Егорычев А.М. г. Новосибирск, Дайкер А.Ф. г. Костанай,

 

Реформирование образования  в контексте  Гуманистической    ориентации  мирового сообщества и России.

Россия сегодня поставлена перед  проблемой ,  какое общество  строить , на какие приоритеты  опираться в собственной стратегии  развития, каким быть современному образованию. В свете  новых парадигмальных  принципов становится  все более ясным, что в основе   обозначенной проблемы  должны быть заложены тенденции  характеризующие весь современный ход развития мирового сообщества, тенденции  несущие гуманизацию  всех систем отношений в человеческой  цивилизации.

                 Поиск философско - методологических оснований гуманитарных знаний позволяет создать предпосылки для существенного реформирования современного образования. Понятие «реформирования образования»  по отношению к России связывается прежде всего с гуманистической парадигмой.  «Исторический смысл реформирования образования в нашей стране состоит в ее гуманистической  ориентации(10; 213)

Несмотря на различную интерпретацию понятия «гуманизм», смысл  гуманистической ориентации образования предполагает  глубокое понимание происходящих социальных перемен в мировом сообществе. Вполне приемлема  позиция А.Ф. Жафярова, который считает, что «гуманистический смысл образования состоит не только в передаче образа мира и образа жизни людей, но и в трансляции  новых общественных ценностей». (5;150)

                        Начало XXI века характеризуется вступлением гуманитарных знаний  в направляющую, ведущую  к радикальным преобразованиям всего мирового сообщества. Правда, гуманитарное знание имеет экстенсивный режим развития, «хотя имеет все основания для интенсивной идейной и методологической экспансии в борьбе  за интеллектуальные приоритеты  в общечеловеческом масштабе»(20; 6)                                                     

Изучение проблемы гуманизации человека, всего мирового сообщества  представляется весьма важным теоретико – прикладным  направлением. Лавинообразно растет интерес к данной проблематике во всем мире (Л.Е. Балашев, В.А. Кувакин. К.Ламонт, П.Куртц, В.В. Павловский, В.В. Краевский, В.П. Казначеев, С.В. Казначеев и др).

Считаем вполне справедливым замечание В.В. Павловского, который пишет о том, что изучение реальных процессов гуманизации «должно быть интегративным или охватывать широкий  круг аспектов - философских, социологических, экономических, педагогических и др».(17;6)

Что же касается России, то здесь проблема стоит более сложнее.  Последний этап нашей истории произвел такие разрушения касающиеся гуманитарных знаний, что сегодня многие исследователи  сомневаются в возможности использования потенциала указанного периода. А. Михайлов пишет: «В этом смысле мы являемся наследниками такого состояния гуманитарных наук, которое, по существу, знанием не является». (12;17)

Опыт исторического пути России и не только ее, свидетельствует о том, что гуманитарное знание не есть феномен искусственный, который может существовать обособленно не только ко всему мировому сообществу, но и к конкретному социуму, его внутренним  структурам и отношениям. Более того, гуманитарные знания  определяют деятельность всех социальных институтов общества, создают перспективы развития как общества в целом, так и каждого человека. «Оно вплетено в практическую  деятельность и тем самым конституирует характер  социальной  реальности» (там же;18)

Последние десятилетия характеризуются активными процессами реформирования главного института в обществе - образования в контексте гуманистической  парадигмы. Можно заключить, что «реформирование образования» синонимично понятию «гуманизация  образования». «Фактически, понятие  «гуманизация образования» помогает отчетливо зафиксировать востребованные социумом ценности в формировании молодого поколения, изменения в самой сфере образования в соответствии с гуманистическими ценностями общества, сконцентрировать внимание на процессе развития современной школы.(5;151)

Акцент, который мы ставим на институт образования,  объясняется той ролью, которую оно выполняет. Можно сказать, что образование в конечном итоге определяет исторический процесс всего человечества. Именно через образование происходит становление человека духовного, нравственного. Полностью согласны с М. Вишневским, заявляющим, что «образование охватывает весь внутренний и внешний мир бытия формирующейся личности, придавая определенность его явлениям и связям». (3;19)

Мы абсолютно уверены, что образование  не только придает  некую «определенность» миру человека, но  и творит его.  Именно образование  является и главным , и основным ,  и  единственным фактором в эволюции человека и человечества.  Именно  от образования, его целей  и способов  их достижения зависит природа человека. Ибо человек есть продукт синтетический , в большей мере духовный, нежели биологический. Следовательно, образование по своей сути должно быть духовным, гуманистическим. Эти идеи, по своей сути «антрополого – педагогические», были достаточно ясно  выражены великими  педагогами  Я.А. Коменским, Ж.Ж. Руссо, Гельвецием.

Именно образование, как институт,  определяющий вектор развития всей общественной системы, должно  быть в центре рассмотрения всех проблем России. Именно на образование, ученые, самых разнообразных направлений,  возлагают надежды по возрождению страны.  «Обстановка в России ныне такова,  пишет В.В. Павловский, - что без решительных альтернативных, протестных, практических действий в сфере политики образования все проекты, идеи и концепции прогрессивного характера будут обречены на неудачу, на провал». (16;17)

Нельзя не отметить  тот факт, но начало XXI века  в российской образовательной  политике  характеризуется  официально  оформленной  государственной позицией  в отношении реформирования и перспектив системы образования  и высшей  школы.  Это выразилось  в выработке  нескольких документов: “Федеральная программа  образования”, “План действий правительства РФ в области  социальной политики и модернизации экономики на 200-2001годы,  «Национальная доктрина образования», «Концепция  модернизации  Российского образования на период 2010г.»

Эти документы  определяют  начальные условия  развития  высшей школы на ближайшие годы. Так Доктрина рассматривает систему образования России и ее включение  в мировое  образовательное пространство  с учетом  национальных традиций. Существует  еще один  важнейший момент, имеющий  место в этом  документе . Сохранение  и укрепление  государственной  высшей школы  должно рассматриваться как непременный  и неотъемлемый  фактор  обеспечения  национальной  безопасности российской  государственности.

Как нам кажется, у России, как  никакой другой страны, образование есть главный приоритет в силу  исторически сложившегося «человеческого фактора». Именно человек, с лучшими своими проявлениями и особенностями, такими как доброта, общинность, самопожертвование, патриотизм- определял судьбу России. Поэтому, исходя из фактора- «менталитет российского человека»,- образование можно рассматривать как главную общественную и государственную опору. Образование должно быть в России высшим выразителем ее духа, менталитета, идеи, т.е национальным приоритетом.

В своем  переходном периооде  Россия  потеряла многие  приоритеты, однако  высшее образование и сегодня  является  из немногих областей, составляющих  заслуженную гордость нашей страны. В феврале 2001г.  В.А. Садовничий,  президент  Российского союза деканов, академик РАН, в докладе  на 4 съезде  российского союза  ректоров  высших  учебных заведений, заявил о том , что  «несмотря  на всякие  процедуры, именно  высшая школа  являет собой  область  самой   высокой   конкурентоспособности России» (19;5)

Несмотря на  непростые задачи , стоящие перед высшей школой  России, ее работники, как  и вся  мыслящая общественность,  понимают важность  не просто  удержания  имеющего приоритета, но  и  постоянного развития  высшей школы. Уверенность в том, что  современное  Российское образование  способно быть  самым  эффективным в мире,  отражено  в концепции модернизации российского образования (2001г.): «Российская система  образования     способна  конкурировать с системами образования  передовых стран». (11;3)

Таким образом, можно заключить, что образование является, необходимым и реальным условием не просто существования социума, а его развития и перспективы. Очень образно выразил позицию образования XXI века В.И. Кудашов, написав, что «неграмотным человеком в XXI веке будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться»(8;16)

Образование творит человека разумного и духовного. Человек в свою очередь, через образование, обретает свою личностную бытийную сущность. Образование позволяет ему не только познать законы природы, но и научиться воспринимать мир в целостности, строить свои с ним отношения в контексте духовно-нравственных  ценностей.

Понимая определяющую роль образования в развитии общества, исследователи предполагают и высокие цели, которые должны стоять перед образованием. И.А. Александров пишет о том, «что  мы должны ставить перед собой  такие цели образования, которые не только  повышали бы культурный уровень населения страны,  но и выступали  как мощный  психологический фактор развития общества, т.е. работали бы на опережающее развитие. (2;204)

 А.М. Адаменко связывает с образованием  смысл гуманизации всей  общественной   

и государственной  жизни России, заявляя, что «образовательные  системы  представляют собой особый тип воспроизводственного механизма гуманистических традиций  народов». (1; 214)

В Постановлении  Российского союза  ректоров отмечено: «Особенно важно, что высшие учебные заведения  обеспечивают не только профессиональную подготовку, но и духовно – нравственное воспитание студенческой молодежи. Способствуя   продолжению лучших традиций,  преемственности поколений.

Рассматривая образовательную систему высшей школы можно отметить, что именно  в вузе, обучающийся,  профессионально сталкивается с проблемами  требующими практического разрешения: экономики, экологии, управления, мира. Поэтому  проблема гуманитаризации высшего образования – дело первостепенной важности. Именно гуманитаризация  всего образовательного процесса будет способствовать выработке гражданской позиции, преодолению однобокости профильной подготовки специалиста. Формирование мышления будущего специалиста высшей школы, как показывает практика - сложная педагогическая задача, предлагающая  высокое творческое мышление, основанное на интеграции философско-психолого-антрополого – феноменологических принципах.

Допуская принцип непрерывности в социальном бытийном мире  человека, можно предположить и непрерывность действия образования в развитии личности человека. То есть, пока действует (воздействует) образование на человека, до тех пор и человек находится в процессе собственного развития. Данная позиция подтверждается  многочисленным результатом прогнозных исследований. Ведь только включенный в непрерывный процесс образования человек сможет адаптироваться к технологическим инновациям как результату постоянного совершенствования не только орудий труда, но и самого его содержания; овладевать новыми знаниями и направлениями профессиональной деятельности.

Общеизвестно, что любая идея хороша, если она реализуется в рамках тех условий, при которых задумывалась. Это касается и идеи непрерывного. При доминировании в обществе рациональности культуры (условия техносоциса), идея непрерывности образования напрямую будет связана с темпами научно- технического прогресса. Сам процесс образования будет изначально ориентировать обучающихся на постоянное потребление рациональных, грамматических знаний, при этом полностью меняя структуру личности, подчиняя ее техносоцису, стирая возможности саморазвития по высшим духовным реалиям. Результат  всего этого - уже почти тотальный кризис Человека.

В свете обозначенного можно понимать образование  как важнейший социальный институт общества, способный  конструктивно воспринимать все новое, сосредоточивать общественную, философскую  и культурологическую рефлексию, при этом выражать новую мировоззренческую концепцию  и решать основную проблему - образовывать человека, расширять его возможности, придавая ему божеский  образ. Образованность нации, ее духовное здоровье – это главный капитал любого государства. Трудно не согласиться  с высказыванием Б.И. Искакова, который считает, что «только  нравственно здоровые народы со здоровыми душами создают великие государства и  цивилизации. Нравственно больные народы  в крайних, далеко зашедших, запущенных случаях  теряют государственность, политическую и экономическую самостоятельность» (6;13)

Сформированный в бесконечном прошлом социальный институт образования, человечество без конца пытается перестраивать, совершенствовать, реформировать. Весь смысл совершенствования заключен в том, чтобы подчинить, «адаптировать» образование к современным  социальным реалиям.

Однако, как показывает опыт, образование играет не только роль обслуги современной социальной ситуации, она готовит человека, все общество к дню завтрашнему, задает перспективу развитию.

Мы ясно  отдаем себе отчет в том, что в своей  содержательной и методической  сущности образование должно исходить из современных реалий социума, перестраиваться, исходя из разнообразных характеристик общества,   его институтов. Трудности развития общества - это трудности и развития образования. В свое время (1923 г.) С. Гессен писал: «Вряд ли кто будет оспаривать, что идеи образования  тесно связаны с  целями жизни данного общества. Жизнь определяет  образование, и обратно – образование воздействует на жизнь». (4;25)

Одна из центральных проблем человечества, постоянно обсуждаемая в научной литературе – проблема высшего профессионального образования. Обозначенная  проблема рассматривается с разных позиций. Нас интересует, прежде всего, проблема гуманистической  направляющей, лежащей в основе высшего профессионального образования.

В самом деле, история XX века, ее кризисные явления, приводит нас к пониманию того, что традиционные установки сознания в Европейской культуре, долгое время определяющие развитие человека и общества, оказались  лишенными перспективы  развития  будущего. Объективно – прагматическое миропонимание уже  не может удовлетворять  наступивший XXI век. Одним из наиболее перспективных механизмов  реформирования является, как указывают многочисленные  исследования, гуманитаризация общества,  гуманитаризация   главного института – образования. (А.Флиер, Б. Ерасов, А.Михайлов, В. Лихолетов, Д.Лихачев, К.Вазина, О.Тарасова,  В.Павловский, А.Косогова, М.Б. Дьянова, Н.В. Калинина. Г.П. Звенигородская, А.Ж.Жафяров, др.)

Две основные тенденции характеризуют наступивший  XXI век: гуманитаризация и технологичность. Как, каким образом , в каком соотношении  обозначенные тенденции будут реализовываться в практике человеческой жизнедеятельности, в системе профессиональной подготовки будущего специалиста?

В новой ситуации современной России все очевиднее становится позиция , при которой именно образование и культура начинают играть определяющую роль в развитии  страны. Задача образования – не просто передача знаний, умений и навыков, реализация  социально- экономических и политических реалий конкретного социума и эпохи , но и постоянная гуманизация всех форм, относящихся к разным сторонам человеческой жизнедеятельности

Необходимо отметить тот факт, что в научном мире, начиная с последнего десятилетия XX века появляется ряд работ отечественных ученых, отстаивающих различные  концептуальные позиции по вопросам реформирования образования. Некоторые исследователи, исходя из общего кризиса систем образования всего мирового сообщества, вполне обоснованно полагают, что необходима ее радикальная перемена, заключающаяся прежде всего в акценте информатизации образования. Это позволило нам придти к заключению: Сегодня уже нет никакого сомнения, что наступивший XXI век будет веком информации  и научных знаний, а значит, и система образования должна будет решать принципиально новую  глобальную  проблему, связанную с подготовкой миллионов  людей к жизни и деятельности  в совершенно новых для  них условиях информационного мира.

Многие считают, что переустройство системы высшего профессионального образования, осуществляемое в России, должно  сопровождаться  реформированием информационной системы   в целом. Необходимо согласиться, что информационный мир с современными социо - техническими системами явление закономерное  и по всей вероятности неизбежное.   Сегодня характерен небывалый  рост объема всех  отраслей знаний. Темпа развития  знаний требует  от человека  постоянного  их потребления  практически в течение  всей сознательной жизни. Этого требует  деятельность человеческого общества, динамика цивилизационных процессов. Все вышеобозначенное  объективно  порождает  появление все более совершенных систем - носителей  информации, новых технологий . Тем не менее , отметим, что проблема, рассматриваемая через призму  истории развития человечества , не нова. Существуют общие закономерности эволюции форм, материалов сохранения  и распространения информации.  Не вдаваясь в настоящую проблему, отметим лишь тот факт, что в основе возникновения  носителей  информации  лежат  глубокие детерминированные  предпосылки  и обстоятельства, работающие на развитие  человека  разумного и духовного,  соответствовавших интересам общественного развития. В соответствии  с данным положением, современный  аналогоноситель    информации – электронную книгу, следует рассматривать  как объективный  феномен  соответствующий  уровню развития человечества.  Как справедливо указывает С.А. Пайчадзе и Л.В. Босина,  «создание электронных  изданий  уже перешло в раздел существующих реалий». (18;172) Настоящая проблема видится в другом. Пока человечество лишь приблизилось  к возможности супертехнологий, идет попытка их философского осмысления. Развитие  информационных технологий пока  с трудом вписывается  в социально – культурный мир человека духовного,  приобретая грань  необходимых  культурных составляющих . В конечном итоге это приведет  к изменению сознания  и  типу мышления   человека,  к существенному преобразованию всего сообщества. По всей видимости, в недалеком  будущем (15-20лет),  информатизация охватит все стороны жизни социума, затронет каждого человека. т.е   станет  социально-культурным феноменом.    Однако, этот мир порождает и  соответствующую систему отношений, требующую полнейшего себе подчинения человека, Человек, входя во взаимодействия  с таким миром, как личность, теряет свои определяющие характеристики.

Л.А. Коробейников, рассуждая о новых  информационных технологиях , входящих в человеческую культуру, приходит к выводу, требующего, на наш взгляд, глубокого осмысления. Автор пишет:  «Гуманитарная культура устарела. С появлением средств  массовой коммуникации структура культуры  претерпевает глубокие изменения». (9;141) Несмотря на определенную  гиперболу, заключенную  в данном  тезисе, здесь присутствует некий   реальный смысл, смысл порождающий проблему, касающуюся в  определенной степени системы  образования, высшей школы.

Как видим, речь идет  о серьезных позициях в развитии образования и прежде всего - высшего. Решается вопрос о его приоритетах. Некоторыек исследователи считают, что проблема становления культуросоцио- и личностно сообразной системы образования становится одной из важнейших  общенациональных проблем, поскольку отражает усиливающиеся противоречия между возрастающимися  требованиями к общественному интеллекту и нравственности человека, его способности к прогнозированию и творению будущего и фактическим качествам всего перечисленного.

Обратимся к важнейшему документу - «Проекту Государственной доктрины образования в Российской Федерации», который как раз и предусматривает формирование у обучаемых научной картины мира и человека  с учетом  этической   и гуманистической  направленности.

Тем не менее, образование  подчинено единому потоку развития социума как системы. Результат технологизации  общества не может  не затронуть систему образования. Так  процесс образования  стал обозначаться понятием «технология», с присущими ему свойствами. При этом, содержательный аспект (знания) стал носить прикладной характер. Отличительной их чертой стали схематизм, фрагментарность, прагматизм. Можно отметить, что «в основе модели такого образования  заложены монологизм, однонаправленность коммуникации, субъект – объектное взаимодействие».

Знания в таких образовательных технологиях воспринимаются лишь как необходимый  материал будущего профессионализма ведущий к успеху управления природой, человеком, общественными системами.

Образование, понимаемое в контексте  гуманистической парадигмы, обусловливает  построение новых  педагогических технологий либо трансформацию имеющихся, насыщения их новым  видением проблем человека  в образовании и самообразовании. В этом случае человек (обучающийся) является не просто носителем сознания, но и источником процесса образования.

Мы прекрасно понимаем, что тотальная гуманизация Российской образовательной системы  высшей школы должна осуществляться не в ущерб профильной ориентации специализации и за счет учебного времени. Ее задачи носят более общий характер (хотя и не исключают частных)-философская фундаментализацию системы образования  на гуманистической  парадигме.

Преодоление существующих проблем далеко не простая задача. Исследователи выделяют факторы присущие  системе образования  и тормозящие процесс гуманизации.

Так А.Ж. Жафяров выделяет, на его взгляд «стратегические важные» три проблемы:

1.      Неоправданное возложение решения проблем гуманизации образования только на  психолого-педагогические науки.

2.      Наличие конфликтной системы обучения в современной школе.

3.      Наличие примитивного характера системы подготовки и переподготовки учителей.(5)

И.А. Александров, оценивая  с позиции философского системного познания современную систему  высшего образования в России, отмечает ее несовершенство, мало действенность и пассивность, поскольку она  не отвечает «принципам развития самоорганизующихся  образовательных систем».Автор перечисляет недостатки свойственные отечественной образовательной системе: профессиональный  максимализм, репродуктивное  обучение , отсутствие творчества и самостоятельности, др. По его мнению, «такое образование способно формировать только догматическое мышление, какие бы  новые средства обучения при этом  не использовались».(2;205)

И тем не менее  в XXI в.  образованию, как указывает большинство исследователей, должна принадлежать  приоритетная роль  в общественном развитии. Подвергнув анализу многочисленные идеи,  концептуальные воззрения современных исследователей,  мы пришли к пониманию того, что система образования высшей школы должна быть реформирована по следующим направлениям. (см. таблицу № 1 )

Таблица № 1

 

Главные направления  в стратегии реформирования системы образования высшей школы

 

п/п

 

Главные направления

Характеристика главных направлений

1.         

Фундаментализация образования

Фундаментализация образования предполагает: создание крупных образовательных комплексов, основу которых должны составить  университеты:

-          ориентация образования  на синтетическое восприятие (изучение законов) природы, общества, человека;

-          ориентация   на всеобщее высшее образование ( повышение качества образования и уровня  образованности людей).

2.       

Информатизация образования

Информатизация образования  предполагает развитие следующих направлений:

-          инструментально- технологическое (использование средств  информатики и информационных технологий в образовательном процессе);

-          содержательное (формирование нового содержания образовательного процесса);

-          формирование новой  информационной  культуры, нового информационного мировоззрения.

 

 

3.       

Демократизация образования

Предполагает  повышение  доступности качественного образования для всех слоев населения.

4.       

Гуманизация образования

Предполагает:

-          создание системы государственной поддержки в период получения образования для лиц менее социально защищенных;

-          вся система образования(цели, содержание, методы, формы, технологии) характеризуется этической и гуманистической направленностью.

 

5.       

Непрерывность образования

Предполагает образование человека, совершенствования и самосовершенствования личности в течение всей жизни, постоянное подтверждение и обновление профессионализма.

6.       

Опережаемость образования

Ориентация образования на новые условия (будущего) развития всего мирового сообщества.

7.       

Инновационность образования

Предполагает:

-          повсеместное  использование инновационных технологий в целостном образовательном процессе;

-          образование нового «инновационного продукта» и формирование инновационного мышления.

8.       

Методологизация образования

Построение новой  методологии образования ориентированной на постижение целостности  окружающего мира, системности в восприятии мира наук.

9.       

Интеграция образования

Формирование динамической  целостности  образовательной системы: вхождение в мировое образовательное пространство; межпредметная связь; единство обучения, воспитания и развития; единство формы подачи знаний и содержания образования; др.

10.   

Технологизация образования

Предполагает: 

-     использование средств      информатики

       и информационных   технологий

       в образовательном    процессе, системе

        управления    образованием(электронные

       библиотеки, учебные      компьютерные

       программы,    электронные учебники и

        др.)

-          развитие систем и средств дистанционного

     образования      (кейс-     технологии,

     сетевые и     телевизионные, др.)

 

Фундаментализация  образования  прежде всего предполагает существенное повышение качества образования и уровня образованности людей, его  получающих, за счет соответствующего  изменения содержания изучаемых дисциплин  и методологии реализации учебного процесса

Проблему  фундаментализации образования необходимо рассматривать в контексте динамики развития мирового сообщества. Фундаментализация не есть нечто постоянное и незыблемое. Диалектика научных знаний,  в целом всей мировой  культуры, заставляет динамично изменяться и систему образования. Основной методологический аспект эффективно работающий на фундаментализацию образования заключается в ориентации всех составляющих образовательной системы на выработку у обучающихся целостного, системного представления о мире наук, на формирование глобалистического типа мышления, способного на базе основных «фундаментальных» знаний  составляющих основу всех наук, самостоятельно познавать законы окружающего мира при этом используя бесконечный  информационный  поток.

Эпоху, в которую вступает человечество,  называют по разному. Все зависит  от того  акцента  или критерия, который  берется за основание. Тем не менее,  необходимо согласиться, что «в перспективной системе образования будут  преобладать  информационные  компоненты…» (9;20)Уже сегодня существует  достаточно серьезная  «информационная» проблема стоящая перед образованием, в особенности постоянно и эффективно перед высшим, в силу специфики ее целей и задач. Подготовка профессионалов высокой   квалификации предполагает развитие у них способности постоянно и эффективно воспринимать  все возрастающие  информационные потоки. На наш взгляд, эффективное решение настоящей проблемы зависит от ряда факторов:

-           построение новой  методологии образования;

-          подготовки  ППС  высшей школы к условиям использования как высоких информационных технологий так и обладающих  философской  и методологической  культурой;

-          оснащенностью высшей школы научной, научно-методической, учебной и учебно-методической литературой, соответствующей требованию нового времени;

-          наличием средств информационных технологий.

   Именно состояние  системы образования будет определять как информационную культуру человека и общества, так и степень их интеллектуального развития. Информационная культура может служить не только  интегральным показателем состояния общества, но и важнейшим фактором его развития

Резкая информатизация  человеческой культуры ставит перед системой  высшего образования не только проблему принятия, получения потока новых знаний, но и проблему их передачи и использования. На первый план начинают выступать инновационные технологии, практически решающие  обозначенную проблему. Роль инноваций  в ближайшем будущем  станет решающим, на  что указывают исследователи. (Р.Р. Сингх, А.Савельев, Н.М. Огарков и др.)

Инновационные технологии в условиях высшей  школы  призваны раскрывать будущее,  обозначать основные  тенденции которые могут

возникнуть в системе «человек-общество-природа-космос», при этом, четко увязывать знания с существующей  реальностью, образуя новый «инновационный продукт».

Новый  инновационный продукт  возможен  лишь при  учете следующих условий:

-    системности мышления;

-          интеграции  научных знаний;

-          опоре на фундаментальные идеи  науки;

-          включенности творческого потенциала субъектов образовательного пространства в деятельность.

Совокупность  обозначенных условий создают перспективу получения не только инновационного знания, но и возможности  социально – технологического прорыва в новое время.

На наш взгляд, инновационность высшего образования (как динамический  процесс), должна  стать естественным ее состоянием. Инновационное образование можно трактовать как  образование, базирующееся  на научных знаниях, научной  методологии и инновационной динамике.

Естественное состояние инновационного образования в рамках высшей  школы предполагает организацию единого (живого) поля научно – образовательной деятельности,  где  формирование нового ноосферного сознания  выносится в ее  центр, где преподаватель и студент являются субъектами творческой деятельности. Настоящее «поле – пространство» обладает свойством включения обучающегося в процесс саморазвития, разумеется, при условии высокого творческого потенциала преподавателей, их способности творчески реализовывать себя.

Инновационные технологии обладают ценностным фактором – они  учат, как  овладевать знаниями, при этом формируют личностную культуру будущего специалиста. Формирование личностной культуры –это проблема сугубо индивидуальная, имеющая мощный внутренний мотивационный фактор. Поэтому, рассуждая о культуре образования, включающей инновационность, приходим к пониманию необходимости наличия определенных  демократических составляющих без которых просто невозможен процесс организации  эффективного обучения. По существу происходит переход в сферу свободы и компетенции профессора и студента: для первого – с точки зрения того, чему, как и кого он учит, а для второго – чему, как и у кого он хотел бы учиться.

Итак, инновационное образование по своей сути демократично и гуманистично, являясь сферой рождения новых инновационных знаний, которые есть продукт  собственной деятельности субъектов  образования (преподаватель-студент). «Образование перестает быть способом усвоения готового  и общепризнанного, превращаясь в процесс информационного обмена с окружающими, который совершается в каждом акте жизнедеятельности человека на протяжении всей его жизни» (7;23).

Высшее профессиональное образование – важный институт общества  и государства. Тем не менее, путь к профессионализму каждый обучающийся совершает сам. Понятие «профессионализм» - это  не  застывшее качество   раз и навсегда приобретаемое,  это вечный процесс саморазвития  и самосовершенствования, процесс, который  в условиях высшей школы обеспечивает  сложившаяся  профессиональная   социо-культурная среда. Она выступает как первое и необходимое условие включения индивида (обучающегося)  в процесс непрерывного образования – саморазвития. Образовательное пространство (среда)  высшей школы  раскрывает перед обучающимся  философскую, психолого – педагогическую  и технологическую суть  процесса профессионализма,  позволяющая  ему  (субъекту) в течение всей  сознательной жизни выражать себя, свое  творческое отношение  к миру.

Недооценка роли высшего профессионального образования  в формировании культуры саморазвития, принятии концепции «Я- профессионал» – достаточно  опасная позиция .  Концепция «Я – профессионал» – это  психолого-педагогическая  доминанта, позволяющая  обучаемому  вступить  в непрерывный поток саморазвития и самосовершенствования, т.е  творить  профессиональную культуру. Профессиональная   культура - есть  совокупность личностного  и профессионального, есть  выражение  истинной сущности человека творящего (творческого).  Любая созидательная деятельность человека  осознающего себя  профессионалом – это  деятельность, сочетающая  полученный  опыт с творчеством. Творчество лишь  тогда выступает  творящей силой по отношению к личности и обществу, когда в ней присутствует вектор  нравственности, гуманности, а  не только полезности. Именно вектор  гуманности  выступает  непременным  условием эффективности  профессиональной деятельности будущего специалиста.

Реализация этого условия   осложняется рядом обстоятельств:

-          во-первых, существующей в России динамикой  социального  разделения членов общества ;

-          падения престижности ряда специальностей;

-          отсутствием  четких реалий общественно-экономического развития страны.

   Вышеобозначенное, с одновременным падением вектора общей культуры в России, является  тяжким тормозом формирования истинного профессионализма. Упрощая понятия сущности культуры. отметим, что  деятельность будущего специалиста (профессионала), берущая начало в условиях высшей школы, обусловлена  теми психолого-социальными и педагогическими  характеристиками, которым он «наполняется» в период своего обучения. Обозначенные характеристики есть суть культурной среды вуза (обучающей, развивающей, воспитывающей). Именно в ней, в профессиональной культуре   проявляется и развивается феномен  общей человеческой культуры. Именно деятельностная природа человека творит культуру.

Таким образом,  можно заключить , что профессиональная культура и культура общественного развития  - есть целостное поле, где одно    зависит от другого . Мы полностью согласны с Ю.Д. Мишиным, который пишет : «Профессиональная культура не ограничивается собственным развитием. Ее прогресс обогащает общую культуру  способствует рационализации  взаимодействия   национальных культур, укрепляя целостность   культурного процесса». (17; 274).

Профессиональная культура, рождающаяся в стенах вуза, закладывает надежные основы общей Российской культуры, создает надежные гарантии ее духовно-нравственной направленности. Поэтому, так важно, чтобы процесс образования в высшей школе проходил в условиях общей  ее гуманитаризации. Именно гуманистическая ориентация  целостного  учебного процесса  в высшей школе  представляется  необходимой  предпосылкой формирования современного профессионала.  

Представляется исключительно важным, чтобы процесс реформирования образования происходил в контексте гуманистической ориентации всего мирового сообщества, чтобы вырабатываемые новые подходы, направляющие,  нашли соответствующее  отражение в программах, учебных планах, методичках и формах  в образовательной системе высшей школы. При этом гуманистическая ориентация должна  коснуться исключительно содержания всех научных дисциплин  преподаваемых в высшей  школе, а также затронуть систему  управления образовательным процессом.

Следовательно, гуманизация образования должна  рассматриваться как

одно из важнейших стратегических направлений по реформированию высшего образования России, что предполагает разработку четкой  концепции гуманизации образования высшей школы.

Необходимость гуманизации образования понимается практически всеми. Основная дискуссия состоит в том, какую модель должна  принять система национального образования. На коренной пересмотр наших представлений об образовательной системе указывают многие авторы. (О.В. Долженко, В.Л. Игатуновский, Л.В. Хазова, Г.С. Альтшуллер. В. Лихолетов, К.Колин, Х.В. Еровенко, др.)

Сегодня налицо противоречие, заставляющее думать о такой модели образования, которая бы не разрушала самого человека как субъекта  культуры. С одной стороны развивающееся общество выставляет высокие требования к образованию человека специализированного, функционального, технологичного. С другой стороны – возрастание требовательности к его нравственности, духовности, гуманности.

Очевидно, что  нужны  такие модели образования, которые ориентированы на духовность, творчество, соборность, которые бы способствовали не просто выживанию общества, а его гармоничному  развитию.

Вполне справедливо замечание о том, что новые модели образования не только должны отличаться от традиционных, но и  характеризоваться этической и гуманистической направленностью- идет ли речь о целях, содержании, технологиях или формах образования.

                        Основу такого, гуманистического образования, должны  составитьновое ноосферное  сознание, системное мышление, новая методологическая культура, характеризующаяся  аксиологичностью, творчеством, гуманностью

Таким образом, в новых образовательных  моделях высшей школыдолжны просматриваться следующие направляющие:

Формирующая  деятельностные профессиональные знания.

Обеспечивающая философскую  и методологическую культуру будущего специалиста.

Формирующая личностные, социально-значимые качества   обучаемых.

Все обозначенные направляющие должны действовать в условиях гуманистической,  научной  и образовательной парадигм.

Происходящие социальные перемены в России, рассматриваемые в историческом разрезе – явление естественное. Было бы крайне наивно утверждать, что  темпысоциальных  перемен (проблем) в будущем исчезнут. Тем не менее , можно определить то звено в обществе и государстве, которое может и должно активно влиять на эти процессы. Этим звеном является система образования. Недооценка важности этого звена  приводит к парадоксальной ситуации: кризис общества  порождает и кризис системы образования. Кризис образования, как правило- это кризис ее продукта – человека.

Было бы справедливо  соединить в единое звено образование , науку и культуру. Образование, наука и культура образуют  хрупкую систему выживания человечества. Очевидно, что определяющим фактором эффективности формирующихся отношений в Российском обществе  будет выступать эта «хрупкая система»,  которая в будущем станет определяющим фактором устойчивого развития  страны.

Исходя из вышеобозначенного положения, необходимо рассматривать процесс  реформирования  образования с учетом перспективного развития всех структур общества.

Таким образом,  образование выступает как важнейший социальный институт гуманизации человека и человеческих отношений в обществе (один из ее смыслов). В изложенном понимании, образование является сферой,  порождающей  социальную жизнь настоящего, но и будущего, определяющая его контуры, в то же время все более   становясь ведущим процессом жизнедеятельности человека в течение всей его жизни. Кардинально меняется  вся сущность системы образования. Если рассматривать образование  как целостный процесс, то возможно рассмотрение его в структурированном виде,  что предполагает:

-          процесс организации образовательной среды, где сама среда  становится процессом оказывающем влияние на  развитие субъектов  попадающих в ее поле;

-          процесс развития и саморазвития обучающегося, под воздействием внешней и внутренней сред;

-          процесс обучения как коммуникативный процесс, имеющий цель генерации  нового знания;

-          процесс воспитания личности.

Лишь в том случае образовательный процесс выполняет свою перспективную функцию- образовывает, когда он исключает авторитарность, жесткую подчиненность бесконечным задачам своей структуры, т.е не нарушает естественный процесс развития личности, тем самым не превращаясь в формальный процесс обучения. Как сделать процесс обучения процессом образования – задача, стоящая перед педагогикой на всем протяжении ее истории (7; 25)

                        Строящаяся сегодня  гуманистическая образовательная парадигма имеет несколько смысловых направляющих. В целом, они  взаимодополняют друг друга, не противореча в основном. Считаем, что современную гуманистическую парадигму Российского образования должна характеризовать направляющая, учитывающая этико-культурологические основания  русского менталитета, его духовности.

Поскольку перспектива построения реального будущего любого социума базируется на интеграции культуры и образования, то социальный институт высшей школы, имеющий основную цель профессиональной подготовки будущего специалиста, должен иметь в своей основе систему его духовно- нравственного  воспитания. Дело даже не в том, что какой-то преподаватель не проводит линию воспитания через свою преподаваемую дисциплину. Вопрос состоит в том, чтобы вся система образования высшей школы могла выполнять воспитывающую функцию.

Гуманизация  высшей школы – это не изолированный  процесс в условиях новой  среды, это активный  интегративный процесс выходящий за границы  образовательного пространства конкретного учебного заведения. Будущий специалист получает не просто профессиональную подготовку, он творится как личность, становится активным  гражданином своей страны и всего человечества. На наш взгляд, реформирование высшего образования в русле  грамматической парадигмы должно строиться  с учетом  приоритета национальной культуры с одновременным синтезом идей и ценностей Восточной философии, как системы целостного знания и единения  мира и человека.

Реформирование образования в России,  проводимое без учета всех специфических условий  и факторов  ее историко – культурного развития, не способно  изменить  настоящую ситуацию, т.е способствовать выходу Российского  общества  из кризиса. Высшее профессиональное образование – есть  важнейшая  социальная система общества , выступающая гарантом не только поддержки общей культуры социума, но и  становлению ее нового  статуса -  статуса устойчивого развития.

Список использованной литературы.

  1. Адаменко А.М. Философия  как методология  проектирования 

      образовательных систем  в инженерных вузах России// Философия

      образования XXI века.- Новосибирск, 2002 №3, с.214

  1. Александров  И.А. Философская концепция  высшего образования: к

      постановке  новых образовательных моделей.// Философия

     образования XXI века.- Новосибирск, 2002 №3, с.204-205.

  1. Вишневский М. Интегративность  мировоззренческих оснований

      образовательной деятельности. //Alma mater.2001, №2, с.19

      4.   Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную  философию.

           - М. 1995, с.25.

5. Жафяров А.Ф. Стратегия  гуманизации школьного образования.//

    Философия образования .- Новосибирск, 2002 №4, с.150-151.

6. Искаков Б.И. Лептонный мир.// Природа и человек(Свет). 2000,

     №4,с.13

7.      Ильин Г. Проблема различия  обучения  и образования. Alma

       mater.2001, №5, с.23, 25

8.      Кудашов В.И. Целевые установки концепции философии образования

       для  XXI века.//Философия образования для XXI века.- Новосибирск

             2001,№2, с. 16.

9.      Краевский В.В. Образование и воспитание  в контексте 

       педагогической науки//Мир психологии.2001,№4,с.213.

10.  Концепция  модернизации Российского образования на период  до

    2010года//Бюллетень МО РФ.2002,№2,с.3

11.  Михайлов  А. Гуманитарные знания  в меняющемся  мире.// Alma

     mater.2001, №2, с.17,18

12.  Молчанов  И.Н. О совершенствовании информационного

     обеспечения системы  высшего профессионального образования.//

     Материалы международного конгресса «Новые  технологии  науки и

     образования на пороге  третьего  тысячелетия». – Новосибирск, 1999,

     TV, ЧIII, с.146.

13.  Мишин  Ю. Д. Культурный фактор  в системе  высшего 

     профессионального образования// Материалы  Международного  

      конгресса «Новые технологии науки и образования на пороге третьего

      тысячелетия».- Новосибирск , 1999, T.V, Ч III. С. 274

14.  Павловский  В.В. Философия высшего образования и воспитания  в

     современной  России.//  Философия образования XXI века.-

     Новосибирск, 2001, №2, с.35.

15.  Павловский В.В. Формирование  всесторонне развитого человека –

     потребность  Российского общества XXI века.// Философия

    образования.-   Новосибирск, 2002, №5, с.17

16.  Павловский В.В. Гуманизм, гуманизация, гуманность в контексте

    философии образования и воспитания.// Философия образования для

    XXI века. –Новосибирск, №4, с. 6

17.  Пайчадзе С.А., Босина Л.В. К вопросу  о развитии мирового 

     информационного  процесса. Электронные  издания.// Материалы

     Международного  конгресса «Новые  технологии  науки и образования

     на пороге  третьего  тысячелетия». Новосибирск, 1999, TV Ч.III, с. 172 

18.  Садовничий В.А.  Высшая школа России.  Ориентиры  на будущее.//

       Официальные документы в образовании.2001,№4 (139), с.5

     19.   Флиер А. Апология  гуманистки// Alma mater.2000, №5, с.6

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz