Казначеев С. В., Молчанова Л. В., Брагина Т. П.

О некоторых подходах к отработке принципов управления психическим развитием ребенка дошкольного возраста.

 

По данным отечественной и мировой педагогической  литературы основы будущей личности человека закладываются, в своих главных чертах, между точками кризиса 3 и 7 лет в развитии ребенка.

Известно, что до 3-х летнего возраста в сознании детей раннего детского возраста окружающий их мир еще не присутствует в виде целого образования. Он есть как  деятельностная реальность только в период регулярного активного взаимодействия с ним формирующегося сознания.

Его эпизодически возникающий образ можно сравнить с двухмерной, цветной фотографией, причем такой, которая не может иметь никакой связи с предшествующей ей или следующей после нее.

Кризис 3-х летнего возраста, с этой точки зрения, есть момент внезапного объединения в некую общную  последовательность всех ранее «проявленных» фотографий, где главными сюжетными линиями выступают действия, слитых с сознанием ребенка образов матери, отца, родственников ближайшего окружения, которые, оказывается, не всегда выполняют действия созвучные настроению, смотрящего этот фильм, ребенка. Выявленные, накопленные сознанием ребенка образы изъянов заставляют его, впервые, на уровне элементарного осознания, пытаться их исправлять через познание искусства общения словами (речью). Слово, в период кризиса 3-х летнего возраста до момента прожития ребенком 4-х лет является самым значимым звеном устойчивости его взаимодействия с родителями, самым надежным способом обеспечения безопасного взаимодействия тела ребенка с явлениями и формами окружающего мира. Именно на фоне активного пользования подобными возможностями слова начинается осознанная тренировка ребенком его одного из основных рецепторных образований – кинестетического анализатора, принимающего, именно в этот срок, на себя функцию основного канала сбора информации об окружающем мире, присоединяющего к себе ощущения протяженности поверхности вещей, предметов, живых организмов и цветовых ощущений, которые она в себе несет.

Именно под влиянием кинестетического канала сбора внешней и внутренней информации происходит гармоничное развитие в этом возрасте чувства ощущения особенностей своей и чужой телесной (физической0 организации. Начинается отработка навыков осознанного взаимодействия тела ребенка с окружающими его вещами и предметами. Под влиянием различных физических раздражителей у растущего ребенка  получает новый толчок развития правополушарная структура его головного мозга, а в его повседневную жизнь активно приходит умение фантазировать, интуитивно воспринимать меру потенциальной опасности во взаимодействии с явлениями, формами, людьми ближайшего окружающего мира.

По мнению многих исследований, именно в этот период времени жизни ребенка наиболее принципиальной значение, в процессах формирования гармонии его личностного развития, играют обретение им основных двигательных навыков самообслуживания, пассивная, подражательная игра с мало дифференцированными по своей форме предметами, игрушками и вещами, обретение навыков рисования каракулей, лепка символов предметов и вещей из пластилина, активное использование при формировании навыков самообслуживания средств песенного народного фольклора (колыбельные, потешки, дразнилки, молчанки и т.д.).

Принимая во внимание то обстоятельство, что в кожных покровах верхних конечностей ребенка есть и цветовые рецепторные образования, которые активируясь через ощущения протяженности и характера оценки качества поверхности попадающих в руки ребенка предметов, особое значение в управлении гармонией психического развития детей 3-4 летнего возраста играют яркие цветные картинки, предметы, вещи, с которыми взаимодействует ребенок. Более того, складывается впечатление о том, что в возрасте, особенно 4-х лет, наибольшее значение имеет не внешняя схожесть игрушек детей с персонажами, вещами и предметами взрослого мира, а их цветовая подача, которая должна всегда находить точное соответствие варианту эмоционального переживания ребенком конкретного процесса во взаимодействии с окружающим его миром. По нашим данным, именно в этом возрасте достаточно часто встречаются эпизоды не различения девочками оттенков красного и зеленого цветов, а мальчиков – синего. Последнее обстоятельство говорит о том, что при воспитании девочек 4-х летнего возраста со стороны взрослых существует частое пренебрежение в развитии у них позиций активного, телесного взаимодействия с вещами, предметами, людьми, животными окружающего мира, в силу высокой дисциплинарной цензуры высокого уровня их двигательной активности, а в воспитании мальчиков – низкого, когда пассивная, малоподвижная игра мальчика с окружающими предметами, вещами, вызывает у родителей страх его уровня психического развития. Это связано именно с тем обстоятельством, что присутствие ярких красных цветов в окружении ребенка 4-х летнего возраста стимулирует его творческую двигательную активность, а синих – переводит последние в противоположное состояние пассивности, покоя.

Как показывают комплексные исследования личностного, психического развития  детей в возрастах от 4-х до 5 лет – изъяны, дефекты сценария их взаимодействия с родителями, другими детьми начинают комуфлироваться нестабильностью эмоционального отношения ребенка с окружающим миром. По данным Е. Н. Корнеевой (2000 г.) именно в этом возрасте индикатором гармонии личностного развития ребенка становятся капризы, частое возникновение которых становится не только следствием его разочарования, достигнутым результатом взаимодействия с другими детьми (ситуация игры) и родителями (ситуация динамичности смен социально-семейных ролей взрослых при попадании последних в различные сюжеты межличностного взаимодействия, профиль, вид которых ребенок еще не может прогнозировать), а и смена доминирующего сенсорного канала основного приема внешней и внутренней информации, а именно кинестетического на визуальный (сбор информации посредством зрения). Вследствие подобной смены, дети в возрасте от 4 до 5 лет начинают ощущать себя пронизанными лучами света, несущими в себе основу их дневного настроения: пасмурно снаружи, грустно внутри; ясно, солнечно снаружи, радостно, весело внутри. Глубокое проникновение в мир их эмоционального переживания световых потоков, как показывает современная физиология, быстро активирует открытие к внешнему миру, третьего, основного канала сбора сенсорно значимой информации – аудиального (восприятие мира через звуковое сопровождение его жизнедеятельности). Последнее существенно помогает растущему ребенку перейти от тонового к осмысленному восприятию речи, слов окружающих его взрослых людей и сверстников. Как утверждают представители ведущих педагогических школ, именно в возрасте 5 лет, у ребенка впервые начинает звучать в голове голос совести, основа его всего дальнейшего воспитания. Каприз, как индикатор этого важнейшего фазового перехода от доминанта визуального мировосприятия к аудиальной форме его познания, специфичен тем, что именно осмысление модуляции голоса в его выражении составляют основу, первую попытку ребенка выйти на прямой речевой диалог со взрослыми людьми с целью более быстрого, эффективного решения всех возникающих перед ним сложных проблем.

Сказанное предполагает, что взрослый человек столкнувшись с капризом ребенка не должен просто ликвидировать последний каким-либо волевым или физическим действием, а постараться видеть в нем позицию ребенка, занимаемою им по отношению к тому или иному феномену межличностного взаимодействия, требующей для своего изменения какого-либо объяснения причин, почему она является неправильной.

Таким образом, каприз-позиция, которую стремиться занимать и отстаивать ребенок, является важнейшим элементом проявления его осознанного самоутверждения в глазах взрослых людей, первым шагом к познанию регламента внутрисемейных отношений, своих прав и обязанностей в качестве полноценного члена воспитывающей его семьи.

Значимой помощью в осуществлении постепенного перехода ребенка от визуального к  аудиальному каналу сбора разнообразной внешней информации, на основе которого он самоутверждается в собственных глазах в кругу семьи и сверстников, является широкое привлечение к работе с различными формами устного и печатного слова, прежде всего воплощенного в песнях и прослушиваемых им сказках, стихах рассказах о природе, свойствах окружающих его людей, животных, природных объектах, вещах, предметах, явлениях. Особенно большой успех от занятиях с языком, в этом возрасте, возникает тогда, когда слышимое ребенком дополняется активным прорисовыванием, протанцовыванием, игровым действием.

Таким образом, весь внешний мир ребенок в возрасте 4-5 лет уже воспринимает через сложную систему информаторов, комплексное использование которых уже с этого момента времени его жизни может активно помогать последнему «поименовывать» (по А. Ф. Лосеву,  1993 г.) многие вещи и предметы, давая возможность переходить к использованию их символов, а значит начинать формировать логический уровень мышления.

Следующий период жизни детей дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) характеризуется той особенностью, что здесь широко используя все три главных сенсорных канала сбора внешней и внутренней информации, ребенок приобретает способность, опираясь на символы ранее поименованных вещей и предметов, приступить к активному, комплексному саморазвитию своего эмоционально-образного, интуитивного, магического, эйконического мышления, основы в системе рационально-абстрактного описания внешнего мира на уровне мифологического восприятия последнего. Именно в мифологии ребенок в возрасте 5-6 лет находит первые эталоны регламентации его поведения в том мире, в котором он живет, отрабатывает будущие критерии, технологии приобретения жизненного опыта. Здесь личность дошкольника делает смелый шаг из тесноты вынужденного спокойствия жизни в семейном кругу, в окружающего его ближайшую повседневную жизнь, к новому кругу межличностного общения, который составляют чужие, относительно членов его семьи, лица, впервые проявляет себя частью товарищества, дружбы, сексуально окрашенной чувственности по отношению лиц противоположного пола.

Последняя предполагает и поиск новых способов саморазвития, где основным инструментарием становятся уже неабстрактные игрушки, а игрушки образы реального мира, в котором предстоит жить и развиваться детскому сознанию. С изменением характера игрушек, меняются и основные игровые действия. Игры, связанные ранее с изучением отдельных физических свойств предметов, вещей первой деятельности, замещается играми-драматизациями, где бесконечно проигрываются сценарии уже многих жизненных ситуаций, в которых ребенок играл значимую смысловую роль или хотел бы действовать так, как тот человек, чей эталон поведения был принят им в развитии навыков, умений, действий межличностного, предметно-деятельностного общения.

Существенную помощь в становлении личности ребенка в возрасте 5-6 лет может играть занятия декоративно-прикладным, художественным творчеством, природоведением, различные развивающие игры, освоение техники ритмики, хореографии, асимметричных восточных оздоровительных гимнастик, сказкотворчество, коллективное занятие игровыми видами спорта, музыкой и пением, развитие навыков красивоговорения, сенсорной памяти, знакомство с философией буквы и числа.

Следствием правильного прохождения сознанием, личностью ребенка возрастного периода в 5-6 лет является формирование в нем ясно выраженного мотива, цели познания, знакомства с окружающим миром, который должен проходить активное закрепление в возрасте от 6 до 7 лет, в подготовительной школьной группе. Психологическая специфика этого периода, по данным педагогической литературы заключается в том, что сама по себе любая активная деятельность ребенка вызывает в нем устойчивое радостное чувство достижения, постижения нового, хотя пока еще не в виде оценки (плохой или хорошей) конечного результата собственной деятельности, а в виде телесной, эмоциональной радости от совершения целесообразного действия, интересного как для самого ребенка (своей новизной), как и для окружающих его сверстников и взрослых. Это чувство работы в коллективе и с коллективом. Именно оно значимо доказывает ребенку полезность его деятельности, пробуждает в нем чувство хорошего соперничества, заставляет развивать волю работать с собой, со своими познанными навыками и умениями, стремиться стать лидером, пусть даже небольшим, но уже группы окружающих его людей. Только в активном сотрудничестве, споре о правилах игры, положительной оценкой даже малых достижений ребенка 7 лет со стороны взрослых и товарищей по подготовительной группе, в стремлении внести во взаимодействие с другими детьми элементы нового, придуманного, узнанного самим закрепляет, делает устойчивым и постоянным мотив на познание окружающего мира, на быструю скорость адекватного вхождения в мир взрослой (школьной) жизни.

Главным воспитательным элементом в работе с детьми 6-7 летнего возраста, с учетом сказанного выше, становится правильно составленная психолого-дидактическая программа повседневной работы с ними, качество которой проверяется единственным способом – создание адекватной воспитательной среды для гармоничного развития их личности, где рост, самоутверждение, интеллект, воля ребенка развиваются с опорой на его прошлые достижения, а не на сценарий его индивидуального взросления, составленный воспитателем или родителями. Задача педагога, работающего с 6-7 летним человеком, натолкнуть его на понимание смысла свободы выбора, где только с опорой на свои понятия наклонности, таланта, возможности он способен составить правильный индивидуальный маршрут саморазвития на ближайшие 3 года, беря в качестве проводника пробудившиеся в нем желания познать себя и окружающий его мир. Определенную помощь в этом могут сыграть, разработанные ранее авторами статьи, принципы формирования воспитательно-образовательной программы «7 шагов» (Казначеев С. В., Молчанова Л. В., Брагина Т. П. – 2000)

 

Список литературы.

 

1.          Корнеева Е. Н. Детские капризы – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко; Академия Холдинг, 2000 – 192 с.

2.          Лсев А. Ф. Бытие – имя – космос. – М.: Мысль, 1993 – 958 с.

3.          Казначеев С. В., Молчанова Л. В., Брагина Т. П. Психодинамическое и психофизическое воспитание растущей личности (методология формирования системы) – Серия трудов «Философия образования». Том V. Образование в культуре и культура образования: Материалы Всеросийской научной конференции: В 2-х частях – Новосибирск: НИИ философии образования, 2002 – 4.1 – с. 274-282.

 

Hosted by uCoz