Традиционные способы охраны здоровья в славянском этносе.

Казначеев С.В.

 

                         «Мне казалось всегда, что прежде чем вводить что-либо

новое,  нужно не как-нибудь, корне узнать старое».

                                                                                                       Н.В.Гоголь  «Исповедь».

 

     В своём известном произведении «Исповедь» Н.В.Гоголь писал: «Я был глубоко убежден всегда, что если, при жадности знать чужеземное, упустить из вида свои русские начала, то знания эти не принесут добра, собьют, спутают и разбросают мысли, вместо того, чтобы сосредоточить и собрать их. Как прежде был, так и теперь уверен я в том, что нужно очень хорошо и очень глубоко узнать внутреннюю природу русского человека и что только с помощью этого знания можно решить, что именно нам следует заимствовать из Европы».

Тяжелое положение в  демографической ситуации, которая появилась в  России в конце ХХ века (значительный рост общей численности населения страны в пенсионном возрасте; высокие  показатели смертности у людей  в зрелом возрасте; чрезвычайно медленный рост численности новорожденных детей; во многом неудовлетворительная ситуация с качеством здоровья детского населения страны и так далее) заставляет вести усиленный поиск новых методов и средств профилактики, лечения широко распространенных заболеваний. Естественным источником их активного поиска являются не только достижения современной медицинской науки, но и всестороннее изучение исторического наследия народной медицины и российского знахарства.

Комплексный анализ содержания старинных трактатов врачебной науки, Травников, Ветроградов, Гадательных книг (например «Трепетников», «Брюсов календарь» и т.д.), Народного календаря и других известных книг позволяет увидеть структурную основу коррекционно-профилактической работы, которая была важной составной частью повседневной бытовой жизни россиян ещё в начале ХХ столетия. Стержнем подобной работы была триада тесно взаимосвязанных действий и наблюдений: приметы и гадания;  опережающие действия , рождаемые тостами, благопожеланиями, закличками, поговорками, бывальщинами, ритуальными действиями и так далее, находящие своё воплощение в приготовлении особых наборов блюд повседневного питания, одежды , бытовом убранстве, смене рабочих инструментов и другое,  а также  наговоры, заговоры, обереги, талисманы.

Принимая это во внимание, рассмотрим возможное действие всех трех выделенных блоков недопущения развития тех или иных нарушений здоровья жителей дореволюционной России. В качестве примера используем для анализа весенний отрезок народного календаря наиболее насыщенный контрастами погоды, разнообразием деятельностной практикой сельского населения нашей страны и многими большими и маленькими  (в масштабе российского этноса) праздниками ( с 1-го по 31 марта). Весну встречали в разных местах и в разное время. Крестьяне считали, что время прихода  весны можно приблизить,  выполнив определенные обрядовые действия. Срок наступления весны всегда связывали с появлением целого ряда примет, как-то:

1.                «Весеннее веет и старого греет».

2.                «Доживешь до Весновея (6 марта), а там и зима не страшна».

3.                «Если грач прилетел – через месяц снег сойдёт».

4.                «Грач на горе – весна на дворе».

5.                «Грач на проталину – скворец на прогалину».

Весной перед оттепелью птицы садятся на верхушки деревьев, галки в шумные стаи сбиваются, дялы веселее обычного «барабанят» носами по стволам деревьев, а глухари устраиваются на ночлег повыше от земли. В предчувствии мороза, бурана или сильного холодного ветра птицы: вечером кормятся дольше обычного, тетерева и куропатки прячутся в лесной чаще, рябчики на ночь поглубже в снег зарываются, а глухари не токуют, а сидят молча. Не хуже своих вольных собратьев способна предсказывать капризы мартовской погоды домашняя птица и домашние животные:

- «Гуси и утки под крыло носы прячут – к холоду»,

-  «Гусь стоит на одной ноге – к морозу»,

-  «Кошка лижет лапу -  к ветру, пол скребет –  к морозу, стену дерет –  к непогоде, спит крепко – к

      теплу, прячет голову и лижет хвост –  к ненастью, прячется в печку –  к морозу».

Совокупность этих и других примет всегда руководила бытовой жизнью крестьян России. При наступлении мартовских похолоданий, о которых предупреждали приметы изменчивой погоды, люди ,  стремились к тому, чтобы  лишний раз протопить печь, принести из подпола дополнительные продукты питания, а со двора больше дров или угля.  Когда ненастье сменялось солнечными ведренными днями, то весеннее солнце наполняла собой людей, их дом, вещи, которые они выносили в это время на просушку и чистку меховые вещи. Как видно из сказанного, именно в марте народная традиция ношения одежды категорически запрещала реагировать на мартовское солнце значимым уменьшением количеством носимой зимней одежды. «Март-мартушка ещё завертит вертушку».  «Пришёл марток – надевай семеро порток». Только в самом конце месяца можно начать менять гардероб, а зимние вещи, постирав, почистив, просушив хорошенько, сложить аккуратно и убрать до следующего сезона.  В марте начиналась активная подготовка и к предстоящим сельскохозяйственным работам, требующим больших физических усилий,  а, следовательно, и хорошего здоровья. На прогноз  характера и  сроки начала этих работ  опять указывали различные приметы. Например:

1.                «Прокоп дорогу рушит» или «Прокоп увяз в сугроб» (12 марта).

2.                Считалось, что если на Василия Капельника (13 марта) много толстых сосулек с крыш свешивается – к урожаю зерновых, а длинные сосульки – долгий лён сулили.

3.                «Если на Василия за дровами не съездишь – на печке замерзнешь».

4.                   «На Евдокию погоже – всё лето будет пригоже» (14 марта).

5.                «На Федота занос – пойдёт скотинка под снос» (15 марта).

6.                «На Конона Градаря (18 марта) начинай копать гряды на огороде».

7.                «Пришёл Саввин (29 марта) – сани покинь, телегу подвинь».

8.                «Алексей – водотек – ручьём дорогу пересек, вода с гор пошла, рыба на стану тронулась, а зима на нет сошла» - можно начать плотву ловить.

Совершать нужные хозяйственные весенние дела в сроки, подсказанные народными приметами,  помогали различные весенние праздники. Так , например, в день  Евдокии Весновки радостно открывался новый сельскохозяйственный сезон. О нём говорили так: «Авдотья  Весновка весну снаряжает», а истосковавшись по свету и теплу бабы и ребятишки, стараясь ей помочь, зазывали весну с помощью песен, закличек и приговорок. 22 марта в народе уже напрямую связывали с приходом весны, прилётом певчих птиц и в их числе жаворонков. Люди в этот день приветствовали весну пением, обрядовой выпечкой (жаворонки, голубки, запеченные сладкие колобки, пироги). Часть этой выпечки съедалась, а другая руками ребятишек крошилась и разбрасывалась по деревенским улицам, означая то, что выпеченных жаворонков отпускали для того, чтобы они полетели и быстрее принесли с собой весну. «Полёт» жаворонков сопровождался особым приговором, выводимым мягким, но звонким голосом «Жаворонки, жаворонки, к нам прилетите, принесите нам весну-красну. Зима надоела, весь хлеб поела». Хозяйственные дела марта месяца и праздники, попавшие на этот месяц, было положено сопровождать введением в ежедневную диету и особенных продуктов, таких как, блюда из речной рыбы, названные выше кулинарные и хлебо-булочные изделия, яйца, морковь и блюда из неё, пищевые растения. Как показала современная медицина  - это было правильно. Макромолекулярный, биохимический состав именно этих продуктов питания наиболее полно отвечает  потребностям организма весной.

Успехи в хозяйственной деятельности, а значит и хорошее качество здоровья, в период проведения весенних праздников подчеркивался в специальных застольных речах (тостах). Обращаясь к хозяину дома, в котором  принимали  гостей, кто-то из присутствующих мог сказать, например, следующие слова: «Он действительно умеет обратить свой дом в место, про которое так и хотелось сказать: «Здесь хорошо живется, здесь каждый чувствует себя, как дома!». Можно даже подумать, что толпа услужливых духов к услугам нашего хозяина, которые по его лицу читают малейшие желания, малейшие прихоти и способствуют тому, что у него дом – полная чаша».

Оценка Эффекта принятия человеком нового сезона года во всех отношениях, была также предметом обязательного наблюдения, который проявлял себя в жалобах на, те или иные изменения его самочувствия в ту или иную сторону. Более того, предъявляемые жалобы на неприятные ощущения в теле по возможности сразу проецировались на возможные болезненные изменения в деятельности какого-либо конкретного внутреннего органа или системы.

Примерами  этих эктраполяций  вновь являются различные народные приметы, дошедшие до нашего времени. А именно:

1.     Пальцы ломит, т.е. суставы – к ненастью.

2.     Щёки горят -  к слезам.

3.     Смеяться во сне – к печали, плакать – к радости.

4.     Поясница мозжит – к перемене погоды.

5.     Общие, но понятные по причине своего возникновения признаки отдельных болезней:

-  поясничная боль и общий лом в теле, как результат продолжительного мышечного напряжения при полевых работах;

-  воспаление сухожильного влагалища и между ними (так называемый «скрыпун» большого пальца правой руки);

-  особенного вида головные боли в наклонном положении;

-  простудные болезни у кузнецов, ревматизм землекопов и каменщиков, чахотка у валяльщиков и трепальщиков, геморрой и расширение вен нижних конечностей у портных и сапожников и так далее.

Появление каких-либо признаков нездоровья в среде крестьян дореволюционной Руси требовало принятие, как можно быстрее каких-либо коррекционных действий и надежного закрепления полученного положительного результата. В решении этого вопроса на первое место  всегда выходили три основных метода народного лечения (травотерапия, костоправство, прогревание в печи или в бане), молитвы святым-покровителям и заговоры. Население России знало множество молитв и заговоров, охватывающих собой практически любые формы душевных и физических болезней, боевых травм, отравлений. Обилие заговоров можно рассматривать, как косвенное доказательство их эффективности, где народная техника вызывания транса и внушение предстоящего успеха в выбранном лечении всегда были главными инструментами оздоровления больных. Приведём несколько примеров заговоров чаще других использовавшихся деревенскими ведунами при лечении наиболее распространенных недугов.

1.                От болей в суставах: «Святой Георгий ехал на белом коне по золотому мосту. Конь споткнулся, сустав на сустав наткнулся, жила на жилу наткнулась, кровь на кровь нашлась. Святая спасительная молитва раба Божьего (имя), рожденного, крещенного, молитвенного, причащенного».

2.                На остановку крови. Молитва «Верую».  «На море, на океане, на деревяне Буяне там стояла хатка, в той хатке три сестры на колокола звоннице. Они раны зашивали, они кровь останавливали. Ох ты рана, заживися, ох ты, кровь, остановися. Аминь, аминь, аминь».

3.                Грыжа.  «Грызь, грызь, я тебя съем (3 раза). Чем я тебя родила, тем я тебя и выходила (3 раза)».

4.                От пьянства.  «Как щука не терпит вина, також бы не терпел его раб Божий!».

5.                Заговор от лихорадки. «Заря зарница, красная девица, избавь раба Божия (имярек) от матухи, от знобухи, от летучки, от желтучки, от Марьи Иродовны и от всех двенадцати девиц-трясовиц».

Подводя итог сказанному можно говорить о том, что система предупреждения нарушений здоровья российского населения ещё в начале ХХ века представляла собой особую технологию общинной социально-психологической деятельности, каждый элемент которой был обязательным объектом воспитания-образования людей в любом возрасте. Её основными элементами были:

1.      Передаваемые из уст в уста приметы смены погоды, с обязательным указанием на то, в какую сторону она меняется.

2.      Ответные, упреждающие действия людей направленные против присутствия  в окружающей  среде факторов ухудшающих качество их здоровья появившихся в результате смены погодных условий (дневных, недельных, сезонных).

3.      Коллективные ритуальные действия, направленные на использование каких-либо новых навыков деятельности (семейной, хозяйственной) в изменившихся погодных условиях определяющих стратегию и тактику выживания людей на данной территории.

4.      Общественный  контроль  качества, эффективности  включенных в практику хозяйственной деятельности новых  действий с точки зрения оценки потерь качества и количества их здоровья.

5.      И, наконец, надёжное закрепление вновь освоенных  навыков  работы и приёмов выживания в данной природной и социальной среде. 

С современной точки зрения в технологии профилактической работы место примет могут занять правильные, протяженные во времени прогнозы изменений погоды, знания человеком особенностей своей конституциональной организации и наблюдения за собственным самочувствием. Упреждающими действиями, в этом отношении, могут стать меняемые режимы труда и отдыха, наборы физических упражнений, знания человеком стиля собственной одежды, элементы которой также меняются от сезона к сезону, средств ухода за волосами, зубами, кожей и телом, введение новых элементов труда по сезонам года в добавление к основной профессиональной деятельности человека. Факторами,  закрепляющими успех оздоравливающих мероприятий,  могли бы стать: индивидуально ориентированный здоровый образ жизни, знания этикета и навыков межличностного общения, навыки позитивного мышления и нахождение творческого начала в любой деятельности.

                Российское здравоохранение сегодня переживает не самый благоприятный отрезок в своём развитии и часто не имеет должного количества средств, специалистов, приборов и оборудования, чтобы успешно решать собственные задачи. Формирование особой системы воспитания общей культуры здоровья российских граждан, прежде всего детей, построенной на базе той, которая описана в данном сообщении может существенно улучшить качественные и количественные показатели здоровья россиян. Более того, введение в жизнь такой системы профилактики позволяет активно включить в неё, кроме врачей,  российских педагогов, деятелей культуры, социальных работников и многих других специалистов. Эти люди вполне могут, взяв на себя едва ли не большую часть воспитательной работы освободить врачей и средний медицинский персонал от рутинной профилактической работы, развернув их на большее участие в их непосредственной лечебной деятельности.

Взяв на себя хорошее, жизненное и способное к усовершенствованию из традиционной культуры формирования здоровья, они могут найти и начать широко использовать  ещё многие дополнительные рациональные и полезные знания о новых путях развития существующей в современной России семейной системы профилактики, коррекции здоровья детей и взрослых.

«Время оценит лучше нас и наши действия, и наши убеждения, а мы будем утешать себя тем, что и здесь, на земле, где все проходит, есть для нас одно неразрушимое – это господство идеи, и, если мы верно служили идее, которая по нашему убеждению, вела нас к истине путём жизни, науки и школы, то будем надеяться, что и поток времени не унесёт её вместе с нами» (Пирогов).

                                       Список использованной литературы.

1. Попов Г. Народно-бытовая медицина. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – 376 с.

2. Чародейство. Волшебство. Знахарство. Заклинания. Заговоры. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – 352 с.

3. Панкеева И.А., Рассолова Е.А. Круг земного бытия: обычаи, обряды, молитвы. – М.: ТЕРРА, 1997. – 336 с.

4. Речи и тосты на всякие случаи жизни. – М.: ТЕРРА; «Книжная лавка – РТР», 1996. – 192 с.

5. Русский народный календарь. – М.: Метафора, 2004. – 608 с.

6. Малевин Л.И., Арефьев А.Б. Золотая книга русской магии. – М.: ВЕЧЕ, 2004. -480 с.

 

Hosted by uCoz