Съемщиков Е.А.

НИЭМ, доцент

 Русские и национальная политика государства

(субъективный взгляд историка)

         Национальные отношения среди всех прочих социальных отношений являются самым сложными и по форме и по содержанию. Многовековая история России свидетельствует об этом. Наиболее ярко национальные процессы проявились в период с  XVI века по третью четверть XIX века, в период формирования территории русского централизованного государства. Этот период характеризовался двумя тенденциями в развитии национальных отношений. Одна тенденция активно проявилась в стремлении народов и государственных образований, соседствующих с Россией, добровольно войти в состав сильной державы, другая – в приращении ряда территорий путем завоевания¹.

         «Обращения», «прошения», «грамоты» и «письма» правителей, духовенства, и других представителей народов как имевших свою государственность, так и не имеющих ее, к Правительству России с просьбами о покровительстве, помощи или принятии в подданство в значительной мере позволяет утверждать, что Россия последовательно проводила активную, целенаправленную, продуманную политику, в основе которой лежали имперские идеи решения национального вопроса и национальных отношений. В итоге феодальная Московия превратилась в мировую цивилизационную империю, которая сблизила и сплотила народы и укрепила связи между ними ².

         По мнению некоторых современных исследователей именно цивилизационные империи, сформированные государствами-организаторами (Китаем, Индией, Римом, Россией и Византией) представляют собой идеальные государственные образования, лишенные недостатков колониальных и национальных империй, и в наибольшей степени удовлетворяют критериям  оптимальности, то есть, существованию государств и отдельных народов в них, как по форме, так и по содержанию (По форме, то есть, подчинение центральному государству внутри. По содержанию, то есть, сплоченность общества (слоев общества) и народов, поддержка центра единством в период угрозы извне . (примечание автора). По сути выше изложенного, можно заявить: Россия была такой империей и проводила  национальную политику с учетом своих традиций, накопленного опыта и геополитических интересов русского народа, как государствообразующего субъекта. Феодальная Россия не знает межэтнических столкновений, конфликтов или вооруженных выступлений, чего, к сожалению, нельзя сказать сегодня.

         Февраль 1917 года и последующие события внутри государства вновь поставили вопрос о национальном (не многонациональном) сохранении государства в прежних геополитических границах, но уже на иной базе. Национальная политика большевицкого руководства во главе с В.И.Лениным исходила из общедемократического принципа-требования "права на самоопределение за всеми нациями, входившими в состав государства"³. Со временем национальная политика руководства изменялась, постепенно приобретая черты прежней «имперской национальной политики», в основе которой, однако, лежало другое основание - концепция пролетарского интернационализма. Именно пролетарский интернационализм, но не традиции и права народов, населяющих Россию, составлял костяк сохранения единого, сильного и вновь собранного «многонационального» социалистического государства. И новые лозунги, и другое идеологическое обоснование проводимой национальной политики не противоречили традиции, но способствовали скорейшему воссозданию новой империи – Союза Советских Социалистических республик, образованному 30 декабря 1922 года "путем заключения союзного договора* между РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР о добровольном объединении в единое союзное государство"4. В дальнейшем в СССР были приняты Узбекская и Туркменские республики (27.10.1924), созданные после проведения национального размежевания в Средней Азии; Таджикская ССР (5.12.1924), Казахская ССР и Киргизская ССР (5.12.1936), преобразованные из автономных республик РСФСР с передачей части территории Российского государства. По мнению современных ученых историков и экономистов в СССР в течение 70 лет велась планомерная эксплуатация русского народа в угоду нерусским народностям, ибо окраины, то есть, все союзные республики имели более высокий уровень жизни, чем  в РСФСР. Получалось: метрополия жила беднее своих окраин!!

         СССР по площади занимал 22,4 млн. кв. км, что в 3 раза превышало территорию США и в 4 раза территорию Западной Европы. По населению СССР занимала 3 место в мире после Китая и Индии. Объем ВВП СССР составлял около 80% производимой продукции США (1988г.).

         Сегодня Россия занимает 1/7 часть суши; потеряла более 50% пахотных земель; ввозит более 50% продовольствия и почти весь ширпотреб из Китая. В геополитическом отношении Россия потеряла:

-       выходы к мировому океану (Одесса, Прибалтика);

-       утратила научно-технический потенциал мировой супердержавы;

-       существенно сократила оборонный потенциал: мы в 117 раз уступаем НАТО;

-       экономически мы оказались не в состоянии соревноваться с США .

     По прогнозам аналитиков уже сейчас существует угроза национальной безопасности РФ: к 2015 году Китай сумеет перевооружить ВС, к 2049 году Китай превратится в гегемона в мире.

         Медленно встает и приобретает знаковую опасность демографическая проблема. По последней переписи населения в РСФСР (1989г.) насчитывалось 147.022.000чел. РФ по переписи 2002г. насчитывается 145.181.900 чел., при этом, в 1989г. русские составляли 81,5% от числа населения, в 2002 г. – более 82 % от общего числа населения. Заметное сокращение роста населения настораживает, а политика государства и президента не направлены на создание устойчивого общества путем сохранения и среды обитания, и самого субъекта среды. В Новосибирской области, например, отмечен существенный рост нерусского населения, так называемых, национальных меньшинств: армян, азербайджанцев, таджиков, цыган, корейцев*. Наблюдается незакономерное увеличение численности пришлых, но не коренных народов.

         Вся последующая история развития цивилизационной империи, каким стал СССР после 1945 года, убедительно подтвердила наличие продуманной, выверенной опытом и традицией многовекового развития русского народа национальной политики. Естественно - историческое и геополитическое взаимодействие русских с нерусскими народами в наибольшей степени удовлетворяло потребности малых народов, национальных меньшинств, которые под рукой "старшего брата" имели возможности безбедно существовать в пределах своей среды обитания, без вмешательства извне. Такая жизнь обеспечивала народам и народностям (малым народам) внутреннюю стабильность и устойчивость, подкрепляемую традицией. Я считаю: русская нация путем перенапряжения утратила динамизм своего развития, существенно сократила свое воспроизводство, которое к середине 80 гг. прошлого века вышло на нулевой меридиан.

         На мой взгляд, декабрь 1991 года поставил точку "де юрэ" на идее существования многонационального государства, каким "была" Российская цивилизационная империя – СССР. Принятием Декларации " О государственном суверенитете" русский народ заявил желание избавиться от "нахлебников" и «захребетников», сбросил с себя миф "старшего брата ", каким он был в многонациональной семье. Принцип "пролетарского интернационализма", который сыграл решающую роль в период 1941 – 1945 гг., окончательно исчерпал себя как общественная идеология и как лозунг рабочего класса. Россия, наконец-то, распрощалась с феодализмом Средней Азии, рассталась с ориентированной на Запад  Молдовой, Латвией и Эстонией, но сохранила деловые отношения с Литвой, и приобрела союзника и надежного друга – Белоруссию! Серьезные проблемы в экономике, в следствие разрушения единого внутреннего экономического пространства и торговли, криминальный беспредел существенно порывают доверие русских к президенту РФ и органам государственной власти.

         В заключение несколько слов в защиту русской нации. В Российской Конституции понятия "русские", "русский народ" полностью отсутствуют, хотя русские составляют более 82 % всего населения России и являются государствообразующей нацией. Однако, русский народ не является субъектом права, лишен права на землю и другие природные ресурсы,  не имеет возможности "осуществлять свою власть непосредственно"5.

         Предлагаю: провести ряд учредительных собраний полномочных представителей русского народа в пределах Субъектов РФ для изменения сложившейся ситуации в рамках действующей Конституции России и норм международного права. Важное дополнение: принцип самоопределения русского народа (нации) (п.3, ст.5) должен быть осуществляем на всей территории России!!

         Такое положение позволило бы закрепить правосубъектность русского народа и его системообразующую роль в укреплении государственности России.

 

Литература:

1.     Бедрицкий А.В. Империи и цивилизации // Русский геополитический сборник №3, ст.3-17

2.     Конституция РФ. Новосибирск: Сибирское университетское издательство.с.48.

3.     КПСС в резолюциях и решениях съездов коллизий и пленумов ЦК, 8 изд. М., 1988, т.1 , с.62.

4.     Под стягом России: Сборник  архивных документов. Сост. примечание А.А. Сазонова, Г.Н.Герасимовой, О.А.Глушковой, С.Н. Кистерева -  М. Русская книга, 1992г. Ст.3.

5.     Постановление I съезда советов СССР.- М.: издание ЦИК СССР, 1923г, с.12.

        

          

 



* Союзный договор предусматривал возможность сохранения за каждой из союзных республик "права свободного выхода из союза"(п.26); Однако за 74 года его существования таких государственных образований не нашлось. Войти в СССР на правах союзной республики хотела Болгария… По мнению историков всем народам в СССР жилось неплохо… Малые народы смогли увеличить свою численность в десятки раз, чего нельзя сказать сегодня о русских, которые медленно вымирают. (примечание автора).

* Согласно данным переписи 2002г.  в Новосибирской области армяне увеличили свое представительство с 2.333 чел. в 1989г до 7.850 чел.; азербайджанцы – с 3.627 чел. до 7.366 чел.; таджики – с 714 чел. до 2.784 чел.; цыгане – с 1912 чел. до 2.835 чел.; корейцы – с 1264 чел. до 2.154 чел. остальные народы значительно уменьшили свое представительство в общем балансе населения области. (примечание автора) .

Hosted by uCoz