Еременко К.А., академик МСА,
г. Киев. Украина
Искусство человека ледникового периода
По-своему
прекрасное, тесно связанное с природой производительной деятельностью человека
ледникового периода, искусство кроманьонца (искусство изобразительное, танца и
музыки, ваяния...) во многом предвосхитило достижения последующих цивилизаций.
Например, тончайший рисунок, вырезанный на внешней стороне шумящего браслета
(меандр), считался ранее украшением, характерным для искусства именно древней
Греции; (утверждалось, что рисунок этот был выдуман древними греками). Выточенный
из бивня мамонта, такой браслет был найден вместе с другими музыкальными
инструментами, также сделанными из костей мамонта, на месте раскопок Мезинского палеолитического поселения на Десне[1].
Как
показали дальнейшие исследования, рисунок этот был обнаружен на тщательно
отполированной поверхности среза бивня мамонта, как своего рода
кристаллическая структура строения кости. Характерно, что очень красивая,
оригинальная и в то же время почти незаметная изменчивость направления параллельных
линий наблюдается также на срезе бивня[2].
Но древние греки не могли быть непосредственно знакомы с таким
"первоисточником". Таким образом, это очень интересное открытие
археологов говорит о великой преемственности в едином развитии общечеловеческой
культуры, а также о том, как подлинным источником прекрасного, может явиться
сама природа (как тут не вспомнить еще раз Н.Чернышевского), и более того - о
единстве научного и художественного познания мира, осуществляемых в едином производительном процессе.
Значение
ледникового периода в развитии человечества общепризнано. Но надвигание
ледников, скорее всего связанное с изменениями в положении полюсов, могло иметь
место в северном полушарии лишь в Старом свете - на Евразийском материке.
Напротив того, если иметь в виду ту же причину, то оледенение в
Новом свете должно было быть активным на оконечности Южной Америки, то есть
месте, которое по своему географическому положению, а также вследствие других
немаловажных причин, не могло быть столь же пригодным для развития подлинной
ледниковой, а тем более послеледниковой культуры.
Кроме того,
ученые полагают, что заселение Америки происходило северным, в значительной
мере наземным путем в позднем палеолите, то есть 20-30 тысячелетий назад. В
этом случае, в своем расселении в Новом Свете человек
скорее всего "запоздал" оказаться в южной части Америки к поздне-ледниковому периоду. Если даже предположить очень
быстрое продвижение племен по вытянутому с севера на юг американскому
материку, то все равно; расселившись на совершенно свободной до
этого территории, отличающейся очень благоприятными климатическими и вообще
природными условиями, натолкнувшись на оледенение, человек не мог. иметь никаких стимулов к
преодолению этой, выросшей на его пути преграды. Поэтому, скорее всего
заселение южной оконечности американского материка должно было иметь место
после отступления ледников. Таким образом, суровые условия ледникового периода
не могли здесь оказать того активизирующего воздействия на развитие
человеческой деятельности, как это мы наблюдаем в Сатром
свете.
В отличие
от этого в северном полушарии Старого света оледенение надвигалось на
территории, ранее заселенные нашими далекими предками, вынуждая их к адаптации
и обретению все новых, самых разнообразных средств в борьбе
за существование во все более осложняющихся условиях. Кроме того, те, кто проживал
в Старом свете, находились ближе к ареалу возникновения человека как вида. Но именно в этом случае
следует предполагать их большую способность к активному развитию. Это соответствует
и весьма обоснованным взглядам академика Н.Вавилова на процесс расообразования.
Необходимо
также принять во внимание, что мамонт, населявший просторы северного полушария
именно Евразии, явился крайне необходимым, великим спутником человека
ледникового периода. Он был не только объектом для коллективной охоты,
обеспечивая объединившихся людей продуктами питания. Но давал также и материал
для постройки жилища, для создания орудий труда, а вместе с ними и музыкальных
инструментов.
В 1961 году археологами И.Г.Пидошичко и
И.Г.Шовкоплясом были исчерпаны культурные остатки, относящиеся к Мезинс-кому палеолитическому поселению на Десне
относительно ранней поры мадленского времени (возраст
не менее 20 000 лег. Ими было реконструировано строение типа яранги,
сооруженное из костей мамонта и дерева. Вслед за отступлением ледников строения такого типа отодвинулись в
дальнейшем на север, где и сохранились до наших времен у малых северных
народов, живущих в тех же суровых условиях.
Интересно
отметить, что здесь наличествует и известная преемственность в области
искусства ваяния, танца и музыки, что говорит помимо прочего об огромной
зависимости эстетических запросов человека от образа жизни вообще. Так, среди
сохранившихся в целости 16-ти статуэток, найденных в Костенках*,
обращает на себя внимание фигурка, изображающая женщину[3],
стоящую на соединенных вместе носочках с приподнятыми раздвинутыми пятками и
сложенными на животе руками. Вместе с тем, по словам академика С.Н.Бибикова, пока лучшей иллюстрацией к палеолитическому
танцу может служить описание таща ительменов
(камчадалов), сделанное С.П.Крашенинниковым: "У женщин особливый танец:
они становятся двумя рядами, женщина против женщины, и кладут обе руки на боюхо и, поднимаясь на носках, поводят плечами, не шевеля
руками и не сходя со своего места"[4].
Аналогичная
позиция ног наблюдается и на раскопанном под Лосселем полубарельефе, где
изображены танцующие кроманьонские женщины.
По
свидетельству С.Н.Бибикова, изображенная в этих палеолитических
фигурках поза характерна для искусства таща не только ительменов (камчадалов),
но и для женского танца северного народа Коми в наши дни. Такие совпадения, даже несмотря на огромные расстояния в пространстве и
времени, также говорят о бесспорной зависимости эстетических запросов от образа
жизни вообще, как и о единой предыстории.
На одной из
статуэток из Костенок на руках сделаны три насечки, изображающие
шумящие браслеты, о которых мы говорили ранее в связи с упоминанием
вырезанного на них рисунка. Этот на первый взгляд только предмет украшения в
действительности также являлся музыкальным инструментом, что в свою очередь
подтверждает танцевальный характер поз изображенных женщин. Такой шумящий
браслет был найден среди других. сделанных из костей мамонта,
ударных музыкальных инструментов,
сложенных вместе в яранге, восстановленной И.Г. Падопличко в Мезинском поселении.
Характерно,
что поначалу сделанная красной охрой аналогичная раскраска всех этих предметов навела
ученых на мысль о том, что мы имеем дело с
атрибутами первобытного культа. И лишь затем, описываемый далее эксперимент
установил именно музыкальную
принадлежность этих вещей. Впрочем, не
исключено, что они могли быть и тем и другим. Ведь если
по мнению современных ученых художественное
и научно-философское познание мира
стекалось в древнегреческой мифологии как бы в единое, русло, то в отношении
более древней ледниковой культуры мы
тем не менее могли бы предположить какие бы то ни было разграничения в едином, более построенном на чувственном, нежели строго аналитическом, познании
мира.
Образец
такого первобытного "интеллекта" несомненно несет
шаман,
сохранившийся до наших времен у северных народов и вполне соответствующий
по своему значению проведенным археологическим открытиям. Камлание шамана - это
акт одновременно и практический, коль .скоро
в этот момент он может "врачевать", и
"научный", коль скоро в своей врачующей практике он использует
накопленный многими поколениями опыт, который, кстати, далеко не всегда был так
уж бесполезен, и акт несомненно относящийся к области первобытного искусства
пения и танца, и, наконец, своего рода акт идеологический, в той форме, в какой
это могло быть присуще первобытному человеку, коль скоро, по его
представлению, он обращается в этот момент с силами сверхъестественными.
[1] Шовкопляс И.Г. Мезинская стоянка. - Киев, 1965; По-допличко
И.Г. Позднопалеолитическое жилище из костей- мамонта на Украине. - Киев, 1969.
[2] Возможно, кристаллический
рисунок на бивне мамонта и отмеченная нами оригинальная изменчивость в
направлении линий обеспечивали прочность строения этого его единственного
оружия. Этот рисунок был обнаружен археологом В.И.Бибиковой,
нашедшей тщательно отполированный обрезок бивня на палеолитической стоянке в Мезине.
[3] Абрамова З.А. Палеолитическое искусство на территории СССР // САЙ, вып. А-4-3. 1964
[4] Крашенинников С.П. Описание
земли Камчатки, Ш, ЛУ, гл. Х1У. О пирах и забавах Камчатских. - СПБ. 1919. С.
153.