве древних людей с техникой классического танца рождает множество вопросов.

И главные вопросы выходят за рамки истории и теории танца. Да мы отодвигаем появление самого сложного вида танцевального искусства на 20000 лет. Но палеохореография не первая подвергла сомнению незыблемые эту историко-хореографическую догму. Замечательный русский дансолог Л.Д. Блок (начало ХХ века) в своем уникальном исследовании «Классический танец: История и современность» [1] показала наличие развитой техники классического танца в средневековье и даже в античности.

 

Главные вопросы появляются, когда мы вспоминаем о времени. Наши рассуждения кажутся слишком современными. Мы можем смириться со средневековьем и даже античностью. Но вот в то, что в ледниковую эпоху двадцать тысяч лет назад был классический танец, был балет!!!

Всерьез поверить в это невозможно.

Пока не найдено материальных свидетельств существования на Земле человека современного вида старше 40 тысяч лет. Приблизиться на 20 000 лет к этой дате и признать научные, творческие возможности того, кого по инерции все еще считают дикарем? К этому традиционная наука еще не готова.

Откуда взялся классический танец в палеолите? Откуда в донаучную  эпоху у пещерного человека появились специальные знания? Как осуществлялась учеба? Каковы эстетические каноны классического танца палеолита? Каким был палеолитический балет?

В ожидании ответов вправе появиться фантастическим гипотезам.

«Конструкция двигательной машины человека явно создана в расчете на иные, чем земные условия существования. Классический танец, как и сам человек создан вне Земли. Когда человек попал на Землю, классический танец, его эстетика стали свидетельством, воспоминанием о тех возможностях какими обладал человек в других условиях. Классический танец, как и сами каноны красоты, потому так и привлекательны, что совпадают с хранящимися в подсознании эталонами красоты далекой прародины».

Пока нет убедительных данный на за, ни против. Первоначальная гипотеза должна подвергнуться жесткой критике философов, историков, антропологов, физиологов. Возможно будет доказана ее несостоятельность. Но даже в этом случае, в процессе познания мы шагнем чуть вперед.

Литература:

1. Блок Л. Д. Классический танец: История и современность. – М.: Искусство, 1987.

2. Ваганова А. Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство, 1980.

3. Ромм В.В. Классические позы и движения на палеолитических и неолитических памятниках искусства // Новые образовательные технологии в стратегии духовного развития общества. Материалы международной конференции. – Новосибирск: Изд-во ГЦРО. – Т. VI. – 2000. – С. 195–199

4. Ромм В.В. Классический танец – тайны гносеологии // Особенности физического развития учащихся хореографических училищ в условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальневосточного региона. Материалы научно-практической конференции. – Якутск, 2003. – С. 11–15.

5. Ромм В.В. Классический танец в обрядовых танцах Древней Руси // Новые направления в научной и исполнительской реконструкции древних памятников традиционной танцевальной и певческой культуры народов мира. Доклады международной конференции. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2001. – С. 116–124.

6. Ромм В.В. Некоторые аспекты философия танца. // Образование в культуре и культура образования: Материалы Всероссийской конференции: в 2.ч. – Новосибирск: НИИ Философии образования, 2002, Т. V; Ч. II. – С. 140-149

7. Ромм В.В. Тысячелетия классического танца / Новосиб. хореогр. ассоциация; Новосиб. гос. технич. ун-т; Ин-т общей патологии и экологии человека. – Новосибирск, 1998.

8. Ромм В.В. Танец и секреты древних цивилизаций / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. – Новосибирск, 2002.

 

Hosted by uCoz