Е.Л.Мальгин, г.Новосибирск,
НФ РГТЭУ.
Влияние патриотического
воспитания на гражданское становление молодежи.
Какие бы сложные, даже противоречивые процессы не происходили в переходный период в
жизни нашего общества, как бы ни складывались отношения между различными
поколениями людей, везде и всегда будет актуальна и необходима система
воспитания молодежи как в соответствии с новыми реалиями, так и в соответствии
с требованиями педагогической науки.
Понимание
воспитания как одной из самых важных,
особенно в современных условиях, сфер общественной жизни, наверное, невозможно
без учета тех тенденций, которые характерны для сегодняшней жизни, и которые со
всей очевидностью, в основе своей влияют на кризис современного воспитания и
образования.
Суммировав различные точки зрения, наиболее характерными из них, на
наш взгляд, являются следующие: нарушение единства связи и взаимодействия между различными
институтами социализации и воспитания: семьей, детскими дошкольными
учреждениями, общеобразовательной школой, армией, вузами, которые сами
находятся в системном кризисе; размытые и неопределенные основы содержания воспитания, отсутствие у него достаточно
эффективных методик, отражающих социальные изменения, особенности и интересы
молодого поколения; “...отрыв воспитания от обучения, подход к ним как к двум
параллельным процессам, взгляд на воспитание как на сопутствущую
учению второстепенную деятельность...” [8,с.13]; все еще “...авторитарный (несмотря на достаточную разработанность
педагогики сотрудничества-автор),
исключающий взаимодействие и сотрудничество стиль воспитания, вызывающий, как
правило, протест, сопротивление молодых людей...”[7, с.42]; “...недостаточный
уровень научного обоснования существующей системы воспитания вследствие
разрозненности и слабой практической ориентированности научных исследований...”[8,с.14];
и все-таки, по-видимому, на все неприятие творцами “ нового мышления” этого, не
бесспорного тезиса, к одной из главных тенденций продолжающегося кризиса в
воспитании молодежи, можно отнести отсутствие у него национальных
идеологических основ.
Почему из века
в век, повторяя одни и те же ошибки, некоторая часть интеллигенции оголтело “лезет” на
Запад, ждет, что “Запад, нам поможет”.
Почему не
руководствуются рекомендациями авторитетнейших людей мира? О том, как нас
“Россию” “уважали” и “уважают” на Западе точно и честно говорил Ф.М.
Достоевский: “... Все эти полтора века после Петра...мы
учились и приучали себя любить французов и немцев и всех, как будто те были
нашими братьями, несмотря на то, что те никогда не любили нас, да и решили нас
не любить никогда”[4]. И несмотря на объективные реалии и факты истории в 90-х
годах 20 века, в нашем обществе стала
преобладать, конечно же не без помощи Запада,
либерально-демократическая идеология, которая по выражению В.Бакирова обещала “...полное
процветание и благополучие в случае перехода на “западную” модель общественного
устройства и энергично меняющая в связи
с этим знаки на основных ценностных объектах культуры”[1,с.64]. Педагогика тоже
отреагировала на эту идеологию, у которой доминирующей стала идея приоритета
индивидуального над коллективистским, общественным,
что по-нашему, убеждению никак не соответствует особенностям российского
менталитета.
С победой
либеральных установок, да и не побоимся сказать, в крупных городах, уже
и либеральных ценностей, резко усиливавшаяся имущественная дифференциация,
необходимость выживания и борьбы за элементарный уровень существования и даже
выживания, создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся
на грубом прагматизме, эгоизме и индивидуализме.
Данная
идеология, как показали события последних лет, характеризовалась антипатриотизмом, антигосударственной направленностью,
космополитизмом, которые направлены против русской самобытности, якобы
“мешающей России претворить опыт стран Запада на своей территории”. Но нельзя
же так бездумно, зло и беззастенчиво
переносить специфические идеи М.Вебера на нашу почву, не лучше бы посмотреть на
динамично развивающийся Китай, где как раз приоритетом в развитии человеческих
отношений являются коллективистские начала, основанные на конфуцианстве. И в
этом смысле был бы предпочтителен поворот России в сторону Востока, а не
Запада, так как, западная идеология сыграла свою отрицательную роль, особенно в
формировании у молодого поколения иных, чуждых нашему миропониманию ценностей,
особенно в крупных городах и особенно у
студенческой как наиболее “продвинутой молодежи”. Эта ситуация
поддерживается “агентами влияния
Запада”. “...По данным российских спецслужб, в нашей стране действуют
около 600 зарубежных фондов,
финансирующих “институты гражданского общества”, направленные на подрыв
государственной власти. Речь идет о сотнях миллионов долларов...”[2,с.9].
Россия имея тысячелетнюю культуру, провозгласила и утвердила свои
ценности и идеи присущие ее своебразию. Нам нечего их
стесняться. Это идеи “солидарности” (П.Лавров), “соборности и всеединства”
(В.Соловьев, П.Флоренский), “братства” (Н.Рерих), “кооперации” (А.Чаянов) и другие, как определяющие начала духовной жизни
в противовес индивидуалистическому началу.
В соответствии
с этими идеями и на их основе, в качестве альтернативы чуждой нам идеологии
формирующаяся в настоящее время государственно-патриотическая идеология
включает элементы русской культуры: образ жизни, национальных обычаев и
традиций, олицетворяющих русский державный патриотизм. По мнению его идеологов,
суть которого сводится к следующему: “...державные начала; стремление к
социальной справедливости, присущее
российским традициям; православие; духовные ценности: соборность, общинность и коллективизм; приверженность к “сверхидее” как катализатору самосознания и патриотизма;
лидерство; жертвенность ряд других...”[10,с.168].
По мнению сторонников государственно-патриотической идеологии
“...идет борьба за нашу государственность, и она неизбежно поставит не только
государственного деятеля, но и каждого гражданина перед выбором: либо он,
разделяя эту идеологию, выступает за общенациональные интересы и укрепление
государственных институтов, либо он воспринимает чуждую России либеральную
модель развития “в никуда” и содействует процессам ослабления и разрушения
государства...”[10, с.168].
По глубокому
убеждению и аргументации митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, российский патриотизм обладает колоссальными
возможностями, которые основываются на
“...традиционных ценностях русской жизни...”, признании самобытности нашего
пути, продолжении “...исторической преемственности русской жизни, которая
имеет... многовековые корни российского патриотизма...”[5, с.67]. Не случайно
его труд называется “Битва за Россию”.
Конечно же, патриотизация российской идеологии предполагает и патриотизацию воспитания, что, наверное, и явилось одной из
причин вынудивших руководство страны, все-таки, принять концепцию и программу
патриотического воспитания.
В этом
благородном деле, по-нашему мнению, национальные элементы должны играть ведущую
роль, иначе в условиях глобальной жесточайшей конкуренции нам не выстоять. И
главное в этой работе сохранение и развитие традиционных ценностей россиян. Так
как по утверждению В.А.Кобылянского “...денационализированная масса населения
не способна обеспечить свое естественное, органическое развитие, внести
существенный вклад в общечеловеческую культуру”[6, с.53]. Об этом нам
напоминали выдающиеся люди своего времени, Вот что в своих “Речах” обосновал
Фихте “...образование не должно быть наносным перенесением на немецкую почву
иностранных влияний, а соответствовать духу немецкого народа, вытекать из
самого его существа...”[9, с.340]. Н.В.Гоголь
утверждал тоже самое, но для России,
“...русский гражданин должен знать дела Европы. Но... Если при этой похвальной
жадности знать чужеземное, упустить свои русские начала, то знания эти не
принесут добра, собьют спутают и разбросают мысли,
наместо того, чтобы сосредоточить и собрать их...”[3, с.438].Не пора бы нашим
руководителям, идеологам и педагогам прислушаться к этим мудрым мыслям.
Проблема
воспитания молодежи, в особенности патриотического, не нова, а правильнее
сказать – стара как история цивилизаций. Сегодня, когда идет война в умах,
молодежь имеет главный смысл в нашей
деятельности, потому что ей трудно, она брошена на произвол судьбы
несмотря на все обилие не эффективных
программ для нее, на все обилие структур созданных для нее. Как не вспомнить
Ф.М.Достоевского, который почти полтора
века назад говорил о молодежи и ее идеалах: “...Ясно по крайней мере до
наглядности то, что наше юное поколение обречено само отыскивать себе идеалы и
высший смысл жизни. но это – то отъединение их, это-то оставление на собственные силы ужасно...Наша молодежь так поставлена, что решительно нигде не
находит никаких указаний на высший смысл жизни...”[4]. Поэтому формирование патриотического сознания молодежи как основы продолжения дальнейшего существования нашего общества –
это крайняя необходимость, так как патриотизм человека-это его иммунитет. Не
помогая молодежи, не поддержав и не
укрепив ее и ее иммунитет, мы
(общество) не только будем продолжать болеть, мы “ можем приказать долго жить”. Для этого
молодежи “надо ставить прививки”. В виде чего? Да помогать им
формировать свое мировоззрение.
Основой формирования патриотического мировоззрения
могут быть: историзм, духовность, демократия в подлинном ее смысле, обустройство жизни с точки зрения
привлекательности нашего общества. Конечно многое из этого, дело будущего. Но
скорость нарастания этого будущего зависит от успеха и энергичности этой
работы.
Конечно, трудно говорить о развитии
патриотизма в экономически слабой стране. А чем, вроде, гордиться? Да, сейчас мы не можем похвалиться
своими результатами. Но история свидетель того, что только на крутых ее
поворотах, просыпалось национальное самосознание. У нас есть
чем гордиться, тем, что шестьдесят лет назад победили в самой страшной войне
фашизм, у нас самая большая территория в мире, мы построили самые большие
магистрали - Транссиб и БАМ, в России была самая быстрая почта, самое быстрое
движение ямщиков, у нас самое большое
разнообразие климатических условий, мы первые построили северные города за
полярным кругом, наконец, мы первые были в космосе, и как говорил В.С. Высоцкий
“... и даже в области балета, Мы впереди планеты всей...”. Были и будем!
Осознание этого, вещь достаточно серьезная, а как
известно патриотическое сознание формирует и патриотические чувства.
А каково соотношение патриотизма и
гражданственности и как, все –таки, влияет патриотическое
воспитание на гражданское становление
молодежи? В самом общем виде патриотизм можно представить, все-таки, как высшие
чувства, а гражданственность как выражение воплощения этих чувств
в конкретных действиях.
Красноречив и характерен пример
того, как кропотливая и настойчивая,
пусть и негативная, работа по обработке
сознания молодежи на Украине увенчалась
успехом. В результате, часть населения недовольное существующей властью,
нежелающее больше жить так, искренне
встало под оранжевые знамена. Молодежью двигало осознание грандиозности
начатого, осознание, того, что они делают историю. С одной стороны, это
гражданская позиция искренне поверившей
в хорошие намерения оппозиции, этой части людей. С другой стороны, это
спекуляция общественным сознанием для достижения оппозицией своих политических целей.
Характерен и слоган: “Будете жить с Януковичем так
же, как жили, хотите как в Евросоюзе, тогда выбирай Ющенко”.
Хочется сказать словами Н.Фоменко (Русское радио) “ ...людям столько обещано, а
им все мало и мало!”. Что получит Украина? История показала, что там где
вмешался в жизнь людей Запад одни проблемы: расчлененные Югославия и
Чехословакия, пылающий Ирак, триллионы долларов
вложенные в бывшую ГДР и никакой эффективной отдачи, экспроприированная
Германией экономика Польши и 20% населения ее стали безработными, которой для
улучшения своей экономической ситуации глобалисты решили отдать Украину. В итоге, искренне
гражданская позиция людей, в основном молодых, которые хотели бы искренне
изменить жизнь к лучшему, стала разменной картой,
средством для достижения программных
целей манипуляторов и удовлетворения масштабных и дерзостных целей Запада.
Тактика по отношению к молодежи меняется. Существовавший в 60-е, 70-е годы лозунг: “Пусть молодежь занимается
чем хочет, только не лезет в политику”, меняется на активное вовлечение в политику молодежи для организации революций
и переворотов.
Запад никогда не привык проигрывать.
У него всегда есть виноватые. Сейчас это Россия и республики
бывшего Советского Союза. Убедительны слова Ф.М.Достоевского сказанные в
назидание нам потомкам: “... Вновь на русских смотрят в Европе недоверчиво...
Но, однако, чего нам гоняться за доверчивостью Европы? Разве может она смотреть
на нас когда-нибудь доверчиво и не враждебно[4].
Таким образом, гражданская позиция
молодежи на Украине, противоречит патриотизму (ведь никто из молодежи не желал
своей Родине плохого), но молодежь своими действиями поставила под большой
вопрос свой национально-государственный суверенитет. Страна может теперь
открыто находиться под опекой, в ближайшее время попав
в НАТО, а не в ЕЭС как мечталось.
Для того,
чтобы не происходило подобное, необходимо укоренять в сознание молодежи те
семена национальных традиций, которые еще остались в нашем обществе. Но со становлением и развитием патриотических
качеств, наверное, это работа не заканчивается. Патриотизм способствует побуждению заниматься общественно значимой
деятельностью, которое должно носить устойчивый характер, что позволяет его
рассматривать как неотъемлемую часть направленности личности. Количественными
показателями критериев гражданского становления личности
конечно же является не только объем усвоенных знаний патриотической и
гражданской тематики, но и активная жизненная позиция. Положительным примером
формирования этих показателей является деятельность патриотических клубов
Новосибирской и других областей, работа молодежных парламентов области и города
Новосибирска. Есть и другой хороший опыт
выполнения Программы “ Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на2001-2005гг”.
В настоящее время учебник по
патриотизму “прокатывают” по форпосту
нашей Родины на западе, и это не
случайно, там сильны позиции НАТО и ЕЭС
в Калининградской области. Введен курс отечествоведения
в 34-х школах и колледжах. Обучение дискуссионное, главное научить учащихся
мыслить, философствовать. В структуре
знания четыре раздела: историософский (12-ти
вековая история России); культурология русского языка;
философия России (русская идея); русская словесность (образ героя). В вузах
предполагается введение Россиеведения. Конечно это
дело очень полезное, только бы не загубить на корню. И пора, наконец, от
всемирной истории и философии повернуться к самим себе, к России, к ее духовным
истокам, что может позволить, наконец, дать выход жизненным силам молодого
поколения в нужное русло, приостановить сбои в иммунной системе общества -
патриотизме и гражданственности. Главная тяжесть этой благородной ноши должна лечь на образовательно-воспитательный комплекс. А для
этого должны быть соответствующие, по
суждению Ф.М.Достоевского, условия: “...на просвещение мы должны затрачивать по
крайней мере столько же, как на войско, если хотим догнать хоть какую-нибудь из
великих держав..”[4].
Красноречивый факт, говорящий сам за
себя: в бюджете 2005 года на оборону
предусмотрено 531 млрд. рублей, на образование-154,7млрд. рублей.
История, как известно
повторяется. Но, что поделаешь, видно лучших времен еще долго ждать. А работать
надо сейчас, иначе эти лучшие времена не придут на нашу землю никогда.
Литература
1.
Бакиров В. Наука и идеология//Общественные
науки и современность.- 1991.-№6.-с.64.
2.
Вандышева О. Мы - агенты влияния Запада//Комсомольская правда.2004.
22 декабря. - с.9.
3.
Гоголь Н.В. Авторская исповедь//
Собр. соч. В7т. т.6. М., 1967.- с.438.
4.
Достоевский Ф.М. п.с.с., т.11,- Омск, 2004.
5.
Иоанн митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Битва за Россию.-
С-Пб., 1993.-с.67.
6.
Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма.//
Педагогика.-1998.-№5.-с.53.
7.
Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи - будущее
России.- М.,-1999.-с.42.
8.
Концепция воспитания учащейся молодежи.//Педагогика.-1993.-№3-№4.-с.13,14.
9.
Основы педагогики. Введение в прикладную философию.- М.,-1995.-с.332,340.
10. Современная Русская идея и государство.- М.,-1995.-с.168.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Данные об авторе: Мальгин Е.Л., ст. преподаватель НФ РГТЭУ, г. Новосибирск,
ул. Каменская, 66.