Я.М.Герчак, Новосибирск, НФ РГТЭУ,

 

Исторические предпосылки развития физической культуры как основы сохранения и укрепления здоровья и совершенствования человека

 

Здоровье человека в России является не только личным долгом, но и величайшей общественной ценностью, общенародным достоянием. Правильное и бережливое отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих нас людей, обеспечивающее творческое, активное долголетие - есть общественный долг каждого молодого гражданина нашей страны.

   В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это широкое, всеобъемлющее определение.

   Медицинские справочники утверждают, что здоровье - нормальное состояние организма, означающее оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие органов и равновесий между функциями организма и внешней средой. Здоровье человека можно характеризовать на основании объективных данных анатомических, биохимических и клинических исследований. Ими и руководствуются при оценке состояния организма (здоровья) молодежи [5, с. 5-6].

   Важное значение  в сохранении и укреплении здоровья человека имеет регулярное занятие физическими упражнениями. Проблема всесторорненнего совершенствования и развития человека в период бурного научно- технического прогресса сейчас особенно актуальна. Наша жизнь все более урбанизируется, усложняется техника, возрастает ритм жизни, что приводит к стрессовым перегрузкам. В современных условиях жизни с появлением устройств,  облегчающих трудовую деятельность ( компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с прошлым. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, способствует  различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет важной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

    Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в ряде случаев тоже приводить к перегрузкам организма.

Общеизвестно, что недостаток необходимых человеку энергозатрат (гиподинамия) приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно - сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.

    Вредны перегрузки как при умственном, так и при физическом труде, поэтому каждому человеку необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм.

Характер трудовой деятельности человека и его организация оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Различные формы трудовой деятельности человека делятся на физический и умственный труд.

      Физический труд характеризуется в основном повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно – сосудистую, нервно – мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы организма имеет ряд отрицательных последствий. Это прежде всего социальная неэффективность физического труда, связанная с его низкой производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном – до 50%  рабочего времени – отдыхе.

      Формы труда, требующие значительной мышечной активности, имеют место при отсутствии механизации и систематизации, характеризуются повышенными энергетическими затратами организма. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, а это снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, снижает скорость реакций и вследствие чего быстро наступает утомление.

     В современном мире чисто физический труд уже не играет существенной роли. Теперь существуют формы труда, связанные с автоматическим производством, дистанционным управлением, требующие минимальных физических нагрузок. Кроме того, сегодня широкое распространение имеет интеллектуальный труд (умственный).

     Умственный труд требует от человека высокого напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации процессов мышления. Для умственного труда характерно гипокинезия, то есть значительное снижение двигательной активности человека, что приводит к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно – сосудистой патологии у лиц занимающихся умственным трудом. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность человека.

     Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживается полноценным питанием, рациональным чередованием периодов работы и отдыха, в который должны входить занятия физической культуры.

      Физическая культура оказывает огромный оздоровительный и профилактический эффект на организм человека, что является чрезвычайно важным, так как в настоящее время число людей с различными заболеваниями постоянно растет.

      Физическая культура должна входить в жизнь человека с детских лет, но при этом очень важным является выбор нагрузок на организм, так как здесь нужен индивидуальный подход. Чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового , так и с отклонением в состоянии здоровья, могут причинить ему огромный вред.   

      Поэтому роль физической культуры для сохранения и укрепления  здоровья современного человека огромное, она должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека. Приобщение молодежи к занятиям физической культурой и спортом во многом зависит от степени осознания ими тех общекультурных и вечных ценностей, которые она даёт занимающимся. В связи с этим особую теоретическую актуальность и практическую значимость приобретают вопросы выявления и изучения различных факторов, определяющих процесс приобщения молодежи к регулярным занятиям физическими упражнениями.  

   Углубленное изучение теоретического раздела программы вуза по физическому воспитанию способствует созданию  реальных предпосылок совершенствования процесса приобщения студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Физическая культура укрепляет здоровье, продлевает творческое долголетие, содействует рациональному использованию здоровых потребностей молодежи и является важным компонентом всестороннего развития личности [3].

   Предыстория физической культуры уходит корнями в тот период, когда вся физическая и умственная деятельность человека ограничивалась непосредственным обеспечением условий существования. Вопрос заключается в том, какие факторы в этих условиях, в непрекращающейся борьбе с природой, побудили наших предков разработать комплекс физических упражнений, способствующих формированию человека [2;25].

   Углублённое изучение истории первобытного общества приводит к выводу, что общественно-исторической основой происхождения физической культуры, является труд. Физическая культура возникла из материальных потребностей общества в подготовке людей к тому или иному роду деятельности при первобытнообщинном строе.

   В процессе труда изменялся физический тип человека. Человек становился более ловким, гибким и стройным. Постепенно приобретавшиеся в трудовой деятельности изменения стали  передаваться по наследству следующим поколениям. В этом развитии основную роль играла охота, как форма работы. Использование средств труда для целей охоты требовало качественно новых навыков движений, прежде всего увеличения воздействия силы, навыков быстроты, выносливости и активности в работе.

   В процессе труда зародилось и воспитание, существующее с тех пор, как появились человек и человеческое общество. Общество не смогло бы существовать без воспитания, т.е. без подготовки подрастающих поколений к жизни и трудовой деятельности, иными словами, передачи опыта и его использования. Это в полной мере касается и  нормального функционирования современного общества, так как потребность в передачи и закреплении трудовых навыков является важнейшим условиям его существования.  Физическая подготовка в воспитании  молодежи играла основную роль, так как успешная деятельность первобытного человека в поисках средств существования определялась его физическими качествами. Соответственно, элементы физического воспитания занимали значительное место в воспитании подрастающего поколения  уже на самых ранних ступенях существования человеческого общества. Это воспитание, естественно, долго не имело организованных форм. Первоначально трудно было выделить физическое воспитание как самостоятельную форму деятельности людей. Оно возникло в едином комплексе с подготовкой детей к труду и другими сторонами общественной жизни (бытовыми обычаями, позднее, обрядами и празднествами). Иначе говоря, при первобытнообщинном строе физическая культура не являлась еще самостоятельной отраслью культуры. Она была неотделима от процесса самого труда. Но уже тогда стали зарождаться и специальные приёмы обучения, из которых позднее сложились физические упражнения.

   Позднее, когда у людей появились первобытные религиозные представления, физические упражнения стали часто связываться с мистическими обрядами в виде магических игр и плясок. Особенно важной была физическая подготовка к охоте, от которой зависело благополучие, а зачастую и жизнь людей.

   В связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам появились своеобразные формы  проверки физической подготовленности юношей- обряды посвешения юношей во взрослые члены общества (инициации). Готовя юношей к будущим испытаниям, взрослые обучали их различным приемам трудовой деятельности, развивая одновременно их выносливость и моральную стойкость. В связи с этим в первобытной общине стали развиваться и соответствующие средства и методы физического воспитания [1].

   Возникновение физического воспитания, прежде всего, было вызвано объективными причинами. Общество не могло бы существовать без достаточной физической подготовки к трудовой деятельности подрастающих поколений, у людей не хватало бы физических сил прокормить себя и своих детей. Вместе с тем существовали и субъективные причины: люди сами старались облегчить себе жизнь, обучая детей добывать себе пищу .

   Определённую роль играла также склонность самих детей к подражанию взрослым  в играх, в которых отражалась окружающая их жизнь и действительность. В играх нашли отражение не только борьба человека за существование, его представление о природе и своем месте в ней, но и постепенно возрастающая дифференциация общества и появление частной собственности на скудные средства производства. Свою физическую силу, ловкость и умение владеть оружием  демонстрировали владельцы скота и вожди племени. Формами физической деятельности являлись перетягивания каната, поединки в форме борьбы, кулачного боя, боя с применением дубинки, копья, щита, лука и стрел.

   Исходя из выше изложенного необходимо отметить, что биологически необходимой и неизменной основой физических упражнений являются естественные двигательные способности человеческого организма. Потребностью человека, вызванной его взаимоотношениями с природой и социальными условиями жизни является развитие и совершенствование двигательных способностей.

   Важнейшие импульсы для развития двигательных способностей человека исходили первоначально из необходимости добывать средства к существованию. В дальнейшем в ходе исторического развития общества эти способы существенно менялись.

   В те далекие времена, когда человек был в полной зависимости  от окружающей его действительности борьба за существование вела к максимальному развитию элементарных двигательных навыков.

   Совершенствовались орудия труда и возрастала их сложность, человек учился подчинять себе природу. С появлением промышленных городов, наступила качественно новая фаза, связанная с внедрением в производство достижений науки и техники, что ослабило значение примитивной физической силы. Стали требоваться люди с крепким здоровьем, выносливые и ловкие, способные овладеть инструментами, усовершенствованными орудиями производства и оружием. Так постепенно отпадала необходимость в сильных рабочих руках, так как развитие элементарных двигательных способностей человека заменялось системой специально разработанных движений. Как следствие, прививалось научно обоснованная мысль в необходимости совершенствования определенных физических качеств.

   Процесс культивирования физических способностей проходил в то время, когда человек не был занят трудом, во время отдыха, которое давала ему возможность реализовать свои замыслы, развивать физические и духовные способности. Общепризнанной формой проведения свободного времени были празднества, в которых принимало участие все общество. Социальные различия определяли форму участия разных групп и классов в этих празднествах, их активную или пассивную роль. В сложном процессе освоения жизненных реальностей возникали разные виды подвижных игр. Охота на природе в древние времена послужила определённым импульсом для возникновения охоты как зрелища на ограниченном пространстве, состязаний колесниц, игр с животными. Постепенно роль зверя в этих играх стали выполнять макеты и символы, а также различные закрепленные и движущиеся мишени. Для  овладения некоторыми весьма сложными специальными движениями, при верховой езде, тренировались сначала на живой лошади, а потом на ее макете – затем, на смену пришли более современные гимнастические снаряды: козел, конь, бревно, брусья, перекладина, кольца. Борьба за выживание людей и войны между ними нашли отражение также в различных способах единоборств или групповых состязаний: кулачных боях, борьбе, турнирах и фехтовальных поединках. В играх настоящее оружие, которое применялось во время охоты и в бою, заменялось тупым оружием или символами – палками, дубинками, дисками и мечами.

   В ходе отделения игр от реальности изменялось и место их проведения, с отведением для них специальных помещений: стадионы, арены, цирки   ринги и игровые площадки.

   В формах проведения подобного досуга находили отражение экономическая и социальная структура общества, его культурный уровень и политическая обстановка. Наряду с этим сохранились некоторые элементы старинных игр, хотя их первоначальный смысл и назначение со временем утрачивались. Существенную роль в развитии подвижных игр сыграли крупные города и промышленные центры, где  необходимость отдыха и развлечений ощущалась особенно остро.

   Возрастающие запросы общества способствовали появлению специалистов,  которые стали носителями разных видов физической культуры. Право на отдых, связанный с физической культурой,  утверждалось, прокладывая себе путь, как одно из основных прав человека.

   Каждая эпоха внесла свой определенный вклад в развитие физической культуры и спорта, что стало символическим олицетворением тысячелетнего прошлого человечества [4]. Необходимо отметить то, что современный человек относит к основополагающим ценностям, возможно, то, что  не было таковым в глазах другой эпохи и иной культуры. В то же  время, что нам представляется весьма незначительной формой деятельности или способом применения, для членов другого общества было абсолютно необходимо. Учитывая это, при  аналитическом подходе культуре прошлого нужно учитывать системы ценностей соответствующих эпох.  В различные исторические периоды и в различных культурах люди по-разному воспринимали и осознавали окружающий мир, по-разному получали впечатления и знания, то есть формируют исторически определенную картину мира. Здесь в связи с физической культурой и возникает проблема идеала эпохи. Ясно, что на основе идеала нельзя оценить физическую культуру никакого общества. Однако он четко показывает господствующую духовную установку, принятые нормы воспитания, морали и эстетики, отражает ту систему ценностей, которая тем или иным образом является руководящим принципом всех членов общества[2;24].

Человек, общественная личность, живший, мысливший, чувствовавший в различные периоды истории физической культуры, именно его потребности и запросы определяет общество, а потребности и запросы человека в свою очередь воздействуют на жизнь и движение общества. Поступки человека мотивируются системой ценностей, идеалами его среды и эпохи. Важными являются причины и внутренние побудительные мотивы, которые делали и делают людей активными участниками или ниспровергателями творческой деятельности, относимой к кругу понятий физической культуры.

   Физическая культура в современном обществе представляют собой один из самых существенных факторов физического и нравственного совершенствования человека, укрепления и сохранения его здоровья. Главная цель физической культуры заключается в гармоническом  развитии физических и духовных способностей человеческой личности [4].      Физическая культура, как ни один вид культуры, имеет большие потенциальные возможности в формировании всесторонне развитой личности и воспитание человека культуры с высокими  моральными и физическими качествами.

 

Список литературы:

1.      История физической культуры и спорта: Учебник для ин – тов. физ. культ./ Под ред. В.В.Столбова – М.: Физкультура и спорт, 1983.- 359 с.

2.      Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. Перевод с венгерского./ Под ред. В.В. Столбова.- М.: Радуга 1982.- 400с.

3.      Оксания С.В. Социально – экономическая эффективность физической культуры и спорта.//Теория и практика физической культуры. 1982, №2,  с. 35 – 37.

4.      Оливова В. Люди игры: у истоков современного спорта./ Пер. с чешск. – М.: Физкультура и спорт. 1985.- 240с.

5.      Янес Х. Я. Приемные часы для здоровых. – М.: Медицина. 1987.-176с.

  

 

 

  

 

Hosted by uCoz