Чельцов М.В., г. Новосибирск,
Формирование условий гражданского и патриотического воспитания студенческой
молодежи вузов
Концепция
«Система воспитательной работы по формированию гражданской позиции студенческой
молодежи высших учебных заведений» представляет собой позиционно-уровневую
систему воспитательной работы высшего учебного заведения, направленную на
формирование активной гражданской позиции будущих специалистов. Концепция реализуется
в Новосибирском филиале Российского государственного торгово-экономического университета
(НФ РГТЭУ) с 2000 года (с 2004 года поддерживается Департаментом молодежной
политики Администрации Новосибирской области) и включает в себя 5 основных стадий:
- 1 этап (подготовительный)
– социологические и научные исследования; разработка научного аппарата; научно-практическая,
методическая и психологическая подготовка профессорско-преподавательского
состава, включение в работу всего коллектива НФ РГТЭУ – совместно с НИИ
Философии образования НГПУ – с 2000 по 2002г.г.
- 2
этап (внедрения), состоящая из 2-х циклов. 1 цикл – внедрение системы в работу
НФ РГТЭУ, и некоторых ее частей в разработку совместных планов деятельности с
Новосибирским торгово-экономическим колледжем (НТЭК) и ОДМ Центрального района
– совместно с НИИ Философии образования НГПУ, Институтом молодежной политики и
социальной работы НГПУ (ИМПиСР) – 2002-2003г.г. 2
цикл – внедрение системы в структуру работы
НФ РГТЭУ, НТЭК и некоторых ее частей в работу ОДМ Центрального района. Каждые
полгода – диагностика, отслеживание, рефлексия и анализ результатов работы, корректировка
деятельности – 2003 – 2004г.г.
- 3 этап (реализация)
– полное включение системы в деятельность НФ РГТЭУ, НТЭК и ОДМ Центрального
района. Диагностика, отслеживание, рефлексия и анализ результатов работы
системы воспитательной работы по формированию гражданской позиции студенческой
молодежи. Апробация деятельности и жизнеспособности системы на уровне района.
Корректировка работы системы. С 2004 по 2007г.г.
- 4 этап
(расширение деятельности) – социологические исследования и включение некоторых
частей системы в работу высших и средне-специальных учреждений Центрального
района г.Новосибирска. Создание научно-методического
центра и научной лаборатории по проблемам воспитательной работы учебных заведений
и формированию гражданской позиции учащейся молодежи. Диагностика, отслеживание,
рефлексия и анализ результатов работы. Корректировка деятельности. Совместно с ИМПиСР НГПУ, НИИ Философии образования НГПУ, кафедрой
психологии и педагогики НГПУ, лабораторией НКиЭМ СО
РАН – 2007 -2010г.г.
- 5 этап (постоянный)
– находится на уровне конструкторской
разработки – включение в систему вузов и ссузов
района (возможно – охват города), с постоянными
анализом и корректировкой деятельности, постоянное функционирование
научно-методического центра и научной лаборатории по проблемам воспитательной
работы учебных заведений и формированию гражданской позиции учащейся молодежи.
2010 - … г.г.
Мы
считаем, что в современных условиях распада прежних, устоявшихся привычных представлений,
отношений, норм, связей и выработки принципиально новых, исключительно важное значение приобретает систематическая работа,
направленная на гражданское развитие молодого поколения россиян. Тем, которые
сегодня сидят за партами высшей и средне-специальной школы, постигая основы
профессиональных знаний и умений, предстоит определить характер эволюции
российского государства и общества в первой половине XXI века. Как показывают
исследования, с каждым годом увеличивается охват молодого поколения асоциальными
проявлениями, растет число правонарушений; с другой стороны, в молодежной среде
достаточно четко выражено понимание своей значимости в делах общества. Система
воспитания, влияющая на формирование молодого поколения, сегодня развивается в
новых социальных условиях. Для ее успешного функционирования, по нашему мнению,
в настоящий момент необходима консолидирующая, ясно и четко теоретически разработанная
идея. Ей вполне может быть трансформировавшаяся из лозунга «построения коммунизма
с человеческим лицом» в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века идея создания
гражданского общества. Становление современной российской государственности
напрямую ставит задачи формирования гражданского общества. Построение же гражданского
общества нереально без участия в данном процессе молодых людей – студентов
вузов, которые должны стать настоящими гражданами своей страны – самодеятельными,
самостоятельными людьми, реализующимися в гражданской позиции. Отсутствие же
четких жизненных ориентиров при полной и неконтролируемой свободе выбора может
привести к необратимым деформациям личности. Именно поэтому базовым
элементом системы воспитания студенческой молодежи должно выступать формирование
гражданской позиции. Необходимо обратить
внимание на то, что воспитание (формирование условий) гражданской позиции
(гражданское воспитание), гражданско-правовое воспитание и воспитание в области
патриотизма, не тождественные явления. Мы считаем, что гражданская позиция
– необходимое условие осознанного участия человека в жизни общества, отражающее
его сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего, в личном
и общественном плане, направленные на реализацию общечеловеческих ценностей при
разумном соотношении личных и общественных интересов. Любое человеческое
общество заинтересовано в интеграции молодого поколения в общественные
отношения, в его позитивном социальном и личностном развитии. Таким образом, активная гражданская позиция, напрямую проявляющаяся
в гражданской активности личности есть деятельное отношение человека к миру, сознательно направленное на
решение задач (экономических, социальных, политических и др.) стоящих перед
обществом, ориентированное на общечеловеческие ценности, гуманизм, демократию, креативность, чувство собственного достоинства,
независимость, профессионализм, политическую, социальную и мировоззренческую
активность.
Основной целью концепции является создание жизнеспособной полномасштабной
системы воспитания студенческой молодежи направленной на формирование условий
становления активной гражданской позиции личности, в результате деятельности которой
становится возможно воспитание и становление личности,
гражданина, специалиста-интеллигента с высокими общечеловеческими и профессиональными
качествами, широкими коммуникативными и адаптационными возможностями,
обладающего активной гражданской позицией, ориентированной на общепринятые
нормы и нравственные ценности.
Концепция
исполняется через согласованные и утвержденные планы работы НФ РГТЭУ и НТЭК,
вводится (по согласованию) в планы работы ОДМ Центрального района – в порядке годового
круга системных мероприятий и постоянной включенности в режим жизнедеятельности
учреждений.
К
сожалению, необходимо отметить, что с начала 90-х годов ХХ века образовательные
учреждения, в том числе и вузы и ссузы, практически
полностью отказались от воспитания молодежи, сосредоточив усилия в области
профессионального обучения. Были разрушены формы, методы, традиции, системность
воспитательной работы со студенческой молодежью. В результате, сегодня мы вынуждены
вспоминать хорошо забытое старое, ориентируясь при этом на то, что новые социокультурные условия, складывающиеся в стране, предполагают
новые концептуальные подходы к педагогическим проблемам. Понимание воспитания как формирование
нравственной позиции полноценного члена общества – то есть гражданской
позиции – где главным вектором является становление индивидуальности, может
быть использовано в применении к системе становления молодого специалиста.
Система
воспитания, влияющая на формирование молодого поколения, сегодня развивается в
новых социальных условиях. При этом во много раз усложнилось воспитание личности
человека, так как прежний опыт и традиции уже больше не работают, а новых еще нет. Так, по мнению П.И. Бабочкина, без четких
нравственных и гражданских ориентиров не происходит «формирование мировоззренческого
ядра личности». Именно поэтому базовым элементом системы воспитания
студенческой молодежи должно выступать формирование гражданской позиции.
Необходимо
помнить, что основной потенциал воспитания кроется не в разовых, единичных мероприятиях,
а в планомерном, ежедневном влиянии на формирование самоорганизующейся личности
студента как носителя продуктивной жизненной, социальной и гражданской активности.
И это формирование целесообразно осуществлять не спорадически и не в отрыве его
компонентов друг от друга, а как целостность, всегда и везде, где только возможно,
в любой деятельности.
Очень важно
учитывать своеобразие и специфику системы воспитательной работы по формированию
гражданской позиции студенчества, которые детерминируются общими социальными,
культурными и экономическими особенностями района, города, края. Это позволяет
наполнять воспитательную работу в вузах значимым для воспитанников (студентов)
содержанием, связывать ее с жизнью, с их опытом. А преподаватели, на этой
основе, смогут предлагать им значимые ценностные ориентиры окружающего мира. Следует
обратить внимание на следующее: воспитание, в конечном счете, выступает как
включение человека в жизнь общества,
невозможную без следования тем нормам (нравственность, право, экология), вне которых сама эта жизнь невозможна. Если деятельность человека
совершается в противоречии с законодательством, разрушая среду или общественные
устои, следовательно, осуществляющий ее человек автоматически теряет право
именоваться воспитанным, и, по нашему мнению, гражданином.
Мы считаем, что полная реализация Концепции позволит решить
следующие первоочередные задачи:
1.
выявить четкие условия
(социально-педагогические) при которых возможно воплощение в жизнь всего проекта,
2.
наладить систему
диагностики, анализа и корректировки работы,
3.
сформировать конструкционную
модель результатов прохождения студентом системы воспитательной работы по
формированию гражданской позиции,
4.
сформировать круговую
систему мероприятий с узловыми традиционными делами и
центральными мероприятиями,
5.
создать единый центр
воспитательной работы и единый психологический центр НФ РГТЭУ и НТЭК,
6.
заключить договора о
взаимодействии по реализации проекта со всеми структурами и организациями,
которые будут задействованы в будущем,
7.
спроектировать и начать
реализацию механизма популяризации (обучения) системы воспитания, направленной
на формирование гражданской позиции.
Реализация же Концепции, по нашему мнению, возможна через
создание и регламентацию деятельности Координационного совета
В Координационный
совет по воспитательной работе должны входить:
Все
мероприятия Концепции сгруппированы по направлениям: Студенческое самоуправление;
Нравственно – эстетическое направление; Интеллектуальное направление; Профессионально
– трудовое направление; Правовое воспитание; Патриотическая работа; Физическое
воспитание; Работа с родителями; Работа с преподавателями, каждое из которых имеет
собственные цели и задачи, объединяющиеся центральной идеей (формирование
активной гражданской позиции) и целью (описана в Аннотации проекта и Целях и
задачах проекта). Основная нагрузка в воспитательной работе лежит
не на массовых мероприятиях, являющимися, по сути, наглядными и высоко эмоциональными
итогами определенных периодов или служащими подготовительными этапами к
центральным делам системы, а на повседневной и систематичной работе преподавателей
и студентов по формированию и организации системы жизнедеятельности учебного
заведения.
Вся система воспитательной работы строится в «режиме КТД» при
высокой степени самостоятельности и автономности студентов, четком планировании
и анализе деятельности, равностепенном распределении нагрузки и обязанностей
среди всего коллектива. Наибольшую ценность и значимость в данном случае, на
наш взгляд, имеют развивающиеся отношения взаимной ответственности и взаимоуважения,
которые позволят студентам в дальнейшем принимать адекватные решения и действия
в реальных жизненных ситуациях.
Мы считаем, что реализация 2 этапа Концепции, осуществляемая при поддержки Департамента
молодежной политики Администрации НСО в 2004 – 2005 годах должна привести к
следующим результатам:
1.
850 студентов НФ РГТЭУ и
НТЭК с 1 по 5 курс в системе ступенчатого непрерывного обучения должны пройти
позиционно-уровневую систему воспитания направленную на формирование гражданской
позиции студенческой молодежи. Дальнейшая деятельность значительной части студентов
после окончания учебного заведения будет отслеживаться (анкеты, опрос) в течение
3-4-х лет для получения более репрезентативных
результатов. Будут проведены социологические исследования студентов, прошедших
проективную систему воспитания и общее состояние воспитательной работы
(настроения студенчества) в некоторых ссузах и вузах
центрального района.
2.
Скорректируется, в соответствии с условиями объективной реальности, система воспитания
студенческой молодежи направленная на формирование условий становление активной
гражданской позиции личности в научно-методологическом
(философско-педагогическом) и научно-практическом (психолого- педагогическом) аспектах.
3.
Будут выявлены психолого-педагогические
условия реализации системы воспитания студенческой молодежи, направленной на
формирование гражданской позиции.
4.
Будет создан «Единый центр
психологической поддержки студентов» и единый воспитательный отдел для НФ РГТЭУ
& НТЭК.
5.
Заключены договора о
взаимодействии по дальнейшей реализации проекта с учреждениями и организациями:
ИМПиСР НГПУ (директор – доцент Пель
В.С.); НИИ Философии образования НГПУ (директор – профессор Наливайко Н.В.); Отдел
по делам молодежи Администрации Центрального района г.Новосибирска
(начальник – Кущак А.В.); НИКЭМ СО РАМН (директор –
академик Казначеев С.В.) и некоторыми другими.
В целом мы ожидаем повышения гражданской, правовой,
социально-политической, профессиональной и личностной активности и
ответственности молодых специалистов – выпускников вузов и ссузов
в жизнедеятельности общества.
Мы считаем, что основными критериями эффективности
воспитательной системы являются:
1.
Сформированность нравственной, гражданской позиции личности.
2.
Осознание и
принятие категорий – Родина, гражданственность (гражданин), честь, долг, ответственность,
профессионализм, честность, достоинство, толерантность.
3.
Способность личности к
самореализации личностного потенциала в деятельности, целеустремленность,
значительную психологическую устойчивость.
4.
Удовлетворенность
жизнедеятельностью вуза, ссуза.
Для изучения эффективности и жизнеспособности воспитательной
системы используются следующие методики: наблюдение, опрос, анкетирование,
тестирование.