Полковник СИНЧУК
Ю.В.,
кандидат
педагогических наук
ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОРАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИТ
Эффективность исследования научной проблемы
зависит от глубокого и всестороннего изучения адекватной ей методологии,
прочного фундамента научных знаний, достижений науки, к предметной области
которой относится данная проблема и результатов смежных, стыковых наук,
соприкасающихся с ней при решении этой проблемы.
Исследование политического механизма реализации
морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности России в
начале XXI века опирается на теории и методологии наук и научных
направлений, изучающих общую теорию военной безопасности и
морально-психологические аспекты.
Формирование и укрепление
морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности - сложный
процесс политической, точнее военно-политической, деятельности. Кроме того, это
системный процесс, так как он является взаимосвязанной совокупностью
разнообразных действий, мер, акций, которые планомерно предпринимаются
военно-политическими силами и, в конечном счете, приводят к результату -
совершенствование морально-психологического обеспечения в системе военной
безопасности. Методологическим средством для исследования проблемы
морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности является системно-деятельностный подход.
Теоретическую базу исследования
морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности, в том числе
и их политологического анализа, составляют категории, закономерности, принципы
военно-специальных наук.
Чтобы определить сущность процесса укрепления
морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности, выявить
механизм формирования и реализации морально-психологического обеспечения,
необходимо иметь достоверное и полное знание о национальной и военной
безопасности, о влиянии морально-психологического обеспечения на ход и исход
войны - сложного явления общественной жизни. История войн и военного
противоборства в мирных и конфликтных условиях свидетельствует о том, что
морально-психологическое обеспечение всегда являлось одной из главных составных
частей политической борьбы.
Для определения политического механизма
реализации морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности
учитывается структура политической системы общества, система политических
отношений между государствами. Выявление источников и причин возникновения
угрозы национальной (военной) безопасности, помогает определить основные
направления политического, морально-психологического воздействия на агрессора,
выработать систему мер по реализации морально-психологического потенциала при
обеспечении военной безопасности.
Итак, системно-деятельностный подход -
это синтез системного и деятельностного подходов. Но
по существу этот подход является конкретизацией диалектико-материалистической
методологии применительно к исследованию социальных проблем. Системно-деятельностный подход рассматривается как обобщение принципов и
подходов диалектико-материалистической методологии. Принципами
данного подхода являются: объективность, познаваемость, развитие, всеобщая
связь, детерминизм, причинность, заинтересованность. Подходы -
материалистический, гносеологический, конкретно-исторический, системно-целевой,
каузальный (стохастический и динамический), аксиологический.
Система - взаимосвязанная совокупность элементов, нечто целое,
которое по своим свойствам, функциональным возможностям «больше», чем просто
сумма частей. Метасистема - масштабная система,
частью, элементом которой является исследуемая.
Реализация системного подхода осуществляется в четыре этапа:
системно-компонентный, системно-структурный, системно-функциональный,
системно-эволюционный (исторический).
1. Системно-компонентный подход (анализ-синтез). Главное на этом
этапе - адекватно предмету исследования вычленить состав изучаемой системы,
т.е. перечень, спецификацию элементов. Для этого надо правильно определить
основания выделения (разграничения) элементов, подсистем, обосновать полноту и
достаточность предложенного состава.
2. Системно-структурный подход (анализ-синтез). Состав
упорядочивается в пространстве, выявляются связи между элементами. Структура -
это конфигурация системы, т.е. способ, форма, порядок взаимосвязи элементов в
системе.
3. Системно-функциональный подход (анализ-синтез). Анализируется стабильная динамика системы, т.е. её
функционирование, под которым понимается устойчивая (для некоторых систем и
целесообразная) циркуляция (обмен) веществ, энергии, информации в системе.
Для этого выявляются функции всех элементов. Функция - это выполняемая
элементом часть целостного функционального процесса в системе. У социальных,
биологических и технических систем функционирование целесообразно, функции
элементов (подсистем) интегрируются и в совокупности реализуют системную
функцию (цель, предназначение) системы.
4. Системно-эволюционный (исторический) подход (анализ-синтез).
Исследование изменения (плавное или скачком) состава, структуры,
функционирования системы (в разных сочетаниях)[1].
На каждом этапе осуществляются анализ и синтез в диалектическом
единстве. Каждый последующий этап основывается на результатах предыдущего,
знание о системе поэтапно наращивается. Причем важно подчеркнуть, что все эти
этапы реализуются дважды - сначала во вне (для метасистемы,
элементом (подсистемой) которой является исследуемая),
а затем во внутрь (для нее самой).
Системный подход весьма продуктивен в исследовании проблемы
совершенствования морально-психологических аспектов обеспечения военной
безопасности. Морально-психологическое обеспечения в системе военной
безопасности - это процесс и результат военно-политической деятельности.
Следовательно, системный подход к этой проблеме должен быть синтезирован с деятельностным подходом.
Анализ работ отечественных и зарубежных ученых, посвященных этой
тематике чрезвычайно широк, человеческая деятельность анализировалась в разных
аспектах[2],
это позволяет утверждать, что основные направления соответствуют этапам
системного подхода.
Выделяются следующие направления:
- исследования сущности, существенных определений человеческой
деятельности, ее основополагающих, конституирующих признаков, что позволяет
выяснить место этой категории в системе основных философских и политологических
категорий, место деятельности среди других форм движения материи;
- исследования состава и структуры деятельности как системы, ее
основных элементов, моментов, сторон в их взаимосвязи, рассматриваемых в
статике, исследование основных видов, форм деятельности и ее типологии;
- исследования деятельности в ее динамике, именно как движения, как
функционального процесса;
- исследование развития, эволюции деятельности.
Указанные аспекты рассмотрения деятельности людей тесно
взаимосвязаны, переплетаются, дополняют друг друга и во многих работах
наличествуют вместе, ибо отражают с разных сторон одно и тоже явление. Но их
последовательность соответствует системному подходу. Это позволяет утверждать,
что результаты исследований деятельности имплицитно представляют собой логику системно-деятельностного подхода.
Логическая цепочка понятий, отражающая генезис человеческой
деятельности строится таким образом: взаимодействие материальных систем -
жизнедеятельность как взаимодействие живых систем с окружающей средой -
человеческая деятельность как взаимодействие социальных систем (субъектов) со
средой. Политическая деятельность выделяется в первую очередь по специфике
взаимодействующих субъект - объектов. Кроме того, специфические признаки
человеческой деятельности и, тем самым, ее существенные определения вытекают из
ее сравнения с взаимодействием в неживой природе и жизнедеятельностью. (Научное
определение требует указания на род и видовые отличия).
Процесс деятельности цикличен, итеративен. Это
отмечают психологи, специалисты по управлению, праксеологи
и философы. Цикл человеческой деятельности имеет составные элементы (этапы),
достаточно общие для всякой деятельности, и эти этапы закономерно упорядочены в
своей последовательности. Цикл деятельности как итеративное изменение ее
субъекта – это упорядоченная последовательность общих для любой рациональной
(умной, следовательно, эффективной) деятельности этапов:
I.
Осознание потребности.
II.
Познание.
III.
Целеполагание.
IV.
Подготовка и принятие
решения (планирование).
V.
Организационный этап.
VI.
Практическая (целедостигающая) деятельность.
VII.
Оценка результатов.
Первые четыре этапа относятся к подготовительной фазе деятельности,
а два последующих к исполнительной и контрольной.
Для сложной деятельности, особенно коллективной, где необходимо
управление, между планированием и практикой может присутствовать особый
организационный этап, которым и завершается подготовительная фаза.
Для системно-деятельностного
подхода к проблеме реализации морально-психологических аспектов обеспечения
военной безопасности необходимо уточнить такие понятия, как потребность,
интерес, мотив, стимул, цель, решение, замысел, план, мораль, нравственность,
психика, морально-психологические аспекты и т.д. Без этого уточнения научная строгость
политологического анализа проблемы в значительной степени утрачивается.
Любое изменение в системе
морально-психологических аспектов, так же как и теорию безопасности следует
рассматривать в ценностном (аксиологическом) аспекте.
Только такой подход позволяет корректно определить ключевые понятия данных
теорий (морально-психологических аспектов и безопасности).
Теоретическая модель процесса человеческой деятельности полностью
относится к процессу реализации морально-психологических аспектов обеспечения
военной безопасности.
Дальнейшее исследование процесса формирования и укрепления
морально-психологических аспектов военной безопасности Российской Федерации в
начале XXI века будет осуществляться в опоре на изложенные выше
методологические положения и модели системно-деятельностного
подхода. Это позволит гораздо более глубоко, детально и системно исследовать
проблему формирования и укрепления морально-психологических аспектов военной
безопасности.
Проведенный
комплексный политологический анализ степени разработанности исследуемой проблемы показал, что с
научной точки зрения, в интересах проводимого исследования наиболее
целесообразно все источники условно разделить на шесть основных групп:
I.
Нормативно-правовые акты,
основополагающие уставные документы Вооруженных Сил России - Конституция Российской Федерации; Законы Российской
Федерации; Федеральные Конституционные и Федеральные законы Российской Федерации; Указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; приказы и директивы Министра
обороны, его заместителей,
начальника Генерального штаба, Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской
Федерации, другие отечественные и зарубежные нормативно-правовые документы,
имеющие отношение к исследуемой проблеме.
II.
Исследования, посвященные общетеоретическим и методологическим проблемам политики, геополитики, в
целом и военной политики
в частности, обеспечения национальной безопасности государства и её составной части - военной безопасности,
государственного и военного управления.
III. Военно-исторические
работы, мемуары видных военачальников, посвященные
анализу многочисленных войн и вооруженных конфликтов.
IV.
Научные исследования,
раскрывающие сущность и роль морально-психологических аспектов в укрепления обороноспособности страны.
Результаты
анализа научно-теоретических трудов и другой литературы показывают, что сущность
морально-психологических аспектов, специфика и механизм их формирования и реализации в современных
условиях имеет комплексный, междисциплинарный характер и анализируются представителями
различных общественных наук - политологии, философии, психологии, педагогики,
социологии, этики и т.п.
V.
Документальные источники, стенографические материалы конференций и семинаров, результаты военных учений, КШВИ, КШВДИ в
ВАГШ, социологических исследований по проблеме, отчетные и планирующие документы ряда главных и центральных управлений
Министерства обороны Российской Федерации, Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Пресс-службы, а
также публикации в периодических изданиях, где раскрываются различные
морально-психологические аспекты
исследуемой проблемы.
VI.
Научные труды, документы, статьи, раскрывающие зарубежный опыт формирования
морально-психологических аспектов обеспечения безопасности государства.
Проведенное
исследование теоретико-методологических и военно-политических научных трудов по проблеме морально-психологических аспектов
обеспечения военной безопасности государства, а также их научная
систематизация позволяют сделать вывод: поставленная в исследовании проблема теоретически и
практически общезначима и
нуждается в фундаментальной дальнейшей научной разработке. Отмечая то
позитивное и ценное, что достигнуто учеными, в первую очередь военными, в научном осмыслении проблемы
формирования морально-психологических аспектов военной безопасности государства, ее специальных факторов, следует так же указать на
недостаточную её политологическую проработку. К сожалению, до сих пор
отсутствует целостная политическая картина этого социального явления и процесса.
Исследование политического механизма проблемы
морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности государства
происходит на базе уже сложившегося аппарата понятий и категорий. Но они должны
быть приведены в соответствие с новыми обстоятельствами. «Всякая теория, -
говорил К. Клаузевиц, - обязана, прежде всего,
привести в порядок смутные и перепутанные понятия. Когда же мы согласимся и
установим настоящее значение слов и понятий, тогда дальнейший путь будет ясен и
нетруден»[3].
Система понятий составляет теоретико-методологическую
основу любой концепции. Именно система, где все понятия логически взаимосвязаны
и не противоречат современной науке, тем более здравому смыслу и друг другу.
В качестве исходных понятий в
концепции морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности
государства следует считать понятия, раскрывающие категории: «безопасность»,
«национальная безопасность», «военная безопасность», «вооруженные силы в
системе военной безопасности», «морально-психологическое обеспечение», «морально-психологические
аспекты», «духовно-нравственный аспект», «правовой аспект», «идейно-ценностный
аспект» и «информационно-психологической аспект».
Несмотря
на высокий уровень имеющихся научных трудов ВАГШ[4], сегодня нет единства понятий, категорий, терминов,
неточно и неполно определены
сущность и содержание морально-психологических
аспектов обеспечения военной безопасности государства, недостаточно конкретно разработаны принципы и закономерности функционирования механизма их
формирования.
Таким
образом, исследовав состояние научно-теоретического обеспечения рассматриваемой
проблемы, выявлены основополагающие вопросы исследования морально-психологических аспектов
обеспечения военной безопасности государства.
Литература
1. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное
знание. М., ЛГУ, 1991.
2. Касенков
М.М. Системный подход к обеспечению военной безопасности. М., ВАГШ, 1997.
3.
Клаузевиц
К. О войне / пер. с нем. -М., 1995.
4. Поздняков А.И. Методологический
анализ военно-инженерной деятельности. Дис. на соиск. уч. степени канд. филос.
наук. М., 1978.
5. Омелькин
А.И. Политический механизм и сценарии развязывания войн и вооруженных
конфликтов: Дис. … д-ра. полит. наук. ВАГШ. М., 2002.
6.
Шевелев Э.Г. Введение в военную системологию. М.,
ВАГШ, 1993.
[1] Цит.
по: Омелькин А.И. Политический механизм и сценарии
развязывания войн и вооруженных конфликтов: Дис. …
д-ра. полит. наук. ВАГШ. М.,
2002. -С. 45.
[2] Анализ основных работ см.:
Поздняков А.И. Методологический анализ военно-инженерной деятельности. Дис. на соиск. уч. степени канд. филос. наук. М., 1978.
[3] Клаузевиц
К. О войне / пер. с нем. -М., 1995. -С. 7.
[4] См., напр.: Касенков М.М. Системный подход к обеспечению военной
безопасности. М., ВАГШ, 1997; Шевелев Э.Г. Введение в военную
системологию. М., ВАГШ, 1993; Каган М.С. Системный подход и гуманитарное
знание. М., ЛГУ,1991. -С.33