Съемщиков Е.А.
НИЭМ, доцент
Русские и национальная политика государства
(субъективный взгляд историка)
Национальные
отношения среди всех прочих социальных отношений являются самым сложными и по
форме и по содержанию. Многовековая история России свидетельствует об
этом. Наиболее ярко национальные процессы проявились в период с XVI века по третью четверть XIX века, в период формирования территории
русского централизованного государства. Этот период характеризовался двумя тенденциями
в развитии национальных отношений. Одна тенденция активно проявилась в
стремлении народов и государственных образований, соседствующих с Россией,
добровольно войти в состав сильной державы, другая – в приращении ряда
территорий путем завоевания¹.
«Обращения»,
«прошения», «грамоты» и «письма» правителей, духовенства, и других
представителей народов как имевших свою государственность, так и не имеющих ее,
к Правительству России с просьбами о покровительстве, помощи или принятии в
подданство в значительной мере позволяет утверждать, что Россия последовательно
проводила активную, целенаправленную, продуманную политику, в основе которой
лежали имперские идеи решения национального вопроса и национальных отношений.
В итоге феодальная Московия превратилась в мировую
цивилизационную империю, которая сблизила и сплотила народы и укрепила
связи между ними ².
По мнению некоторых современных
исследователей именно цивилизационные империи, сформированные государствами-организаторами
(Китаем, Индией, Римом, Россией и Византией) представляют собой идеальные государственные
образования, лишенные недостатков колониальных и национальных империй, и в
наибольшей степени удовлетворяют критериям
оптимальности, то есть, существованию государств и отдельных народов в
них, как по форме, так и по содержанию (По форме, то есть, подчинение центральному
государству внутри. По содержанию, то есть, сплоченность общества (слоев
общества) и народов, поддержка центра единством в период угрозы извне . (примечание автора). По сути выше изложенного, можно заявить:
Россия была такой империей и проводила национальную
политику с учетом своих традиций, накопленного опыта и геополитических
интересов русского народа, как государствообразующего субъекта. Феодальная
Россия не знает межэтнических столкновений, конфликтов или вооруженных
выступлений, чего, к сожалению, нельзя сказать сегодня.
Февраль 1917 года и последующие события
внутри государства вновь поставили вопрос о национальном (не многонациональном) сохранении государства в
прежних геополитических границах, но уже на иной базе. Национальная политика
большевицкого руководства во главе с В.И.Лениным исходила из общедемократического
принципа-требования "права на самоопределение за всеми нациями, входившими
в состав государства"³. Со
временем национальная политика руководства изменялась, постепенно приобретая
черты прежней «имперской национальной политики», в основе которой, однако,
лежало другое основание - концепция
пролетарского интернационализма. Именно пролетарский интернационализм, но
не традиции и права народов, населяющих Россию, составлял костяк сохранения
единого, сильного и вновь собранного «многонационального» социалистического
государства. И новые лозунги, и другое идеологическое обоснование проводимой
национальной политики не противоречили традиции, но способствовали скорейшему
воссозданию новой империи – Союза Советских Социалистических республик,
образованному 30 декабря 1922 года "путем заключения союзного договора* между
РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР о добровольном объединении в единое союзное государство"4. В дальнейшем в СССР были приняты
Узбекская и Туркменские республики (27.10.1924), созданные после проведения национального
размежевания в Средней Азии; Таджикская ССР (5.12.1924), Казахская ССР и Киргизская
ССР (5.12.1936), преобразованные из автономных республик РСФСР с передачей части территории Российского
государства. По мнению современных ученых историков и экономистов в СССР в течение 70 лет велась планомерная эксплуатация
русского народа в угоду нерусским народностям, ибо окраины, то есть, все
союзные республики имели более высокий уровень жизни, чем в РСФСР. Получалось: метрополия жила беднее
своих окраин!!
СССР по
площади занимал 22,4 млн. кв. км, что в 3 раза превышало территорию США и в 4
раза территорию Западной Европы. По населению СССР занимала 3 место в мире
после Китая и Индии. Объем ВВП СССР составлял около 80% производимой продукции
США (1988г.).
Сегодня Россия
занимает 1/7 часть суши; потеряла более 50% пахотных земель; ввозит более 50%
продовольствия и почти весь ширпотреб из Китая. В геополитическом отношении
Россия потеряла:
- выходы к мировому океану (Одесса, Прибалтика);
- утратила научно-технический потенциал мировой супердержавы;
- существенно сократила оборонный потенциал: мы в 117 раз уступаем
НАТО;
- экономически мы оказались не в состоянии соревноваться с США .
По
прогнозам аналитиков уже сейчас существует угроза национальной безопасности РФ:
к 2015 году Китай сумеет перевооружить ВС, к 2049 году Китай превратится в
гегемона в мире.
Медленно
встает и приобретает знаковую опасность демографическая проблема. По последней
переписи населения в РСФСР (1989г.) насчитывалось 147.022.000чел.,в РФ по переписи 2002г. насчитывается 145.181.900 чел., при
этом, в 1989г. русские составляли 81,5% от числа населения, в 2002 г. – более
82 % от общего числа населения. Заметное сокращение роста населения
настораживает, а политика государства и президента не направлены на создание
устойчивого общества путем сохранения и среды обитания, и самого субъекта
среды. В Новосибирской области, например, отмечен
существенный рост нерусского населения, так называемых, национальных
меньшинств: армян, азербайджанцев, таджиков, цыган, корейцев*.
Наблюдается незакономерное
увеличение численности пришлых, но не коренных народов.
Вся
последующая история развития цивилизационной империи, каким стал СССР после
1945 года, убедительно подтвердила наличие продуманной, выверенной опытом и
традицией многовекового развития русского народа национальной политики.
Естественно - историческое и геополитическое взаимодействие русских с
нерусскими народами в наибольшей степени удовлетворяло потребности малых народов,
национальных меньшинств, которые под рукой "старшего брата" имели
возможности безбедно существовать в пределах своей среды обитания, без
вмешательства извне. Такая жизнь обеспечивала народам и народностям (малым
народам) внутреннюю стабильность и устойчивость, подкрепляемую традицией. Я
считаю: русская нация путем перенапряжения утратила динамизм своего развития,
существенно сократила свое воспроизводство, которое к середине 80 гг. прошлого
века вышло на нулевой меридиан.
На мой взгляд,
декабрь 1991 года поставил точку "де юрэ" на идее существования многонационального государства, каким
"была" Российская цивилизационная империя – СССР. Принятием Декларации
" О государственном суверенитете" русский народ заявил желание избавиться
от "нахлебников" и «захребетников», сбросил
с себя миф "старшего брата ", каким он был в многонациональной семье.
Принцип "пролетарского интернационализма", который сыграл решающую
роль в период 1941 – 1945 гг., окончательно исчерпал себя как общественная
идеология и как лозунг рабочего класса. Россия, наконец-то, распрощалась с
феодализмом Средней Азии, рассталась с ориентированной на Запад Молдовой, Латвией и Эстонией, но сохранила деловые
отношения с Литвой, и приобрела союзника и надежного друга – Белоруссию!
Серьезные проблемы в экономике, в следствие разрушения
единого внутреннего экономического пространства и торговли, криминальный
беспредел существенно порывают доверие русских к президенту РФ и органам
государственной власти.
В заключение
несколько слов в защиту русской нации. В Российской Конституции понятия
"русские", "русский народ" полностью отсутствуют, хотя
русские составляют более 82 % всего населения России и являются
государствообразующей нацией. Однако, русский народ не
является субъектом права, лишен права на землю и другие природные ресурсы, не имеет возможности "осуществлять свою
власть непосредственно"5.
Предлагаю:
провести ряд учредительных собраний полномочных представителей русского народа
в пределах Субъектов РФ для изменения сложившейся ситуации в рамках действующей
Конституции России и норм международного права. Важное дополнение: принцип
самоопределения русского народа (нации) (п.3, ст.5) должен быть осуществляем на
всей территории России!!
Такое
положение позволило бы закрепить правосубъектность русского народа и его системообразующую роль в укреплении государственности
России.
Литература:
1. Бедрицкий А.В. Империи и цивилизации // Русский геополитический
сборник №3, ст.3-17
2. Конституция РФ. Новосибирск: Сибирское университетское
издательство. – с.48.
3. КПСС в резолюциях и решениях съездов коллизий и пленумов ЦК,
8 изд. М., 1988, т.1 , с.62.
4. Под стягом России: Сборник
архивных документов. Сост. примечание А.А. Сазонова, Г.Н.Герасимовой,
О.А.Глушковой, С.Н. Кистерева - М.
Русская книга, 1992г. Ст.3.
5. Постановление I съезда
советов СССР.- М.: издание ЦИК СССР, 1923г, с.12.
* Союзный
договор предусматривал возможность сохранения за каждой из союзных республик
"права свободного выхода из союза"(п.26);
Однако за 74 года его существования таких государственных образований не
нашлось. Войти в СССР на правах союзной республики хотела Болгария… По мнению
историков всем народам в СССР жилось неплохо… Малые народы смогли увеличить
свою численность в десятки раз, чего нельзя сказать сегодня о русских, которые
медленно вымирают. (примечание
автора).
* Согласно данным переписи 2002г. в Новосибирской области армяне увеличили свое представительство с 2.333 чел. в 1989г до 7.850 чел.; азербайджанцы – с 3.627 чел. до 7.366 чел.; таджики – с 714 чел. до 2.784 чел.; цыгане – с 1912 чел. до 2.835 чел.; корейцы – с 1264 чел. до 2.154 чел. остальные народы значительно уменьшили свое представительство в общем балансе населения области. (примечание автора) .