Рукин Э.П.,
Место и роль Российской
цивилизации в современном мире: проблемы и перспективы
Термин civilization (цивилизация)
возник в 1704 году, а его корень «civil» относиться к
1494 году и в разные времена приобретает различные значения, но
в сущности всегда ассоциируется с понятием образованности, вежливости и
порядочности личности. С развитием человеческого общества цивилизация – это
предельно широкая, устойчивая социокультурная
общность, существующая в определенных пространственно – временных координатах.
Цивилизация – образование «более широкое, чем отдельная нация, но менее
широкое, чем все человечество» (А.Тойнби) [1, с.486]. Цивилизация – это как
живой организм, который переживает период зарождения, роста, развития и смерти.
Английский ученый А.Тойнби насчитывает 37 цивилизаций в мире, географически он
их подразделяет на две большие группы – цивилизации Старого Света и цивилизации
Нового Света.
Российская
цивилизация имеет длительную историю своего развития; истоками ее являются
восточные славяне, которые образовали первое восточнославянское государство в 9
веке Киевскую Русь; и вокруг великорусского народа образовалась устойчивая полиэтническая общность людей. А Россия стала связующим
звеном между Западом и Востоком и она стала впитывать две культуры: более развитую
культуру Запада, особенно Византийскую, из которой Россия заимствовала
восточное христианство и авторитарные принципы организации полиэтнической
власти; в последующие века общение
России с другими странами восточно – христианской цивилизации (Болгария, Сербия, Украина
Белоруссия) во многом способствовали укреплению славянского мира.
Однако в
политической жизни России в 13-15 вв. происходят большие изменения в связи с татаро –
монгольским вторжением и все же Золотая Орда на огромных пространствах была
поглощена Российским государством, а с 15 века усиливается политическое и
культурное самоутверждение Московского государства. К концу 19 века
геополитическое положение России позволяет ей обращать взор и поддерживать
постоянные контакты с различными культурами азиатского Востока, с одной стороны
и азиатского Юга, с другой стороны. Многие русские мыслители восхищались Азией
как источником всех религий, науки и философии. Восток стал неисчерпаемым
источником новых идей, чувствований и стилей жизни. Благодаря длительному
духовному взаимодействию России с Востоком, ее культура приобрела
дополнительные сюжеты. Восточная культура оказала благоприятное влияние на
творчество таких поэтов как А.Блок, Н.Гумелев,
В.Брюсов, К.Бальтонт; а для Л.Н.Толстого Восток явился
миром иной духовной культуры, миром углубленного понимания подлинных
нравственных ценностей.
Во второй
половине 19 и начале 20 века Россия занимает особое место в системе мировых
держав, она укрепляет свою безопасность и решает уже свои геополитические
задачи. В обществе формируется представление об особом цивилизационном
статусе России. Этот статус в 1912 году удачно определил профессиональный
дипломат, бывший посол России в Токио и Вашингтоне Р.Р.Розен: «Россия,
занимающая большую половину Европейского материка,
есть не столько величайшая европейская держава, сколько сама по себе целая
часть света, поставленная между Европой и Азией» [2, с.12].
Хотя Россия и
соединяет черты Европы и Азии, но она создала свою многонародную категорию и эту нацию стали называть
евразийской, ее территорией стала Евразия, ее национализм – евразийством.
Это социально – философское направление возникло в 20 годах прошлого века
внутри русской эмигрантской интелегенции, которое
отвергло политический строй старой России и коммунизм. Они не считали русский
народ ни европейским, ни азиатским, а вели речь о самобытной этнической
общности – евразийской. Основоположники этого филосфкого
направления решительно выступали как против «холопского» отношения западников к
Европе, так и против фетишизации славянофилами славянского элемента в русской
жизни [1, с.63]. Интерес к России в последнее время возрастает, публикуются
статьи отечественных и зарубежным авторов по теории,
сравнительной истории и историографии
цивилизаций. Российская цивилизация переживает сейчас сейчас период нового развития, но не упадка, так как
ее культурные компоненты гармонически сочетаются в единое целое, но они
испытывают сильное воздействие со стороны Запада и особенно США, хотя США своей
американской цивилизации не имеют согласно классификации цивилизаций по
А.Тойнби. Главным стимулом развития США явились дух свободы, корысти и
индивидуализма [3, с.429]. Французская цивилизация проникла на американский
континент, преследуя геополитические цепи. При всем сейчас великолепии эта
страна полна противоречий. Она создавалась на землях других народов методами
насилия, изгнания, уничтожения и покорения исконного населения.
Внешне Америка
уже давно отбросила рабовладельческие формы управления, но трудно отрицать очевидно: откровенная жесткость, презрение к
униженным и слабым, навязывание своих идей управления миром и рассматривает
другие народы в качестве хороших слуг. События в Афганистане, Ираке, Югославии,
а раньше во Вьетнаме наглядно демонстрирует
«миротворческую» деятельность янков в современном
мире и только единственная цивилизованная Россия, а не Европа способна
сдерживать экспансионистский характер США, мы вступили в третье тысячелетие, по
мнению американского ученого С.Хантингтона для
человечества представляется угроза столкновения цивилизаций. «Я полагаю, что в
нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не
экономика. Важнейшая границы, разделяющие человечество, и преобладающие
источники конфликтов будут определятся культурой.
Нация – государство остается главным действующим лицом в международных делах,
но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачивать между
нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций
станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между
цивилизациями – это и есть линии будущих фронтов». [4, с.33]
Показательно, что А.Тойнби и Хантингтон
видят главное направление цивилизационного противостояния в конфликте между
Западом, т.е. европейской цивилизацией, включая США, и остальным миром. Мы уже
наблюдаем конфликтные ситуации между США и мусульманским миром. А что в этом
отношении ожидает Россию? В настоящее время в России проживает 150
национальностей и 60 религиозных направлений. Это конфессиональная страна, она
сложилась в результате исторически длительного и сложного процесса, который
продолжается в настоящее время. Большинство народов страны на протяжении веков
сложились как этнические общества и являются коренными народами, сыгравшими
историческую роль в формировании российской цивилизации. На территории России
существуют все три мировые религии. Поликонфессиальность
– важная составляющая духовной основы российской цивилизации.
По данным Министерства Юстиции РФ на 1 января 1999 года в
России зарегистрировано 16749 религиозных организаций, из них принадлежащих к
Русской православной церкви 8897, к исламу - 3072, буддизму – 167,
Римско-католической церкви – 227, старообрядчеству – 206, более 3000 различных
протестантских организаций, около 500 организаций новых культов. Российская
цивилизация сейчас находиться на позитивном направлении в мировой истории и за
ней будущее, так как генетически в России существует содружество народов с
глубокими этническими и историческими корнями; основной чертой являются
терпимость и прирожденная гуманность: «Не интерес составляет главную
двигательную силу русского народа, а внутреннее нравственное
развитие, медленно подготовляющееся в его духовном организме, но всецело
охватывающее его, когда настанет время для его практического обнаружения и
осуществления», - писал еще в 19 веке крупный российский ученый Н.Я.
Данилевский. Его высказывание современно и в наше время. Будущее за Россией! И
как писал В.Г.Белинский еще в 19 веке: «Россия будет стоять во главе всего
образованного мира».
Список литературы:
1. Мчедлов М.П., «Российская цивилизация:
этнокультурные и духовные аспекты». энциклопедический
словарь М., 2001
2. Мчедлов М.П., «Российская цивилизация» М., 2001
3. Кинелев В.Г., Миронов В.Б., «Образование
воспитание, культура в истории цивилизации» М., 1998
4. Хантингтон С., «Столкновение цивилизаций?» Полис,
1994
5. Данилевский Н.Я., «Россия и Европа. Взгляд
на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому»
СПБ, 1871
6. Егорычев А.М., «Интеграция
этнокультурологических традиций России И Востока в системе профессиональной
подготовки учителя: проблемы и перспективы» Новосибирск, 2004
7. А.Дж. Тойнби, «Цивилизация перед судом
истории» М., 2003
8. Абалкин Л.И., «Российская идея. Феномен
российской цивилизации» М., 1995
9. Платонов О.А., «Русская цивилизация» М.,
1992
10. Бурстин Д., «Американцы: колониальный ответ» М.,
1993
11. «A de
Tocqueville. Journey to