Чельцов М.В., г. Новосибирск,

Формирование условий гражданского и патриотического воспитания студенческой молодежи вузов

 

Концепция «Система воспитательной работы по формированию гражданской позиции студенческой молодежи высших учебных заведений» представляет собой позиционно-уровневую систему воспитательной работы высшего учебного заведения, направленную на формирование активной гражданской позиции будущих специалистов. Концепция реализуется в Новосибирском филиале Российского государственного торгово-экономического университета (НФ РГТЭУ) с 2000 года (с 2004 года поддерживается Департаментом молодежной политики Администрации Новосибирской области) и включает в себя 5 основных стадий:

- 1 этап (подготовительный) – социологические и научные исследования; разработка научного аппарата; научно-практическая, методическая и психологическая подготовка профессорско-преподавательского состава, включение в работу всего коллектива НФ РГТЭУ – совместно с НИИ Философии образования НГПУ – с 2000 по 2002г.г.

- 2 этап (внедрения), состоящая из 2-х циклов. 1 цикл – внедрение системы в работу НФ РГТЭУ, и некоторых ее частей в разработку совместных планов деятельности с Новосибирским торгово-экономическим колледжем (НТЭК) и ОДМ Центрального района – совместно с НИИ Философии образования НГПУ, Институтом молодежной политики и социальной работы НГПУ (ИМПиСР) – 2002-2003г.г. 2 цикл – внедрение системы в структуру работы  НФ РГТЭУ, НТЭК и некоторых ее частей в работу ОДМ Центрального района. Каждые полгода – диагностика, отслеживание, рефлексия и анализ результатов работы, корректировка деятельности – 2003 – 2004г.г.

- 3 этап (реализация) – полное включение системы в деятельность НФ РГТЭУ, НТЭК и ОДМ Центрального района. Диагностика, отслеживание, рефлексия и анализ результатов работы системы воспитательной работы по формированию гражданской позиции студенческой молодежи. Апробация деятельности и жизнеспособности системы на уровне района. Корректировка работы системы. С 2004 по 2007г.г.

- 4 этап (расширение деятельности) – социологические исследования и включение некоторых частей системы в работу высших и средне-специальных учреждений Центрального района говосибирска. Создание научно-методического центра и научной лаборатории по проблемам воспитательной работы учебных заведений и формированию гражданской позиции учащейся молодежи. Диагностика, отслеживание, рефлексия и анализ результатов работы. Корректировка деятельности. Совместно с ИМПиСР НГПУ, НИИ Философии образования НГПУ, кафедрой психологии и педагогики НГПУ, лабораторией НКиЭМ СО РАН – 2007 -2010г.г.

- 5 этап (постоянный) – находится на уровне конструкторской разработки – включение в систему вузов и ссузов района (возможно – охват города), с постоянными анализом и корректировкой деятельности, постоянное функционирование научно-методического центра и научной лаборатории по проблемам воспитательной работы учебных заведений и формированию гражданской позиции учащейся молодежи. 2010 - … г.г.

Мы считаем, что в современных условиях распада прежних, устоявшихся привычных представлений, отношений, норм, связей и выработки принципиально новых, исключительно важное значение приобретает систематическая работа, направленная на гражданское развитие молодого поколения россиян. Тем, которые сегодня сидят за партами высшей и средне-специальной школы, постигая основы профессиональных знаний и умений, предстоит определить характер эволюции российского государства и общества в первой половине XXI века. Как показывают исследования, с каждым годом увеличивается охват молодого поколения асоциальными проявлениями, растет число правонарушений; с другой стороны, в молодежной среде достаточно четко выражено понимание своей значимости в делах общества. Система воспитания, влияющая на формирование молодого поколения, сегодня развивается в новых социальных условиях. Для ее успешного функционирования, по нашему мнению, в настоящий момент необходима консолидирующая, ясно и четко теоретически разработанная идея. Ей вполне может быть трансформировавшаяся из лозунга «построения коммунизма с человеческим лицом» в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века идея создания гражданского общества. Становление современной российской государственности напрямую ставит задачи формирования гражданского общества. Построение же гражданского общества нереально без участия в данном процессе молодых людей – студентов вузов, которые должны стать настоящими гражданами своей страны – самодеятельными, самостоятельными людьми, реализующимися в гражданской позиции. Отсутствие же четких жизненных ориентиров при полной и неконтролируемой свободе выбора может привести к необратимым деформациям личности. Именно поэтому базовым элементом системы воспитания студенческой молодежи должно выступать формирование гражданской позиции. Необходимо обратить внимание на то, что воспитание (формирование условий) гражданской позиции (гражданское воспитание), гражданско-правовое воспитание и воспитание в области патриотизма,  не тождественные явления. Мы считаем, что гражданская позиция – необходимое условие осознанного участия человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего, в личном и общественном плане, направленные на реализацию общечеловеческих ценностей при разумном соотношении личных и общественных интересов. Любое человеческое общество заинтересовано в интеграции молодого поколения в общественные отношения, в его позитивном социальном и личностном развитии. Таким образом, активная гражданская позиция, напрямую проявляющаяся в гражданской активности личности есть деятельное отношение человека к миру, сознательно направленное на решение задач (экономических, социальных, политических и др.) стоящих перед обществом, ориентированное на общечеловеческие ценности, гуманизм, демократию, креативность, чувство собственного достоинства, независимость, профессионализм, политическую, социальную и мировоззренческую активность.

Основной целью концепции является создание жизнеспособной полномасштабной системы воспитания студенческой молодежи направленной на формирование условий становления активной гражданской позиции личности, в результате деятельности которой становится возможно воспитание и становление личности, гражданина, специалиста-интеллигента с высокими общечеловеческими и профессиональными качествами, широкими коммуникативными и адаптационными возможностями, обладающего активной гражданской позицией, ориентированной на общепринятые нормы и нравственные ценности.

Концепция исполняется через согласованные и утвержденные планы работы НФ РГТЭУ и НТЭК, вводится (по согласованию) в планы работы ОДМ Центрального района – в порядке годового круга системных мероприятий и постоянной включенности в режим жизнедеятельности учреждений.

К сожалению, необходимо отметить, что с начала 90-х годов ХХ века образовательные учреждения, в том числе и вузы и ссузы, практически полностью отказались от воспитания молодежи, сосредоточив усилия в области профессионального обучения. Были разрушены формы, методы, традиции, системность воспитательной работы со студенческой молодежью. В результате, сегодня мы вынуждены вспоминать хорошо забытое старое, ориентируясь при этом на то, что новые социокультурные условия, складывающиеся в стране, предполагают новые концептуальные подходы к педагогическим проблемам.  Понимание воспитания как формирование нравственной позиции полноценного члена общества – то есть гражданской позиции – где главным вектором является становление индивидуальности, может быть использовано в применении к системе становления молодого специалиста.

Система воспитания, влияющая на формирование молодого поколения, сегодня развивается в новых социальных условиях. При этом во много раз усложнилось воспитание личности человека, так как прежний опыт и традиции уже больше не работают, а новых еще нет. Так, по мнению П.И. Бабочкина, без четких нравственных и гражданских ориентиров не происходит «формирование мировоззренческого ядра личности». Именно поэтому базовым элементом системы воспитания студенческой молодежи должно выступать формирование гражданской позиции.

Необходимо помнить, что основной потенциал воспитания кроется не в разовых, единичных мероприятиях, а в планомерном, ежедневном влиянии на формирование самоорганизующейся личности студента как носителя продуктивной жизненной, социальной и гражданской активности. И это формирование целесообразно осуществлять не спорадически и не в отрыве его компонентов друг от друга, а как целостность, всегда и везде, где только возможно, в любой деятельности.

Очень важно учитывать своеобразие и специфику системы воспитательной работы по формированию гражданской позиции студенчества, которые детерминируются общими социальными, культурными и экономическими особенностями района, города, края. Это позволяет наполнять воспитательную работу в вузах значимым для воспитанников (студентов) содержанием, связывать ее с жизнью, с их опытом. А преподаватели, на этой основе, смогут предлагать им значимые ценностные ориентиры окружающего мира. Следует обратить внимание на следующее: воспитание, в конечном счете, выступает как включение человека  в жизнь общества, невозможную без следования тем нормам (нравственность, право, экология), вне которых сама эта жизнь невозможна. Если деятельность человека совершается в противоречии с законодательством, разрушая среду или общественные устои, следовательно, осуществляющий ее человек автоматически теряет право именоваться воспитанным, и, по нашему мнению, гражданином.

Мы считаем, что полная реализация Концепции позволит решить следующие первоочередные задачи:

1.      выявить четкие условия (социально-педагогические) при которых возможно воплощение в жизнь всего проекта,

2.      наладить систему диагностики, анализа и корректировки работы,

3.      сформировать конструкционную модель результатов прохождения студентом системы воспитательной работы по формированию гражданской позиции,

4.      сформировать круговую систему мероприятий с узловыми традиционными делами и центральными мероприятиями,

5.      создать единый центр воспитательной работы и единый психологический центр НФ РГТЭУ и НТЭК,

6.      заключить договора о взаимодействии по реализации проекта со всеми структурами и организациями, которые будут задействованы в будущем,

7.      спроектировать и начать реализацию механизма популяризации (обучения) системы воспитания, направленной на формирование гражданской позиции.

Реализация же Концепции, по нашему мнению, возможна через создание и регламентацию деятельности Координационного совета

В Координационный совет по воспитательной работе должны входить:

  1. Руководители, представители профессорско-преподавательского состава и студенты НФ РГТЭУ;
  2. Руководители, представители профессорско-преподавательского состава и студенты ИМПиСР НГПУ;
  3. Руководители и представители профессорско-преподавательского состава НИИ Философии образования НГПУ;
  4. Представители Общественных студенческих организаций;
  5. Представители (преподаватели и руководители) НТЭК;
  6. Представители ОДМ Центрального района;
  7. Представители лабораторией НКиЭМ СО РАН.

 

Все мероприятия Концепции сгруппированы по направлениям: Студенческое самоуправление; Нравственно – эстетическое направление; Интеллектуальное направление; Профессионально – трудовое направление; Правовое воспитание; Патриотическая работа; Физическое воспитание; Работа с родителями; Работа с преподавателями, каждое из которых имеет собственные цели и задачи, объединяющиеся центральной идеей (формирование активной гражданской позиции) и целью (описана в Аннотации проекта и Целях и задачах проекта). Основная нагрузка в воспитательной работе лежит не на массовых мероприятиях, являющимися, по сути, наглядными и высоко эмоциональными итогами определенных периодов или служащими подготовительными этапами к центральным делам системы, а на повседневной и систематичной работе преподавателей и студентов по формированию и организации системы жизнедеятельности учебного заведения.

Вся система воспитательной работы строится в «режиме КТД» при высокой степени самостоятельности и автономности студентов, четком планировании и анализе деятельности, равностепенном распределении нагрузки и обязанностей среди всего коллектива. Наибольшую ценность и значимость в данном случае, на наш взгляд, имеют развивающиеся отношения взаимной ответственности и взаимоуважения, которые позволят студентам в дальнейшем принимать адекватные решения и действия в реальных жизненных ситуациях.

Мы считаем, что реализация 2 этапа Концепции, осуществляемая при поддержки Департамента молодежной политики Администрации НСО в 2004 – 2005 годах должна привести к следующим результатам:

1.      850 студентов НФ РГТЭУ и НТЭК с 1 по 5 курс в системе ступенчатого непрерывного обучения должны пройти позиционно-уровневую систему воспитания направленную на формирование гражданской позиции студенческой молодежи. Дальнейшая деятельность значительной части студентов после окончания учебного заведения будет отслеживаться (анкеты, опрос) в течение 3-4-х лет для получения более репрезентативных результатов. Будут проведены социологические исследования студентов, прошедших проективную систему воспитания и общее состояние воспитательной работы (настроения студенчества) в некоторых ссузах и вузах центрального района.

2.      Скорректируется, в соответствии с условиями объективной реальности, система воспитания студенческой молодежи направленная на формирование условий становление активной гражданской позиции личности в научно-методологическом (философско-педагогическом) и научно-практическом (психолого- педагогическом) аспектах.

3.      Будут выявлены психолого-педагогические условия реализации системы воспитания студенческой молодежи, направленной на формирование гражданской позиции.

4.      Будет создан «Единый центр психологической поддержки студентов» и единый воспитательный отдел для НФ РГТЭУ & НТЭК.

5.      Заключены договора о взаимодействии по дальнейшей реализации проекта с учреждениями и организациями: ИМПиСР НГПУ (директор – доцент Пель В.С.); НИИ Философии образования НГПУ (директор – профессор Наливайко Н.В.); Отдел по делам молодежи Администрации Центрального района говосибирска (начальник – Кущак А.В.); НИКЭМ СО РАМН (директор – академик Казначеев С.В.) и некоторыми другими.

В целом мы ожидаем повышения гражданской, правовой, социально-политической, профессиональной и личностной активности и ответственности молодых специалистов – выпускников вузов и ссузов в жизнедеятельности общества.

Мы считаем, что основными критериями эффективности воспитательной системы являются:

1.      Сформированность нравственной, гражданской позиции личности.

2.      Осознание и принятие категорий – Родина, гражданственность (гражданин), честь, долг, ответственность, профессионализм, честность, достоинство, толерантность.

3.      Способность личности к самореализации личностного потенциала в деятельности, целеустремленность, значительную психологическую устойчивость.

4.      Удовлетворенность жизнедеятельностью вуза, ссуза.

Для изучения эффективности и жизнеспособности воспитательной системы используются следующие методики: наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование.



 

Hosted by uCoz