Кукольное представление по мотивам русских  сказок – как эффективное средство, формирующее у детей чувство национального самосознания.

Филиппова Н.В.

 

   Традиционная культура любого народа является основополагающим фактором его духовного развития. Корневые основы, содержащиеся в этнокультурном наследии, это та чудодейственная сила, при помощи которой возможно формирование у подрастающего поколения главного двигателя, побуждающего личность к созиданию и действию во имя всеобщего блага. Этим двигателем является национальное самосознание, которое формирует мотивацию деятельности человека в условиях данного этноса.

   Как сказал русский педагог В.А. Сухомлинский «Сказка - колыбель мысли», а далее «Мысль, понимание, размышления играют исключительную роль в оттачивании чувств» (1, с.37). Содержащие в себе величайшую человеческую мудрость, сказки воздействуют на самые сокровенные уголки сознания ребёнка. Они помогают ему задуматься над извечными проблемами добра и зла, «в них они черпают знания о законах развития мира, о человеческой душе. Малыш  спрашивает себя: кто я, откуда произошел и как возник мир, в чем смысл жизни?» (1, с.9).

   Какие качества в характере ребёнка формирует сказка? Самые разнообразные: бескорыстие и героику, сострадание и любовь, веру и понимание, беззаветное чувство преданности и любви, и многое, многое другое. Через сказку мы помогаем ребёнку осмыслить этот огромный разнообразный мир. Мы проникаем в сферу его чувств и там творим чудеса, ибо ничто не оставляет в душе ребёнка такой след, как правдивый и искренний диалог с его внутренним «я». Важным аргументом в защиту этого утверждения является создание нового направления практической психологии - «сказкотерапия». Сказка, обладая особым качеством - «волшебством» формирует у ребёнка, особое состояние души, в котором она способна к такой созидательной работе, в результате которой ребёнок начинает постигать окружающий нас мир, изменять его и свою судьбу. И ещё одно очень важное свойство имеет сказка, она «позволяет напитать Душу Добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу. Мудрецы говорят, что самое главное - напитать душу ребёнка добром. Наверное, это самая главная задача сказок» (3, стр.170).

   Остановимся более подробно на самом явлении «русская сказка», отражающем характерные черты именно русского этнического начала. Каково же её значение в формировании национального самосознания у подрастающего поколения? Поскольку именно в русских сказках заложены архетипы русского этноса, помогающие понять и прочувствовать характер всего русского народа, его душу, его мировоззрение, его чувственный мир, то именно она закладывает в малолетнем возрасте в душе ребёнка фундаментальные представления о «русском» начале и учит его отождествлять себя с этим началом. Остановимся немного подробнее на понятии архетипа. «Архетипы - это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Архетипы - это инструменты для преодоления и упорядочивания хаоса... Архетипы составляют существо общего языка человека и материальной Вселенной» (3, стр.81). Именно в русской сказке, мы встречаем архетипы, соответствующие особому укладу русского сознания, его мифологического мировоззрения, его традиционным корням. Следует отметить также важность воздействия через русскую сказку на сознание ребёнка русского слова, традиционной русской речи, которые прививают ему языковую русскую культуру, открывают для ребёнка всю красоту русской речи.

   Традиционные имена героев русских сказок: Иван крестьянский сын, Данила мастер, Емеля, сестрица Алёнушка, царь Еремей и другие, обращают ребёнка к национальным корням, наполняют его сознание особой атмосферой всего исконно русского, родного, отличающегося от сказок других народов. Всё это имеет первостепенное значение для формирования национального самосознания у наших детей.

   Перейдём к основной стадии исследуемого нами вопроса, осмыслению такой формы русской сказки, как кукольное представление. В первую очередь, вспомним то, что кукла является одним из древнейших видов народного творчества, и ей была отведена важная роль в жизни человека. У каждого народа была своя галерея кукольных героев, отвечающая потребности именно этого этноса. У русского народа было бесчисленное разнообразие имен среди обрядовых кукол. Но, пожалуй, самым нарицательным, живущим до сих пор в сознании русского человека остается Петрушка: весёлый, жизнерадостный, дерзкий и честный, по сути своей отражающий главные черты характера самого народа. Он был первостепенной фигурой русских гуляний. Другим явлением театрального кукольного творчества были «скоморошины», широко использующие кукольные представления во время своих выступлений. Кукольные персонажи Ёрохи и Тимохи в таких представлениях, никогда не оставляли равнодушными своих зрителей.

   В чём же секрет кукольного представления, почему оно вызывает такой живой отклик в сердцах зрителей разных возрастов, а уж тем более детей?

   Видимо мистериальный образ самого действия, присущий кукольным сказкам, вызывает необыкновенный фактор доверия к тому, что происходит с кукольными героями. Что же такое мистериальное представление? Главной их целью, со ссылкой на Е.П. Блаватскую, является то, что посредством таких «представлений... преподавалось происхождение вещей, природа человеческого духа, его отношение к телу и метод его очищения и возвращения к более возвышенной жизни, каждый символ мистерии имел сокровенное значение» (4, с.290).

   Сказка является самым древним культурным явлением, которое начало складываться тогда, когда люди обладали мифологическим образным сознанием. Именно по этой причине мы и отмечаем её мистериальные свойства, такие как: одухотворение мира, природы, наделение их способностью мыслить, думать, чувствовать. Именно это способствует глубокому проникновению в человеческое сознание той идеи, которая заложена в кукольной сказке. Кукольное представление, основанное на сказочном сюжете, отличается необычайной правдивостью художественных образов, в которые невозможно не поверить, так как куклы, их ритмика и пластика заставляют поверить ребёнка в реальность происходящих событий. А разбудить в душе ребёнка любое ценное человеческое чувство можно лишь через элемент веры. Ребёнок верит - значит, он чувствует. Таким образом, кукольное представление обладает большим преимуществом в выборе форм, отображающих основную идею, заложенную в сказке, что и способствует возникновению веры в душе ребёнка, к событиям, происходящим в кукольном представлении. А значит, у ребёнка не возникает иллюзии совершаемого действия, он воспринимает всё происходящее буквально, в связи с чем, кукольное представление является более убедительным фактором воспитательного и психологического воздействия на его душу, чем любая другая воспитательная идея. Веря происходящим событиям, он соотносит себя со всем, что он видит, и через это учится самостоятельно осмысливать природу своих чувств и размышлять над миром, в котором он живёт.

   Неограниченные возможности в выборе средств и форм, для выражения той или иной сказочной идеи в кукольном представлении, делают этот вид искусства уникальным и способным донести до сознания ребёнка все потаённые уголки существующего мира в его многообразии и многоплановости. Разнообразие сказочных сюжетов дает возможность наиболее полно создавать в сознании ребенка картину окружающего его мира. Специфика создания художественных образов в кукольном спектакле дает возможность сделать эти образы правдивыми, поскольку в кукольном представлении любой персонаж может быть необыкновенным и волшебным. Так, например, в обычном театральном представлении трудно воссоздать мифические образы, которые часто присутствуют в сказках и выступают как полноправные персонажи. Создать же художественные образы одухотворенных чудодейственных персонажей в кукольном представлении, такие как: говорящее дерево, радуга, солнце, река, цветок, гора, мифические говорящие птицы и множество других, возможно, и именно в этом его уникальность.

   Такая правдивость находит отклик в сердце ребёнка и заставляет его задуматься над тем, что весь окружающий нас мир живой. Ребёнок искренне сопереживает тем или иным событиям и это возбуждает его творческое воображение, ибо в этот момент он создает внутри себя свой мир, а значит, становится творцом. На мой взгляд, это является высшим предназначением человеческой личности.

   Особенность кукольного театрального искусство заключается также в том, что театральное представление это многоплановый процесс, в котором посредством сценографии, можно передать особенности исторической эпохи, а также весь национальный колорит русского уклада жизни. Так, например, отображая события, происходящие в русской избе, мы воссоздает такие элементы русского уклада, как русская печь, лавка, прялка, дубовый стол, рукомойник и многое другое. Облачая наших героев в русские традиционные костюмы, мы также отображаем элементы традиционной культуры. Музыка, сопровождающая наше театральное представление, также наполнена традиционными мотивами, и поэтому воспитывает особое эстетическое восприятие у ребёнка, окрашенное именно русскими традиционными оттенками.

   Ранее уже говорилось о значении русского слова и русской речи, которые являются основой всех русских сказок, в представлении они оживают в голосах кукольных героев, создавая особую атмосферу напевности, ритмики, задушевности. Всё перечисленное, в совокупности выгодно отличает кукольное театральное представление от всех других форм творчества, отображающих лишь какую-то определенную часть традиционной культуры. В кукольном представлении, поставленном по мотивам русской сказки, мы воздействуем на ребёнка многопланово, раскрывая ему всю многогранность русской традиционной культуры.

   К сожалению, на сегодняшний день кукольные театры переживают не лучшие времена. По-моему, кукольное театральное искусство заслуживает большего внимания со стороны как педагогов, так психологов. Необходимо также учесть и то, что создание кукольного театрального представления самими детьми имеет огромное, как психологическое, так и воспитательное значение для детей. К.С. Станиславский сказал: «Театр есть искусство отражать жизнь» (5, с.19). Значит, погружая детей в творческий процесс театральной жизни, в процесс создания сказочной атмосферы, мы, в первую, очередь учим детей её пониманию и осмыслению, мы пробуждаем их творческий потенциал, который помогает нашим детям, становится творцами своей судьбы. Давайте же пользоваться этим могучим оружием - театром, при помощи которого мы будем творить души наших детей сильными, красивыми, правдивыми и мудрыми.

   В заключение хочу сказать, что перед старшим поколением сегодня стоит большая и ответственная задача - разбудить сердца наших детей к добру и любви в таких непростых исторических условиях, когда многое из созданного веками в традиционной русской культуре утрачено, а новое культурное пространство, отвечающее современным условиям, ещё не сформировано. Перед нами стоит сложная задача, помочь нашим детям осознать и почувствовать себя частью единого огромного организма «русский народ». А для этого им необходимо познать и проникнуть во всю мощь русской традиционной культуры, чтобы ощутить её силу и красоту, почувствовать её высокую духовность. Русская сказка и кукольный театр в этом наши первые помощники.

Литература.

1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М. «Педагогика», 1990.

2. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. - Ростов-на-Дону, 2002.

3. Зенкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. - Санкт-Петербург, 2006.

4. Блаватская Е.П.. Теософский словарь. - М, 1994.

5. Антарова К. Беседы К.С.Станиславского. - М., 1998.

 

 

 

Hosted by uCoz