Казначеев С.В., Молчанова
Л.В.
«Демократизация» образования, воспитания детей
в общеобразовательных
школах
По данным современной научной литературы
посвященной проблеме воспитания, формирования лидера или лидерских позиций
занимаемых и плохо востребованным звеном
каким-либо человеком в группе, становится общепринятым утверждением о том, что
самым слабым и плохо востребованным звеном процесса учебы в этом являются резервные возможности подсознания
личности. Приведенное мнение находит свое яркое подтверждение в словах
известного на западе психолога Кехо Д. (2004):
«Использование огромных резервов скрытых в подсознании позволяет решать самые
сложные проблемы ежедневной жизни, когда логика оказывается бессмысленной».
К сожалению, даже в самых лучших школьных
программах и учебниках России это высказывание не находит практического
воплощения. Последнее, объясняется некоторой
спецификой современного российского воспитания, прежде всего, в
общеобразовательной школе.
Не смотря на многократное звучание в
средствах массовой информации слов о высокой степени «демократизации»
российского образования. Описание его сути здесь всегда остается достаточной
далеким от того определения термина «демократия», которое дают современные
словари. Причиной этого являются несколько групп факторов:
- отсутствие реальных прав
у российских учащихся;
- высокая степень жесткости изложения
основных учебных программ через соответствующие учебники и пособия, содержание
которых чрезвычайно редко меняется, отставая от темпов развития современной науки,
техники, технологии;
- отсутствие пластичности в разработке,
изменении тематических планов, по которым ведутся основные школьные занятия в
течение учебного года, тем более четверти или месяца;
- сленговое звучание самого термина
«демократия», под которым чаще подразумевают степень свободы в общении учеников
и учителей друг с другом.
Выходом из создавшегося положения могло бы
быть не только существенное исправление законодательной базы регламентирующей
деятельность учреждений воспитания-образования, но и превращение сленгового
выражения «демократия» в его истинное звучание, применительно к учебному,
образовательному процессу в школе.
Последнее сделать не трудно, если под
термином права граждан, а учащиеся есть граждане России, применительно к детям
понимать как право осознанного выбора ими собственного маршрута познания
обязательных для изучения материалов школьников учебников, с акцентом на более
широкое использование ими, как раз, возможностей подсознания. Реально это можно сделать с помощью введения в технологию учебного
процесса некоторых новых элементов, по свое сути не ломающих существующего
педагогического стандарта образования. А именно:
1. Выставляя в начале каждого нового раздела
учебника, прежде всего, полный набор базовых терминов понятий через непротиворечивый яркий рассказ, связывающий их воедино,
которыми должен овладеть в рамках учебника школьник за определенное на это
программное время, не предопределяя заранее маршрут его знакомства с ними.
2. Предлагая школьнику в этот же период учебы
стандартный набор адекватных его возрасту деятельностных практик, которыми он,
по своему выбору, может воспользоваться постигая
смысл, содержание того или иного термина, предварительно ознакомившись с
алгоритмом их применения (по типу набора инструментов необходимому плотнику для
строительства дома).
3. Введя систему регулярных разовых средств
(через регулярно взятый интервал времени – 10-15 мин.) достижений школьников в
работе по освоению знаний о терминах на каждом уроке, с использованием выбранного
ими для этих целей какого-либо из алгоритмов («»инструмент из взятого на
вооружение набора видов деятельностной практики), с последующей коллективной
коррекцией действий каждого учащегося.
4. Формирования системы микроинформаций,
в которых каждый из учащихся осознавший первым суть какого-либо изучаемого им
термина, понятия, явления, предмета, слова, мог бы не только поделиться своим
опытом, приведшим его к учебному успеху с другими, но и продемонстрировать в
действии метод которым он пользовался, изучая объект деятельностной практики.
5. Обеспечивая завершение изучения
предложенного ученикам набора терминов коллективным формированием того образа,
явления мира, которые они в себе несли.
Главным условием успешности в движении по
этому пути является отработка учителями на практике навыков, умений школьников
легко создавать и долгое время удерживать в себе мысленный образ того явления,
формы мира, который им предстоит изучить, творчески осмысливая какой-либо
конкретный раздел учебника. Чтобы этот подход к анализу учебного материала
получил свое развитие необходимо часть поурочного времени тратить на
формирование у школьников способности оценивать окружающую их действительность
на основе интуитивного, эмоционально-образного восприятия. Последнее
возможно лишь при условии «слияния» на каждом уроке искусства и науки, т.е.
фактическое введение таких школьных параметров, как выразительное чтение,
пение, хореография, труд, декоративно-прикладное творчество, рисование,
физкультура и т.д. в основные школьные дисциплины математика, физика, химия,
биология и т.д. Фактически, в этом случае, вопрос идет о слиянии
нескольких предметов в одну школьную дисциплину, когда объект изучения
гуманитарных дисциплин становится инструментом познания естественнонаучных
школьных предметов, а не сохраняет статус только объекта познания.
Подобный вариант организации учебного
процесса не является абстрактным, символическим. Многие его элементы уже в той
или иной мере находят отражение в педагогической литературе, отражающей в себе
практику создания новых моделей образования, обучения, воспитания для групп
детей разного возраста и даже пола.
Применительно к
сказанному хочется еще раз подчеркнуть смысл основной идеи, отраженной в
материалах статьи: идеи «демократизации» образования, как процесса передачи
технологии познания окружающего мира из рук современного педагога, в руки
непосредственно обучающихся и перевод его в статус «комментатора», «советчика»
выбора пути познания детьми основных явлений, форм окружающего мира и
своеобразного «проводника» способного эффектно наталкивать детей на тот или
иной объект, явление,
форму, которую они должны были бы изучить с использованием школьного учебника и
книг его иллюстрирующих, дополняющих