Геннадий
Иванович Мурыгин,
профессор
МСА, г. Новосибирск
Взаимовлияние
культур народов Мури и русской
В предисловии к полному
энциклопедическому справочнику «История России» указывается: «История России начиналась
не с чистого листа. Кровь забытых племен смешалась в наших жилах. Прошлое
неславянских народов, издавна обитавших в Восточной Европе и за Уралом, чьи
потомки сегодня составляют изрядную долю населения нашей страны, драматично и
богато событиями»[1]
Вот таким «забытым племенем» был
народ Мури. Мой отец Иван Терентьевич Мурыгин (1902 – 1940) меня воспитывал на
древних традициях Мури. В два года он посадил меня на коня, учил владеть
плетью, арканом, клинком, учил языку Мури. В нашей семье хранились древние
записи на конской коже: маршрутные карты, сказания по истории Мури, об обычаях
народа. Этот народ относится к угро-финской группе. Ближе всего к Мури мадьяры.
Правда после принятия католицизма, эта религия повлияла на их язык.
Согласно древним рунам Мури
первыми одомашнили дикого коня. С того времени они занялись табунным
коневодством. Сказания пишут так:
В степях тогда паслись табуны
Коней диких. Людей они
боялись.
Как только появлялся человек,
То табуны немедля исчезали.
Быстры они, легки и не догнать их людям.
Но вот в степи возник пожар.
Прижал к реке он табунок,
Вошел он в воду.
Огонь же бушевал,
К реке он подбирался.
А на другом
на берегу
Толпились Муры.
Решили все они спасти коней.
Вошли все в воду,
Толкали все коней к себе.
Огонь же бушевал. Горело всё.
И кони поддались их уговорам.
И люди стали защищать коней
От хищников и от огня.
Кормили
их, лелеяли, ласкали.
Тогда-то люди и взобрались на
коня.
Смогли тогда все Мури
Гоняться за другими табунами,
Арканами ловили всех коней
И приручали их.
Так Муры стали Мури[2]...
Так поется в древних Рунах[3].
Одомашниванию коней
способствовало и то, что язык Мури был тогда односложным и был более понятен
лошадям. Эту мысль высказал Новосибирский филолог Анатолий Вениаминович Русанов.
На языке Мури и мадьяр слово конь - «Ло».
Одомашнивание коня было
прорывом в цивилизации. И конских грив и
хвостов Мури стали делать, плети, арканы и сети для ловли рыбы. Мадьяры стали
ловить и одомашнивать других животных. Мури же занялись только табунным коневодством.
Их образ жизни был таков:
"О! Как прекрасна, жизнь
у вольных Мури.
Чертог наш - степь широкая
кругом,
А полог-свод небесный.
Богатства наши - табуны
коней.
Клинок, аркан и бич -
необходимость.
У каждого по два коня.
У каждого коня чепрак
кошмянный.
приходит
ночь. Чепрак с коня снимаю
И кладу оземь. Другим я
укрываюсь
И сплю. Но бдит ночная
стража,
Чтоб волки подлые к коням не
подкрались.
Восходит солнце. Мури,
преклонив колени,
Светило славят. Потом ведут
коней
На водопой и проверяют сети.
А там нас ждут и стерлядь,
осетры…
Какой прекрасный завтрак!
Дают все силы Мури и уму их гибкость.
Чисты духом и телом Мури.
Ведь всаднику так чистота
нужна,
Мальцы из рек вообще не
вылезали!
И взрослые в воде. Мы любим
воду!
И вечером в огне костров конину жарим,
Доим всех кобылиц и пьём кумыс из бурдюков.
Так дни все и проходят в
воле...
Подует ветер северный.
Теплолюбивы Мури.
И начинаем путь
Мы все на юг[4].
Мури имели огромные конские табуны.
А коням нужна вода. Веками Мури базировались в долинах рек. И эти водопои Мури
дали названия рекам: Мур и Мура, Мурад и Муреш. Со временем
места их постоянных кочевок получили - названия: Муром и Мургаб, Мурско-Собота и Тыргиу-Муреш.
Мура и Мураши, Мурыгино и Мурино.
Иногда погода вынуждала Мури
доходить даже до Египта. Учёные-египтологи неправильно, перевели данные с
древних фресок, назвав Мури «гиксосами». В настоящее время все согласились с
мнением египтолога Кенига, переименовавшего гиксосов в АМОРЕИ'. Это
наименование уже – ближе к подлинному названию кочевого народа.
Другая ошибка египтологов заключается в том,
что они гиксосов, а на самом деле Мури Ханов назвали "Царями
Пастухов". Мури Ханы – Коневоды.
К середине IХ
века численность Мури достигла критической величины. И тогда на совете решили: части родов Мури и все мадьяры должны
изменить направления откочёвок. Они двинулись на Запад. К 896 году мадьяры обосновались на Дунае.
Часть Мури осталась на территории современной Трансильвании, а другая, имея
более крепких коней, достигла долины реки в Австрии, дав ей название Мур.
В настоящее, время
председателем Союза коммунистов Австрии является Франц Мури. Много лет мы
ведём с ним переписку. Я подарил ему свои работы о Мури, а он мне прислал свой
капитальный труд.
Одежда
Мури готовилась из конской кожи: «блуз» - жилетка, «шорт» - короткие брюки, «касс» - головной убор
с козырьком и сандалии с ремнями для
крепления на голени. Поэтому с наступлением холодов Мури откочевывали на юг. Влияние Мури на соседей происходило через женщин.
Они, став на время их подругами, перенимали
опыт общения с конями, методы рыбной
ловли с помощью сетей из конского волоса, изготовления арканов, плетения сетей, использованию кремней. Возвращаясь с Юга, Мури обзаводились девами. В то время даже один конь имел огромную цену. Девы охотно становились подругами Мури.
Если при этом появлялась девочка, то
молодой матери дарили коней, и она с радостью с дочкою покидала кочевье. Мальчики обязательно оставались с Мури. Они –
популяция мужчин. На сотню Мури приходилось не более полста «обоза» 25-30
мальчиков и 25-20 женщин. Мальчикам выделяли учителя, и тот передавал мальчикам свои знания.
Мури были
консервативны и это их сгубило. Соседи обзаводились
орудиями убийств: луки, стрелы, копья,
сабли, а потом и огнестрельное оружие: пищали, пушки, пистолеты, ружья.
А у Мури: «Мы всех потопчем конями».
Русские войска осадили Казань. Но взять
смогли только 2 октября 1552 года. Почему так долго шла осада? Потому, что
осаждающие заняли пути откочёвок Мури на Юг.
В III
томе «Истории России» С.М. Соловьев пишет о нападении "лесных
всадников" на осаждающих. И он это связывает с Казанью: «Войска истомились
от беспрестанных вылазок из города, от наездов из лесу»[5].
Русские
люди используют в своей речи слова, не вникая в их смысл. Говорят "Москва", "Самара",
"Саратов". А. что означают эти слова? Правда, сейчас стали указывать на то, что название
российской столицы угро-финского происхождения.
«Ва"- река, Стойбище Мури летом
находилось на месте современного
Кремля. Коней же они пасли на заливных лугах противоположного берега.
Отсюда "Мocк
Bа”
- река во влажной местности.
В языке Мури в начале не было шипящих
звуков. Вместо них - один звук - "С". Слово "Са",
а позже "Ша". Под этим - оно вошло и в русский язык, означая
"покой", отдых". Мури поклонялись солнцу. Это они переняли от
египтян. На маршрутных картах (на конской коже) на Волге указывалось любимое
место отдыха женщин Мури - «Са Ма Ра», место отдыха мужчин«Са
Ра та». К русским попали эти маршрутные карты Мури. Они на этих удобных местах и поставили свои остроги, дав
им соответствующие названия. После падения Казани и Астрахани по берегам Волги
на всех стоянках Мури появились остроги.
Мури
никогда и никому не подчинялись! Они не захотели принять и власти Москвы, были
вынуждены после падения Казани уходить
уже не на Юг, а на Север и Северо-восток, Северо-запад. Теперь им
пришлось перенимать у соседей опыт пошива зимней одежды, строительства домов и
конюшен.
Еще задолго до строительства
Петербурга в этом гнилом краю появились Мури. Речку назвали «Муринка», а поселок «Мурино». На схеме С-Петербурга эти названия есть по сей день. Некоторые Мури уходили в
Финляндию и даже на север Швеции. Там по сей день есть
поселок Мура, в котором родился
знаменитый художник Андерс Цорн (1860-1920)[6].
Любимая тема этого художника с малых лет – кони.
Мой
отец Иван Терентьевич Мурыгин после службы в армии объехал ареалы обитания Мури
и организовал их сборы. Так, летом 1937 года на лесной заимке около
Камня-на-Оби собрались 21 род Мури. В их числе были и "красные
мадьяры". Эти люди остались в России, обзавелись семьями. Но на следующий год на сборах было всего
12 родов Мури. Поэтому папа сказал: "Больше собираться не будем. Но нужно
овладевать какой-либо специальностью и путём публикаций заявлять о нашем
народе"!
Перед кончиной отец завещал
мне продолжать его дело. В 1970 г. мне удалось побывать в деревне Мурыгино (Частинский район
Пермской области). В то время там жил рунопевец Иван Мурыгин. Он напел мне древние руны. Тогда же я их записал и в
последние годы занимаюсь переводом их на русский язык. Постепенно издаю
переведенные руны – издано уже 5
сборников. Готовится к печати 6-й, в котором
будет и словарь "Мури - Русский".
В каждой новой библиотеке я
сразу в каталогах ищу труды своих соплеменников.
Я радуюсь появлению новых имён. Среди них есть и историки. Надежда Фёдоровна Мурыгина в своей "Хрестоматии древнего мира" уделила много внимания кочевникам. Большую работу проводит археолог Александр
Михайлович Мурыгин, живущий в Сыктывкаре. Он в 1980 г. издал книгу «Древние
памятники Северного Приуралья», в 1994 - «Миграционный фактор в развитии
средневековых культур Северного Приуралья».
В этом труде он пишет: "На развитие культуры могли оказать влияние этносы, неизвестные современной науке", Этой
фразы я ждал долго. И поэтому сразу
занялся публикацией, материалов известных мне от всех моих родных и соплеменников.
В Новосибирске тоже живут
потомки Мури. Среди них известный
искусствовед Павел Дмитриевич Муратов. Много бесед я имел с выдающимся
композитором Сибири – А. Муровым.
Настоящая фамилия композитора
Трепль, но он выбрал творческий псевдоним в честь имени древнего народа. В
одной из музыкальных школ
Новосибирска класс баяна ведет Николай
Александрович Мурыгин.
Много Мури погибло в войнах. В «Книге Памяти» Пермской
области указано 23 Мурыгина. По Новосибирской области – 5 человек. На
привокзальной площади Барнаула на памятнике жертвам войны есть И.Ф. Мурыгин.
Вечная им память.
[1] Полный энциклопедический справочник «История России». – М.: «Олма-пресс», 2003. – С. 5.
[2] На языке Мури и удмуртов Человек – «Мурт», а всадник – «Мури»
[3] Г. Мурыгин. Мури-Мари. – Новосибирск, 2000. – С. 21-22.
[4] Г. Мурыгин. Эпос Мури. – Новосибирск, 1999. – С. 6-9
[5] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М.,1993. – С. 478
[6] Г. Мурыгин. Цорн. – Новосибирск, 1996.