Полковник  СИНЧУК Ю.В.,

кандидат педагогических наук

 

ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОРАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИТ

 

Эффективность исследования научной проблемы зависит от глубокого и всестороннего изучения адекватной ей методологии, прочного фундамента научных знаний, достижений науки, к предметной области которой относится данная проблема и результатов смежных, стыковых наук, соприкасающихся с ней при решении этой проблемы.

Исследование политического механизма реализации морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности России в начале XXI века опирается на теории и методологии наук и научных направлений, изучающих общую теорию военной безопасности и морально-психологические аспекты.

Формирование и укрепление морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности - сложный процесс политической, точнее военно-политической, деятельности. Кроме того, это системный процесс, так как он является взаимосвязанной совокупностью разнообразных действий, мер, акций, которые планомерно предпринимаются военно-политическими силами и, в конечном счете, приводят к результату - совершенствование морально-психологического обеспечения в системе военной безопасности. Методологическим средством для исследования проблемы морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности является системно-деятельностный подход.

Теоретическую базу исследования морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности, в том числе и их политологического анализа, составляют категории, закономерности, принципы военно-специальных наук.

Чтобы определить сущность процесса укрепления морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности, выявить механизм формирования и реализации морально-психологического обеспечения, необходимо иметь достоверное и полное знание о национальной и военной безопасности, о влиянии морально-психологического обеспечения на ход и исход войны - сложного явления общественной жизни. История войн и военного противоборства в мирных и конфликтных условиях свидетельствует о том, что морально-психологическое обеспечение всегда являлось одной из главных составных частей политической борьбы.

Для определения политического механизма реализации морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности учитывается структура политической системы общества, система политических отношений между государствами. Выявление источников и причин возникновения угрозы национальной (военной) безопасности, помогает определить основные направления политического, морально-психологического воздействия на агрессора, выработать систему мер по реализации морально-психологического потенциала при обеспечении военной безопасности.

Итак, системно-деятельностный подход - это синтез системного и деятельностного подходов. Но по существу этот подход является конкретизацией диалектико-материалистической методологии применительно к исследованию социальных проблем. Системно-деятельностный подход рассматривается как обобщение принципов и подходов диалектико-материалистической методологии. Принципами данного подхода являются: объективность, познаваемость, развитие, всеобщая связь, детерминизм, причинность, заинтересованность. Подходы - материалистический, гносеологический, конкретно-исторический, системно-целевой, каузальный (стохастический и динамический), аксиологический.

Система - взаимосвязанная совокупность элементов, нечто целое, которое по своим свойствам, функциональным возможностям «больше», чем просто сумма частей. Метасистема - масштабная система, частью, элементом которой является исследуемая.

Реализация системного подхода осуществляется в четыре этапа: системно-компонентный, системно-структурный, системно-функциональный, системно-эволюционный (исторический).

1. Системно-компонентный подход (анализ-синтез). Главное на этом этапе - адекватно предмету исследования вычленить состав изучаемой системы, т.е. перечень, спецификацию элементов. Для этого надо правильно определить основания выделения (разграничения) элементов, подсистем, обосновать полноту и достаточность предложенного состава.

2. Системно-структурный подход (анализ-синтез). Состав упорядочивается в пространстве, выявляются связи между элементами. Структура - это конфигурация системы, т.е. способ, форма, порядок взаимосвязи элементов в системе.

3. Системно-функциональный подход (анализ-синтез). Анализируется стабильная динамика системы, т.е. её функционирование, под которым понимается устойчивая (для некоторых систем и целесообразная) циркуляция (обмен) веществ, энергии, информации в системе. Для этого выявляются функции всех элементов. Функция - это выполняемая элементом часть целостного функционального процесса в системе. У социальных, биологических и технических систем функционирование целесообразно, функции элементов (подсистем) интегрируются и в совокупности реализуют системную функцию (цель, предназначение) системы.

4. Системно-эволюционный (исторический) подход (анализ-синтез). Исследование изменения (плавное или скачком) состава, структуры, функционирования системы (в разных сочетаниях)[1].

На каждом этапе осуществляются анализ и синтез в диалектическом единстве. Каждый последующий этап основывается на результатах предыдущего, знание о системе поэтапно наращивается. Причем важно подчеркнуть, что все эти этапы реализуются дважды - сначала во вне (для метасистемы, элементом (подсистемой) которой является исследуемая), а затем во внутрь (для нее самой).

Системный подход весьма продуктивен в исследовании проблемы совершенствования морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности. Морально-психологическое обеспечения в системе военной безопасности - это процесс и результат военно-политической деятельности. Следовательно, системный подход к этой проблеме должен быть синтезирован с деятельностным подходом.

Анализ работ отечественных и зарубежных ученых, посвященных этой тематике чрезвычайно широк, человеческая деятельность анализировалась в разных аспектах[2], это позволяет утверждать, что основные направления соответствуют этапам системного подхода.

Выделяются следующие направления:

- исследования сущности, существенных определений человеческой деятельности, ее основополагающих, конституирующих признаков, что позволяет выяснить место этой категории в системе основных философских и политологических категорий, место деятельности среди других форм движения материи;

- исследования состава и структуры деятельности как системы, ее основных элементов, моментов, сторон в их взаимосвязи, рассматриваемых в статике, исследование основных видов, форм деятельности и ее типологии;

- исследования деятельности в ее динамике, именно как движения, как функционального процесса;

- исследование развития, эволюции деятельности.

Указанные аспекты рассмотрения деятельности людей тесно взаимосвязаны, переплетаются, дополняют друг друга и во многих работах наличествуют вместе, ибо отражают с разных сторон одно и тоже явление. Но их последовательность соответствует системному подходу. Это позволяет утверждать, что результаты исследований деятельности имплицитно представляют собой логику системно-деятельностного подхода.

Логическая цепочка понятий, отражающая генезис человеческой деятельности строится таким образом: взаимодействие материальных систем - жизнедеятельность как взаимодействие живых систем с окружающей средой - человеческая деятельность как взаимодействие социальных систем (субъектов) со средой. Политическая деятельность выделяется в первую очередь по специфике взаимодействующих субъект - объектов. Кроме того, специфические признаки человеческой деятельности и, тем самым, ее существенные определения вытекают из ее сравнения с взаимодействием в неживой природе и жизнедеятельностью. (Научное определение требует указания на род и видовые отличия).

Процесс деятельности цикличен, итеративен. Это отмечают психологи, специалисты по управлению, праксеологи и философы. Цикл человеческой деятельности имеет составные элементы (этапы), достаточно общие для всякой деятельности, и эти этапы закономерно упорядочены в своей последовательности. Цикл деятельности как итеративное изменение ее субъекта – это упорядоченная последовательность общих для любой рациональной (умной, следовательно, эффективной) деятельности этапов:

I.                     Осознание потребности.

II.                  Познание.

III.               Целеполагание.

IV.               Подготовка и принятие решения (планирование).

V.                  Организационный этап.

VI.               Практическая (целедостигающая) деятельность.

VII.            Оценка результатов.

Первые четыре этапа относятся к подготовительной фазе деятельности, а два последующих к исполнительной и контрольной.

Для сложной деятельности, особенно коллективной, где необходимо управление, между планированием и практикой может присутствовать особый организационный этап, которым и завершается подготовительная фаза.

Для системно-деятельностного подхода к проблеме реализации морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности необходимо уточнить такие понятия, как потребность, интерес, мотив, стимул, цель, решение, замысел, план, мораль, нравственность, психика, морально-психологические аспекты и т.д. Без этого уточнения научная строгость политологического анализа проблемы в значительной степени утрачивается.

Любое изменение в системе морально-психологических аспектов, так же как и теорию безопасности следует рассматривать в ценностном (аксиологическом) аспекте. Только такой подход позволяет корректно определить ключевые понятия данных теорий (морально-психологических аспектов и безопасности).

Теоретическая модель процесса человеческой деятельности полностью относится к процессу реализации морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности.

Дальнейшее исследование процесса формирования и укрепления морально-психологических аспектов военной безопасности Российской Федерации в начале XXI века будет осуществляться в опоре на изложенные выше методологические положения и модели системно-деятельностного подхода. Это позволит гораздо более глубоко, детально и системно исследовать проблему формирования и укрепления морально-психологических аспектов военной безопасности.

Проведенный комплексный политологический анализ степени разработанности исследуемой проблемы показал, что с научной точки зрения, в интересах проводимого исследования наиболее целесообразно все источники условно разделить на шесть основных групп:

I. Нормативно-правовые акты, основополагающие уставные документы Вооруженных Сил России - Конституция Российской Федерации; Законы Российской Федерации; Федеральные Конституционные и Федеральные законы Российской Федерации; Указы и распоряжения Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; приказы и директивы Министра обороны, его заместителей, начальника Генерального штаба, Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, другие отечественные и зарубежные нормативно-правовые документы, имеющие отношение к исследуемой проблеме.

II. Исследования, посвященные общетеоретическим и методологическим проблемам политики, геополитики, в целом и военной политики в частности, обеспечения национальной безопасности государства и её составной части - военной безопасности, государственного и военного управления.

III. Военно-исторические работы, мемуары видных военачальников, посвященные анализу многочисленных войн и вооруженных конфликтов.

IV. Научные исследования, раскрывающие сущность и роль морально-психологических аспектов в укрепления обороноспособности страны.

Результаты анализа научно-теоретических трудов и другой литературы показывают, что сущность морально-психологических аспектов, специфика и механизм их формирования и реализации в современных условиях имеет комплексный, междисциплинарный характер и анализируются представителями различных общественных наук - политологии, философии, психологии, педагогики, социологии, этики и т.п.

V. Документальные источники, стенографические материалы конференций и семинаров, результаты военных учений, КШВИ, КШВДИ в ВАГШ, социологических исследований по проблеме, отчетные и планирующие документы ряда главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Пресс-службы, а также публикации в периодических изданиях, где раскрываются различные морально-психологические аспекты исследуемой проблемы.

VI. Научные труды, документы, статьи, раскрывающие зарубежный опыт формирования морально-психологических аспектов обеспечения безопасности государства.

Проведенное исследование теоретико-методологических и военно-политических научных трудов по проблеме морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности государства, а также их научная систематизация позволяют сделать вывод: поставленная в исследовании проблема теоретически и практически общезначима и нуждается в фундаментальной дальнейшей научной разработке. Отмечая то позитивное и ценное, что достигнуто учеными, в первую очередь военными, в научном осмыслении проблемы формирования морально-психологических аспектов военной безопасности государства, ее специальных факторов, следует так же указать на недостаточную её политологическую проработку. К сожалению, до сих пор отсутствует целостная политическая картина этого социального явления и процесса.

Исследование политического механизма проблемы морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности государства происходит на базе уже сложившегося аппарата понятий и категорий. Но они должны быть приведены в соответствие с новыми обстоятельствами. «Всякая теория, - говорил К. Клаузевиц, - обязана, прежде всего, привести в порядок смутные и перепутанные понятия. Когда же мы согласимся и установим настоящее значение слов и понятий, тогда дальнейший путь будет ясен и нетруден»[3]. Система понятий составляет теоретико-методологическую основу любой концепции. Именно система, где все понятия логически взаимосвязаны и не противоречат современной науке, тем более здравому смыслу и друг другу.

В качестве исходных понятий в концепции морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности государства следует считать понятия, раскрывающие категории: «безопасность», «национальная безопасность», «военная безопасность», «вооруженные силы в системе военной безопасности», «морально-психологическое обеспечение», «морально-психологические аспекты», «духовно-нравственный аспект», «правовой аспект», «идейно-ценностный аспект» и «информационно-психологической аспект».

Несмотря на высокий уровень имеющихся научных трудов ВАГШ[4], сегодня нет единства понятий, категорий, терминов, неточно и неполно определены сущность и содержание морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности государства, недостаточно конкретно разработаны принципы и закономерности функционирования механизма их формирования.

Таким образом, исследовав состояние научно-теоретического обеспечения рассматриваемой проблемы, выявлены основополагающие вопросы исследования морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности государства.

 

 

 

Литература

         1. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. М., ЛГУ, 1991.

         2. Касенков М.М. Системный подход к обеспечению военной безопасности. М., ВАГШ, 1997.

3.     Клаузевиц К. О войне / пер. с нем. ., 1995.

         4. Поздняков А.И. Методологический анализ военно-инженерной деятельности. Дис. на соиск. уч. степени канд. филос. наук. М., 1978.

         5. Омелькин А.И. Политический механизм и сценарии развязывания войн и вооруженных конфликтов: Дис. … д-ра. полит. наук. ВАГШ. М., 2002.

         6. Шевелев Э.Г. Введение в военную системологию. М., ВАГШ, 1993.

 



[1] Цит. по: Омелькин А.И. Политический механизм и сценарии развязывания войн и вооруженных конфликтов: Дис. … д-ра. полит. наук. ВАГШ. М., 2002. -С. 45.

[2] Анализ основных работ см.: Поздняков А.И. Методологический анализ военно-инженерной деятельности. Дис. на соиск. уч. степени канд. филос. наук. М., 1978.

[3] Клаузевиц К. О войне / пер. с нем. ., 1995. -С. 7.

[4] См., напр.: Касенков М.М. Системный подход к обеспечению военной безопасности. М., ВАГШ, 1997; Шевелев Э.Г. Введение в военную системологию. М., ВАГШ, 1993; Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. М., ЛГУ,1991. -С.33

Hosted by uCoz