Геннадий Иванович Мурыгин,

профессор МСА, г. Новосибирск

Взаимовлияние культур народов Мури и русской

 

В предисловии к полному энциклопедическому справочнику «История России» указывается: «История России начиналась не с чистого листа. Кровь забытых племен смешалась в наших жилах. Прошлое неславянских народов, издавна обитавших в Восточной Европе и за Уралом, чьи потомки сегодня составляют изрядную долю населения нашей страны, драматично и богато событиями»[1]

Вот таким «забытым племенем» был народ Мури. Мой отец Иван Терентьевич Мурыгин (1902 – 1940) меня воспитывал на древних традициях Мури. В два года он посадил меня на коня, учил владеть плетью, арканом, клинком, учил языку Мури. В нашей семье хранились древние записи на конской коже: маршрутные карты, сказания по истории Мури, об обычаях народа. Этот народ относится к угро-финской группе. Ближе всего к Мури мадьяры. Правда после принятия католицизма, эта религия повлияла на их язык.

Согласно древним рунам Мури первыми одомашнили дикого коня. С того времени они занялись табунным коневодством. Сказания пишут так:

В степях тогда паслись табуны

Коней диких. Людей они боялись.

Как только появлялся человек,

То табуны немедля исчезали.

 

Быстры они, легки и не догнать их людям.

Но вот в степи возник пожар.

Прижал к реке он табунок,

Вошел он в воду.

 

Огонь же бушевал,

К реке он подбирался.

А на другом на берегу

Толпились Муры.

 

Решили все они спасти коней.

Вошли все в воду,

Толкали все коней к себе.

Огонь же бушевал. Горело всё.

 

И кони поддались их уговорам.

И люди стали защищать коней

От хищников и от огня.

Кормили их, лелеяли, ласкали.

 

Тогда-то люди и взобрались на коня.

Смогли тогда все Мури

Гоняться за другими табунами,

Арканами ловили всех коней

 

И приручали их.

Так Муры стали Мури[2]...

 

Так поется в древних Рунах[3].

 

Одомашниванию коней способствовало и то, что язык Мури был тогда односложным и был более понятен лошадям. Эту мысль высказал Новосибирский филолог Анатолий Вениаминович Русанов. На языке Мури и мадьяр слово конь - «Ло».

Одомашнивание коня было прорывом в цивилизации. И конских грив  и хвостов Мури стали делать, плети, арканы и сети для ловли рыбы. Мадьяры стали ловить и одомашнивать других животных. Мури же занялись только табунным коневод­ством. Их образ жизни был таков:

"О! Как прекрасна, жизнь у вольных Мури.

Чертог наш - степь широкая кругом,

А полог-свод небесный.

Богатства наши - табуны коней.

 

Клинок, аркан и бич - необходимость.

У каждого по два коня.

У каждого коня чепрак кошмянный.

приходит ночь. Чепрак с коня снимаю

 

И кладу оземь. Другим я укрываюсь

И сплю. Но бдит ночная стража,

Чтоб волки подлые к коням не подкрались.

Восходит солнце. Мури, преклонив колени,

 

Светило славят. Потом ведут коней

На водопой и проверяют сети.

А там нас ждут и стерлядь, осетры…

Какой прекрасный завтрак!

 

Дают все силы Мури и уму их гибкость.

Чисты духом и телом Мури.

Ведь всаднику так чистота нужна,

Мальцы из рек вообще не вылезали!

 

И взрослые в воде. Мы любим воду!

И вечером в огне костров конину жарим,

Доим всех кобылиц и пьём кумыс из бурдюков.

Так дни все и проходят в воле...

 

Подует ветер северный.

Теплолюбивы Мури.

И начинаем путь

Мы все на юг[4].

 

Мури имели огромные конские табуны. А коням нуж­на вода. Веками Мури базировались в долинах рек. И эти водопои Мури дали названия рекам: Мур и Мура, Мурад и Муреш.  Со временем места их постоянных кочевок получили - названия: Муром и Мургаб, Мурско-Собота и Тыргиу-Муреш. Мура и Мураши, Мурыгино и Мурино.

Иногда погода вынуждала Мури доходить даже до Египта. Учёные-египтологи неправильно, перевели данные с древних фресок, назвав Мури «гиксосами». В настоящее время все согласились с мнением египтолога Кенига, переименовавшего гиксосов в АМОРЕИ'. Это наименование уже – ближе к подлинному названию  кочевого народа.

Другая ошибка египтологов заключается в том, что они гиксосов, а на самом деле Мури Ханов назвали "Царями Пастухов". Мури Ханы – Коневоды.

К середине IХ века численность Мури достигла критической величины. И тогда на совете решили: части родов Мури и все мадьяры должны изменить направления откочёвок. Они двинулись на Запад. К   896 году мадьяры обосновались на Дунае. Часть Мури осталась на территории современной Трансильвании, а другая, имея более крепких коней, дос­тигла долины реки в Австрии, дав ей название Мур.

В настоящее, время председателем Союза коммунистов Австрии явля­ется Франц Мури. Много лет мы ведём с ним переписку. Я подарил ему свои работы о Мури, а он мне прислал свой капитальный труд.

Одежда Мури готовилась из конской кожи: «блуз» - жилетка, «шорт»  -  короткие брюки, «касс» - головной убор с козырьком и сандалии  с ремнями для крепления на голени. Поэтому с наступлением холодов Мури откочевывали на юг. Влияние Мури на соседей происходило через женщин. Они, став на время их подругами, перенимали опыт общения с конями, методы рыбной ловли с помощью сетей из конского волоса, изготовления арканов, плетения сетей, использованию кремней. Возвращаясь с Юга, Мури обзаводились девами. В то время даже один конь имел огром­ную цену. Девы охотно становились подругами Мури. Если при этом появ­лялась девочка, то молодой матери дарили коней, и она с радостью с дочкою покидала кочевье. Мальчики обязательно оставались с Мури. Они – популяция мужчин. На сотню Мури приходилось не более полста «обоза» 25-30 мальчиков и 25-20 женщин. Мальчикам выделяли учителя,  и тот передавал мальчикам свои знания.

 

Мури были консервативны и это их сгубило. Соседи обзаводились орудиями убийств: луки, стрелы, копья,  сабли, а потом и огнестрельное оружие: пищали, пушки, пистолеты, ружья. А у Мури: «Мы всех потопчем конями».

Русские войска осадили Казань. Но взять смогли только 2 октября 1552 года. Почему так долго шла осада? Потому, что осаждающие заняли пути откочёвок Мури на Юг. В III томе «Истории России» С.М. Соловьев пишет о нападении "лесных всадников" на осаждающих. И он это связывает с Казанью: «Войска истомились от беспрестанных вылазок из города, от наездов из лесу»[5].

Русские люди используют в своей речи слова, не вникая в их смысл. Говорят "Москва", "Самара", "Саратов". А. что означают эти слова? Правда, сейчас стали указывать на то, что название российской столицы угро-финского происхождения. «Ва"- река,  Стойбище Мури летом находилось на месте современного Кремля. Коней же они пасли на заливных лугах противоположного берега. Отсюда "Мocк Bа” - река во влажной местности.

В языке Мури в начале не было шипящих звуков. Вместо них - один звук - "С". Слово "Са", а позже "Ша". Под этим - оно вошло и в русский язык, означая "покой", отдых". Мури поклонялись солнцу. Это они переняли от египтян. На маршрутных картах (на конской коже) на Волге указывалось любимое место отдыха женщин Мури - «Са Ма Ра», место отдыха мужчин«Са Ра та». К русским попали эти маршрутные карты Мури. Они на этих   удобных местах и поставили свои остроги, дав им соответствующие названия. После падения Казани и Астрахани по берегам Волги на всех стоянках Мури появились остроги.

Мури никогда и никому не подчинялись! Они не захотели принять и власти Москвы, были вынуждены после падения Казани уходить  уже не на Юг, а на Север и Северо-восток, Северо-запад. Теперь им пришлось перенимать у соседей опыт пошива зимней одежды, строительства домов и конюшен.

Еще задолго до строительства Петербурга в этом гнилом краю появились Мури. Речку назвали «Муринка», а поселок «Мурино». На схеме С-Петербурга эти названия есть по сей день. Некоторые Мури уходили в Финляндию и даже на север Швеции. Там по сей день есть поселок  Мура, в котором родился знаменитый художник Андерс Цорн (1860-1920)[6]. Любимая тема этого художника с малых лет – кони.

Мой отец Иван Терентьевич Мурыгин после службы в армии объехал ареалы обитания Мури и организовал их сборы. Так, летом 1937 года на лесной заимке около Камня-на-Оби собрались 21 род Мури. В их числе были и "красные мадьяры". Эти люди остались в России, обзавелись семьями. Но на следующий год на сборах было всего 12 родов Мури. Поэтому папа сказал: "Больше собираться не будем. Но нужно овладевать какой-либо специальностью и путём публикаций заявлять о нашем народе"!

Перед кончиной отец завещал мне продолжать его дело. В 1970 г. мне удалось побывать в деревне Мурыгино (Частинский район Пермской области). В то время там жил рунопевец Иван Мурыгин. Он напел мне  древние руны. Тогда же я их записал и в последние годы занимаюсь переводом их на русский язык. Постепенно издаю переведенные руны – издано уже 5  сборников. Готовится к печати 6-й, в котором будет и словарь "Мури - Русский".

В каждой новой библиотеке я сразу в каталогах ищу труды своих соплеменников. Я радуюсь появлению новых имён. Среди них есть и историки. Надежда Фёдоровна Мурыгина в своей "Хрестоматии древнего мира" уделила много внимания кочевникам. Большую работу проводит археолог Александр Михайлович Мурыгин, живущий в Сыктывкаре. Он в 1980 г. издал книгу «Древние памятники Северного Приуралья», в 1994 - «Миграционный фактор в развитии средневековых культур Северного Приуралья».   В этом  труде он пишет: "На развитие культуры могли оказать влияние этносы, неизвестные современной науке", Этой фразы я ждал долго. И поэтому сразу занялся публикацией, материалов известных мне от всех моих родных и соплеменников.

В Новосибирске тоже живут потомки  Мури. Среди них известный искусствовед Павел Дмитриевич Муратов. Много бесед я имел с выдающимся композитором Сибири – А. Муровым.  Настоящая фамилия  композитора Трепль, но он выбрал творческий псевдоним в честь имени древнего народа. В одной  из музыкальных школ Новосибирска  класс баяна ведет Николай Александрович Мурыгин.

Много Мури  погибло в войнах. В «Книге Памяти» Пермской области указано 23 Мурыгина. По Новосибирской области – 5 человек. На привокзальной площади Барнаула на памятнике жертвам войны есть И.Ф. Мурыгин. Вечная им память.

 



[1] Полный энциклопедический справочник «История России». – М.: «Олма-пресс», 2003. – С. 5.

[2] На языке Мури  и удмуртов Человек – «Мурт», а всадник – «Мури»

[3] Г. Мурыгин. Мури-Мари. – Новосибирск, 2000. – С. 21-22.

[4] Г. Мурыгин. Эпос Мури. – Новосибирск, 1999. – С. 6-9

[5] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М.,1993. – С. 478

[6] Г. Мурыгин. Цорн. – Новосибирск, 1996.

 

Hosted by uCoz