Петров П.М., Болгария, г. Благоевград.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХАРАКТЕРНОГО ТАНЦА
“Народно-сценический
танец” или “Характерный танец”, как учебная дисциплина впервые появился в конце
XIX века в Петербургском императорском хореографическом училище [Гусев Г. Методика преподавания народного танца. М., 2002]. Его появление как обязательного предмета, было продиктовано
утверждением большого количества танцев разных народов в балетных спектаклях:
испанских, венгерских, польских и т.д.
Мысль о создание специальной методики для подготовки характерных изполнителей долгое время занимала умы многих хореографов. Сегодня
методика преподавания является одной из основных дисциплин в систаме
професионального танцевального образования по характерному танцу.
В 1939 году, в результате
накопленного опыта в подготовке танцоров, появляется уникальный труд
А.Лопухова, А. Ширяева и А. Бочарова – “Основы характерного танца”, который мы
можем назвать как Первый учебник о преподавании характерного танца.
Позднее
появилось еще несколько разработок, специально посвещенных специфике характерного
танца:
Блатова А., Учебно-методическое
пособие по народно-характерному танцу. М., 1966
Ткаченко Т. Танцы народов мира.
М., 1975
Зацепина К., Климов А., Рихтер
К., Толстая Н., Фарманянц Ф. Учебно-методическое пособие по народно-сценическому
танцу. М., 1976
Борзов А. Танцы народов СССР. М.,
1983-1984
Петров П. Характерни танци.
Благоевград, 2000
Гусев Г. Методика преподавания
народного танца. М., 2002
Матова Б. Азбука характерного
танца. София, 2002
Независимо от огромного
материала, предложенного в этих разработках, мы не можем получить полного
представления о взаимосвязях между экзерсизом, методикой преподавания и принципами
композирования характерного танца. Кроме того слишком мало анализов посвящены
связи между отдельными национальностями и их отличиями в таневальной лексике,
костюмами и рисунками. Это дает нам основание обратится снова к этому вопросу,
так как мы считаем, что он является базисным для методики преподавания
характерного танца.
А. КОСТЮМ
Костюмы,
быт и ремесло народа взаимно связаны. Они являются основными факторами, которые
определяют стиль и характер танцев различных народов. На первый взгляд, вроде бы все костюмы
пахожи друг на друга: у
женских костюмов – блуза, юбка или платье, у мужских костюмов – рубашка, брюки,
сапоги. Все эти элементы костюмов разных народов отличаются друг от друга своими
характерными рисунками и вышивками и комбинациями отдельных элементов костюмов, а они зависят
от географического разположения страны, от быта народа и его исторического прошлого. Например
А. Женские костюмы
Сарафан - Руский сарафан длинный
до голеностопия. Он характерен почти для всей Росии. К нему прибавляется большая
шаль, которая для средних районов России сделана из кашемира /хлопчатая/, а в
северных районах он шерстяной. Длинный костюм не позволяет широкие и быстрые
движения, а это определяет спокойный характер хороводного танца.
Белоруский сарафан корочее
руского, а из под него видна вышивка нижней рубахи. Это позволяет употреблять более
быструю и размашистую лексику. Этот
сарафан используется для разных полек и вальсов /падиспань и др./ которые
считаются как городские танцы.
Длинная расклешенная юбка – В испанских
народных костюмах она суженая в талии в бедрах, что подчеркивает стройность
фигуры, а внизу она расклешенная и к ней
прибавляются много воланов. Это предпологает, что когда танцует, женщина иногда
подкидывает юбку пяткой рабочей ноги, чтобы не наступить на нее и освободить
место для широкого шага. Когда изполняются дробные выстукивания, то юбка
подбирается двумя руками и поднимается чуть выше, чтобы было видно работа ноги.
В италянском костюме, юбка не
сужена в талии, что и позволяет выполнение широких и размашистых движений,
которые имитируют движения паука – glissade с picue, sissone en tornand.
В русском костюмом, длиная юбка
комбинируетсья с верхной рубашкой суженой в талии, сдлинном рукавом. В таком
виде этот костюм характерен для разных кадрилей.
Юбка плисе – У венгерского костюма, эта юбка
длиной чуть ниже колена, но несколько подюбок поднимают ее до уровня коленок и
придают форму колокольчика.
У румынских и молдавских
костюмов нет много подюбников
и это позволяет сделать более широкие движения – как grand rond и соскок в atittudes.
В. Мужские костюмы
Рубашка – Для итальянского народного костюма характерна рубашка вырезаная
в шпиц спереди и без воротника. К
ней прибавляется платочек, которой завязываетсья на шее и комбинируется с короткими до колена брюками, 3/4 носки и с ботинками.
В испанском костюме рубашка
гарнирована жабо, а рукава обезательно заканчываются кружевами. Эта рубашка комбинируется с
“бомбеткой” т.е. коротким до пояса узким пиджаком с длинными рукавами, из под
которых показываются кружева рубашки.
Рубашка в венгерском косюме
похожа на испанскую, но по рукавам и нагрудникам есть богатая вышивка.
Брюки /широкие/ – Брюки появляются как основной элемент к рускому народному костюму. Это произошло после распространения кадрили в России, что и объясняет их позднее появление.
В белоруском костюме они тоже
появляются позже – с появлением вальса в Белорусии и его изпользованием в народном танце.
В испанском костюме для брюк
характерна удлинненая талия, а по бокам они украшены кудрявыми бантиками. Украшения придают релефность движениям
а удлинюная талия подчеркивает фигуру.
Брюки /узкие/ - В руском, белоруском и молдавском костюмах они длинные, что и объясняет их комбинирование с сапогами. У этих национальных костюмоа почти нет отличия во внешнем виде. При венгерском костюмом эти брюки богто украшены по бедром и по
бокам тесемкой /гайтан/. Часто эти брюки комбинироются с безрукавкой, так же украшеной.
Сапоги – Как при узких брюках так и при сапогах отличия не существуют,
но они оказывают влияние на танцевальную лексику. Так например в руских танцах есть движения, где встречаются много ударов по
голеностопам по подметкам, а так же и многодробные выстукивания. В венгерском танце встречаются движения, которые заканчиваются с сильным ударом нога о ноге /хлопки/.
Можно сказать что общее в элементах народных костюмах
разных национальностей являются их внешний вид и наименования. Отлечия в
этих частях костюма, по наповторимым детялям характеризуют быт разных народов и отражают их историческое прошлое и географическое положение. Часто бывает так, что костюм определяет танцевальную лексику или наоборот – танцевальная
лексика определяет национальный костюм. Движения, костюм и рисунок танца зависимы друг от
друга, что и объединяет их, являясь основныым фактором, определяющим стиль и характер различных характерных танцев.
Б. ОСНОВНЫЕ
ДВИЖЕНИЯ
Важной частью при изучении характерных танцев является познание и правильное исполнение движений танцев различных народов. Только тогда при разучивании нового танца исполнитель быстро
и легко сможет справлятсья с лексикой. Приступая к разучиванию новых движений, педагог должен точно и ясно объяснить исполнителям все нюансы изучаемого материала, не только теоретически, но и практическим показом. В
характерном танце, несмотря на его национальность, наблюдается множество движения у которых есть общая структура. В этих случаях особо важно акцентировать внимания на такие особенности в стиле и характере
национального танца, как положение рук и корпуса, начинание и завершение танцевальных движений, которые отличают их от подобных движених другой национальности. Пример:
Простой
ход – В испанском
танце, при изполнение простого хода, руки обычно занимают VI открытую испанскую позицию. Шаг рабочей ноги начинается от пятки ко всей ступне, а опорная нога подводится к
рабочей, проскальзывая по полу. В руском танце руки стоят на талии или
свободно спущени вниз. Шаг рабочей ноги
начинается с носка ко всей ступне, а опрная нога мягко пераходит через I позицию. В венгерском танце одна рука поставлена на талии лактем
впереди, а другая рука в III позиции или свободно
спущена вниз. Движение начинается всей ступней.
Присядки
и полуприсядки – В руском и белоруском танце присядки исполняютсья
по I п., колена открытые в сторону, руки раскрытые в сторону, ладонями вверх или на талии. В венгерском танце присядка
изполняется на одно колено, одна рука поставлена на талии, а другая рука вверх
в III п.
Веревочка
– Руская веревочка изполняетсья в demi
plie, сильное время фиксируется вверх в retere.
Украинская веревочка тоже исполняетсья в demi plie, но сильное время вниз, т.е.
рабочая нога быстро переходит през demi
plie и фиксирует концовку в III п. В вегерском танце сильное время тоже как
и при руской веревочки вверх, но она исполняется на вытянутом колене опорной ноги, а корпус поварачивается противополжным плечом вперед.
Дроби – Дроби – одни из самых встречаемых движений в многих национальных танцах. В руском танце обычно дроби синкопированые. Их движени сопровождаются движениями рук,
которые хлопают или сильным взмахом опускаются вниз влево или вправо корпуса. Это подчеркивает сильное время
дроби. В испанского
танца, руки сопровождающие дробные выстукивания обычно находятся перед корпусом с согнутыми и чуть завышенными локтями, или опущены вниз за корпусом с локтями немного выдвинутыми вперед, не принимая активного участия.
После того, как пдагог объяснил в теории все эти отличия и они хорошо усвоились исполнителями, можно приступать к практическому показу. Сначала новое движение показывается
исполнителям в необходимом темпе, динамике, эмоциональном состоянии и обезательно под музыкальное сопровождение. Потом начинается разучивание каждого элемента по отдельности. Паузы для объяснения различных элемнтов должны быть короткие, чтобы не остывали мышцы у исполнителей. Чтобы не нагружались мышцы только одной ноги при нескольких кратных повторениях, необходимо чередовать разучивание каждого элемента и с другой ноги. Когда
все отдельные элементы хорошо усвоены, можно соединить их, чтобы оформился окончательный вид изучаемого движения.
В. РИСУНОК ТАНЦА
Приступая к работе над новым танцем, педагог сам дожен хорошо знать характерный рисунок этого национального танца и отличия от рисунков других национальных танцев. Как буквы азбуки /альфавит/ разных народов почти одинаковые, так и фигуры в рисунках их танцев почти одинаковы, но отличаются по своему построению и подводу к общей геометрии танца. Пример:
Круг – В руских танцах движение по кругу и круговое
построение хороводов связаны со стариными
языческими обрядами славян и их преклонением перед богом солнца Ярилой. В молдовских танцах круг является основной фигурой из-за места, где проводятся народные гуляния – жок.
Змейка /серпантин/ – В итальянских танцах серпантин или змейка характеризует непринужденость карнавального веселья. Эта фигура придает веселое
чувство для “порядочного безпорядка” которое
характерно для карнавалов в Италии. В руских хороводох змейка несет более
лирический характер, который часто переходит в
торжественный.
Каре
или прямоугольник - Так как первоисточник белорусских народних танцах это обычаи, называемые “кудельници” и “”музики”, которые
проводились обычно в помещения, имеющих квадратную или прямоугольную архитектуру, то эти фигуры стали основными в
рисунка их танцах. В руских народних танцах “каре” является основной фигурой кадрили, где каждая фигура начинается
из четырех углов сцены и кончается там. Эта фигура сохранилась с французкой салонной кадрили, содержание которой наполнилось характером руского танца
Игра
по парам – В испанских танцах танцующие парень и девушка почти не
дотрагиваются друг до друга. “Разговор”,
внутренное душевное
состояние у них передается через танцевальную лексику, через изобилие движений рук и движенческих нюансов. В итальянских танцах парная игра подчеркиваетсья разнообразными положениями рук и многочисленными интересными приемами при выполнении вертушек. В белоруских народных танцах особое внимание
уделяется этому элементу рисунка танца. В народной игре “Женитьба цярешки” основная идея разделяет участников по парам. В другая игра, “Зязюля”, где мальчик должен поймать девошку, его награда – право станцевать с ней. Одним словом игра
по парам есть та фигура, где каноны народных обычаев разрешают молодым людям
держать друг другу за руки на публичном месте.
Мы знаем, что характерный танец, это
сценический вид аутентичного народного танца и в нем обязательно присутствует влияние хореографа. Во избежание возможного унифицирования
композиционного рисунка танцев разных народов, которым является стремление некоторых авторов предложить более оригинальные решения в геометрии своего национального
танца, обезательно нужно обратить внимание на выше указаные характерные отличия в рисунке разных национальных танцев. Тогда национальную принадлежность каждого танца можно будет определить не только по танцевальной лексики и по национальному костюму, но и по рисунку.
Заключительный
этап в изучении дисциплины “Методика преподавания характерного танца” является создание и
исполнение характерного танца, который обобщает весь процесс обучения. Здесь исполнитель показывает качество усвоения изучаемого материала и умение работатб с танцевальной лексикой различных национальных танцев, сохраняя все нюансы, характерные
для той или другой
националности, которые отличают этот танец от других национальных танцев.