Мне кажется, что мы опаздываем!

Ромм В.В.

         Среди учёных встречаются блестящие умы, которые обгоняют время, видят то, чего никто не видит, не боятся идти против течения, отстаивают свои убеждения. К таким учёным относится В.П. Казначеев. Начиная с 1997 года, жизнь подарила мне счастье постоянно общаться и  работать с Влаилем Петровичем. Тогда открылось Западно-Сибирское отделение Международной Славянской академии наук, образования, искусств и  культуры. В кабинете ИКЭМа или в коттедже академгородка, мы обсуждали стратегию развития академии, её структуру, планы работы, содержание будущих сборников. Наши встречи проходили регулярно.  О некоторых направлениях работы академии и пойдёт рассказ в данном очерке.  

Наука и культура.

Некоторые возможно помнят эти слова в единой связке. Часто это чисто формальная дань исторической  российской реальности. 285 лет назад в 1724 г. Петр I учредил «Академию наук и художеств» [1, с. 23].

Перелом второго и третьего тысячелетий в России был страшным временем для всех сфер жизни, в том числе науки и культуры. В затянувшийся период крушения старой и становления новой государственности было ощущение, что культура вызывает особую неприязнь у власть имущих и вся государственная мощь направлена именно на то, чтобы уничтожить даже воспоминание о великих достижениях многонационального советского искусства и культуры, особенно в части любительского художественно-музыкального творчества трудящихся. На небосклон государственной политики взошла новая и единственная звезда поклонения – деньги. Ничего рядом с этим кумиром не должно было быть! Средства массовой информации упорно навязывали и формировали общественное и научное целенаправляющее мнение, что  ничего важнее, кроме проблем экономики и поиска денег нет.  И всё это на фоне небывалого экономического падения.

На одном из первых заседаний ЗСО МСА,  В.П. Казначеев выступил с программным докладом: «Россию спасти от краха может только культура, искусство, творчество!» Учёный, общественный деятель и великий патриот своей страны В.П. Казначеев понимал, что в трудные времена величайшая важность культуры, искусств необычайно возрастает. Они важны не для развлечения, а для сохранения допустимого качества жизни граждан, для сохранения самого государства.

Идеи, советы, высказывания Влаиля Петровича всегда нацелены намного вперёд. Я почти отказался от проведения очередного фестиваля детского хореографического творчества. Новое время не хотело слышать о поддержке творчества, фестивали приравняли к доходному бизнесу. В этой сфере я чувствовал себя совершенно бессильным. Влаиль Петрович говорил: «Валерий! Вы не должны опускать руки. Если дело действительно нужное, то оно получится. Главное, что Вы убеждены - без концертов, фестивалей, обучение искусствам невозможно, теряет смысл и привлекательность для детей. Не останавливайтесь!»

Тот фестиваль и много последующих – областных, всероссийских и международных мы провели. Это приносило радость, удовлетворение и даже счастье десяткам тысяч юных участников и сотням тысяч зрителей. О необходимости, важности и пользе наших фестивалей, конкурсов можно писать очень много. Это делается. А вот о взаимосвязи искусства и здоровья пишется мало. Именно в решении этих задач, очень ярко проявилась плодотворность объединения представителей науки и искусств.

Танец и здоровье.

Экономические, социальные, психологические проблемы коснулись каждого жителя страны. Это отразились на здоровье всего населения, но особенно – на детях. В танцевальные кружки Сибири стало всё больше и больше приходить детей, с серьёзными проблемами по здоровью. Педагогам-хореографам детских коллективов в прошлом иногда приходилось сталкиваться только с простыми  случаями – плохая координация ребёнка, неправильный обмен веществ, слабая мышечная активность и т.д. Это были единичные редкие случаи.

В конце ХХ столетия в Сибири редкостью стал здоровый ребёнок. У них обнаруживались заболевания, считавшиеся исключительно взрослыми, прежде не встречавшиеся у детей 5-7 лет. Перед тем, как начинать учить танцу, надо было лечить детей. Можно ли брать хореографу на себя столь большую ответственность?

Такой вопрос не предполагал простого ответа. Надо было сначала найти ответ на вызовы времени, а потом передать методики молодёжи. Влаиля Петровича живо интересовало и другое. Открытие железного занавеса, вступление России в открытый мир, привело к огромному оттоку ведущих преподавателей танца за рубеж. Налаженная система переподготовки педагогов-хореографов по всей России была разрушена до основания. А опытных грамотных педагогов в России оставалось всё меньше. Не был исключением и Новосибирск. «Валерий, Вы увлечены сейчас теорией, и делаете явные успехи. Но не бросайте практику – ведь за плечами 40 лет преподавания. Это важнее наших теорий, – говорил Влаиль Петрович. – Главное, возможно, не в медицинском аспекте, хоть как врач, я думаю, прежде всего, о здоровье нации! Я считаю танец могучим лекарством, которое к тому же для пациентов не лекарство, а удовольствие!»

Для педагогов-хореографов города мы организовали в аудиториях Новосибирского медицинского института семинары по анатомии, травматологии, лечебному массажу. По инициативе отца, Сергей Влаильевич Казначеев и Людмила Вячеславовна Молчанова, безвременно покинувшая нас, обследовали тысячи детей, на разных этапах их учёбы в танцевальных кружках.

Через некоторое время совместно была разработана методика эффективной коррекции методами хореографии нетравматических видов хандрозов, сколиозов позвоночника. На фоне взлета цен на лекарства, самым дешевым и надежным средством профилактики и лечения детей оказался танец. Лидером в лечебном воздействии был классический танец. Он,  при соблюдении стандартной методики, давал поразительные лечебные и оздоравливающие результаты уже на первом этапе. Родители, отдавшие детей в кружок классического танца, видели, как их ребенок буквально на глазах меняется. Уже через полгода занятий такой ребенок зримо начинал отличаться от сверстников, которые не занимались танцем.  Его осанка становилась  красивой, позвоночник выпрямлялся, разворачивались лопатки и грудная клетка расширялась, давая возможность глубокому дыханию. Дети становились стройными, их ноги будто удлинялись. Но ещё важнее, что несмотря на трудности, ребенок становился веселым, уверенным в себе, проходили стрессы, угрюмость. Танец оказался способен лечить даже те болезни, которые другими способами  невозможно излечить.

 

Энергия непознаваемого.

Влаиль Петрович всю жизнь занимался непознаваемым, неуловимым, неизмеряемым. Исследовал свехвозможности человека, был уверен, что такие возможности не исключение, что каждый человек обладает ими, контактирует, общается на эфирном, подсознательном, полевом уровне со своими близкими, с космосом.

… Недавно я зашёл в метро и встретил композитора Юрия Павловича Юкечева. Он не видел меня,  прислушивался к музыке, рождающейся внутри. Вдруг аура творчества, окружающая композитора, коснулась и меня своим благотворным крылом. За это мгновенье, я пережил непонятное счастье, удовлетворение, вспомнил то, что тщетно пытался вспомнить уже несколько дней. Композитор сел в поезд и уехал. Аура исчезла! Как я не пытался вернуть её, она не возвращалась.

Влаиль Петрович обладает ещё более удивительной аурой, которую не останавливает расстояния. Не один раз случалось, что я передавал академику наброски сложной статьи, и потом вдалеке от академгородка чувствовал мысли учёного при прочтении текста. Я тут же бросался к компьютеру и вносил исправления в текст. Каждый раз оказывалось, что именно эти мысли академик желал добавить в  статьи. Мы при встречах не успеваем поговорить обо всём, но многое передаётся параллельно со словом. Я приезжаю из академгородка полный новых знаний, новых идей, новых проектов.

В начале 1998 г. мне удалось прочесть движения и композицию древнего танца по статуэтке, возрастом 25 тысяч лет. В то время я не верил в магию, волшебство, необычные воздействия. Но каждый показ древнего танца преподносил необъяснимые сюрпризы. Влаиля Петровича очень заинтересовали эти первые опыты. «Валерий, всё намного серьёзнее, чем Вы предполагаете, – говорил он, – Внимательно прислушайтесь к себе. Здесь очень важно зафиксировать ощущения самого исполнителя. Это редкая и уникальная возможность

В 2000 г. я решился на полномасштабный эксперимент – полную композицию танца исполнил возле Байкала, где статуэтка – носитель записи была рождена. На эксперимент собралось более ста исследователей шаманизма из нескольких стран, присутствовали и сами шаманы. Все показы танца были засняты на видеокамеры. Во время первого исполнения (около 5 минут) ясное в течение нескольких дней небо затянулось тучами, загремел гром, засверкали молнии, начался небольшой дождь. Во время второго исполнения, была заранее объявлена задача – восстановить хорошую погоду, разогнать тучи. В очередные пять минут такая задача была выполнена. Я прислушивался и запоминал свои ощущения исполнителя. Там обнаруживалось много дополняющего  видимую сторону танца.

Появилась надежда понять механизм происшедшего, если рассмотреть все внешние и внутренние эффекты. И всё же решение загадки я нашёл прежде всего в книге Влаиля Петровича с соавторами «Проблемы космоноосферной футурологии» [2] а затем в книге «Необычные явления в природе и неоднородный физический вакуум» [3]. Именно эти решения сформировали первые гипотезы закономерностей и особенностей механизма шаманского воздействия. Гипотеза была впервые опубликована в соответствующем сборнике «Казначеевские чтения». [4]. Публикация вызвала большой интерес и вопросы, которые позволяют не оставлять эту тему.

Что такое музыка?

«Танец – это хорошо! Но как бы нам разобраться с хаосом в музыке? – как-то предложил Влаиль Петрович. – От плохой музыки невозможно скрыться ни дома, ни на улице, ни на работе. В окружающем человека жизненном пространстве появился новый фактор, который нельзя игнорировать. Его следует изучить и осмыслить».

Чтобы осмыслить, мы в течение четырёх лет каждое заседание международной Славянской академии начинали с небольшого концерта студентов консерватории. Приглашали наших лучших вокалистов. Чаще всего выступали студенты класса народной артистки России З.З. Диденко. Выступления будировали мысль учёных и в каждом из докладов тема музыки находила место. Постепенно накапливался серьёзный материал.

Воздействие музыки на человека никогда не подвергалось сомнению. Об этом было известно ещё первобытному человеку. Музыка воздействует на человека независимо от его сознания, заставляет человека радоваться, и грустить, вспоминать приятное, плакать от радости или сопереживания. До сравнительно недавнего времени было известно лишь о благотворном влиянии музыки на человека. Но с середины ХХ века, появились сообщения об обратном! Научные исследования выявляли большую дифференциацию – классическая музыка лечит, а некоторые образцы современной музыки представляют большую опасность здоровью.

Заполонившую все радиоканалы, телевидение, концертные залы и эстрадные площадки вненациональную массовую популярную музыку (поп-музыку) с серьезной обоснованностью именуют «музыкальным наркотиком», «психотропным оружием».

На конференциях МСА нам удалось выйти на прорывные гипотезы понимания механизма воздействия музыки. Анализ литературы и эмпирического материала показал, что действенным противоядием отрицательного влияния вненациональной поп-культуры являются народная и классическая музыка. И в этой связи, настораживало, что в сегодняшней России народное искусство, народная музыка интенсивно искажается, подменяется, фальсифицируется, модернизируется. Классическая музыка практически не звучит в эфире, не решаются проблемы музыкального просветительства… От имени учёных МСА и  деятелей музыки Сибири было написано обращение в Совет Безопасности России, Министерство культуры РФ и Министерство Образования РФ. Это письмо имело большой резонанс и одним из результатов является созыв в Москве 22-25 октября 2009 г. международного форума «Я имею право на музыку».

Проект сотрудничества с детскими домами.

Влаиль Петровича в своих выступлениях постоянно поднимал вопросы образования, воспитания. В выступлениях многих членов академии часто звучали жалобы на то, что студенты нынче хуже, чем были раньше. Жалобы, сожаления о прошлом традиционны на любой конференции. Нам ставилась задача, если критиковать, то находить теоретический и практический способ устранения недостатков.   Как радовался Влаиль Петрович, когда мы отмечали, что количество талантливых детей, несмотря на все трудности не сокращается.  Мы обсуждали плюсы непрерывного образования, которое начинается в стенах нашей консерватории с детьми трёх-пяти лет и продолжается до выпуска.  Новое время поставило перед нашими студентами новые преграды, новые задачи. Практически все они вынуждены помимо учёбы должны работать, подрабатывать. Но речи о снижении образовательной планки не идёт. Наоборот, мы встречаем то, о чём раньше и не мечтали. Студенты, которые на наших глазах делали первые шаги, незаметно закончили консерваторию, разлетелись в разные страны и стали достойно представлять там русское искусство.

Со второго курса постоянно участвовала в конференциях МСА. Ю.Полещук. Она, кроме овладения высочайшим вокальным мастерством, освоила шесть языков. Другая студентка – Т. Богданчикова к владению шестью языками, добавила  каталонский язык, стала одной из популярнейших в Каталонии исполнительницей каталонских народных песен. В связи с этим я напомнил Влаилю Петровичу его мысль о громадной разнице КПД обычной и творческой работы.

В 2008 году из Испании приехала Т. Богданчикова и выступила с прекрасным докладом-концертом о взаимопроникновении культур. Вспоминая об этом концерте Влаиль Петрович рассказал мне, как после войны, после ранений и госпиталей он поступил  на кафедру сольного пения Московской государственной консерватории, радовался каждому уроку со своим педагогом, строил планы на будущее: «Ведь я тоже мог стать артистом, приносить такое же счастье, как эта девочка! – с неподдельным отчаянием воскликнул он.

За последние пять лет Влаиль Петрович ни разу не пропустил ни одной конференции нашей академии. Я уверен, что эти конференции действуют на него и на его сердце благотворно. Бывает, что начиная свой доклад академик еле дышит, а затем преображается на глазах, голос крепнет, и в течение часа или даже более он произносит блестящую речь.  

Влаиль Петрович всегда молодеет на глаза, когда говорит о пении, об искусстве. «Наука, жизнь питаемы искусством! – мечтательно завершил он эту тему и тут же поставил передо мной новую, невероятно трудную и интересную задачу: «Вы работаете с детьми, в основном из благополучных семей. Как нам подключить могучее оружие искусства в процесс воспитания детей-сирот?»

         В поисках решения этой проблемы, мы в том же 2000-м году пригласили воспитанников детских домов на большой фестиваль в ДК «Металлург». Сироты не только сидели в зрительном зале, но и выступали на сцене, рядом со своими сверстниками из обычных ДШИ. Концерт очень всем понравился. Приглашённые представители соотвествующимх департаментов мэрии г. Новосибирска обещали включить такой опыт в постоянную работу. Обещания остались словами.

По нашей инициативе, один-два раза в году какой-нибудь коллектив городского ДШИ приезжал с концертами в детские дома. Это Влаиля Петровича не удовлетворяло: «Если работать с детьми, то надо, чтобы были охвачены все дети. Кроме того, должно быть постоянство, уверенность, что концерты, встречи будут и в этом месяце, и в следующем. И через год!»

Воспитанники детских домов – та часть юных граждан, заботу о жизни которых – жилье, питании образовании, воспитании, об их настоящем и будущем государство взяло на себя. Государство прилагает большие усилия,  выделяет огромные финансовые и материальные ресурсы, но нельзя сказать, что этих усилий достаточно. Их не хватает именно на музыкальное просветительство, на воспитание искусством. Наш творческий союз – региональная организация Всероссийского музыкального общества, имеет достаточные творческие силы, чтобы обеспечить выполнение этой задачи в масштабах всей области.  Правда, это пока остаётся далёкой мечтой.

В 2006 г. при энергичном  участии Н.П. Толоконской, большой проект по детским домам был с энтузиазмом поддержан новосибирской торгово-промышленной палатой. За три года наша наивная вера в меценатствующих бизнессменов испарилась. Практика показала интересную особенность. Десятилетие разбойничьего капитализма, пропаганда поиска выгоды, направление на деньги принесло свои плоды. Именно те люди, которые имели средства, финансы, административные и государственные рычаги понимали термин благотворительности своеобразно, считали его одним из способов получения дополнительных денег.

Влаиль Петрович очень живо переживает все изменения, происходящие в стране, невероятно обеспокоен социальным неравенством, пытается понять, как бороться с проблемами бездомных, беспризорных. Какова дальнейшая судьба воспитанников детских домов? Как помочь детям-индиго? Его большое сердце пытается вместить всё: Как же сердцу не болеть, если этот человек чувствует себя в ответе за всё государство, считает, что он не имеет права стоять в стороне! Бывает так плохо, что академик долго никуда не ездит.

Мы не отступили. Решили выбрать задачу, которую можем осуществить без любых подачек.  С декабря 2008 года наша мечта стала осуществляться – в шесть детских домов города и области стали ежемесячно приезжать с лекциями-концертами.

Я горжусь своими коллегами. Бесплатно работают артисты, преподаватели и студенты. Это далеко не самый благополучный по зарплате слой населения. Можно даже сказать, что один из самых необеспеченных. Я горжусь студентами. Почти 80% наших студентов – приезжие. Это талантливая молодёжь из сибирских городов. Почти 100% студентов вынуждены работать. И ни один из творческих работников, студентов не отказался бесплатно участвовать в сложнейшем проекте. Влаиль Петрович расцветал в счастливой улыбке при известии об очередной встрече в детском доме. За три месяца прошло уже двадцать лекций-концертов. 

Мы радуемся пока маленькой победе! Надеемся, что скоро и государство начнёт минимальную помощь артистам в решении этого важнейшего государственного дела!

 

«Валерий! Я старый человек, и боюсь, что не успею сделать то, что могу, что обязан сделать! Мы должны опережать. Мне кажется, что мы ужасно опаздываем! Нам надо думать, как отразится сегодняшние решения на здоровье, жизни завтрашних людей и даже послезавтрашних! Это задача академии

Литература.

1.       Белявский М. Т. Основание Академии наук в России // Вопросы истории. 1974. 5. С. 23-27.

2.       Казначеев В.П., Дмитриев А.Н, Мингазов И.Ф. Проблемы космоноосферной футурологии.  Новосибирск: 2005.

3.       Дмитриев А.А., Дятлов В.П., Гвоздарев А.Ю. Необычные явления в природе и неоднородный физический вакуум. – Бийск: 2005.

4.     Новый взгляд на механизм шаманского воздействия  / Казначеевские чтения, № 3, 2008– Н-ск.зд-во «Архивариус-Н», 2008 – С. 129 – 142.

 

 

Hosted by uCoz