Казначеев С.В., Молчанова Л.В.

 «Демократизация» образования, воспитания детей

в общеобразовательных школах

 

По данным современной научной литературы посвященной проблеме воспитания, формирования лидера или лидерских позиций занимаемых  и плохо востребованным звеном каким-либо человеком в группе, становится общепринятым утверждением о том, что самым слабым и плохо востребованным звеном процесса учебы в этом  являются резервные возможности подсознания личности. Приведенное мнение находит свое яркое подтверждение в словах известного на западе психолога Кехо Д. (2004): «Использование огромных резервов скрытых в подсознании позволяет решать самые сложные проблемы ежедневной жизни, когда логика оказывается бессмысленной».

К сожалению, даже в самых лучших школьных программах и учебниках России это высказывание не находит практического воплощения. Последнее, объясняется некоторой спецификой современного российского воспитания, прежде всего, в общеобразовательной школе.

Не смотря на многократное звучание в средствах массовой информации слов о высокой степени «демократизации» российского образования. Описание его сути здесь всегда остается достаточной далеким от того определения термина «демократия», которое дают современные словари. Причиной этого являются несколько групп факторов:

-       отсутствие реальных прав у российских учащихся;

-       высокая степень жесткости изложения основных учебных программ через соответствующие учебники и пособия, содержание которых чрезвычайно редко меняется, отставая от темпов развития современной науки, техники, технологии;

-       отсутствие пластичности в разработке, изменении тематических планов, по которым ведутся основные школьные занятия в течение учебного года, тем более четверти или месяца;

-       сленговое звучание самого термина «демократия», под которым чаще подразумевают степень свободы в общении учеников и учителей друг с другом.

Выходом из создавшегося положения могло бы быть не только существенное исправление законодательной базы регламентирующей деятельность учреждений воспитания-образования, но и превращение сленгового выражения «демократия» в его истинное звучание, применительно к учебному, образовательному процессу в школе.

Последнее сделать не трудно, если под термином права граждан, а учащиеся есть граждане России, применительно к детям понимать как право осознанного выбора ими собственного маршрута познания обязательных для изучения материалов школьников учебников, с акцентом на более широкое использование ими, как раз, возможностей подсознания. Реально это можно сделать с помощью введения в технологию учебного процесса некоторых новых элементов, по свое сути не ломающих существующего педагогического стандарта образования. А именно:

1.     Выставляя в начале каждого нового раздела учебника, прежде всего, полный набор базовых терминов понятий через непротиворечивый яркий рассказ, связывающий их воедино, которыми должен овладеть в рамках учебника школьник за определенное на это программное время, не предопределяя заранее маршрут его знакомства с ними.

2.     Предлагая школьнику в этот же период учебы стандартный набор адекватных его возрасту деятельностных практик, которыми он, по своему выбору, может воспользоваться постигая смысл, содержание того или иного термина, предварительно ознакомившись с алгоритмом их применения (по типу набора инструментов необходимому плотнику для строительства дома).

3.     Введя систему регулярных разовых средств (через регулярно взятый интервал времени – 10-15 мин.) достижений школьников в работе по освоению знаний о терминах на каждом уроке, с использованием выбранного ими для этих целей какого-либо из алгоритмов («»инструмент из взятого на вооружение набора видов деятельностной практики), с последующей коллективной коррекцией действий каждого учащегося.

4.     Формирования системы микроинформаций, в которых каждый из учащихся осознавший первым суть какого-либо изучаемого им термина, понятия, явления, предмета, слова, мог бы не только поделиться своим опытом, приведшим его к учебному успеху с другими, но и продемонстрировать в действии метод которым он пользовался, изучая объект деятельностной практики.

5.     Обеспечивая завершение изучения предложенного ученикам набора терминов коллективным формированием того образа, явления мира, которые они в себе несли.

Главным условием успешности в движении по этому пути является отработка учителями на практике навыков, умений школьников легко создавать и долгое время удерживать в себе мысленный образ того явления, формы мира, который им предстоит изучить, творчески осмысливая какой-либо конкретный раздел учебника. Чтобы этот подход к анализу учебного материала получил свое развитие необходимо часть поурочного времени тратить на формирование у школьников способности оценивать окружающую их действительность на основе интуитивного, эмоционально-образного восприятия. Последнее возможно лишь при условии «слияния» на каждом уроке искусства и науки, т.е. фактическое введение таких школьных параметров, как выразительное чтение, пение, хореография, труд, декоративно-прикладное творчество, рисование, физкультура и т.д. в основные школьные дисциплины математика, физика, химия, биология и т.д. Фактически, в этом случае, вопрос идет о слиянии нескольких предметов в одну школьную дисциплину, когда объект изучения гуманитарных дисциплин становится инструментом познания естественнонаучных школьных предметов, а не сохраняет статус только объекта познания.

Подобный вариант организации учебного процесса не является абстрактным, символическим. Многие его элементы уже в той или иной мере находят отражение в педагогической литературе, отражающей в себе практику создания новых моделей образования, обучения, воспитания для групп детей разного возраста и даже пола.

Применительно к сказанному хочется еще раз подчеркнуть смысл основной идеи, отраженной в материалах статьи: идеи «демократизации» образования, как процесса передачи технологии познания окружающего мира из рук современного педагога, в руки непосредственно обучающихся и перевод его в статус «комментатора», «советчика» выбора пути познания детьми основных явлений, форм окружающего мира и своеобразного «проводника» способного эффектно наталкивать детей на тот или иной объект, явление, форму, которую они должны были бы изучить с использованием школьного учебника и книг его иллюстрирующих, дополняющих

Hosted by uCoz