Чл.-кор. МСА, Ромм В.В.,
Новосибирск
Социальная напряженность и культура.
Доклад на конференции 24.11.04.
В начале ноября в Новосибирском краеведческом музее прошла
выставка художественных работ заключенных. Этот факт отметили все радио и
телекомпании. Журналисты не рассуждали о художественных достоинствах
экспонатов. Больше всего их поражал тот факт, что заключенные тянутся к
искусству, что приобщение к искусству снижает напряженность, жестокость,
агрессивность, облагораживает. Удивление
журналистов с одной стороны отражает современный уровень внимания к проблеме, с другой –
является очень и очень тревожным фактором.
Еще
со времен Древней Греции известно, что искусство – самое могучее средство
воспитания и образования. Совсем недавно в Советском Союзе культура, искусства,
это могучее идеологическое оружие было на переднем плане политической борьбы. И
вовлечению народных масс в самодеятельное творчество уделялось огромное
внимание.
Думая над докладом, я боялся
скатиться только в негатив. Поэтому вначале скажу о хорошем,
о тех результатах, которые достигла хореографическая ассоциация при поддержке
нашей академии.
До начала перестройки самым
распространенным и массовым видом самодеятельного творчества были хоры. По
нескольку хоров было в каждой общеобразовательной школе, техникуме,
профессиональном училище, институте. Сейчас в Новосибирске для счета хоров
хватит пальцев одной руки.
Cхранить и в количественном отношении и даже
преумножить удалось, благодаря наличию Хореографической ассоциации любительскую
хореографию. Какое-то время мы думали, что причина только в профессиональном
авторитете ассоциации, которая взяла на себя переподготовку педагогов,
повышение их профессиональной квалификации, аттестацию коллективов, организацию
фестивалей, конкурсов, семинаров, конференций. Однако взрывное повышение
интереса к обучению хореографией, особенно к классическому танцу не поддавалось
этому объяснению. Как ни парадоксально
это звучит, причина этого феномена объяснялась падением жизненного уровня
населения и, соответственно, катастрофического ухудшении
здоровья взрослых и детей. Родители на практике видели благотворность занятий
детей танцами, могли наблюдать явное оздоравливающее
воздействие танца на ребенка, на его внешний облик, красоту и
привлекательность, на создание оптимистического психического состояния, бодрого
настроения и т.д. Естественно каждый
родитель стремился увидеть своего ребенка здоровым и счастливым. Самым дешевым
и надежным средством оказался танец.
Танцы по своему оздоравливающему
воздействию на организм сравнимы с такими признанными лидерами в этой области,
как лыжный спорт и плавание. Но ведь чтобы покататься на лыжах, нужна, как
минимум, зима, а для плавания - как минимум, водоем. Танцевать
же можно не выходя из дома. Занятия танцами развивает подвижность,
координацию и гибкость, они благотворно влияют на сердце и другие органы.
В ХХ-XXI вв. самым распространенным заболеванием стала
гиподинамия – недостаточность движения. Очень уж обездвиженной стала наша
жизнь. Ребенок десять-одиннадцать лет сидит за школьной партой, затем еще
пять-шесть лет учится в ВУЗе. Дальнейшая жизнь и работа тоже не требует
движения. От движенческих нагрузок освобождают человека различные механизмы и
машины. Однако человеческий организм рассчитан на движение. Медики говорят, что
эластичность и крепость стенок кровеносных сосудов формируется только при
физических нагрузках. Если таковых нет, то нечего удивляться ранним инфарктам и
другим заболеваниям кровеносной системы. Танец, безусловно, способен спасти
многих от этой чумы ХХ века.
Самым эффективным и именно на первых этапах обучения оказался
классический танец. Он Совместно с учеными Западно-Сибирского отделения
Международной славянской академии нам удалось разработать методику спасения детей
от широко распространившихся всевозможных искривлений позвоночника. Новое время
приносит свои проблемы, свои массовые заболевания. Например
сильно помолодели искривления позвоночника. Они стали
повсеместно наблюдаются уже в
возрасте 5-7 лет, чего не было 15-20 лет назад. Это заболевание очень плохо
поддается лечению, в запущенных случаях
считается неизлечимым. Совместные с учеными МСА хореографы ассоциации
разработали оригинальную методику коррекции позвоночника. Дети излечивались,
получая удовольствие. Исследования показали, что эта
методика надежно на 100% корректирует нетравматические искривления
позвоночника в любом детском и подростковом возрасте.
Хореографическая ассоциация совместно с МСА
каждый год проводит традиционные фестивали, конкурсы классического,
народно-сценического, русского, белорусского, эстрадного, детского, игрового
танцев, семинары, конференции... В этом году закончился 7-й областной фестиваль детского
танца, начался 12-й региональный Новосибирский Рождественский фестиваль танца.
5 января 2005 г. мы всех вас приглашаем
на Гала-концерт этого фестиваля в Большой зал филармонии.
Почему-то
принято говорить о трудных временах в прошедшем времени. Для культуры такого
лучшего времени еще не наступило. Вот лишь несколько примеров. В 1997 году под
эгидой МСА мы провели Рождественский
фестиваль. Несколько дней шли просмотры и в двух
заключительных концертах выступило 86 коллективов (примерно 4000
участников). Для этого нам были
бесплатно предоставлены лучшие сцены города. Сегодня о получении зала без
огромной для наших скромных возможностей платы нельзя и подумать. Поэтому мы
ищем залы подешевле и только на два-три часа концерта.
В то же время все Дворцы культуры арендованы в течение года два-три дня в
неделю зарубежной церковью. Проходят встречи с иностранными проповедниками.
Очевидно, деньги на это поступают из-за границы.
Проводить
фестивали и конкурсы все труднее и труднее. МСА, так же как и НХА –
общественная организация, которая не занимается финансовыми делами. Однако
создание условий для существования
такого рода организаций законом не предусмотрено. Для проведения на должном уровне любого
фестиваля, конкурса, семинара, конференции нужны огромные деньги. Каждый раз
после очередного мероприятия удивляемся, как нам его удалось провести.
Многие
винят администрацию города, области в невнимании к проблемам любительского
хореографического искусства, в нежелании оказывать ему помощь. В руководстве
города знающие и любящие искусство люди, но здесь, как и в стране в целом,
вопреки всему продолжается наступление на культуру и образование.
В
остальных регионах только кажется, что лучше. То, что со всех городов Сибири мы
получаем просьбы о приеме в нашу ассоциацию, является серьезным показателем.
В
нашей ассоциации собраны лучшие педагоги-хореографы региона, замечательные
энтузиасты, отдающие все работе с детьми.
Хореография
по интересу, значимости, массовости занимает первое место. Но даже здесь мы
видим огромный дисбаланс. Сегодня не осталось бесплатного обучения хореографии.
Искусство любительское становится достоянием только обеспеченных людей. А это
мизерная часть населения России. Миллионы беспризорных выброшены из этого
процесса. Миллионы детей из проблемных,
кризисных, бедных семей также практически лишены надежды
приобщиться к искусству.
Ученые,
выдающиеся общественные деятели страны в полный голос говорят, что оружием,
танками и пушками преступность не остановить. Социальное неблагополучие, напряженность в нашем государстве, несмотря на
все уверения властей, не удается снизить. Есть мнение, что питательной средой
появления криминала, бандитизма и терроризма является чудовищный разрыв в
благосостоянии, огромный процент населения, остающийся за чертой бедности,
миллионы Бомжей, миллионы беспризорных детей. Правительство видит путь с
угрозой бандитизма и терроризма через усиление армии, милиции, спецназа и т.д.
Однако при этом идет, заметное
свертывание социальных и культурных программ.
Я
не политик, не берусь давать советы, но думаю, что должно быть иначе.
Остановить падение страны в пропасть тотальной преступности может лишь внимание к человеку, забота о
человеке, образование и культура. Когда оглядываешься на прошедшие восемь лет,
то следует говорить о титанических усилиях не возродить,
а вопреки всему спасти, сохранить одиночные ростки, в надежде на будущее.
Надеюсь
вместе с Вами, что светлые времена в России еще наступят и в ожидании этих
времен мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить, удержать наше
замечательное искусство на достойном уровне. Сделать это можем только мы с
Вами.