Дмитрий Владимирович Философов (1872–1940), кузен и соратник Сергея Павловича Дягилева

Мурыгин Г.И.

 

Огромен вклад славян в человеческую цивилизацию: Пушкин и Толстой, Серов и Глазунов, Чайковский и Прокофьев, монархи: Петр I, Александр II

В плеяду этих имен следует отнести и Сергея Павловича Дягилева (1872–1929). Он возвеличил отечественное искусство за рубежом. Благодаря его деятельности возникли национальные школы балета в тех странах, в которых их не было. И там это имя священно.

А его верным соратником был его кузен Дмитрий Владимирович Философов.

Время рождения кузенов различалось всего в неделю. Философовы – старая дворянская фамилия. Со времени Петра Великого  они обосновались в Богдановском Новгородской губернии. Оно находилось в 60 верстах от имения А.С. Пушкина – Михайловское. В годы ссылки поэт навещал Философовых. Бабка Дмитрия Философова Мария Матвеевна негативно относилась к нему, называя его «кутилой и игроком» [с. 130].

Первые годы Сергей Дягилев жил в столице. Еще тогда дети подружились. Встречались кузены и позже. В 1890 году они вместе стали учиться в столичном университете. Дмитрий Философов ввел кузена в кружок столичных молодых эстетов. Сергей Дягилев резко отличался от бледнолицых друзей не только внешне. До него эстеты увлекались итальянской оперой. Александр Бенуа писал в своей книге «Жизнь художника»: «Русской музыки я не знал вовсе… В 1890 году познакомился с произведениями Чайковского, Римского‑Корсакова, Бородина». Так же могли сказать Лансере, Нурок и другие члены кружка молодых столичных эстетов. Это Дягилев, приехавший в столицу в 1890 году, познакомил их с русской музыкой.

В 1891 году в России случился неурожай. Передовые люди страны стали оказывать помощь голодающим крестьянам. Это движение возглавил писатель Л.Н. Толстой. Его и решили навестить кузены. Лев Николаевич жил тогда в Хамовниках, в Москве. 19 января 1892 года юноши навестили писателя. Беседа длилась долго. Выходя из дома писателя, Дмитрий Философов восторженно произнес: «Он святой! Положительно святой!»

Совместные встречи столичных эстетов, их беседы, подготовка докладов привели их к мысли организовать собственный журнал. Ему дали название «Мир искусства». Первый его номер вышел в 1898 году. Это замечательное издание оказало огромное влияние на художественную жизнь России. Под его знамена собрались самые передовые художники страны. Дягилев с друзьями организовывали их выставки. И все они проходили с большим успехом. Кузены работали дружно! Но со временем они стали и соперниками. Если Дягилев стремился отражать художественную сторону жизни, то Философов старался превратить журнал в критико‑литературный. В начале века Россия переживала кризис власти, начались волнения крестьян и рабочих. Дмитрий Философов к тому времени подпал под влияние супругов Дмитрия Мережковского (1865–1941) и Зинаиды Гиппиус (1869–1945).

Эти широко образованные, остро мыслящие, подвижнически неутомимые писатели‑проповедники сильно переживвали за судьбу России. Они видели свою жизнь в уходе в религию.

С началом русско‑японской воны издание журнала «Мир искусства» прекратилось. Но кузены продолжали дружить. Их кузен – сын Марии Павловны – Андрей Иванович Луньяк учился в те годы в Военно‑медицинской Академии и жил у Философовых. Он вспоминал: «Вечера проводили в музицировании, чтении стихов поэтов Гиппиус и Мережковского».

С 1906 года Дягилев перенес свою деятельность за рубежи России, пропагандируя там достижения отечественного искусства. А его кузен был постоянным свидетелем событий, происходящих в стране.

Революционеры готовились к насильственному свержению царизма. Интеллигенция уже повидала ужасы русского бунта. Познакомившись с программой социал‑демократов (большевиков), Зинаида Гиппиус писала в октябре 1905 года: «Главное – я представила грядущее насильническое (сами говорят) правительство и народный террор и кровь. И то, что это в плане! Для их истины – такой путь! Это делать, так делать – мы не можем физически. Ни шагу на это не могу». Под этим текстом могли тогда поставить подписи миллионы людей.

Поэтому кузен Дягилева и его друзья организовали религиозное общество. Его занятия, кстати, посещала и мачеха Дягилева. Дмитрий Философов продолжал участвовать в работе журналов. В частности, в журнале «Новый путь». В 1909 г. он издал сборник «Слова и жизнь» (лит. споры нового времени). А в 1912 году он издал свою большую книгу «Старое и новое» [1]. В статье «Памяти В.А. Серова» автор упомянул своего кузена: «Он (Серов) страшно увлекался антрепризой Дягилева, волновался за ее успех, писал всем в редакции, когда ему казалось, что несправедливо нападают на дорогое ему дело» [1, с. 305].

Последний раз в России кузены увиделись в 1914 году на похоронах П.П. Дягилева – отца Сергея Павловича. Дмитрий Философов увлекся мистикой, а Дягилев заявлял: «Будущее России я вижу в отсутствии ее в России».  [2, с.97]

Дмитрий Философов и его друзья не приняли октябрьский переворот и в 1919 году оказались в эмиграции. 29 октября 1917 года Зинаида Гиппиус записала свое новое стихотворение.

Веселье

Блевотина войны – Октябрьское похмелье!

От этого зловонного вина

Как было омерзительно твое похмелье

О! Бедная, о грешная страна!

         Какому дьяволу, какому псу в угоду,

Каким кошмарным обуянным сном

Народ, безумствуя, убил свою свободу

И даже не убил – засек кнутом.

         Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой,

         Смеются пушки, разевая рты…

         И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой

         Народ, не уважающий святынь [3, 29 окт. 1917].

В своей книге «Старое и новое» Философов писал: «Россия… С какой расточительностью мало‑мальских выдающихся людей выбрасывают у нас за борт, как ненужную ветошь» [1, с. 138]рации.  приняли октябрьский переворот и в . Дягилева - отца на дорогое ежурналов. искусства. ссии.  то. Эти его слова оказались пророческими и для него самого!

Русские люди, жившие в эмиграции, переживали за судьбы своей Отчизны.

Сергей Дягилев мечтал побывать на Родине, но внезапная смерть в Венеции оборвала его жизнь. Часть его коллекции передана России.

Философовы, покидая Отечество, взяли с собой самое дорогое. Среди их вещей был простой ящичек из секретера. В него положили нитки, иголки. Чекисты не обратили на него своего внимания. А он был очень ценен тем, что на обороте его днища был автограф Пушкина. Бабушка Дмитрия Философова всегда негативно отзывалась о поэте. Но оказалось, что и она, столбовая дворянка, не устояла пред напором Гения. Об этом и свидетельствует автограф Пушкина:

Она таинственно молчала…

И он таинственно молчал.

Она ни слова не сказала

И он ей тем же отвечал.

         И наконец с слезой во взоре

Обратилася к нему:

«Мой друг! О нашем разговоре

Не говорите никому!»

Ай! Да! Пушкин.

Считаю эти стихи – шедевром! И поэт и Чародей!

Стихи А.С.Пушкина М.М. Философова нашла на дне ящика секретера. В дни 200‑летнего юбилея поэта хранитель музея‑заповедника Михайловского Семен Гейченко поведал эту историю по TV с демонстрацией подарка России от потомков Дмитрия Философова.

И мы должны помнить о заслугах наших людей, волей судьбы лишившихся родного гнезда.

Литература.

1.     Д.В. Философов. Старое и Новое. –  Москва: Издательство Сытина, 1912. –  308 с.  

2.     Г.И. Мурыгин.  С.П. Дягилев. – Новосибирск, 2003

3.     З.Гиппиус. Последние стихи. –  Москва, 1991

 

Hosted by uCoz