Черник Б.П.

ВСПОМНИТЬ СЕБЯ …

 

Нам надобно изучать свое собственное, свою Россию – наше сердце и счастие наше.

                                     /А. Терещенко. Быт русского народа. Ч. 1, СПб, 1848/

 

                           

Среди россиян весьма широко бытует представление о том, что  все стороны цивилизации дала нам в прошлом и дает сегодня просвещенная Европа. Автор настоящей статьи совершенно категорично не согласен с этим мифом, навязывающим нам заниженную самооценку,  пониженное самоуважение и подрывающим нашу веру в себя. Чтобы преодолеть его нам необходимо, прежде всего, вспомнить себя: у  России уникальная историческая судьба и бесценный исторический опыт, у нее достойный зависти багаж. Сегодня мы, подобно современникам итальянского Возрождения, которые о нем не ведали и видели Италию глазами Макиавелли – растерзанной и обесчещенной, не видим истинной картины возрождения России, опирающегося на наши уникальные традиции.  Она откроется лишь нашим потомкам…

Вспомним, например, о русской бане, которая не только была оплотом гигиены на Руси, но и способствовала преодолению вопиющей антисанитарии в Центральной и Западной Европе, где дважды в своей истории унаследовали было и  дважды не восприняли римские бани, наивысший расцвет увлечения которыми в Древнем Риме отмечается в I-III вв. до н.э. И лишь в XIX в. бани в третий раз окончательно вернулись в Европу (в Берлине, например, первая русская баня была открылась в 1818 г., для сравнения, в Москве в XVIII в. было уже 30 общественных бань). Толчком к их возрождению были те походные бани, с которыми русское войско, разгромившее Наполеона, в 1814 г. дошло до Парижа.

 К бане на Руси испокон века относились с почтением и любовью. Это не просто хозяйственная постройка, это сооружение культовое, особое. Помимо своего чисто функционального назначения, она играла большую роль в различных обрядах. Бани часто ставили не во дворах, хотя были и есть такие, а на берегу озера, пруда, реки. И воду носить недалеко, и попарившись окунуться можно независимо от времени года.

 Русская баня… Она старше даже нашей исторической памяти: сколько Русь помнит себя, столько она помнит и свою баню, а сторонние свидетельства и того древнее. Так, в еще V в. до н. э. историк Геродот пишет о жителях Восточной Европы, которые парились в хижинах, поливая раскаленные камни водой. По свидетельству Геродота местные женщины растирали с водой куски кедра и ладана, обмазывали этим ароматным составом тело, а когда смывали, оно становилось чистым и блестело. В преданиях, известных из русских летописей, упоминаются новгородские бани во времена легендарного путешествия апостола Андрея к славянам в I в. н. э. Арабский путешественник Ибн-Даста, посетивший Русь в X веке, а также летописец Нестор (IX век) писали, что бани встречаются по всей стране и что русские очень любят париться (не случайно одной из форм дани на Древней Руси были березовые веники) и потом валяться в снегу или купаться в проруби. Самой большой и даже болезненной чистоплотностью, как отмечает известный исследователь русского опыта Д.К. Зеленин в своем фундаментальном труде «Восточнославянская этнография», отличались севернорусские. Баню топили 2-3 раза в неделю, а когда кто-то заболевал, то и каждый день. Мытье обязательно сопровождалось обливанием холодной водой или катанием в снегу, что в сочетании с теплом бани становилось закаливающим и оздоровительным средством. В Европе же обычно мылись один раз в год, а то и реже (не случайно добравшийся до Китая путешественник Марко Поло был поражен тем, что там моются несколько раз в месяц).

Если к этому добавить обычай дохристианской Руси сжигать умерших, то можно утверждать, что санитарно-эпидимическая обстановка на Руси была благоприятнее и стабильнее, нежели в Европе. Кстати, упомянутый обычай не исчез сразу после введения христианства, тем более, что при князе Владимире были крещены лишь города и только при его сыне, Ярославе Мудром, христианство распространяется в сельские округа. Даже большой воевода крестителя Руси Добрыня повелел перед смертью похоронить себя по древнему обычаю, для чего близ развалин Слав-города развели огромный костер и вознесли на него великого воина.                  

                   Антисанитария веками терзала европейские страны, в особенности города, в том числе, и такие просвещенные как Париж и Лондон. Она, став привычной как для простолюдинов, так и для верхушки общества, явилась причиной многих поистине катастрофических событий.   Страшная чума 1347-53 гг., явившись из Китая и Индии и уничтожив почти половину населения Западной и Центральной Европы, остановилась на границе Литовской Руси, то есть, на границе распространения бани, фактически гигиены.

         В «Сказаниях иностранцев о Московском государстве» историк и писатель В.О. Ключевский отмечает, что русские города, включая и Москву, долгое время в действительности были большими деревнями, где «при каждом доме был обширный двор (с баней) и сад», во всех дворах имелись колодцы, так что городские жители не знали недостатка в воде. Исторические архивы содержат немало свидетельств того, что в смысле санитарии и гигиены условия жизни на Руси выгодно отличались от европейских, где в городах гнили горы отходов, не хватало колодцев, да и у жителей отсутствовала сама привычка регулярно мыться. Так, камер-юнкер Берхольц, живший в России при Петре I, писал в своем «Дневнике»: «здесь почти в каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней, по крайней мере, раз, если не два раза в неделю». Помимо частных бань в российских городах издревле ставили торговые бани, где за мытье брали деньги. Первое рукописное упоминание об этом касается  Ефимовских бань в г. Переяславле, построенных в 1089 году. Во времена Киевской Руси при монастырях по уставу великого князя Владимира (996 г.) организуются бани для неимущих, бедных крестьян. Насколько значимой признавалась деятельность общественных бань на Руси говорит тот факт, что среди ста важнейших государственных вопросов «Стоглавого Собора 1551 г.» царь Иван Грозный вынес на решение собора «банный вопрос».

Именно благодаря широкому распространению бани в санитарно-гигиеническом отношении Русь в целом была более передовой, чем Европа. Поэтому  для «банного» русского народа эпидемии, как правило, распространялись на периферии государства, почти не затрагивая его центральной части, При этом, даже самые тяжкие в нашей истории чумные моры 1603, 1655 и 1770 годов, не стали причиной ощутимого демографического урона.

 

 

   

Hosted by uCoz