Мурыгин Г.И.
Огромен вклад славян в человеческую цивилизацию: Пушкин и Толстой, Серов и
Глазунов, Чайковский и Прокофьев, монархи: Петр I, Александр II…
В плеяду этих имен следует отнести и Сергея Павловича Дягилева (1872–1929).
Он возвеличил отечественное искусство за рубежом. Благодаря его деятельности
возникли национальные школы балета в тех странах, в которых их не было. И там
это имя священно.
А его верным соратником был его кузен Дмитрий Владимирович Философов.
Время рождения кузенов различалось всего в неделю. Философовы
– старая дворянская фамилия. Со времени Петра Великого они обосновались в Богдановском
Новгородской губернии. Оно находилось в 60 верстах от имения А.С. Пушкина – Михайловское. В годы ссылки поэт навещал Философовых.
Бабка Дмитрия Философова Мария Матвеевна негативно
относилась к нему, называя его «кутилой и игроком» [с. 130].
Первые годы Сергей Дягилев жил в столице. Еще тогда дети подружились.
Встречались кузены и позже. В 1890 году они вместе стали учиться в столичном
университете. Дмитрий Философов ввел кузена в кружок столичных молодых эстетов.
Сергей Дягилев резко отличался от бледнолицых друзей не только внешне. До него
эстеты увлекались итальянской оперой. Александр Бенуа писал в своей книге
«Жизнь художника»: «Русской музыки я не знал вовсе… В
1890 году познакомился с произведениями Чайковского, Римского‑Корсакова,
Бородина». Так же могли сказать Лансере, Нурок и
другие члены кружка молодых столичных эстетов. Это Дягилев, приехавший в
столицу в 1890 году, познакомил их с русской музыкой.
В 1891 году в России случился неурожай. Передовые люди страны стали
оказывать помощь голодающим крестьянам. Это движение возглавил писатель Л.Н. Толстой. Его и решили навестить кузены. Лев Николаевич жил тогда в
Хамовниках, в Москве. 19 января 1892 года юноши навестили писателя. Беседа
длилась долго. Выходя из дома писателя, Дмитрий Философов восторженно произнес:
«Он святой! Положительно святой!»
Совместные встречи столичных эстетов, их беседы, подготовка докладов
привели их к мысли организовать собственный журнал. Ему дали название «Мир
искусства». Первый его номер вышел в 1898 году. Это замечательное издание
оказало огромное влияние на художественную жизнь России. Под его знамена собрались
самые передовые художники страны. Дягилев с друзьями организовывали их
выставки. И все они проходили с большим успехом. Кузены работали дружно! Но со
временем они стали и соперниками. Если Дягилев стремился отражать
художественную сторону жизни, то Философов старался превратить журнал в критико‑литературный. В
начале века Россия переживала кризис власти, начались волнения крестьян и
рабочих. Дмитрий Философов к тому времени подпал под влияние супругов Дмитрия
Мережковского (1865–1941) и Зинаиды Гиппиус (1869–1945).
Эти широко образованные, остро мыслящие, подвижнически неутомимые писатели‑проповедники сильно переживвали
за судьбу России. Они видели свою жизнь в уходе в религию.
С началом русско‑японской воны издание
журнала «Мир искусства» прекратилось. Но кузены продолжали дружить. Их кузен –
сын Марии Павловны – Андрей Иванович Луньяк учился в
те годы в Военно‑медицинской Академии и жил у Философовых. Он вспоминал: «Вечера проводили в музицировании, чтении стихов поэтов Гиппиус и
Мережковского».
С 1906 года Дягилев перенес свою деятельность за рубежи России,
пропагандируя там достижения отечественного искусства. А его кузен был
постоянным свидетелем событий, происходящих в стране.
Революционеры готовились к насильственному свержению царизма. Интеллигенция
уже повидала ужасы русского бунта. Познакомившись с программой социал‑демократов (большевиков), Зинаида Гиппиус
писала в октябре 1905 года: «Главное – я представила грядущее насильническое
(сами говорят) правительство и народный террор и кровь. И то, что это в плане!
Для их истины – такой путь! Это делать, так делать – мы не можем физически. Ни
шагу на это не могу». Под этим текстом могли тогда поставить подписи миллионы
людей.
Поэтому кузен Дягилева и его друзья организовали религиозное общество. Его
занятия, кстати, посещала и мачеха Дягилева. Дмитрий Философов продолжал
участвовать в работе журналов. В частности, в журнале «Новый путь». В
Последний раз в России кузены увиделись в 1914 году на похоронах П.П. Дягилева – отца Сергея Павловича. Дмитрий Философов увлекся мистикой, а
Дягилев заявлял: «Будущее России я вижу в отсутствии ее в России». [2, с.97]
Дмитрий Философов и его друзья не приняли октябрьский переворот и в 1919
году оказались в эмиграции. 29 октября 1917 года Зинаида Гиппиус записала свое
новое стихотворение.
Веселье
Блевотина войны –
Октябрьское похмелье!
От этого зловонного вина
Как было омерзительно твое похмелье
О! Бедная, о грешная страна!
Какому дьяволу, какому псу в угоду,
Каким кошмарным обуянным сном
Народ, безумствуя, убил свою свободу
И даже не убил – засек кнутом.
Смеются дьяволы и псы над
рабьей свалкой,
Смеются пушки, разевая рты…
И скоро в старый хлев ты будешь
загнан палкой
Народ, не уважающий святынь
[3, 29 окт. 1917].
В своей книге «Старое и новое» Философов писал: «Россия…
С какой расточительностью мало‑мальских
выдающихся людей выбрасывают у нас за борт, как ненужную ветошь» [1, с. 138]. Эти его слова оказались пророческими и для него самого!
Русские люди, жившие в эмиграции, переживали за судьбы своей Отчизны.
Сергей Дягилев мечтал побывать на Родине, но внезапная смерть в Венеции
оборвала его жизнь. Часть его коллекции передана России.
Философовы, покидая
Отечество, взяли с собой самое дорогое. Среди их вещей был простой ящичек из
секретера. В него положили нитки, иголки. Чекисты не обратили на него своего
внимания. А он был очень ценен тем, что на обороте его днища был автограф
Пушкина. Бабушка Дмитрия Философова всегда негативно
отзывалась о поэте. Но оказалось, что и она, столбовая дворянка, не устояла
пред напором Гения. Об этом и свидетельствует автограф Пушкина:
Она таинственно молчала…
И он таинственно молчал.
Она ни слова не сказала
И он ей тем же отвечал.
И наконец с
слезой во взоре
Обратилася к нему:
«Мой друг! О нашем разговоре
Не говорите никому!»
Ай! Да! Пушкин.
Считаю эти стихи – шедевром! И поэт и Чародей!
Стихи А.С.Пушкина М.М. Философова нашла на дне
ящика секретера. В дни 200‑летнего юбилея поэта хранитель музея‑заповедника Михайловского Семен Гейченко поведал эту историю по TV с демонстрацией подарка России от потомков Дмитрия Философова.
И мы должны помнить о заслугах наших людей, волей судьбы лишившихся родного
гнезда.
Литература.
1.
Д.В.
Философов. Старое и Новое. – Москва:
Издательство Сытина, 1912. – 308 с.
2.
Г.И.
Мурыгин. С.П. Дягилев.
– Новосибирск, 2003
3.
З.Гиппиус.
Последние стихи. – Москва, 1991