Кораблин Ю.А.
Мировой системный кризис, нестабильность хозяйственных
институтов, финансовая напряжённость внутри России, крайне неблагоприятная
демографическая ситуация, реальное снижение уровня жизни населения, ухудшение
психологических и нравственных характеристик наших сограждан ставят в ряд
важнейших задач социальной политики обеспечение социальной безопасности
личности как необходимого условия прогрессивного развития современного
российского общества, фактора постепенного становления социального государства.
Поддержание на должном уровне и всемерное развитие
социального потенциала личности и общества является одним из важнейших предназначений
социальной сферы в любом обществе. При таком подходе человек рассматривается не
только как исполнитель конкретной социальной роли (гражданин, учащийся,
работник т.д.), но и как целостная личность,
воплощающая в себе широкий ансамбль разнообразных личностных качеств и
признаков. В этом смысле социальный потенциал личности является
основанием
социальной безопасности общества.
Подобная постановка проблемы достаточно созвучна с идеями
выдающегося мыслителя конца прошлого столетия
академика Никиты Николаевича Моисеева, называвшего человеческую личность
важнейшим фактором развития не только общества и государства, но и цивилизации
в целом: «Сегодня степень
раскрепощённости личности, реализуемые таланты людей в первую очередь определяют
успех и положение страны … в мировом сообществе. … Расширение возможностей
для проявления личностного начала, таланта личности – залог развития общества,
государства. Это – уже аксиома или становится таковой на современном этапе истории»[1].
Однако это обстоятельство пока недооценивается ни политиками, ни учёными.
Несмотря на становление социологии безопасности как специальной социологической
теории[2], изучающей процессы формирования безопасности личности и общества,
проблемы социальной безопасности личности как активного субъекта этого процесса
остаются вне поля зрения специалистов.
Под личностью мы понимаем систему
социальных, социально-биологических, социально-психологических и
социально-философских качеств, характеризующих индивида как субъекта и объекта
социальных отношений.
Будучи активным субъектом социальных отношений, личность обладает
относительной свободой выбора вариантов собственного поведения, осуществляет
целеполагание в рамках своей жизнедеятельности, входит в контакты и общение с
другими субъектами. Вместе с тем и общество в процессе социализации индивида во
многом предопределяет направленность его устремлений как объекта своего
воздействия, регулирует процессы внутренней самоорганизации и мотивации
поведения личности. Социализация
представляет собой процесс становления личностного потенциала, усвоения индивидом
ценностей, норм, моделей общественного поведения. Социализация реализуется как
процесс целенаправленного воздействия на человека (воспитание, образование),
так и спонтанно, под непосредственным воздействием внутрисемейных отношений,
ближайшего социального окружения, а также под влиянием средств массовой
информации, других социокультурных факторов.
Здесь и далее для нас личностный потенциал – это внутренний ресурс,
накопленный личностью и её предшествующими поколениями в прошлом; резерв
полноценной реализации в настоящем; возможность
воспроизводства и достойного развития своих жизненных сил, трудовых и духовных
способностей в будущем.
Социальная история человечества – не безликая модель, а совокупность
социальных действий личностей, совершаемых по самым различным мотивам, на
различных этапах её развития. Социальные действия личностей вносят конкретные
изменения, в зависимости от их таланта или занимаемого положения (социального
статуса), в систему общественных отношений, в построение различных
государственных структур, идеологию, и, тем самым, конструируют социальную реальность, которая затем
становится решающим фактором, определяющим воздействие на сознание и социальное
поведение людей и различные конкретные проявления этого поведения. Всё, что мы
имеем в современном мире в целом и в каждом конкретном обществе есть результат
социальных действий человека. Исследовать отношения между социальной
деятельностью людей, включённых в различные социальные общности и принимающих
социально значимые решения, и той социальной реальностью, которая является
результатом этой деятельности, с одной стороны, и обратным воздействием этой
социальной реальности на человека и его социальные отношения – основная задача
современной социологической науки. «Социальное значение социологии именно в том
и состоит, что она анализирует различные аспекты
социальной реальности, социальные действия творцов этой реальности и
последствия этих действий в человеческом
измерении»[3].
Конкретные цели и формы социального
поведения личности в социуме обусловлены, с одной стороны, личностным потенциалом активного
субъекта, а с другой стороны, статусно-ролевыми предписаниями и
ожиданиями общества в соответствии с его (общества) социальным потенциалом.
Момент их гармоничного совпадения предопределяет уровень социальной
безопасности в трансформируемом обществе. Отсюда вся статусно-ролевая
конструкция социализационного процесса (статусная позиция личности,
социально-ролевые требования, цели, ценности и нормы общественного поведения,
потенциальные качества и способности личности, мотивация ролевого поведения)
составляют важнейший предмет социологического анализа социальной безопасности
общества.
С другой стороны, важнейшим условием
эффективного социального развития общества является соблюдение принципа
активной самореализации каждым субъектом собственного социального потенциала
в интересах удовлетворения своих потребностей и запросов общества. Социальная
помощь и поддержка со стороны государства и общества необходимы и оправданны
лишь постольку, поскольку они не поощряют социальную апатию и иждивенчество тех
или иных субъектов, а наоборот, стимулируют их трудовую и общественно-политическую
активность, творческую инициативу. Причём данный постулат имеет реальное
социальное звучание и в условиях глобального системного кризиса.