Лопуха А.Д., Евстропов Е.С.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Отсутствие четко обозначенных общественных ориентиров, общенациональных ценностей и приоритетов развития, конъюнктурная линия на «деидеологизацию» российского общества, проводимая в период буржуазной реставрации 90-х годов, привели к фактически полному свертыванию воспитания населения. Само понятие «воспитание» было подвергнуто забвению. Это и стало одной из важнейших причин современного российского кризиса. По мнению Н.В. Наливайко, «современная система образования практически не занимается воспитанием учащихся. Считается, что воспитание входит в образование»[1]. Подобный вывод сделан и в резолюции международной конференции «Новые образовательные технологии в стратегии духовного развития общества», прошедшей в марте 2000 года в Новосибирске.

В чем причина такого явно аномального положения? В общем виде ее можно представить следующим образом. Образование возможно «деидеологизировать», ограничив его рамками профессионально необходимых знаний, навыков и умений, точных и прикладных наук, отвлеченных социально-философских учений и нейтральных политический теорий.

Воспитание же в широком смысле слова – это функция общества, обеспечивающая его развитие посредством передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с целями и интересами тех или иных классов, социальных групп. В узком смысле это процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый в рамках и под воздействием социальных институтов (семьи, воспитательных и учебных заведений, учреждений культуры, общественных организаций, СМИ и др.) с целью ее подготовки к выполнению социальных функций и ролей[2]. По мнению Ю.К. Бабанского, воспитание (в широком смысле) включает в себя обучение, образование и воспитание (в узком смысле)[3].

Само определение воспитания, приведенное в указанных выше и других источниках, делает воспитание основным звеном социализации личности. Оно органически связано с обучением и, в узком смысле слова, является составной частью системы образования. Но только ей при этом не ограничивается. Воспитание в узком смысле слова ведут также армия, общественные организации, этносы и политические партии, классы и социальные группы, семья и т.д. Теоретической основой систем воспитания являются философские, социально-политические, психологические и педагогические учения, общегосударственные идеи и ценности. В организации воспитания без идеологии и ценностей не обойтись.

Деидеологизация 90-х годов создала прецедент, когда в России исчезли государственно закрепленные цели воспитания и оно, таким образом, утратило ориентиры и смысл. Распад в таких условиях лишь дело времени.

Воспитание – многоуровневая система. Как минимум можно выделить несколько его уровней. К ним относятся подсистемы общегосударственного, национального, социально-группового, группового воспитания и самовоспитания. Утрата общего вектора их развития объективно вызвала к жизни генерацию сепаратистских взглядов, классовой и национальной розни, группового эгоизма. В крайних формах это произошло в Чечне.

Воспитание в широком смысле слова – это прерогатива государства и его институтов. Сегодня мы живем в не устоявшемся, переходном обществе, но консервация состояния переходности в условиях обострения современных межгосударственных отношений чревата распадом государственности и утратой суверенитета.

Что является сегодня для России приоритетным в сфере воспитания и образования граждан? В свое время А.С. Пушкин, И.А. Ильин, А.А. Мусин-Пушкин, В.О. Ключевский, В.А. Жуковский, Д.И. Менделеев, Ф.М. Достоевский, П.И. Новгородцев, П.Н. Игнатьев считали приоритетным воспитание, при этом, полагая, что и образование должно нести в себе воспитательный заряд. Основой воспитания, по их мнению, должно было стать воспитание патриотизма.

Этим идеям не суждено было сбыться и отсутствие такого воспитания в школе, особенно высшей, стало одной из причин революций 1905–1917 гг., повлекших распад Российской Империи. Взявшие власть в 1917 году большевики коммунистическое воспитание масс сделали приоритетным. Именно поэтому наиболее известные педагоги советского периода, такие как Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, В.А. Сластенин, Е.И. Ильин, В.Ф. Шаталов, Е.Ю. Сазонов, А.Б. Резник, И.К. Шалаев и другие были специалистами в области организации коллективистской модели воспитания, во-первых, и, лишь, во-вторых, учителями-предметниками. Так же, как войну с Францией, по мнению Бисмарка, выиграл немецкий учитель, советский учитель-воспитатель выиграл ликвидацию неграмотности, коллективизацию и индустриализацию, Великую Отечественную войну, восстановление разрушенного хозяйства и битву за космос. Неуспех пришел позже. Когда возобладал технократический подход в образовании. Провалы в воспитании населения в 70–80-е годы вызваны ошибками в целеполагании и субъективной позицией руководства СССР, взявшего курс в 80-е годы на буржуазную реставрацию без учета этнических традиций населения.

Переходный период в России близится к завершению, хотя общество при этом подходит к очередной точке бифуркации. Станет ли страна укреплять все компоненты государственности и социальные институты, обеспечивающие ее устойчивость? Выберет ли руководство России роль ведомого звена в мировой системе и утратит суверенитет, дрейфуя к разрыву государственного тела  страны внутренними противоречиями? Будет ли Россия поглощена более сильными и динамичными соседями?

Ответы на эти вопросы в значительной мере будут предопределены тем, какое место будет занимать в российском обществе воспитание как социальный институт, включая воспитание в широком и узком смысле.

Воспитание  всеобъемлюще и представляет собой процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимого для обеспечения дальнейшего развития общества.

Рассматривая воспитание в узком педагогическом смысле слова, когда под ним понимается «специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений…»3, в зависимости от различных ее направлений выделяют следующие виды воспитания: гражданское, политическое, патриотическое, правовое, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, воинское, религиозное, этническое, экологическое, экономическое и другие.

По институциональному признаку принято выделять семейное, школьное, внешкольное, религиозное, этническое, общинное воспитание, воспитание в специальных образовательных учреждениях и армии[4].

Традиционно в российской педагогике в качестве системы, в которой протекает педагогический процесс, понимается система народного образования, школа, класс и др., а педагогическим процессом называют целостный процесс осуществления воспитания (в его широком и узком смысле слова). Синонимом этого понятия является широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс»[5].

Таким образом, в состав системы, в которой протекает педагогический процесс, входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле слова, многочисленные связи между ними, условия, в которых протекает процесс  их взаимодействия.

Сам педагогический процесс не идентичен составу системы, в которой он протекает. В отличие от идеальных компонентов процесса воспитания в составе системы воспитания имеются и материальные составляющие. Наиболее крупные компоненты педагогического процесса – это взаимосвязанные процессы воспитания и обучения. Они протекают в рамках педагогической системы и, вместе с тем, процесс обучения протекает преимущественно в рамках системы обучения, а процесс воспитания – внутри системы воспитания.

Процесс обучения состоит при этом из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, а процесс воспитания из процесса воспитательных действий субъекта воспитания, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания. При всей взаимосвязи различие сущности механизма и технологий данных процессов требует их самостоятельного исследования.

Процессуальными компонентами процесса воспитания являются не педагоги, объекты и условия воспитания, а цель, задачи, содержание, формы, методы, средства взаимодействия воспитателей и воспитуемых и достигаемые при этом результаты.

Таким образом, понятия система воспитания и процесс воспитания как система не идентичны, хотя, как правило, рассматриваются в комплексе. По мнению автора, система воспитания, в которой протекает процесс, является материализованной основой для последнего.

В России система воспитания офицеров традиционно имела закрытый характер, будучи на различных этапах классовой, кастовой, корпоративной. На различных этапах развития российской государственности и ее Вооруженных Сил система воспитания военных кадров, как правило, соответствовала социально-политическим реалиям общества и потребностям военной организации. При этом патриотическое воспитание профессиональных военных было в ней приоритетным. Исключения из этого правила влекли за собой тяжелые последствия (первая мировая, советско-финская, афганская войны, первая чеченская кампания), которые исправлялись ценой большой крови и народных бедствий.

Для современного состояния офицерского состава ВС РФ характерно снижение уровня его патриотичности, о чем свидетельствуют досрочное увольнение офицеров младших возрастов из армии в количестве, превышающем все разумные пределы, высокий уровень преступности в офицерской среде, нарастание меркантильных служебных мотиваций и другие фактические показатели, подлежащие замеру.

В условиях жесткой военной организации система воспитания патриотизма военных кадров, повторяющая свой советский аналог структурно, оказалась малоэффективной и, по мнению автора, не имеет реальных возможностей для самоорганизации. Следовательно, для того, чтобы обеспечить современные потребности протекания процесса патриотического воспитания военных кадров, необходима ее оптимизация.

Определение социально-целесообразных направлений оптимизации системы воспитания патриотизма военных кадров нуждается в научном осмыслении.

Каковы возможные перспективы развития системы воспитания патриотизма офицеров в России? Вариантов её развития немного. Наиболее оптимальным представляется переход к системе воспитания, строящейся на государственно-патриотической идеологии и ценностях. Такие системы длительно успешно функционируют в Китае, Великобритании, Израиле, Франции, возрождаются в Германии, Польше, Японии, Белоруссии. Другой путь – развитие корпоративного воспитания офицеров, развитие кастовой морали как в Вооруженных силах США, Чили, Парагвая, Гаити и некоторых других государств. Для России он мало приемлем, поскольку требует создания для офицеров особых материально благоприятных условий, невозможных в условиях современного кризисного состояния страны. Третьего пути должного развития, по нашему мнению, просто не существует. Исторический опыт свидетельствует, что небрежение патриотическим воспитанием офицерства всегда приводило к распаду и крушению государственности. В условиях объявленной войны с террором государство должно сделать правильный выбор.



[1] Наливайко Н.В. Философия образования. Некоторые вопросы формирования концепции: Учебное пособие. Новосибирск: изд-во ГЦРО, 2000, с. 62.

[2] Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина. М.: Политиздат, 1989, с. 32.

Краткий педагогический словарь пропагандиста /М.Н. Колмаков и В.С. Суров /Под общ. ред. М.И. Кондакова и А.С. Вишнякова. М.: Политиздат, 1984, с. 29.

[3] Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Ю.Н. Бабанского. М.: Просвещение, 1983, с. 128, с. 7-8.

[4] Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2000. – 3-е изд, с. 226-227.

[5] Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1998, с. 73.

Hosted by uCoz