Холизм и адаптивность интеллекта учёного

(Взгляд из Санкт-Петербурга)

Ставицкая Н.А.

 

"Как грустно зрячему бродить среди слепых.

Поймите же, твердит, и будет вам прозренье"

(Из Майкова)

Немногие из ученых обладают полноценным мышлением и адаптивностью к фактам, не укладывающимся в канонизированную парадигму. Влаиль Петрович Казначеев относится именно к этим немногим. Он обладает научной интуицией и философским чутьем. Он видит проблемы науки и ищет новые пути поиска истины. Не сомневаюсь, что о значении работ Казначеева В.П. как медика, биолога будет сказано немало его коллегами и специалистами соответствующего профиля.

Мне бы хотелось затронуть его Целостное видение Природы, организма Человека и места Человека  в Космической сети связей [1 – 4]. Этот аспект деятельности Казначеева мною выбран не случайно. Мы не врачи, а инженеры – исследователи. Но по вопросам информационной включенности процессов человека в процессы природы у нас имеются некоторые соображения [5 – 8].

Заметим, что, понимая сложность проблемы космопланетарной футурологии и поиска новых подходов к решению проблемы сохранения цивилизации, Казначеев просит отнестись серьезно и критически к выдвигаемым им положениям [2].

Поэтому позволим себе некоторые комментарии с позиции нашего понимания.

1. Предпосылки для расширения области наших интересов

"Вещи надо не измерять, а проявлять" (Лао-Цзы).

Мы, супруги Ставицкие В.И. и Н.А., последние 15 лет исследовали роль внутренних степеней свободы электронов в качестве информационных резервов электрического тока для сугубо технических задач. Поиск основывался на уверенности в реальности таких резервов. Как вариант, в качестве пробных источников использовали мысли человека как скрытое (не силовое) управляющее воздействие. Для этого Ставицкий В.И. и Семенов К.Н. разработали Психограф [5], где использовали электровакуумную лампу политрон (Ставицкий А.И., Жук В.Н., А.С. от 10.12.1956), в операционной зоне которого возбуждается облако зарядов. Но, погнавшись за одним зайцем, поймали не только своего, но и тех, которые нужны другим кафедрам.

В ходе испытаний психографа в биотоке, снимаемом с ладоней человека, проявился целый ряд качественных парадоксов [5], которые нарушили классику электрического сигнала как простого потока электронов, оцениваемого количественно.

Временной электрический сигнал перестал быть прямой временной последовательностью, а проявил на оси времени некий устойчивый форм-инвариант, нарушив и понимание времени как простого счетчика циклов. Но в этом форм-инварианте оптико-физическое образование позволяет увидеть голографический принцип кодирования функциональной организации процессов [6]. Но это не оптическая голография изображения внешнего мира. Это голография внутренней структуры процессов. Голография "иной реальности". Назвали мы этот форм-инвариант Пси-кодом, понимая, что он относится и к пси-функциям квантовой механики и к психическим процессам.

Анализ показал, что Пси-код обладает целым рядом метафизических свойств: смыслоподобных, правополушарных, организующих, управляющих, немарковских, неэнергетических, формообразующих, консервативных, ассоциативных, нелокальных, вневременных, неметрических.

То есть нами обнаружен распределенный физико-топологический параметр процессов, который не препарируется на части, но предотвращает превращение процесса в случайное распределение неоднородностей в пространстве, скрыто предопределяя его развитие. Пси-код это организатор и сенсор-код процесса. При этом Пси-код не мешает изменчивости, запоминает свои изменения, что мешает абсолютной обратимости времени, так как Время обременилось сложной геометрией.

Этот эффект, нарушив классику тока, теорию связи и, соответственно, теорию информации Шеннона, открывает новые возможности для исследования квантовых процессов без разрыва пространства и времени, материи и движения. Физика может исследовать и семантическую составляющую естественных процессов. Но этот эффект затрагивает физику времени, теорию относительности и каноническую физическую парадигму!

Наше обращение к физикам РАН не вызвало у них энтузиазма заниматься парадоксами тока и "исчезновением времени" в электрических цепях, причем в обычных условиях, а не в синхрофазотронах. А так как этот эффект затронул и физику, и теорию связи, и науки о человеке, и философию, то, проведя некий анализ проблем разных кафедр, написав ряд статей, в конце концов, мы со Ставицким В.И. написали книгу ПУТЬ К ФИЗИКЕ ДУХА ("Бог не играет в кости") [7].

Оказалось, что Коды мозга, коды организма и коды природы – универсалии реальности, подтверждающие "Единый чин естества". И именно этими кодами Логос человека включен в Реальность мира как передатчик, приемник и анализатор, независимо от своего желания и осознания [8]. И акт коммуникации заключается в расшифровке этих кодов. Но человек может перенастраивать неметрические параметры приема-передачи. Вопрос же их интерпретации связан с развитием понятийной базы цивилизации. Природа как единый организм не пользуется вычислениями и теорией информации Шеннона, а задачу "свой чужой" решает аналоговым способом без посредника в виде скорости света. Но вопросы когерентности действия играют важную роль.

И не хотелось бы, чтобы природа приняла нас за "чужих" и стерла с лица Земли. Значит, надо понять, как "угодить" природе своими действиями, а не возмущать ее своим поведением.

Нами, материалистами, стал ощущаться запах религии и мистики. Но многие ненаучные понятия древних знаний при этом "офизичились" (Параматма, Энтелехия, Монады, Ноумен, Вечное сейчас мистиков и т.д.), а квантовые процессы оказались осмысленными (или и мысль, смысл офизичились). Материя одухотворилась (или идея офизичилась). В любом раскладе – некий симбиоз материализма и идеализма, единство "тварного" и духовного мира. Духовность из философской категории превратилась в физическую. "Вещь в себе" проявила себя во-вне.

Таким образом, наши исследования вышли из предметной области теории электрических цепей и затронули мировоззрение в целом. С выводами, которые вытекали из наших экспериментов, находиться в одиночестве не очень уютно. И, конечно, мы начали искать единомышленников.

 

2. Как состоялось наше электронное знакомство с В.П. Казначеевым

Наша книга вывела нас сначала на москвичей, формирующих Единое знание. Мы обменялись мнениями с Е.Н. Невесским по поводу игры фаз волн де Бройля, на чем и построена используемая нами технология. Мы переписывались с А.П. Дубровым по поводу введенного им пространственно-временного комплекса, рассмотрение свойств которого с позиции мета-свойств Пси-кода нам по-своему очень интересны. И, наконец, О. С. Василенко нам прислал статью В.П. Казначеева и А.В.Трофимова "Проблемы космического Интеллекта" для отзыва. Прочитав ее, я обнаружила много созвучных мыслей, и мы послали Влаилю Петровичу статью "К вопросу объективизации ментальной динамики и неклассической рецепции человека".

И этого оказалось достаточно, чтобы обменяться материалами, книгами и чтобы завязалась интересная и теплая переписка.

 

3. Образ Казначеева В.П. по статьям, докладам и письмам

"Телесных очей у человека только два,

а духовных очей тысячи". (Паисий Святогорец)

Прежде всего, В.И. Казначеев это человек, который открыт для общения и серьезного обсуждения. Он добрый учитель, который умеет выстраивать партнерские отношения. Он междисциплинарник, что для нас особенно ценно. Мало того, это тот человек, который умеет видеть не только глазами. И Влаиль Петрович пытается донести свое видение до других людей. И он понимает, что это трудно, и надо уметь видеть то, что "за тенью слов" (Из письма к нам).

Казалось бы, если ты медик, то лечи людей, выписывай дорогостоящие лекарства в особых аптеках и живи спокойно. Но Казначеев видит состояние медицины и подчеркивает, что это "запоздалый ремонт". Его не только волнует здоровье одного человека, не только здоровье нации, но и выживание всего человечества, сохранение цивилизации на планете Земля. Мало того, он расширяет проблему футурологии до Космопланетарных масштабов.

Он видит кризис цивилизации и ищет способы предотвращения катастроф. Он видит ограниченность канонической физики и укорененного в науке энергетического пути и компьютерного менталитета. "Человечество стоит перед чертой – либо оно уйдет в компьютерную киберосоциальную структуру, заменит себя системой роботов, будет искажать эволюцию и приведет к собственной гибели, к суициду (виртуальная психология), либо человеческий разум начнет обогащать себя новыми представлениями" [3]. И, конечно, сквозит боль в связи с потерей многими нравственных ориентиров, природопокорительской идеологии "цивилизованного" человека на фоне уважения к природе коренных народов Крайнего Севера.

Как одну из причин катастроф он рассматривает "конфликт нашей цивилизации с космическими формами интеллекта". В обоснование приведены мысли П. Девиса о том, что "в природе нет слепых сил". Конечно, это не противоречит богословским традициям. Но надо понять на рациональном уровне причину конфликта и грамотно этим пользоваться. Затрагивая концепцию ноосферы, но Казначеев подчеркивает, что нужно "открыть смысл ноосферного процесса".

С целью обоснования поиска форм интеллекта привлекаются Голографические идеи Прибрама и Д. Бома, идеи насчет наблюдателей в виде человека и наблюдателей других миров. Причем подчеркивается, что мы как наблюдатели сформировались в результате "процессов и наблюдаем благодаря процессам". В этом же контексте затронут и вопрос медицины.

Что касается способов исследования Интеллекта и "Вселенских потоков разума", то Казначеев, подчеркивая ограниченность пространства Эйнштейна-Минковского, предлагает подход с позиции пространства энергии-времени Козырева, его голографической Вселенной и спин-торсионной концепции. И, развивая голографическую тему, Влаиль Петрович поднимает вопрос об "иной голографии", подчеркивая, что это не оптическая голограмма.

И этого оказалось достаточно, чтобы понять, что мы оказались в одном ментальном пространстве с Казначеевым. Мы осознаем, что вопрос дискуссионный и требует обсуждения. Но наши мысли пересеклись. И нам важно то, что это понял и Влаиль Петрович. Это создало оптимальные условия для согласования наших взглядов (то есть, приведения в соответствие кодов функциональной организации наших мыслительных процессов до ментального резонанса, до инсайда).

Наша переписка – это отдельный, довольно объемный, эпистолярный продукт.

Но хочется еще раз восхититься адаптивностью и глубиной проникновения интеллекта Казначеева в совсем незнакомые ему, чужие результаты. Я имею в виду наши материалы.

Казначеев отметил, что мы по - своему открыли новую версию голографии и вошли в пространство смыслов Налимова. Это самый тонкий и трудный момент понимания наших результатов. Наша мета-голография гораздо сложнее классической, так как это организующий голографический принцип, который не увидишь, как готовый предмет в музее голографии. Но именно это и позволяет нам попытаться взглянуть на проблемы, поднятые Казначеевым, "с нашей колокольни".

 

4. Взгляд с позиции обнаруженного кодирования внутреннего мира

"Рассматривала ли наука когда-либо мир иначе,

Чем через внешнюю сторону вещей?" (Пьер Шарден)

Итак, мы оказались в одной области исследования, в области "иной голографии".

Только мы вошли в эту область с другого конца, прямо с субатомного уровня организации процессов человека, с проявления неразрывной пары импульс-координата, а не с исследования пары энергия-время, как Козырев. Но, вообще говоря, обе эти пары – пары принципа неопределенности. И оба подхода трясут парадигму. Козырев обосновывает Причинную механику. А обнаруженный нами пси-код возвращает детерминированную причинность в квантовую механику.

Попробуем взглянуть на проблему через Пси-код, которого нет в пространстве Эвклида.

***О преодолении метрологических ограничений

Совершенно понятно скептическое отношение к "диктатуре физикализма, которая задерживает исследование природы живого вещества и интеллекта" [1, с. 47]. По нашему мнению, причина в том, что пока физика игнорирует необходимость соответствия метода исследования объекту исследования. А психический процесс это самый сложный и быстрый процесс перекоммутации связей, который не отобразить классикой тока, что в практике электрофизиологии. Потому понятно отчаяние А. Гевиса, не допускавшего, что мышление можно свести к потоку электронов [1,. с.8]. А если балет свести к числу действующих лиц, пробегающих через сечение сцены?

Поэтому понятно, почему Казначеева не удовлетворяют классические измерения, и он опирается на спин-торсионную идеологию. Возможно, поэтому у Казначеева появляется ссылка на поляризационную модель неоднородного физического вакуума Дятлова В.Л.[2].

Сравнение нашего подхода с торсионным подходом возможно. Но в нашей технологии работают все внутренние степени свободы электронов. Правда, мы не знаем их параметров вращения, прецессии или нутации. Но сами носители, похоже, знают. Потому естественная поляризация гораздо сложнее. И наш пси-код как продукт внутренних степеней свободы носителей обременяет ток в каждый момент информацией о внутренней структуре процесса, делая ток голографическим.

.***О Козыреве, голографии иной реальности и медицине.

Влаиль Петрович верно заметил некоторое соответствие наших результатов концепции Н. Козырева. Мы в нашей книге [7] о Козыреве вспомнили только в связи с усложнением времени, проявившемся в наших экспериментах. Но Козырев как-то смог уловить неоднородность, плотность времени на базе своих измерений. Возможно, в этом выводе немалую роль сыграло использование им гироскопа.

В нашей технологии участвует целое облако естественных субатомных "гироскопов", потому Пси-код наполняет время пространственной структурой. Поэтому наша версия "иной голографии" это голография внутренней структуры процесса, мета-голография, пси-голография, голографии действия вне светового конуса и скорости света.

Но, к сожалению, очевидное проявление кодов, устойчивых на оси времени зависит от концентрации внимания испытуемого, от устойчивости фазы сознания, от доминанты, от мыслеобраза. Это фаза внутреннего мира "неопредмеченной" реальности. Она и может играть определенную роль в психосоматике и помочь медикам ловить тренд процесса, чтобы медицина предотвращала соматические изменения, а не была "запоздалым ремонтом", что волнует Казначеева.

Именно Пси-коды действия скрыто ткут разные формы в пространстве ГолоУниверсума и являются сенсор-кодами процессов. Именно поэтому мы, как наблюдатели сформировались в результате "процессов и наблюдаем  благодаря процессам", что утверждает Влаиль Петрович.

 

***Об однозначном понимании, парапсихологии, о науке и "лженауке".

Мы не только наблюдаем, мы и мыслим благодаря процессам, их организации. Именно обнаруженные коды функциональной организации мыслительных процессов сопровождают нашу вербальную речь. И только соответствие Пси-кодов доукомплектовывает речь до взаимопонимания. Именно поэтому важно хоть какое-то "сомыслие". Именно эти Пси-коды, работая в поле смыслов, участвуют в синхронном переводе. Именно эти коды, обусловливают многие парафеномены [8], и феномен "детей индиго", что исследует Казначеев.

И наоборот, неадаптивность Пси-кодов разума "элиты" канонической науки, замороженных в тисках принятых стереотипов, не позволяет уложить "неправильные" факты в тезаурус "настоящей науки", а другой путь разряда мысли еще не проложен. Основное положение квантовой механики связано с "соответствием оператора наблюдаемым".

Беда "настоящей науки" в том, что она, умея считать взаимодействие только 2 или 3 точек, правда, с огромной точностью, и не имея подхода к общему решению "некорректных" задач (например – Дирихле) все же делает ставку на расчеты. Именно поэтому фанатичная вера в точность расчетов по "наблюдаемым" может стимулировать то, что человечество "уйдет в компьютерную киберосоциальную структуру" [3], чего опасается и Казначеев В.П..

Но академическая наука узурпировала (монополизировала) право быть судьей. Именно поэтому борьба РАН с лженаукой ничего, кроме вреда, науке не принесет. "Без комментариев ясно, сколь велика опасность инициаторов – борцов со лженаукой" [1, с. 160].

Примерно в этом же контексте находится проблема науки и религии.

***О науке, религии и свободе совести

В своем письме Влаиль Петрович выразил желание узнать наше мнение о проблеме науки и религии, хотя по этому поводу имеет свое мнение: "Начало 21 века в постклассической науке формируются черты новой космопланетарной парадигмы. Реально в глубоких познавательных задачах, объединяющих материальное и идеальное. (Материя и Дух равно безначальные)" [2].

Считаем, что проблему решать нужно, хотя бы, для снятия остроты парадигмальных противоречий. Уже вызывающее название нашей книги (Путь к физике Духа с эпиграфом "Бог не играет в кости") говорит о том, что не стоит игнорировать динамику тезауруса цивилизаций.

Тем более, когда идет речь о ноосферных процессах и формировании коллективного разума. Но как объединить фрагментарный разум физиков, ограниченный точностями приборов, с непосредственным и ассоциативным восприятием лириков?

Анализ древних знаний с позиции пси-кода показал, что древние знания, мифы, религии входят в контекст науки. Поэтому считаю полезным знакомство с древними знаниями, чтобы увидеть современными глазами смысл древних понятий. И наши результаты подтверждают многое из того, что Великие Посвященные и Святые Востока и Запада заложили в мировосприятие Целостности природы, причем, используя естественный детектор (анализатор) естественных процессов, свой организм и его пси-коды как естественные сенсор-коды. А противоречия и споры часто возникают просто из-за разного понимания материи и духа. (см. Разделы 9,10 в [7]).

Мне кажется, что обсуждение Пси-кодов организма как его сенсор-кодов может быть продуктивно для совместного осмысления религиозного опыта (мистического мировосприятия) как непосредственного восприятия реальности организмом. Похоже на то, что именно этими стерео-кодами, которые не являются отдельными органами, Логос Человека информационно включен в реальность мира. И нарушение связи с Целым это плохо. Не зря Йога означает союз Кундалини с первозданной энергией Космоса, а Ре-лигия это восстановление утраченной связи (ее реконструкция). Все это впечатляет, а интерпретация зависит от понятийного аппарата соответствующих этнических образований.

Универсальность естественных кодов не противоречит "единому чину естества", что лежит в основе Православного Предания. Но, похоже на то, что метасвойства обнаруженного нами пси-кода можно обсудить и с буддистами. Тем более, вдохновляет основа Буддизиа, которую Казначеев обобщил в присланной нам статье [4]. А именно, "отсутствие в Буддизме противоположности субъекта и объект, духа и материи, смешение индивидуального и космического."

Это просто ложится в наши представления, которые родились из инструменальной объективизации ментальной динамики. Правда мы не связывались с Космосом, но Естественные процессы обременены сенсор-кодами, что делает их одновременно субъектом и объектом, мета-передатчиком и мета-приемником или ретрансляторами в сети одновременных связей.

В этом контексте интересен разговор Далай Ламы с Д Бомом: "Я считаю, что исследование в области физики и неврологии могут привести нас  к новым небывалым открытиям " (из [7]).

Что касается веры, то к взгляду Казначеева на Веру как категорию "не только теософскую, не только духовную, но и движущую" [1, с.143], добавим, что она характеризуется движущей силой, но многомерной силой, измеряемой не динамометром, а свойствами "горчичного зерна", которое содержит в себе целеполагающую творческую силу. Только биологи хотят изгнать телеономичность из научной биологии, а богословы опираются на телеологическое доказательство бытия Божьего. Но и тут есть повод для совместного понимания свойств кода организации.

Нельзя не согласиться с Казначеевым, что корни кризиса цивилизации лежат в проблеме нравственности и совести. О нравственности спохватилась и вертикаль власти. Но в решении этого вопроса не помогут никакие указы, призывы церкви и Послания Президента (Путина В) Федеральному собранию о необходимости соблюдении нравственных норм. Ведь представление о нравственной норме вытесняют герои телеэфира, мало напоминающие о торжестве совести.

 

5. Основные задачи, поставленные Казначеевым В.П.

"Между законами мышления и строем природы

есть некая предопределенная гармония" (Л.Берг)

Идей, которые могут сдвинуть науку с мертвой точки, разбросано по очеркам Влаиля Петровича, предостаточно. Но выделим самые основные.

1. Исследование интеллекта. В очерке "Ноосферное строительство планеты в космическом пространстве" [1] Казначеев формулирует задачу, уточняя подход к ее решению: "Мы настаиваем на том, что необходима организация новых коллективов, которым Важно ставить задачи исследования природы интеллекта, когнитивности, на основе потоков свободного космического эфира, спино-торсионных полей, пространства энергии-времени Козырева в аспекте голографических механизмов". Однако Влаиль Петрович видит сложность "проникновения в голографический мир голодинамики". Говоря о ноосферной концепции, считает нужным "открыть смысл ноосферного процесса". И это на фоне признания нейрофизиологов, в частности, Н.П. Бехтеревой, что "исследование мозгового кода мыслительных процессов является стратегической задачей нейронаук".

2. Вопрос взаимопроникновения материи и духа. "Если не будет раскрыт принцип инверсии идеального и материального, то и судьба (эволюции) современной цивилизации будет повторением всех предыдущих" [2].

 

Заключение

"Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по-одиночке"

Похоже на то, что полноценное мышление должно включать не только логическую составляющую, но сложную и подвижную ассоциативную (Пси-код), позволяющую оперировать в пространстве целостных смыслов. Похоже на то, что именно это позволяет Казначееву В.П. находить общий язык с представителями разных областей знаний, как точных, так и гуманитарных.

В заключение хотим поблагодарить всех тех, кто вывел нас на Казначеева В.П., конечно, самого Влаиля Петровича за глубокое проникновение в наши результаты, высокую их оценку, за их обсуждение и, конечно, организаторов Конференции "Человек. Земля. Вселенная". Уверены, что многие ученые поделятся своими исследованиями в контексте поставленных задач.

Мы рады тому, что наши исследования голографического мира ментальных процессов и принципов их естественного кодирования оказались в общей обойме. Надеемся, что обнаруженный нами естественный (не машинный, не договорной) принцип кодирования функциональной организации субатомных процессов и его универсальность позволит подойти к пониманию реальности виртуальности и того языка, на котором пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит", обходясь без канонических органов чувств.

 

Литература

1.       Казначеев В.П. Мысли о будущем. Интеллект. Голографическая Вселенная Козырева. (Новосибирск, 2008, 190 с.)

2.       Казначеев В.П. О фундаментальных науках эволюции. (Доклад на сессии СО Славянской Академии, 16 окт. 2008 г.).

3.       Казначеев В.П. Еще раз о природе интеллекта в космосе и проблемы выживания человека на планете Земля. (Симпозиум "Космос и сознание", Италия, 6 -7 сент. 2008 г.)

4.       Казначеев В.П. О фундаментальных науках эволюции (проблемы интеллекта и религии) // (E-mail, 2009г.)

5.       Ставицкий В.И. Из плена энергетических представлений (Информационный феномен и реакция человека на скрытые полевые воздействия). СПб.: Политехника, !997, 141с.

6.       Ставицкая Н.А. О некоторых признаках структурирования электрического сигнала по голографическому принципу. // Международная Академия, Межакадемический информационный бюллетень, 1999, № 10 – 12, с.40 – 44.

7.       Ставицкий В.И., Ставицкая Н.А. Путь к физике Духа, "Бог не играет в кости". СПб.: Европейский дом, 2005, 428 с.

8.       Ставицкая Н.А. Парадоксальная рецепция человека и неклассический канал инфокоммуникации. // Третий международный научный конгресс Нейробиотелеком 2008., Сб. научных трудов, 2008, с. 106 – 111.

 

Hosted by uCoz