Возможности магии палеолитического танца

           

 

Валерий Владимирович Ромм,

доктор культурологии, академик МСА,

 

Современный человек смотрит на магические танцы, на их возможности, как на атавизм истории. У жителей развитых стран собственный опыт в этом близок к нулю. Поэтому в научной литературе о магических танцах или не пишется, или пишется уничижительно.

Взгляд со стороны объекта (зрителя) очень важен для понимания особенностей магического танца. Чаще всего именно с этой точки зрения и анализируются подобные танцевальные сюжеты в научной литературе. Впрочем, при отсутствии живого опыта, взгляд со стороны и использование чужого опыта – мера вынужденная. При таком подходе остаются незатронутыми и непонятыми многие составляющие магического танцевального явления. Поэтому анализ от объекта (зрителя) не даёт достаточного материала для полномасштабной и серьёзной исследовательской работы.

Мне посчастливилось не только знакомиться с образцами магических танцев со стороны, но и неоднократно исполнять их. Поэтому можно было, пусть и на собственном опыте, оценивать влияние на объект и на субъект. Появлялась возможность описывать ощущения и состояние исполнителя во время этого танцев. Один из них был ценен тем, что это был не современный танец с неизбежностью искажений подлинного содержания, а очень древний танец. Столь древним, что упоминание возраста вызывает само по себе огромное изумление. Этому танцу, зафиксированному в палеолитической скульптуре, более 24 тысяч лет. Композиция танца записана уникальной знаковой письменностью.

Скульптура (рис. 1), была обнаружена М.М. Герасимовым в 1929 г. близ г. Иркутска (пос. Мальта). Статуэтка, вырезанная из бивня мамонта, хранится в отделе истории первобытной культуры Государственного Эрмитажа.

Скульптор, живший в эпоху, невероятно от нас удалённую, сделал все, чтобы мы не ошиблись в том, какое движение изображено, какое движение последует. С огромнейшим мастерством художник сумел указать на особенности стилистики, показать наклоны и повороты в ту или иную сторону. Для этого мастеру пришлось поступиться многим, изобразить своего героя чуть ли не кособоким, исковырять его тело выемками знаков. Если скульптор шёл на такие жертвы ради передачи движения, то и я был не вправе отрицать, что множество выемок-значков служат все той же цели, а именно – дать нам более подробную и точную информацию о движениях палеолитического танца.

Достаточно подробно древняя знаковая система и методика её расшифровки описаны в моих монографиях [1 – 3].

рис 25.jpg

 

Рис. 1.

рис 26.jpg

Рис. 2.

 

Танец Юпитера, а именно под таким именем сегодня известна статуэтка,  представлял собой танец, направленный не просто на  взаимодействие с могущественной планетой Солнечной системы, с божеством, а на изменение чего-то, с помощью этого взаимодействия. Не знаю, что хотел исправить, чего добиться таким танцем древний автор, но уверен, забота о здоровье была в числе первоочередных задач. Что могли требовать от божества древние люди? Просьбы не меняются тысячелетиями. Молят о дожде, когда его нет, солнечного утра, когда дождь льёт не переставая. Просят здоровья.  

 

Информация, записанная на статуэтке позволяет нам узнать очень много, вплоть до даты исполнения этого танца. Представим себе утро 24012 года до новой эры, соответствующее сегодняшней календарной дате, 23 декабря – дню зимнего солнцестояния. Оно может совпасть с полнолунием, как в этот день в 1988 году нашей эры (расшифровка первых знаков древней записи произошла в 1988 году). В это время Юпитер невидим, так как он в той же стороне, где и Солнце. Наш исполнитель обернулся лицом к Солнцу и Юпитеру и начал делать ритуальные движения руками – концентрацию энергии. Зрители расположились за танцором тоже лицом к Солнцу. И получается, что исполнитель начинал свой танец спиной к ним.

В суфизме орден вертящихся дервишей использует танцы для медитации. Танцев моделируют движение Солнечной системы, её планет: танцор – Солнце, танцор – Меркурий, Венера, Земля, Луна, Марс, Юпитер и т.д. Можно сказать, что танцевальная межпланетная практика сохранилась в танцах дервишей с древнейшей поры до нашего времени. Танец Юпитера чем-то продолжает традицию вращающихся дервишей. Почти половину композиции исполнитель танца Юпитера делает вращение в определённую сторону. Интересно. что в какой-то момент вращение  останавливается и идёт вспять. Я заволновался, стал искать ошибку в прочтении, вновь и вновь смотрел знаковую запись. Ошибки не нашёл. Тогда я обратился к звёздным картам и таблицам движения планет. Они меня успокоили. Оказалось, что и планета Юпитер для наблюдателя с Земли  идёт по зодиакальному своду сначала в одну сторону, потом останавливается и какое-то время идёт назад.

В течение какого-то времени законченная часть большой композиции (один проход всех знаков) исполнялась много раз. Все показы фиксировались на видеопленку. Поэтому была уникальная возможность сопоставить мои внутренние ощущения, состояние исполнителя с представлениями зрителя о танце Юпитера. Я анализировал влияние танца Юпитера, как на субъект (исполнителя), так и на объект (зрителя). Дополнительную убедительность давало то обстоятельство, что исполнялась одинаковая, жёстко закрепленная и сохраняемая в неприкосновенности в течение более 24000 лет запись композиции танца. Были ощущения исполнителя – взгляд изнутри. Были видеозаписи – взгляд извне. При всех исполнениях этого танца чувствовалось открытие некоего энергетического канала к удалённым космическим объектам. Каждое исполнение несло улучшение самочувствия и даже лечение, если я был болен.  Магический танец Юпитера будто был настроен на оздоровление. Однако только этим возможности палеолитического танца не ограничились. Несколько публичных экспериментов показали возможность посредством этого танца влиять на изменения погоды .

 

Я не склонен считать статуэтку Юпитера кичем палеолитического искусства. Изображение несло важную информацию. Важную настолько, что для ее сохранения и передачи не жалели средств и затрат труда. Статуэтки изготавливались из бивня мамонта. Можно сравнить стоимость этого материала с аналогичным по сегодняшним меркам бивнем слона. Следует многократно увеличить эту стоимость, поскольку несравнима сложность современной охоты и охоты первобытного человека. Не ружьём, а каменным орудием  надо было убить мамонта! Затем другим каменным инструментом надо резать бивень.

Кость мамонта – довольно твёрдый материал. Миниатюрные размеры статуэтки предъявляют очень жёсткие требования к качеству работы и к конструкции самого инструмента. Каков был этот инструмент можно только гадать.

Магия, обряд, играли большую роль в жизни древнего человека. Наличие в палеолитической древности записи танцевальной композиции логически выводит на некоторые предположения:

1. Исполнение магических или обрядовых танцев не являлось прерогативой лишь маленькой кучки посвященных. Если бы разрешено было танцевать такие танцы только высшим жрецам, то знания о них передавались бы устно или по наследству, по должности. В крайнем случае, жрецы организовали бы обучение посвященных внутри узкого круга. Однако была создана скульптура. Скорее всего, была создана не одна подобная скульптура. Если бы требовалось создать единственную скульптуру, то таковая, скорее всего, имела бы размеры большой. храмовой, а не карманной, утилитарной вещицы.

Размеры этой скульптуры предполагали возможность постоянного ношения ее на шее, в кармане, в сумке. Её можно положить на стол, на полку. Мальтинскую статуэтку вполне можно трактовать как методическое пособие для исполнения магического танца Юпитера. Это всё указывает на то, что исполнение магических танцев было широко распространённым, что такое исполнение не запрещалось, а наоборот, поощрялось.

2. Миниатюрную статуэтку с записью композиции можно вполне трактовать как способ палеолитической публикации. Массовое исполнение магических танцев считалось важным, полезным и нужным. Иначе маги не раскрывали бы секретов обрядовых танцев.

3.  Ориентация на массовость требовала упрощения композиции, чтобы любой неподготовленный человек мог  его исполнить, но при этом сохранить все его магические свойства.

4. Магические танцы были настолько популярны, что потребовалась, и стала возможной разработка специальной простой знаковой, небуквенной системы записи композиции этих танцев. Фактически мы сталкиваемся с фактом обнаружения древнейшей системы записи пространственной композиции танца, которая оставалась неизвестной 25 000 лет.

5. Массовая публикация может означать, что знаковая письменность в то время не только была известна, но и была достаточно широко распространена.

 

Древние исполнители танца, маги очевидно обладали необычными способностями, возможно они были чем-то похожи на современных экстрасенсов, ясновидящих, шаманов.

Таинственная и загадочная каста колдунов, предсказателей, заклинателей, не объединенных никакими религиозными конфессиями, а вырастающих прямо из народной среды, есть во многих странах, на многих континентах – в Сибири, Америке, Австралии, Африке, Азии. Шаманов боятся и остерегаются, им завидуют и сочувствуют. Могут  не любить, но уважают все. К шаманам идут за советом, излечением, предсказанием, с просьбами об урожае, о дожде, о судьбе… Прошли десятки тысяч лет, а шаманизм продолжает привлекать пристальное внимание как миллионов простых людей, так и серьезных ученых. Всемирная сеть Интернет содержит тысячи статей о шаманизме. Это очень умные, серьезные, обстоятельные статьи. Но чем больше их читаешь, тем больше проникаешься мыслью, что секреты шаманизма, секреты эзотерики ещё очень далеки от понимания.

Шаманизм можно назвать мировой предрелигией или первой религией. Если у развитых народов шаманизм – это давно забытая страница истории, то у азиатских, сибирских, северных народов и народностей, шаманизм – это сегодняшняя реальность. И это  очень здорово, что мы можем узнать здесь о шаманизме из первых рук, от потомственных шаманов, от шаманских родов, не прерывавших шаманской практики на протяжении тысячелетий.

В этносах Сибири шаман не является неким чужеродным, пришлым  явлением.  При внимательном рассмотрении обнаруживаются многочисленные градации, классификации, специализации шаманов. Очень распространены шаманы – лекари. Другие – владеют секретами влияния на погоду, даром предсказания.

Многие шаманские обряды носят массовый характер. В процессе камлания шаман выступает как руководитель массового танца, в котором в старину могло участвовать всё население посёлка, или даже жители всего района. Этот массовый танец несомненно имел оздоровительный и лечебный эффект на человека. Часто именно задача массового оздоровления, очищения от болезней и являлась целью короткого обряда. Но иногда, массовый лечебный  танец являлся подготовкой, прелюдией усложнённого обряда. По ходу усложнения танец становился опасным для неподготовленных. У этой границы масса останавливалась и превращалась в зрителей, а танец продолжали специально обученные персонажи и сам шаман. Так,  например, происходит в обрядах посвящения в шаманы, где заменяют массу девять девушек и девять юношей. Они тоже танцуют до определённого безопасного предела. А дальше в священный шаманский транс входит один шаман.

Для нас массовый лечебный танец шаманских обрядов имеет особое значение.  В первой части шаман принимает от движущихся по кругу соплеменников сигналы, эмоции, информацию о недомоганиях, нарушениях баланса, болезнях органов человека и самого организма в целом. Именно щаман руководит движениями массы, задаёт им очередность и характер танца. Его движения сами по себе носят лечебный характер. В то же время шаман, не без помощи объединённого поля всех участников обряда, устанавливает канал связи с удалённым энергетическим центром. Этот информационный канал усиливает лечебный эффект, позволяет решать и другие поставленные цели.  Тут сплетались в одно целое массовый и сольный танцы, появлялись индивидуальные ритмически-энергетические поля и объединялись эти индивидуальные поля в единое мощное поле.

Нельзя не заметить, что монотанец Юпитера, несёт в себе зародыши и того и другого.

Но, вернёмся к оставшемуся в центре обрядового круга шаману. Его танец продолжался и усложнялся. Танец усиливал энергетические возможности часто настолько, что организм исполнителя превращался в мощный передатчик и приёмник самой разнообразной энергетической и витальной энергии. Накопленная энергия вырывалась за пределы физического тела. В это время Шаман входил в священный транс и улетал в другие миры...

В европейском сознании бытует убеждённость, то шаманом может стать любой по своему желанию. В регионах с устойчивой шаманской традицией такое кажется невозможным. Конечно, если мы не говорим о шаманах-любителях или самозванцах типа телецкого пьяного Васьки.

Считается, что шамана выбирают сами духи. Их выбор часто идёт против желания данного человека. Но силы принуждения в этих случаях весьма действенны. Сопротивление им может привести к тяжёлым болезням или даже к смерти. Новый шаман проходит затем целую череду сложных испытаний и посвящений. Чаще всего за спиной вновь избранного есть много поколений того или иного шаманского рода. В жизни эти избранники обладают обычными способностями.

Однако в шаманских обрядах звучание ритмов бубна, сила воздействия шаманского танца позволяют расширить обычные способности, достигать необходимых высот шаманского воздействия, оказать влияние на погоду, излечить больного. увидеть будущее...

Впрочем, материал собранный мной для последней книги показывал, что танец способен наделять сверхординарными способностями не только  шамана, а обыкновенного человека.

Если шаманские сольные танцы всё-таки достаточно часто упоминаются и изучаются, то массовые танцы, сопровождающие и окружающие шаманские обряды остаются часто  вне внимания исследователей и учёных. А между тем, чем больше я изучал и старался понять загадки воздействия танцев, тем более укреплялась моя уверенность что народные и бытовые танцы родились из магических, сакральных, шаманских массовых обрядовых танцев.  Самый популярный в Бурятии «Ёхор» как раз и является танцем из такого обряда. Якутский танец «Осоухай» − из  обряда посвящения якутских шаманов.

Магический элемент сохранялся в мистериальных практиках античности, но не был определяющим. Одна из основных задач мистерий и состояла в том, чтобы человека естественного преобразовать в человека духовного, раскрыв его  «духовные очи». С другой стороны, мистерии были школами метафизического образования, где давали представление о жизни созвездий и влиянии небесных светил на трудовую и личную жизнь людей, об этапах жизненного пути человека и зарождении душевного и духовного начал в нем. Психологически массовое танцевальное действо способствовало формированию  «коллективного разума» как единого целостного организма. Синхронные ритмодвижения организовывали и создавали особое психическое пространство.

 

Для многих моё заявление о том, что народные и бытовые танцы появились из шаманских может показаться необоснованным. Я буду рад, если мой рассказ заставит учёных более внимательно изучить этот вопрос.

Сегодня, в какой-то мере наблюдается возвращение к истокам, стремление участвовать в продолжительных, массовых танцевальных действиях. Вслед за Рио-де-Жанейро , за Бразилией, всё новые города и страны организовывают многодневные танцевальные карнавалы и танцевальные марафоны. Они пользуются огромной популярностью во всём мире.

Как и при своём зарождении, массовые танцы несли и несут огромный оздоровительный заряд. Ритмизованный танец под музыку нормализует давление, развивает дыхание, улучшает работу лёгких, тренирует сердце, улучшает кровообращение, развивает мышцы человека, укрепляет кости,  исправляет осанку...

Начиная с реальных и осязаемых физических проявлений танца, мы часто уходим в рассуждения, которые принято относить к несуществующему. Говоря о магически танцах  мы всё больше внимания уделяем эфирным образованиям, плазмоидам и биоплазмоидам.

Потому что понимание этого позволяет несколько продвинуться в понимании лечебных и иных феноменов магических танцев.  Например, когда магический танец позволил управлять непогодой. Когда появлялось ощущение, что руки исполнителя удлиняются на километры и выкручивают мощной хваткой дождевые тучи. Может ритм танца объединил в мощном усилении все атомные управляющие системы организма настолько, что командные атомы системы управления руками вырвались за пределы физического тела и произвели такое действие? А в случаях чудесных шаманских исцелений благотворные шаманские ритмы не уносили шамана в потусторонний мир, а заставили управляющие атомные системы исправлять выявленные  расстройства?

 

Опрокидывая барьеры, наука подменяла наш мир качества и чувственного восприятия, мир, в котором мы живем, любим и умираем, другим миром – миром количества, воплощенной геометрии, миром, в котором, хотя он и вмещает в себя все, нет места для человека. Так мир науки - реальный мир – стал отчуждённым и полностью оторванным от мира жизни.

Всё чаще мы говорим о непонятном, фантастическом, неосязаемом, нематериальном. Говорили о трудно поддающихся фиксации и обнаружению тонких полях и энергетических оболочках человека. Анализируя музыку, исследуем взаимовлияния, возможности передачи информации, возможности дальнего влияния. Наши рассуждения привели к пониманию необходимости и возможности существования энерго-резонансных каналов связи между исполнителем, артистом и слушателем, между энергетическим полем человека и удалёнными объектами, включая космические объекты [3]. Что переносит информацию? Многими авторами написано огромное количество страниц фантастических предположений и математических формул. Но пока ни один из авторов не мог представить оппонентам ничего конкретного, материального, измеряемого, визуально закреплённого, повторяемого.

Мы привыкли, что решение должно быть правильным и единственным. Но для культурологического исследования не нужны такие жёсткие рамки точных наук. В вопросах, поднимаемых в докладе, можно допускать множественность решений.

То, что в предыдущих абзацах появилось столько, пусть и не противоположных, но достаточно отличающихся друг от друга предположений, кажется, с позиций линейной логики, неправильным. Но, если исходить из логики многомерности, то наоборот, многообразие решений и вариантов указывает на правильность направления. Ведь в каждом из высказанных предположений, при всей их наивности, удалённости от математики и физики вводится, как минимум, одно дополнительное измерение. Если принимать сторону шаманов, то к нашим привычным измерениям, прибавляется мир мёртвых или миры духов. Скорее всего, эти миры имеют сложную структуру, ещё более сложную, чем наш мир.  Даже, если считать это единым миром, то добавляется новое измерение.

Искусство позволяет человеку вырваться из обыденности, из материального мира. Оно уносит человека куда-то далеко, в какие-то иные измерения. Есть гипотезы, что искусство подключает человека к некой «тонкой» энергии, связывает нас с Космосом, пробивает оболочку пространства Эйнштейна-Миньковского и позволяет попасть в другие параллельные миры [3].

Современная наука привыкла доверять только материальным инструментальным свидетельствам. Как раз такие у нас и появились в виде биоплазмоидов. За три года у меня в компьютере собралось более тысячи снимков, которые в любой момент можно посмотреть, проанализировать, исследовать[3]. Описанные в этом разделе биоплазмоиды, возможно и позволят совершить перелом, который намечается в науке. Очень важно иметь надёжный верифицируемый результат, повторяемый при сохранении одинаковых условий. Чаще всего, самые большие трудности, самое большое время нужно для того, чтобы появился такой первый росточек. Затем может последовать целая лавина новых открытий и результатов.

По биоплазмоидам уже сегодня, как по радужной оболочке глаза, можно диагностировать заболевания. Анализируя биоплазмоиды, их необычную «любовь к искусству» можем предположить, что именно они являются частью тех энергетически-резонансных передач лечебной информации от исполнителя (музыканта, танцора, певца, драматического артиста) к слушателю, к зрителю., от оздоравливающего эфиродомена субъекта к энергетической оболочке больного человека. Несомненно, что и через перемещение биоплазмоидов осуществляется благотворное лечебное воздействие музыки, танца на человека [3].

 

Литература.

 

1.     Ромм В.В. Танец и секреты древних цивилизаций / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. – Новосибирск, 2002. – 456 с.: ил.

2.     Ромм В.В. Танец в эволюции человека (Исследование археологических объектов культуры с изображением танца) / LAP LAMBERT Academic Publishing (2011-10-17). Германия. – 440 с., ил.

3.     Ромм В.В. Введение в танцевально-музыкальную терапию / Издание второе, исправленное. – Новосибирск, 2013. – 2440 с., илл.

Hosted by uCoz