Личность как субъект социальной безопасности общества

Кораблин Ю.А.

 

Мировой системный кризис, нестабильность хозяйственных институтов, финансовая напряжённость внутри России, крайне неблагоприятная демографическая ситуация, реальное снижение уровня жизни населения, ухудшение психологических и нравственных характеристик наших сограждан ставят в ряд важнейших задач социальной политики обеспечение социальной безопасности личности как необходимого условия прогрессивного развития современного российского общества, фактора постепенного становления социального государства.

Поддержание на должном уровне и всемерное развитие социального потенциала личности и общества является одним из важнейших предназначений социальной сферы в любом обществе. При таком подходе человек рассматривается не только как исполнитель конкретной социальной роли (гражданин, учащийся, работник т.д.), но и как целостная личность, воплощающая в себе широкий ансамбль разнообразных личностных качеств и признаков. В этом смысле социальный потенциал личности является основанием социальной безопасности общества.

Подобная постановка проблемы достаточно созвучна с идеями выдающегося мыслителя конца прошлого столетия академика Никиты Николаевича Моисеева, называвшего человеческую личность важнейшим фактором развития не только общества и государства, но и цивилизации в целом: «Сегодня степень раскрепощённости личности, реализуемые таланты людей в первую очередь определяют успех и положение страны … в мировом сообществе. … Расширение возможностей для проявления личностного начала, таланта личности – залог развития общества, государства. Это – уже аксиома или становится таковой на современном этапе истории»[1].

Однако это обстоятельство пока недооценивается ни политиками, ни учёными. Несмотря на становление социологии безопасности как специальной социологической теории[2], изучающей процессы формирования безопасности личности и общества, проблемы социальной безопасности личности как активного субъекта этого процесса остаются вне поля зрения специалистов.

Под личностью мы понимаем систему социальных, социально-биологических, социально-психологических и социально-философских качеств, характеризующих индивида как субъекта и объекта социальных отношений.

Будучи активным субъектом социальных отношений, личность обладает относительной свободой выбора вариантов собственного поведения, осуществляет целеполагание в рамках своей жизнедеятельности, входит в контакты и общение с другими субъектами. Вместе с тем и общество в процессе социализации индивида во многом предопределяет направленность его устремлений как объекта своего воздействия, регулирует процессы внутренней самоорганизации и мотивации поведения личности. Социализация представляет собой процесс становления личностного потенциала, усвоения индивидом ценностей, норм, моделей общественного поведения. Социализация реализуется как процесс целенаправленного воздействия на человека (воспитание, образование), так и спонтанно, под непосредственным воздействием внутрисемейных отношений, ближайшего социального окружения, а также под влиянием средств массовой информации, других социокультурных факторов.

Здесь и далее для нас личностный потенциал – это внутренний ресурс, накопленный личностью и её предшествующими поколениями в прошлом; резерв полноценной реализации в настоящем; возможность воспроизводства и достойного развития своих жизненных сил, трудовых и духовных способностей в будущем.

Социальная история человечества – не безликая модель, а совокупность социальных действий личностей, совершаемых по самым различным мотивам, на различных этапах её развития. Социальные действия личностей вносят конкретные изменения, в зависимости от их таланта или занимаемого положения (социального статуса), в систему общественных отношений, в построение различных государственных структур, идеологию, и, тем самым, конструируют социальную реальность, которая затем становится решающим фактором, определяющим воздействие на сознание и социальное поведение людей и различные конкретные проявления этого поведения. Всё, что мы имеем в современном мире в целом и в каждом конкретном обществе есть результат социальных действий человека. Исследовать отношения между социальной деятельностью людей, включённых в различные социальные общности и принимающих социально значимые решения, и той социальной реальностью, которая является результатом этой деятельности, с одной стороны, и обратным воздействием этой социальной реальности на человека и его социальные отношения – основная задача современной социологической науки. «Социальное значение социологии именно в том и состоит, что она анализирует различные аспекты социальной реальности, социальные действия творцов этой реальности и последствия этих действий в человеческом измерении»[3].

Конкретные цели и формы социального поведения личности в социуме обусловлены, с одной стороны, личностным потенциалом активного субъекта, а с другой стороны, статусно-ролевыми предписаниями и ожиданиями общества в соответствии с его (общества) социальным потенциалом. Момент их гармоничного совпадения предопределяет уровень социальной безопасности в трансформируемом обществе. Отсюда вся статусно-ролевая конструкция социализационного процесса (статусная позиция личности, социально-ролевые требования, цели, ценности и нормы общественного поведения, потенциальные качества и способности личности, мотивация ролевого поведения) составляют важнейший предмет социологического анализа социальной безопасности общества.

С другой стороны, важнейшим условием эффективного социального развития общества является соблюдение принципа активной самореализации каждым субъектом собственного социального потенциала в интересах удовлетворения своих потребностей и запросов общества. Социальная помощь и поддержка со стороны государства и общества необходимы и оправданны лишь постольку, поскольку они не поощряют социальную апатию и иждивенчество тех или иных субъектов, а наоборот, стимулируют их трудовую и общественно-политическую активность, творческую инициативу. Причём данный постулат имеет реальное социальное звучание и в условиях глобального системного кризиса.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     



[1] Моисеев Н.Н. Быть или не быть… человечеству? – М., 1999. – С. 207-208.

[2] Кузнецов В.Н. Социология безопасности. Программа учебного курса. – М., 2008

[3] Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке. Доклад на II всероссийском социологическом конгрессе. – М., 2003. – с. 12

Hosted by uCoz